Научная статья на тему 'О необходимости формирования социальной модели рыночных отношений в России'

О необходимости формирования социальной модели рыночных отношений в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппов Николай Никитич, Домнина Наталья Анатольевна

Изучена экономика социальной сферы западных стран и России. Предмет исследования социальная рыночная экономика. Представлена разработка российской модели социальных отношений, основанная на опыте развитых стран по институциональному устройству, разграничению ответственности и финансированию социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости формирования социальной модели рыночных отношений в России»

Николай Никитич Филиппов

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Уральского государственного экономического

университета, заслуженный деятель науки РФ

Наталья Анатольевна Домнина

Старший преподаватель кафедры

экономической теории Уральской академии государственной службы

О необходимости формирования социальной модели рыночных отношений в России

Историю ХХ века можно считать историей осознания необходимости развития экономики, учитывающей интересы всего общества, экономики, социальный фактор в которой является определяющим.

Любая экономика по определению социальна, однако под социальной рыночной экономикой следует все же понимать особый конкретный тип экономической системы, сложившийся в последние десятилетия в развитых странах, прежде всего в государствах Западной Европы. Этот тип хозяйственной системы, отличающийся высоким уровнем экономического и социального благосостояния граждан, характеризует набор социально-экономических институтов, цель которых - реализация социальной справедливости, защищенности населения, обеспечение высокого уровня и качества его жизни. Основы такого типа хозяйствования сложились в Западной Европе в послевоенный период в процессе постепенного продвижения по пути экономического строительства и социального сотрудничества.

В Конституции РФ 1993 г. зафиксировано, что Российская Федерация является правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это означает, что в России, как и в любом цивилизованном государстве, экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан. Для этого необходим тщательный анализ экономической и социальной сфер в их системной взаимосвязи и взаимообусловленности, создание и приведение в действие механизмов институционального регулирования условий хозяйственной жизни - налогообложения, кредитования, инвестиций, антимонопольного законодательства, финансирования социальных программ.

При построении нового общества, переходе к новой экономической системе можно выделить две основные цели: создание рыночных условий хозяйствования и построение социального государства.

Если первая задача на сегодняшний день близка к осуществлению, то до выполнения второй нам еще далеко. Продолжают оставаться острыми проблемы пенсионного обеспечения, «белой» заработной платы, медицинского обслуживания, жилищно-коммунальных услуг и т.д. Таким образом, особенно актуально рассмотрение социального механизма рыночной экономики.

До сих пор вопрос о формировании комплексного социально-экономического механизма не ставился. Все решалось, как правило, отдельными законодательными актами, узконаправленными программами и другими способами «латания дыр». Законодатели выстраивали социальную политику по остаточному принципу. Зачастую от решения законодателей зависит очередное повышение пенсий или заработной платы бюджетников, поэтому необходим мощный социальный механизм, регуляторы которого определяли бы изменение этих показателей.

В литературе много внимания уделено содержанию социальной сферы, требованиям к ней, в то время как необходимо говорить об экономических регуляторах, параметрах социального механизма. Здесь важен системный подход: определение не только совокупности элементов (главными взаимосвязанными элементами модели можно назвать социальную сферу и бюджетный процесс), но и их взаимосвязей, благодаря чему достигается целостность, единство модели.

Для этого необходимо анализировать в полной взаимосвязи состояние экономики и социальной сферы, механизмы институционального регулирования условий хозяйственной жизни, которые должны обеспечивать высокий уровень социальной рыночной экономики. Мы говорим о построении модели, механизм которой должен определять степень развития социальной рыночной экономики, а также степень распределения ответственности между рыночным и государственным секторами в экономике.

Таким образом, в основе модели лежит социальный процесс. Его основой выступают социальные группы, включенные в деятельность по производству, распределению, обмену, и их межгрупповые социальные взаимодействия. На «входе» модели мы различаем следующие группы: предприниматели, наемные рабочие, госслужащие, пенсионеры и наибеднейшие слои общества. Такое деление предполагает и деление социального процесса на подпроцессы, такие как политика занятости, пенсионное обеспечение и т.д. На «выходе» находятся социальные группы, удовлетворяющие целевым показателям развития общества.

Наши задачи - проанализировать, насколько предложенные нами группы нуждаются в вовлечении в социально-экономический механизм, рассмотреть систему параметров развития социально-экономического общества и на ее основе оценить изменение положения социальных групп в соответствии с целями развития общества. Для этого необходимо дополнить модель механизмами, обеспечивающими выполнение процесса, - ресурсами, с помощью которых выполняются действия относительно различных социальных групп, а также системой регуляторов общественной жизни, представляющей собой взаимодействие государственного и рыночного механизмов в обеспечении социального процесса. Именно здесь необходимо проанализировать роль государства и рынка в различных экономических концепциях (кейнсианская теория, неолиберализм, теория экономики предложения и др.) и их практической реализации в различных странах. Результатом станет оптимальный вариант взаимодействия рынка и государства в социально-экономическом процессе и применение его в России.

Если на «входе» и «выходе» модели находятся категории, устоявшиеся как у нас, так и за рубежом, то механизм управления и ресурсная база в разных странах будут неодинаковы. Поэтому одна из задач исследования - проанализировать опыт функционирования социальной сферы зарубежных стран.

Рассмотрим основные принципы формирования системы социальной защиты в развитых странах. Анализ зарубежного опыта позволяет максимально четко определить особенности национальных вариантов, сопоставить их между собой и разработать такой, который максимально эффективно решал бы социальные проблемы в российском обществе и снизил бы социальную напряженность.

В системе социальной защиты Германии центральное место занимает социальное страхование, которое подразделяется на подсистемы обязательного и частного страхования и охватывает медицинское, пенсионное, страхование по инвалидности, безработице, от несчастных случаев. Система социальной защиты Германии базируется на фундаментальных принципах социального страхования, социального обеспечения и попечительства. Она строится по принципу самоуправления, согласно которому учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Однако это не означает, что государство не несет никакой ответственности: финансовая и организационная независимость не противоречат необходимости определения государством

правовых рамок возникновения и деятельности страховых институтов, она создает правовую основу, на которой строятся отношения между страхователем и страхуемым. Кроме того, государство осуществляет правовой надзор за деятельностью органов социальной защиты.

Г осударственные программы социальной помощи США охватывают наиболее нуждающиеся категории населения - пенсионеров, имеющих доход ниже установленного уровня, ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних детей из бедных по американским стандартам семей. Система государственного социального вспомоществования, будучи одним из элементов перераспределения первичных доходов, ориентирована на малоимущие семьи и одиноких граждан, оказавшихся не в состоянии обеспечить себя.

К числу основных программ вспомоществования, реализуемых в настоящее время в США, относятся: программы денежной, медицинской, продовольственной помощи, программы помощи в оплате жилья, получении образования и переквалификации. В соответствии с принятыми программами поддержка оказывается в виде соответствующих услуг, а также денежных пособий.

Отчисления на социальное страхование - вторая по величине статья доходов федерального бюджета США - уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В отличие от многих европейских стран, где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. Отчисления имеют строго целевое назначение.

Швеция имеет долгую историю развития системы социального обеспечения. В настоящее время стоимость всей системы общественного благосостояния, здравоохранения и социальных служб составляет около 27% ВВП. Стоимость системы социального страхования, включая страхование от безработицы и семейные пособия, равна приблизительно 18% ВВП (пособия, выплачиваемые как возмещение заработка, составляют примерно 25% всего уровня индивидуального потребления). Таким образом, в среднем гражданин Швеции получает из национальной системы социального страхования 25% всех ресурсов, которые он тратит на удовлетворение ежедневных потребностей.

Система социального страхования перераспределяет средства в течение временных периодов и между группами общества. По сути, есть три элемента перераспределения помимо и сверх основного риска выравнивания, который встречается во всех формах страхования - платят все, но выплаты получают лишь те, кто оказывается в сложном положении.

Общественная система страхования является общей в нескольких смыслах, она на равных условиях охватывает все население. Страхование в большей степени финансируется за счет пропорциональных отчислений от заработка и налогов, и условия одинаковы для всех.

Шведская система социального обеспечения отличается трехкомпонентным подходом, в основе которого лежат общественные программы, совмещающие в себе корпоративные элементы и частные страховые полисы (общественные программы, схемы коллективного страхования, частное страхование). Примеры взаимодействия трех составляющих системы социального обеспечения: страхование родителей, детские пособия, поддержка семьи, жилищные субсидии, страхование гражданской ответственности водителя автотранспортного средства независимо от виновника столкновения, семейные пособия и скидки. Общий подход в страховании, основанном на учете уровня дохода, заключается в том, что люди делают одинаковые процентные отчисления от дохода для получения такой же страховой компенсации.

Более подробный анализ системы социальной защиты различных стран представлен в таблице.

Сравнительный анализ систем социальной защиты развитых стран

Критерии в области социального обеспечения США Г ермания Швеция

Население, млн чел. «Входные» данные: 268,9 социальные группы 82,0 9,0

Какие группы людей включены Ветераны, инвалиды, несовершеннолетние дети из бедных семей, малоимущие семьи и одинокие граждане, оказавшиеся не в состоянии обеспечить себя Население в возрасте ог 7 до 21 года, неполные семьи, люди с ограниченной трудоспособностью, вынужденные переселенцы Все население

Численность получателей 41,5 - денежные выплаты, 30,0 - 2,7 (8,5% населения) Колеблется

социальной помощи, млн чел. неденежная помощь

Средний размер пособия Законодательные акты, нормативы Зависит от получения других доходов Управленчес) Законы «О социальном обеспечении», «О дополнительном гарантированном доходе», «Об экономических возможностях» От 215 марок в год при условии отсутствия постоянного дохода и на основе социальных стандартов земель <ий механизм Кодекс социального права ФРГ, «Программа-2010» Не увязан с размером заработной платы и семейным положением Законы «О социальном страховании», «Страхование от производственных травм», «Страхование родителей 1974»

Соотношение различных секторов в системе социальной защиты (государство/рынок) Г осударственная защита наиболее нуждающихся категорий населения Г осударственная, частная, благотворительная системы Многие формы страхования финансируются исключительно за счет бюджетных средств

Контроль Министерство здравоохранения и социальных служб, Управление социального обеспечения, Администрация по делам детства, система штрафов Ограничения по срокам получения, индивидуализация помощи Страховая касса, контролируемая государством

Основания для получения помощи Закон «О личной ответственности и возможностях трудоустройства» Ограничения по срокам получения

Проблемы Система социальной защиты «Ловушка бедности» Регулирующ Основана на Бевериджской концепции ий механизм Основана на Бисмаркианской концепции Высокое налогообложение Основана на Бевериджской концепции

Программы, включенные в систему Программы денежной, медицинской, продовольственной помощи, программы помощи в оплате жилья, получении образования и переквалификации Страхование от несчастного случая, попечительское страхование Пособия семьям, целевая жилищная субсидия, пособие по инвалидности

Критерии в области социального обеспечения США Г ермания Швеция

Преимущества «Трудовые корпуса», «Медикейд» Помощь переселенцам и гражданам страны за границей Конвенция о социальной защите с другими странами

Виды помощи 25% - денежная, 75% - неденежная Материальная, нематериальная Материальная, нематериальная

Источники финансирования: отчисления на социальное страхование, % 15,02 фонда заработной платы 14-16 заработной платы 38 заработной платы для наемных работников и 39,3 для работодателей

Кто финансирует Работодатели и наемные работники поровну Основная часть -взносы работодателей и наемных работников, а также общие налоговые поступления в бюджет Обязательные страховые взносы, социальные налоги, получаемые с работодателей и частных предпринимателей

Расходы на государственную помощь 437 млрд дол. 45 млрд марок 414 млрд крон

Доля социальных расходов, % ВВП 14,7 27,3 31

Примечание. Составлено автором.

Таким образом, системы социального страхования и обеспечения развитых государств, помимо фискальной функции наполнения бюджета, выполняют функции регулирования социально-экономического развития. Опыт западных стран вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, обязательно учитывая особенности сложившейся ситуации в экономической и социальной сфере России.

Сегодня формы социальной защиты в России в целом отражают специфику переходной экономики. Сбор и распределение финансовых средств по-прежнему остаются прерогативой государства. Гарантии и льготы предоставляются в виде социальной помощи в основном на уравнительной основе. Подавляющая часть компенсаций, социальных выплат и пособий предоставляется без учета степени нуждаемости, уровня социальных и профессиональных рисков.

Существующая система социальной защиты громоздка. Льготы населению являются формой компенсации низкой оплаты труда и других доходов. Потребность в социальной помощи, обусловленная прежде всего высоким уровнем бедности, за годы реформ значительно возросла. Действующая система социальных выплат и льгот не позволяет справедливо перераспределять ресурсы в пользу наиболее нуждающихся граждан. Чаще всего льготы предоставляются по категориальному принципу, независимо от материального положения, потребностей и экономических возможностей их получателей. Нет четкого разграничения полномочий и источников финансирования выплат пособий и льгот между различными уровнями бюджетной системы страны. Это приводит к размыванию ответственности и дисбалансу между обязательными социальными расходами и возможностями их финансирования. На региональные и местные бюджеты возложены установленные федеральным законодательством социальные обязательства, на погашение которых не хватает средств. Представление экономически невыгодных бюджетных субсидий и дотаций производителям товаров и услуг вместо непосредственной социальной помощи в денежной форме конкретным целевым группам населения ведет к безадресному расходованию средств. Льготы производителям искажают экономическую природу цен, подавляя свободную конкуренцию. Таким образом, действующая система социальной защиты создает нагрузку не только на бюджеты всех уровней, но и на экономические субъекты.

Целесообразно реформирование существующей системы по трем основным направлениям: рационализация использования средств путем перераспределения их в пользу наиболее нуждающихся, адаптация системы социальных выплат и льгот к рыночным отношениям, приведение социальных обязательств государства в соответствие с его финансово-экономическими возможностями. Реализация принципа адресности социальной помощи требует постепенного и

взвешенного пересмотра и отмены ряда льгот с использованием адекватных компенсационных механизмов для наиболее уязвимых слоев населения.

Литература

Антропов, В. В. Социальная рыночная экономика: путь Германии / В. В. Антропов. М.: Экономика, 2003.

Липина, С. А. Социо-экономика России переходного периода (1991-2003) / С. А. Липина. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Обучение рынку / под ред. С. Ю. Глазьева. М.: Экономика, 2004.

Эклунд, К. Эффективная экономика - шведская модель / К. Эклунд. М.: Экономика, 1991. Экономика США / под ред. В. Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003.

Ясин, Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: курс лекций / Е. Г. Ясин. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

■к -к -к -к -к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.