Научная статья на тему 'О некоторых вопросах взаимодействия следователя с оперативным аппаратом при расследовании взяточничества в условиях противодействия'

О некоторых вопросах взаимодействия следователя с оперативным аппаратом при расследовании взяточничества в условиях противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2056
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ВЗЯТКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОПЕРАТИВНЫЙ СОТРУДНИК / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CORRUPTION / ECONOMIC CRIMES / INVESTIGATOR / INVESTIGATION OF CRIMES / INTERACTION / BRIBERY / OPERATIONS OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трухачев Вадим Викторович

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователя с оперативным аппаратом при расследовании взяточничества в условиях противодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some issues of interaction between an investigator and the operational apparatus in the investigation of bribery in the conditions of counteraction

In the article the questions of interaction between an investigator and the operational apparatus in the investigation of bribery in the conditions of counteraction are considered.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах взаимодействия следователя с оперативным аппаратом при расследовании взяточничества в условиях противодействия»

Трухачев Вадим Викторович

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права Воронежского государственного университета (e-mail: truhachev@law.vsu.ru)

О некоторых вопросах взаимодействия следователя с оперативным аппаратом при расследовании взяточничества в условиях противодействия

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователя с оперативным аппаратом при расследовании взяточничества в условиях противодействия.

Ключевые слова: коррупция, взятка, экономические преступления, следователь, оперативный сотрудник, расследование преступлений, взаимодействие.

V.V. Trukhachev, Doctor of Law, Professor, Head of a Chair of Criminal Law of the Voronezh State University; e-mail: truhachev@law.vsu.ru

On some issues of interaction between an investigator and the operational apparatus in the investigation of bribery in the conditions of counteraction

In the article the questions of interaction between an investigator and the operational apparatus in the investigation of bribery in the conditions of counteraction are considered.

Key words: corruption, bribery, economic crimes, investigator, operations officer, investigation of crimes, interaction.

Практика борьбы с коррупцией позволяет утверждать, что расследование преступлений данной категории в современных условиях осложняется высоким уровнем профессионализма и организованности взяточников и, как следствие, активным противодействием расследованию.

В этой связи одним из факторов, который определяет эффективность расследования коррупционных преступлений, а также выступает гарантом предупреждения и преодоления противодействия со стороны заинтересованных лиц, является надлежащая организация и непосредственное осуществление в процессе раскрытия и расследования преступления взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции.

Проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий с момента поступления первоначальной информации о факте противоправного деяния и постоянный обмен оперативной информацией в процессе расследования данного преступления свидетельствуют о необходимости объединения возможностей следственных подразделений с

оперативными подразделениями в целях быстрого и полного раскрытия преступления.

Вопросы взаимодействия субъектов расследования и раскрытия преступлений получили свое развитие в работах известных ученых [1].

Под взаимодействием следователя с субъектами оперативного аппарата при расследовании взяточничества в условиях противодействия мы понимаем основанное на нормативных актах сочетание и использование всех возможных законных мер подразделений правоохранительных органов, направленных на расследование и раскрытие преступления.

Содержание взаимодействия субъектов расследования должно иметь внешнее выражение, или, говоря иными словами, форму. Большинство криминалистов различают две основные формы взаимодействия: правовую (процессуальную) и организационную [2, с. 19]. Деятельность следователя и оперативных работников по расследованию и раскрытию взяточничества осуществляется в соответствии с законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, на основании чего можно сделать вывод о том, что и формы их взаимодействия являются правовыми (процессуальными).

212

На практике подобное взаимодействие организуется в зависимости от сложившейся следственной ситуации, особенности которой предопределяют характер и объем оперативно-розыскных мероприятий, соответственно, и степень участия оперативного аппарата, привлекаемого к проведению оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Между следователем и оперативными работниками в процессе расследования возникают и складываются связи не только в процессуальных формах, но и в таких формах взаимодействия, которые хотя и не закреплены законом, но получили широкое распространение на практике (например, совместное обсуждение и составление планов, консультации, обмен информацией и т.д.). Указанные формы взаимодействия как раз носят характер организационных [3, с. 71].

Принципами взаимодействия субъектов расследования являются соблюдение законности всеми субъектами взаимодействия в их деятельности, своевременный и полноценный обмен информацией, комплексное использование сил и средств, организующая роль следователя и его процессуальная самостоятельность.

Хорошо налаженное взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции при расследовании данной категории дел раскрывает его самые изощренные и замаскированные виды.

Значение информации, полученной при проведении оперативно-розыскных мероприятий при расследовании и раскрытии коррупционных преступлений, высоко, т.к. оперативно-розыскное сопровождение расследования данных преступлений в условиях противодействия осуществляется по двум направлениям: 1) информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности, необходима для принятия процессуальных решений по уголовному делу (возбуждение уголовного дела, подготовка и проведение следственных действий и др.); 2) деятельность работников оперативного аппарата способствует выявлению признаков противодействия расследованию коррупционных преступлений, что помогает следователю своевременно его пресечь или нейтрализовать.

Анализ практики расследования коррупционных преступлений показал, что сведения, полученные оперативным путем, использовались в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и проведения следственных действий, в качестве доказательств по уголовному делу.

При изучении уголовных дел данной категории установлено, что наибольшие трудности

возникают во взаимодействии следственного аппарата и оперативного подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции на стадии реализации материалов оперативной проверки и относительно порядка выполнения поручений следователя.

Следственные работники часто выражают недоверие к информации, которую предоставляют оперативные работники, а сотрудники оперативного аппарата не всегда качественно и своевременно выполняют поручения следователей.

Анализ практики показал, что следователи при расследовании уголовных дел о взяточничестве часто допускают ошибки: несвоевременное проведение неотложных следственных действий, несвоевременное закрепление доказательств, упущение возможности использования научно-технических средств, несвоевременное реагирование на оперативно-розыскные материалы, недооценка необходимости проведения оперативно-розыскных (оперативно-технических) мероприятий.

В итоге указанные недостатки приводят к увеличению сроков расследования уголовных дел, активизации противодействия этому процессу.

Мы полностью согласны с мнением А.А. Бокова о том, что взаимодействие органов, расследующих преступление, а также их подразделений должно быть систематическим и охватывающим все возможные источники информации. Кроме того, такое взаимодействие должно предполагать «перекрестный» сопоставительный анализ имеющихся данных [4, с. 95]. Иными словами, взаимодействующие стороны при расследовании преступления должны организовывать свою деятельность на основании четко проработанной схемы получения, фиксации и обмена информацией между субъектами расследования.

Вся работа правоохранительных органов, направленная на раскрытие преступления и привлечение виновного к ответственности, должна вестись опытными сотрудниками, совмещающими возможности осуществления как оперативно-розыскных, так и следственных функций.

Анализ практики показал, что одним из основных источников доказательств коррупционных преступлений, положенных в основу обвинения, являлись результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий.

При расследовании уголовных дел о взяточничестве проводились следующие оперативно-розыскные мероприятия: оперативный эксперимент, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов

213

связи, сбор образцов для сравнительного исследования. Не существует более эффективного способа выявления источников прямых доказательств, чем задержание взяточника с поличным при проведении оперативного эксперимента, что подтверждает анализ практики расследования уголовных дел данной категории. Практически по всем уголовным делам осуществлялся оперативный эксперимент, впоследствии оформляемый актом и приобщаемый к материалам уголовного дела.

Оперативно-розыскная деятельность, сопровождая действия следователя, создает условия для более эффективного воздействия на субъектов противодействия и созданную ими ситуацию. Осуществляемая на основании закона, она предшествует и сопутствует мерам следователя по преодолению противодействия расследованию либо создает условия для эффективного их применения [5, с. 80].

Специфику взаимодействия работников следствия и оперативно-розыскных аппаратов при расследовании взяточничества в условиях активного противодействия можно проследить на примере всей системы преступных действий по противодействию расследованию.

При анкетировании 84% опрошенных следственных работников указали, что сталкивались с противодействием раскрытию взяточничества уже при решении вопроса о возбуждении уголовного дела и на начальном этапе расследования. Основу результативного прогнозирования возможных действий субъектов противодействия составляют уровень профессионализма и опыт следователей и оперативных работников, а также их способность предугадывать действия представителей противодействующей стороны [6, с. 120-122].

На первом этапе формирования системы противоправных отношений по противодействию расследованию взяточничества заинтересованными в этом лицами, прежде всего, реализуются попытки организации всевозможных контактов с использованием коррупционных связей.

Подобные контакты осуществляются с отдельными коррумпированными представителями аппаратов государственной власти или правоохранительных органов, способными влиять на ход и результаты расследования, в целях предотвращения установления истины по делу и склонения лиц, проводящих расследование, к «взаимовыгодному сотрудничеству».

В таких случаях в зависимости от сложившейся для преступников ситуации и целей противодействия (предотвращение возбужде-

ния уголовного дела, выведение из сферы уголовного преследования преступника, изменение квалификации деяния, затягивание расследования, создание условий для оправдания преступника и пр.) они могут использовать различные способы воздействия: уговоры, шантаж, компрометацию, высказывание угроз, нередко предложение взятки и т.д.

Результативность предотвращения деятельности по возможному противодействию расследованию во многом зависит от полноты и своевременности полученных следователем оперативных данных.

Располагая исходными данными установочного характера о преступнике (его образе жизни, особенностях личности, связях и пр.), следователь с оперативным работником могут продумать всевозможные варианты поведения заинтересованных в исходе дела лиц и принять меры по своевременному упреждению преступного воздействия на процесс расследования.

В первую очередь следователь должен принять меры, исключающие возможность применения насилия, и убедить лиц, в отношении которых возможна попытка оказания давления, что следователь и оперативные работники в состоянии обеспечить не только их личную безопасность, но и безопасность их близких. Не исключено, что для выявления подобных связей, а также установления лиц, с помощью которых преступники намериваются повлиять на ход следствия, оперативные и следственные работники на время сочтут нужным отложить проведение каких-либо оперативных мероприятий или следственных действий.

Выявление подобных действий и изобличение их инициаторов и организаторов чрезвычайно сложно. Поэтому активное использование возможностей оперативно-розыскной деятельности является одним из наиболее эффективных средств предотвращения физического и психологического воздействия, осуществляемого в отношении участников уголовного процесса по склонению их к «преступному сотрудничеству» в целях противодействия.

Второй этап системы действий по воспрепятствованию расследованию взяточничества включает в себя осуществление субъектами противодействия конкретных действий, содержание которых напрямую зависит от их должностного и процессуального положения. Наиболее активными субъектами противодействия выступают, помимо подозреваемого (обвиняемого), адвокаты [7] и коррумпированные руководители и должностные лица, а иногда и непосредственные руководители субъекта расследования.

214

Типичными признаками противодействия расследованию взяточничества являются: изменение показаний в пользу подозреваемого; неоднократные заявления необоснованных ходатайств и жалоб со стороны адвоката в процессе расследования и судебного рассмотрения дела; дача вышестоящим руководителем следственного органа следователю «сомнительных» указаний; отказ в даче согласия на проведение отдельных следственных действий; непредставление запрашиваемых предметов и документов, имеющих значение для расследования; признаки симуляции заболеваний подозреваемым (обвиняемым) и т.д.

Результатом подобного противодействия процессу расследования является негативное воздействие и на материальные следы преступления. Причем арсенал приемов воздействия преступников в отношении их чрезвычайно широк и включает в себя утаивание, уничтожение, маскировку, фальсификацию доказательств, их ложную трактовку, неправильную правовую оценку, а зачастую и сочетание всех указанных приемов.

Когда механизм реализации действий, направленных на запланированное противодействие расследованию, уже запущен, а установление лиц, организовавших подобную деятельность, представляется весьма сложным, перед

оперативными работниками встает задача построить свою работу, усилив возможности установить признаки оказываемого противодействия, при этом опираясь на конкретные задачи и поручения следователя. Решающую роль в этом играют навыки добывания и фиксации доказательств факта передачи предмета взятки.

Осуществление согласованного и целевого взаимодействия следователя и оперативных работников при расследовании взяточничества позволит решить основные задачи по обнаружению признаков дачи-получения взятки и привлечению виновных к ответственности, а также преодолению возможного противодействия расследованию.

На основании вышеизложенного автор приходит к выводу о том, что эффективность работы следователя и сотрудников оперативного подразделения по выявлению указанного механизма противоправного воздействия на процесс расследования и установлению лиц, участвующих в этом, определяется, прежде всего, своевременным и полным производством оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на фиксацию доказательств и документирование состава преступления.

1. Закатов А.А. Роль взаимодействия следователей с органом дознания в выявлении латентных преступлений // Проблемы советского государства и права. Иркутск, 1975. Вып. 9-10.

2. Бекетов А.Ю. Актуальные вопросы использования непроцессуальных форм взаимодействия следователя и органов дознания в ходе расследования преступлений // Следователь. 2000. № 4.

3. Плеснева Л. П. Правовые и организационные основы взаимодействия следователя с органами дознания: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2002.

4. Боков А.А. Первоначальный этап раскрытия и расследования контрабанды: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

5. Бурлин С. А. Проблемы преодоления противодействия расследованию преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов: дис. ... канд. юрид, наук, Саратов, 2002.

6. Криминалистика: учеб. / Т.В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

7. Гармаев Ю.П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве. Иркутск, 2005.

1. Zakatov A.A. Role of the interaction of investigators with a body of inquiry in identifying latent crime // Problems of the Soviet state and law. Irkutsk, 1975. Iss. 9-10.

2. Beketov A.Yu. Actual issues of the use non-processual forms of interaction between the investigator and investigation bodies in the investigation of crimes // Investigator. 2000. № 4.

3. Plesneva L.P. Legal and organizational foundations of cooperation between an investigator and inquiry bodies: diss. ... Master of Law. Irkutsk, 2002.

4. Bokov A.A. The initial phase of disclosure and investigation of smuggling: diss. . Master of Law. Moscow, 2004.

5. Burlin S.A. Problems of overcoming of combating crimes of tax evasion: diss. ... Master of Law. Saratov, 2002.

6. Criminalistics: textbook / T.V. Averyanova, R.S. Belkin, Yu.G. Koruhov, E.R. Rossinskaya. 3rd ed., rev. and add. Moscow, 2008.

7. Garmaev Yu.P. Illegal activities of lawyers in criminal proceedings. Irkutsk, 2005.

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.