УДК 343.985.7 DOI 10.25724/VAMVD.IEFG
ББК 67.523.13
О. А. Решняк
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕЗАКОННОГО СБЫТА
СИНТЕТИЧЕСКИХ НАРКОТИКОВ, СОВЕРШЕННОГО БЕСКОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ
При рассмотрении проблемы борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота синтетических наркотиков следует учитывать, что способы совершения данного вида преступлений меняются. Изучение статистики зарегистрированных и раскрытых преступлений дает возможность лучше понять динамику противодействия преступности. В статье проанализирована ситуация борьбы с распространением и сбытом синтетических наркотиков в России. Значительное влияние на рост преступности в данной сфере оказала новая историческая фаза цивилизации — информационное общество. В связи с этим раскрываемость указанных преступлений снизилась, так как сотрудники правоохранительных органов стали испытывать трудности в поиске следов. Автором изучен и проанализирован бесконтактный способ сбыта синтетических наркотиков, рассмотрен механизм следообразования по данной категории преступлений, представлен перечень возможных мест нахождения доказательств, имеющих большое значение для раскрытия преступления.
Ключевые слова: синтетические наркотики, бесконтактный сбыт, борьба с наркопреступностью, компьютерные технологии, закладки-тайники.
O. A. Reshnyak
ABOUT SOME QUESTIONS OF INVESTIGATION OF ILLEGAL SALE
OF SYNTHETIC DRUGS, COMMITTED A NON-CONTACT WAY
Considering the problem of combating crime in the sphere of trafficking in synthetic drugs, it should be borne in mind that the methods of committing this type of crime are being improved. The study of statistics of registered and solved crimes in the field of sales makes it possible to better understand the dynamics of the fight against crime. The article analyzes the situation in the fight against the spread and sale of synthetic drugs in Russia. A significant impact on the dynamics of crime in this area has had a new historical phase of civilization — the information society. In this regard, the detection rate of these crimes has decreased, as law enforcement officers began to experience difficulties in finding traces. The author studied and analyzed the contactless method of sale of synthetic drugs and on the basis of it the mechanism of trace formation on this category of crimes is considered, and also versions of possible locations of the proofs which are important for disclosure of crime are offered.
Key words: synthetic drugs, contactless, fighting drug-related crime, computer technology, bookmark-caches.
На протяжении последних десятилетий вопросы наркотизации населения стали серьезной проблемой не только для правоохранительных органов, но и для государства в целом. Число зарегистрированных преступлений в России, связанных с незаконным
оборотом наркотиков, стабильно держится на одном уровне (диаграмма 1). Распространение наркотиков является преступным бизнесом с высокой прибылью.
уголовный процесс, криминалистика ! и оперативно-разыскная деятельность
Диаграмма 1. Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств,
психотропных веществ или их аналогов
В 2013 г. в России было зарегистрировано 231 462 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, из них 108 874 связаны со сбытом. Количество раскрытых общественно опасных деяний составило 138 796, среди которых 33 133 — незаконный сбыт. В 2018 г. в нашей стране было выявлено 200 306 преступлений рассматриваемой категории, из них 112 854 — сбыт. Раскрыто 113 174 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотических
средств, в том числе 31 129 фактов незаконного сбыта [1].
Число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным сбытом, на протяжении нескольких лет остается практически неизменным (диаграмма 2), при этом раскрываемость таких деяний стабильно низкая (около 50 % от всех зарегистрированных преступлений, а в сфере незаконного сбыта — в три раза меньше).
Диаграмма 2. Состояние преступности в сфере незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
Это обусловлено, в том числе, тем, что в последнее время все чаще сбыт совершается бесконтактным способом: с использованием мобильных телефонов, планшетов, смартфонов, компьютеров, электронных терминалов, предназначенных для перевода денежных средств, и иных устройств. В рассматриваемой ситуации алгоритм приобретения наркотиков в общем виде выглядит следующим образом:
1. Преступники размещают в сети «Интернет» объявления о продаже наркотиков.
2. Покупатель, заинтересовавшись таким предложением, выходит на связь с продавцом и, согласовав детали, производит оплату через электронные платежные системы: «WebMoney», «Ян-декс.Деньги», «Qiwi-кошелек» и др. — либо перечисляет деньги через систему переводов: «WestemUnюn», «UNIstream» и т.п.
3. После получения денег продавец отправляет смс-сообщение покупателю о точном месте нахождения наркотика («закладке»), откуда последний самостоятельно забирает его.
В результате личного контакта между сбытчиком и приобретателем наркотиков не происходит, что влечет за собой трудности в доказывании. Кроме того, при совершении анализируемых преступлений организованными группами каждый член такой группы выполняет определенную организатором функцию в условиях строжайшей конспирации, что позволяет осуществлять незаконную деятельность в течение длительного времени и значительно снижает возможность привлечения к ответственности всех участников.
Поскольку все действия, связанные с поиском клиентов, перепиской в социальных сетях и мобильных приложениях, производством закладок и т. д., осуществляются курьерами, а переводы денежных средств с электронных платежных систем на счета — с использованием подставных лиц, на которых регистрируются эти счета, в большинстве случаев участники организованной группы не только не обладают информацией о ее руководителе, но и часто не знакомы между собой.
Все абонентские номера (для переписки сбытчика с приобретателем) регистрируются на ранее не знакомых лиц, не осведомленных о деятельности преступной группы. Обычно это лица, злоупотребляющие спиртными напитками, не имеющие постоянного заработка, которые за определенную денежную сумму осуществляют регистрацию на свое имя нескольких сим-карт, затем передают их преступникам. Таким же образом
оформляются банковские пластиковые карты, на которые в дальнейшем приобретатель переводит деньги за покупку наркотика. Сим-карты и банковские счета постоянно меняются.
При общении между собой посредством мобильной связи преступники используют определенные обозначения, кодовые слова, шифры. Как правило, организатор преступной группы находится далеко от места размещения закладки: в другом городе или стране.
Кроме того, при регистрации в электронных платежных системах («Qiwy-кошелек», «Ян-декс.Деньги» и т. п.) не требуется подтверждение личности, что позволяет внести вымышленные данные, которые не будут подвергаться проверке.
В последнее время широкое распространение получили синтетические наркотики, производящиеся в лабораториях из различных химических веществ на основе растительных наркотиков, обладающие сильным наркотическим действием и отличающиеся относительно низкой стоимостью. Наиболее ярким примером являются так называемые курительные миксы или смеси, спай-сы, соли и т. п. [2]. Это синтетические аналоги марихуаны, например, JWH (джи-ви-аш). Некоторые из них внесены в Список I наркотических средств, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством и международными договорами [3].
С учетом того что рассматриваемые деяния часто совершаются группой лиц, можно выделить несколько уровней преступной деятельности:
— организационно-управленческий — деятельность организатора по осуществлению поставок наркотических средств и их передаче сообщникам для дальнейшего измельчения, взвешивания и расфасовки;
— организационно-обеспечивающий, включающий в себя «диспетчеров», «массажистов». В обязанности первых входит сбор и хранение информации о местах расположения тайников; банковских и иных счетах, на которых хранятся денежные средства, полученные от продажи наркотиков; телефонных номерах продавцов и покупателей. Под «массажистами» понимают лиц, деятельность которых направлена на поиск помещений, а также приборов, технических средств и иного оборудования для удобства приготовления, расфасовки и хранения наркотических средств.
— исполнительский — так называемые «бегунки» — лица, непосредственно доставляющие
расфасованные свертки с наркотическим средством в тайники.
При бесконтактном способе сбыта наркотических средств с использованием современных инновационных технологий в структуру следообразо-вания будут входить виртуальные следы, поэтому при расследовании анализируемых преступлений информацию о преступной деятельности нужно искать в компьютерной технике, мобильных средствах связи, на сайтах, где размещаются соответствующие предложения.
По мнению А. Ю. Семенова, следы преступления на компьютере потерпевшего можно обнаружить в таблицах расширения файлов (FAT, NTFS и др.); системном реестре операционной системы; отдельном кластере магнитного носителя информации (винчестер); файлах и каталогах (папках) хранения входящей электронной почты и прикрепленных исполняемых файлах конфигурации почтовой программы; файлах конфигурации программ удаленного соединения компьютера с информационной сетью [4].
Компьютеры устроены таким образом, что они могут хранить в своей памяти всю информацию о действиях, которые когда-либо с ними совершали. Включение, выключение, а также иные операции отображаются в журналах администрирования и журналах безопасности. Операции, связанные с установкой или удалением программ остаются в реестре компьютера (так называемых reg-файлах), а сведения о работе в сети «Интернет», локальных и иных сетях — в ^-файлах. Все действия с файлами фиксируются в их свойствах (время создания, изменения, последнего открытия) и т. д. [5]. Данную информацию можно обнаружить и в компьютере предполагаемого преступника. Если у него отсутствуют специальные знания в области компьютерных систем и устройств, то удалить ее он не сможет.
Установление способа совершения преступления и выявление наличия признаков конкретного преступления будут способствовать правильной квалификации совершенного деяния, постановке версий о лицах, совершивших преступление, и определению направления расследования.
1. Статистика. URL: https://мвд.рф/mvd (дата обращения: 16.05.2019).
2. Корчагин О. Н., Чирков Д. К., Литвиненко А. С. Синтетические наркотики в России как реальная угроза национальной безопасности // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 245—253.
3. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (с изм. и доп. от 25.05.2017 № 631 // Рос. газ. 1998. № 134.
4. Семенов А. Ю. Некоторые аспекты выявления, изъятия и исследования следов, возникающих при совершении преступлений в сфере компьютерной информации // Сибирский юридический вестник. 2004. № 1. С. 53—55.
5. Смушкин А. Б. Виртуальные следы в криминалистике. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article. php?id=22&art=4083 (дата обращения: 12.04.2019).
© Решняк О. А., 2019
1. Statistics. Available from: https: //mvd.rf/mvd. Accessed: 16 May 2019.
2. Korchagin O. N., Chirkov D. K., Litvinenko A. S. Synthetic drugs in Russia as a real threat to national security. Actual problems of economics and law. 2015; 33 (1): 245—253.
3. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 681 of 30 June 1998. "On approval of the list of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors that are subject to control in the Russian Federation". (ed. 05/05/2017 No. 631). Rossiyskaya gazeta. 1998; 134.
4. Semenov A. Yu. Some aspects of identifying, seizing and investigating traces arising from committing crimes in the field of computer information. Siberian Legal Bulletin. 2004; 1: 53—55.
5. Smushkin A. B. Virtual traces in forensics. Available from: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=22&art=4083. Accessed: 12 April 2019.
© Reshnyak O. A., 2019
Решняк Ольга Александровна, преподаватель кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России; e-mail: [email protected]
Reshnyak Olga Alexandrovna, lecturer at the criminology department of the training and scientific complex of preliminary investigation in law-enforcement bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
* * *