УДК 34. 4414 Юридические науки
Голованов М.О., преподаватель кафедры государственного и
административного права ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» e-mail: primeminister12@yandex.ru
Найкина Ю.А., студентка ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
e-mail: naikinan@mail.ru
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ В ВЕНГРИИ
Аннотация: Статья посвящена регулированию правового положения этнических меньшинств в Венгрии.
Ключевые слова: Венгрия, национальное меньшинство, равноправие, защита, правовое положение.
Annotation: The article is devoted to legal regulation of the situation of ethnic minorities in Hungary.
Keywords: Hungary, minority, equality, protection, legal status.
В современном мире насчитывается около 3500 тысяч этнических групп и около 200 государств. Необходимо отметить, что практически все государства в своем роде полиэтничны, причем степень полиэтничности везде достаточно разная. Этносы различных государств будут отличаются друг от друга традиционным бытом и культурой, но несмотря на данную дифференциацию они должны иметь одинаковые права и обязанности перед государством. Государство же в свою очередь имеет корреспондирующую обязанность перед
этносом - защита своих граждан. Особенно остро, на наш взгляд, перед мировым сообществом стоит проблема, касающаяся защиты национальных меньшинств, так как именно от ее разрешения может зависеть политическое положение в различных регионах, а во многом и сам ход исторического развития современного мира.
Для начала выясним, что же собой представляет понятие «национальное меньшинство» или «этническое меньшинство». Общепринятой дефиниции в международном праве не существует, поэтому многие авторы по-разному трактуют данное понятие. По мнению итальянского профессора Франческо Капоторти, «меньшинством является группа, численно меньшая, чем остальное население того или иного государства, и не занимающая доминирующего положения, члены которой имеют этнические, религиозные или языковые особенности, отличающие их от остального населения, и которая, пусть даже имплицитно, обладает чувством солидарности в деле сохранения своей культуры, традиций, религии и языка» [1].
Л. Н. Шаншиева в своей работе определяет, что этническое меньшинство - это группы, являющиеся осколками этносов, отделенными государственной границей от их основных частей, но репрезентативно выделяющиеся среди населения страны пребывания [2]. Причем речь идет о достаточно значительной группе населения, которая давно проживает на месте обитания и желает сохранить свои этнические особенности.
Н. В. Кокшаров утверждает, что проблема защиты национальных меньшинств возникла еще в XIX веке. Уже в то время национальные меньшинства не желали ассимилироваться, стремились сохранять и развивать свои национальные особенности и настоятельно требовали специальных правовых гарантий от законодателя. С тех пор эти законные требования постоянно наталкиваются на упорное сопротивление этничностей, которые добились своей государственности [3].
В начале XX в. начинает происходить образование новых национальных государств. В результате передела границ после Первой мировой войны часть
коренного населения прежних государств оказалась отрезанной и превратилась в этнические группы, составляющие национальное меньшинство. Аналогичные процессы глобального масштаба происходили в Европе и после Второй мировой войны. Геополитические изменения, сопровождавшие крах социалистической системы в конце 80-х - начале 90-х годов, обострили прежние национальные и этнические проблемы и приумножили новые, сделав их определяющим фактором повседневной политики.
В результате актуализации данной проблемы стали издаваться документы, затрагивающие различные аспекты исследуемого явления. В числе первых постсоциалистических стран, взявшихся за разработку юридической основы жизнедеятельности национальных меньшинств, была Венгрия. Это объясняется традиционными особенностями исторического развития венгерского государства, а также ментальными и языковыми характеристиками венгерской нации.
В 1990-е гг. Венгрия проявляет сильный интерес к положению национальных меньшинств в своей стране, позиционируя себя как исторически сложившееся многонациональное государство. В Венгрии произошло полное признание национальных меньшинств с законодательным закреплением за ними права на местное самоуправление и представительство на республиканском уровне.
Для представителей национальных меньшинств было важно наличие двух сфер правовой защиты всех граждан:
1) гражданские свободы, особенно свобода употребления языка, свободное выражение мыслей, мнения, свобода объединений, печати, религии;
2) недискриминация, т.е. равенство, всех граждан перед законом.
В основном законе Венгрии от 25 апреля 2011 года говорится о том, что все национальности имеют право на свободное заявление о своей национальной принадлежности и её сохранении, право на пользование родным языком, избрание личных имен и общественных наименований на родном языке, сохранение культуры и обучение на родном языке [4]. В п. 2 ст. 2 данного
закона прописывается положение о том, что в работе Государственного Собрания Венгрии могут участвовать представители национальных меньшинств, проживающих в Венгрии. Их квота определяется в специальном кардинальном законе № XXXVI от 2012 г. «О Государственном Собрании».
Также хотелось бы отметить, что важным этапом в урегулировании вопроса о национальных меньшинствах в Венгрии стало принятие закона Венгрии от 19 декабря 2011 года СXXIX «О правах национальных меньшинств» [5], целью которого является установление прав меньшинств и сохранения многонациональности государства.
При определении положения национальных меньшинств учёные обращают внимание на необходимость учёта этнолингвистической близости меньшинства к титульной нации. Наиболее благоприятные условия развития имеют меньшинства, составляющие с нею культурно-религиозное и лингвистическое единство. И. Н. Тарасов считает, что уникальность венгерской ситуации заключается, в том, что там нет этнолингвистической группы, близкой к большинству населения [6]. Этим как раз можно объяснить относительное равенство в положении национальных меньшинств в этой стране.
Система защиты меньшинств также опирается на ряд международных договоров, целями которых являются обеспечение надлежащих условий проживания меньшинств в данной стране, совершенствование демократических институтов государства и общества, расширение прав человека.
Ещё одним важным моментом является учреждение в 1992 году в рамках СБСЕ (переименованной в 1994 году в ОБСЕ) поста Верховного комиссара по национальным меньшинствам, на которого была возложена задача сбора информации по вопросам меньшинств, оценки кризисных ситуаций в их ранней фазе и поиск путей предотвращения конфликтов. ОБСЕ считало, что урегулирование положения меньшинств играет важную роль в обеспечении стабильности в Европе. Оно выработало определенные стандарты в области
защиты прав меньшинств, которые были положены в основу многих соглашений между странами.
Так, в 1991 году Польша, Чехия, Словакия и Венгрия объединились в так называемую «Вышеградскую группу»; а в феврале 1993 г. Украина, Венгрия и Польша в г. Дебрецене (Польша) подписали декларацию «О сотрудничестве наций и народностей», проживающих в Карпатском регионе. Так же между Венгрией, Украиной, Россией и Словенией был подписан ряд договоров о принципах сотрудничества в области защиты прав меньшинств.
21 марта 1995 г. Государственным собранием Венгрии была принята Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств. Цель данной Хартии - защита и развитие языков национальных меньшинств, пресечение возможной дискриминации в этой сфере, обеспечение равноправия между группами населения языкового большинства и языкового меньшинства, содействие взаимопониманию между разными языковыми группами населения. Особенностью Венгрии является то, что народности, признанные национальными меньшинствами, зачастую проживают разрозненно, будучи в меньшинстве даже в рамках отдельного населенного пункта. В связи с этим становится невозможным равное обеспечение защиты языков всех народностей, проживающих на ее территории. Но важным шагом стало принятие Венгрией обязательств по особой защите языков шести национальных меньшинств: хорватского, немецкого, румынского, сербского, словацкого и словенского.
Одной из проблем национальных меньшинств является проблема отношений с соотечественниками за рубежом. В 2011 году в Венгрии был принят Закон «О венграх, проживающих в соседних государствах» [7]. По этому закону предусмотрены различные меры, которые были направлены на обеспечение прав меньшинств венгерской национальности, но при этом необходимо отметить, что только часть прав этой категории лиц реализуется на территории Венгрии (в случае их приезда в страну), поскольку законом предусмотрены мероприятия, осуществляемые на территории соседних
государств (поддержка организаций соотечественников, обеспечение сохранения и развития культуры, образования на венгерском языке и др.). Положения данного закона создают для соотечественников льготный режим въезда в страну и пребывания в ней, расширяют возможности соотечественников на национальном рынке труда, права в области культуры и образования, социальные права.
Но необходимо отметить, что и здесь существует уязвимый момент, который заключается в том, что отсутствует единый масштаб, который применялся бы к обеспечению прав национальных меньшинств, поскольку каждое государство самостоятельно решает вопрос о том, какие права предоставить соотечественникам.
Л. Н. Шаншиева в качестве примера говорит, «что словацкое меньшинство в Венгрии может иметь меньшую поддержку со стороны «материнского государства», чем венгерское в Словакии» [8]. Для некоторых стран проблема национальных меньшинств тесно связана с вопросами обеспечения прав соотечественников в зарубежных странах. В определенном смысле для Венгрии большее значение имеют венгерские диаспоры, чем национальные меньшинства внутри страны. Основываясь на Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, венгерское государство заключило в начале 90-х годов ряд двусторонних соглашений с такими странами, как Украина, Румыния и Россия, гарантирующих сотрудничество в этой сфере.
В целом, можно сказать, проблема национальных меньшинств остается по-прежнему актуальной. Несмотря на то, что в XXI в. национальные государства утрачивают свой прежний характер, национальные проблемы и, в том числе, проблема национальных меньшинств приобрели наиболее острый политический характер. Есть даже весьма оригинальные прогнозы относительно роли национальных меньшинств в судьбе государств. По мнению некоторых исследователей, интегрирующиеся в коммуникативных пространствах меньшинства могут составить виртуальную нацию, серьёзно
соперничающую с государствами-нациями. На первый взгляд, такое развитие событий может быть маловероятно. Но в жизни существуют довольно шокирующие примеры. В последние годы в Венгрии получает развитие движение некоей малочисленной венгерской этнической общности, которая заявляет себя как потомки гуннов Аттилы. Представители «гуннов», отстаивая свои права, добиваясь равного статуса со всеми другими этническими меньшинствами страны, дошли и до Совета Европы. Несмотря на то, что их требования в 2005 году были рассмотрены венгерским парламентом, удовлетворены они не были.
Таким образом, по всему сказанному можно сделать вывод о том, что Венгрия не только признает факт наличия различных национальных и этнических меньшинств, но также она осуществляет активные действия, направленные на обеспечение равенства и защиты этих групп, сохранение их самобытности.
Библиографический список:
1. Капоторти Ф. Исследование по вопросу о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам / Ф. Капоторти. - Нью-Йорк : ООН. - 1979. - С. 6-7 .
2. Шаншиева Л. Н. Особенности положения национальных меньшинств в Венгрии / Л. Н. Шаншиева // ИНИОН РАН. - 2007. - С. 1.
3. Кокшаров Н. В. Международный опыт решения культурных аспектов этничности / Н. В. Кокшаров // CREDO NEW. - 2003. - № 1. - С. 1.
4. Основной закон Венгрии от 25 апреля 2011 года (с изм. и доп. от 2013 г.). На венг. яз. // Маgуаг ^zto^. 2013. № 55. [E^tremc ^sou^]. // Режим доступа: http: //www.kozlonyok.hu/nkonline/MKPDF/hiteles/MK13055.pdf (29.04.2017).
5. Закон Венгрии от 19 декабря 2011 г. CXXIX «О правах национальных меньшинств». На венг. яз. // Режим доступа: http://mkogy.iogtar.hu/?page=show&docid=A1100179.TV (29.04.2017).
6. Тарасов И. Н. Потенциал этнической конфликтности в регионе Центрально-Восточной Европы / И. Н. Тарасов. - Режим доступа: http://www: auditorium.ru. / 05.10.2006 (29.04.2017).
7. Закон Венгрии LXII от 22 июня 2011 года «О венграх, проживающих в соседних странах». На венг. яз. // URL: http://mkogy.iogtar.hu/?page=show&docid=A0100062.TV (29.04.2017).
8. Шаншиева Л. Н. Особенности положения национальных меньшинств в Венгрии / Л. Н. Шаншиева // ИНИОН РАН. - 2007. - С. 18.