Летуновский П.В.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБОРОННО-МАССОВОЙ РАБОТЫ в 80-90-е годы ХХ века (на примерах западных областей России)
Оборонно-массовая работа - важнейшая составная часть системы подготовки молодежи к военной службе. Состояние здоровья будущих солдат и матросов, уровень их физической подготовки имеют важное значение для выполнения трудных и многосложных обязанностей защитников Родины. Физически крепкие, натренированные воины успешнее овладевают военной специальностью и боевой техникой, имеют большую психологическую устойчивость, легче переносят тяготы и лишения военной службы в мирное и военное время. Эта очевидная закономерность в полной мере проявилась в тяжелых природноклиматических условиях Афганистана, Чечни и других горячих точек, где приходилось воевать нашим военнослужащим.
Переход с 2008 г. на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных факторов. К ним можно отнести снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 г. около 30%.
Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 млн. детей, обучающихся в школах, только 21,4% абсолютно здоровы, 21% имеют хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания. Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние 5 лет на 9,3%, а юношей и девушек в возрасте 15-17 лет включительно - на 11,6%. Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ог-
раничениями) граждан, прибывающих на призывные комиссии, ежегодно снижается [7].
Ещё в 2007 г. на прямой линии во время общения с гражданами России Президент России В.В. Путин заявил: «...рассматривая развитие массового спорта в стране, мы, к сожалению, очень многое утратили из советских времен, чем пользовались и считали, что это дано нам на вечные времена. Стоит только немножко снизить внимание государства к этим проблемам, и они нарастают, как снежный ком» [8].
В советский период в Брянской, Калужской и Смоленской областях физическая закалка детей и юношей осуществлялась в школах, военнопатриотических объединениях, подростковых клубах, организациях оборонного общества, при этом использовались плановые занятия, оборонно-спортивные и туристические игры «Зарница», «Орленок», оборонно-спортивные, оздоровительные лагеря, подготовка и сдача нормативов по комплексу ГТО, военнотехническим и военно-прикладным видам спорта.
В ходе физических занятий и спортивно-массовых состязаний у будущих воинов одновременно с физической закалкой формировалась и психологическая устойчивость к преодолению трудностей армейской службы. Проведённый автором анализ показывает, что физическая подготовка допризывной и призывной молодёжи в 80-е годы ХХ в., например, в Брянской области тесно увязывалась с проведением работы по развитию массовости физической культуры и спорта. С 1980 по 1989 г. было построено 22 типовых спортивных зала, в том числе 17 - в сельской местности. Отдел народного образования Брянской области совместно с областным комитетом по физической культуре и спорту с целью улучшения спортивной базы школ ежегодно проводили смотр-конкурс «Каждой школе -спортивную площадку». За эти годы в областном смотре приняли участие 391 общеобразовательная школа, где в строительстве, ремонте и благоустройстве школьных баз оказывали помощь сами учащиеся. Было вновь построено: 7 комплексных спортивных площадок с нестандартным оборудованием, 17 баскетбольных, 12 волейбольных, 7 гандбольных, 9 футбольных полей, 18 стрелковых тиров, 42 гимнастических городка, 44 полосы препятствий, 3 малых плавательных бассейна, при школах № 26, 10, 28 - малые спортивные залы для занятий по физкультуре для начальных классов и групп продленного дня. По итогам смотра лучшие школы награждались дипломами и комплектами спортивного оборудо-
вания. В течение 5 лет с 12 до 26 увеличилось число оборонно-спортивных, спортивно-трудовых и спортивных лагерей ДЮСШ, работающих в летний период [1, л.4].
Значительная материальная база для занятий физкультурой и спортом имелась в Смоленской области, здесь количество комплексных спортивных площадок со 139 в 1983 г. возросло до 190 в 1990 г., число волейбольных и баскетбольных площадок увеличилось с 400 до 500. Всего за эти годы в области было построено более 250 спортплощадок и создано 52 спорткомплекса [12, л. 82].
Только силами молодежных (комсомольских) организаций было построено и реконструировано 24 комплексных спортивных сооружения, 145 игровых площадок, 49 городков комплекса ГТО, 27 спортивных тиров, 9 трасс здоровья. Это способствовало повышению массовости занятий физкультурой. В соревнованиях по многоборью ГТО на приз газеты «Комсомольская правда» в 1987 году приняло участие 150 тыс. юношей и девушек, 7694 из них выполнили спортивные раз-ряды[13, л. 86 ].
В 1986 г. в Смоленской области функционировало 16 ДЮСШ, в которых занимались спортом 7836 учащихся. В 1989 г. их число за счет открытия новых филиалов в сельской местности увеличилось до 33 [14, л. 101]. С целью массового привлечения молодежи к регулярным занятиям физкультурой и спортом, в Брянской, Калужской и Смоленской областях России в эти годы была разработана комплексная программа «Здоровье». Она предполагала расширение охвата подростков сдачей нормативов комплекса ГТО. Планировалось повысить роль культурно-спортивных комплексов, коренным образом перестроить работу спортсооружений, спортивно-оздоровительную работу в молодёжных общежитиях. В течение 1985 - 1989 гг. в полтора раза увеличилось число клубов любителей бега, групп здоровья, туризма, велоспорта. Важное значение для осуществления программы имело решение о бесплатном предоставлении для занятий и соревнований стадионов, плавательных бассейнов, спортзалов школам, а высшим учебным заведениям обеспечивалась 50% скидка[13, л. 115].
Специальное решение было принято в июле 1986 г., в котором ставилась задача создавать в Калужской области на базе спортивных сооружений оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, клубы и секции, группы по подготовке ребят и сдаче комплекса ГТО [10, л. 5]. Активная работа по расширению физкультурно-оздоровительной базы проводилась в Брянской области. На специаль-
ном заседании облисполкома в марте 1987 г. отмечалось, что с 1986 по 1987 г. в ходе проведенной работы число спортивных залов возросло с 218 до 237, крытых и полузакрытых спортивных тиров - с 98 до 113, полей для игры в хоккей - с 98 до 104, волейбольных площадок - с 895 до 916, баскетбольных площадок - с 353 до 360, футбольных полей - со 153 до 161, а число спортивно-оздоровительных лагерей - с 5 до 7, при этом численность выезжающих в спортивнооздоровительные лагеря составила 3694 чел. [2, л. 5].
Развитие материальной базы спортивно-массовой и физкультурнооздоровительной работы осуществлялось и в Калужской области. В течение 1986 - 1989 гг. здесь было создано 112 культурно-спортивных комплексов. В результате создания таких условий на 8,5 тыс. увеличилось количество молодых людей, занимающихся физкультурой и спортом [11, л. 19].
Для усиления оборонной направленности физической подготовки допризывной и призывной молодежи, в Брянской области в октябре 1986 г. было принято постановление, которое предписывало осуществить конкретные мероприятия по развертыванию и совершенствованию работы оборонно-спортивных лагерей. Режим и учебно-тренировочные занятия в них требовалось приблизить к реальным армейским условиям. Рекомендовалось также наращивать материальную базу для занятий военно-прикладными и техническими видами спорта [3, л. 6]. Конкретные пути и меры выполнения этой важной задачи были обсуждены во всех организациях ДОСААФ.
Стоит отметить, что в советский период развития нашей страны была создана слаженная система, которая обеспечивала функционирование всех элементов физической подготовки молодых граждан к армейской службе. Проведённый автором анализ показал, что значительные усилия государственных и общественных организаций Брянской, Калужской и Смоленской областей России направлялись на создание материально-технической базы для физической подготовки юношей допризывного и призывного возраста. И хотя созданная база не всегда соответствовала всем потребностям, а нередко из-за некомпетентного руководства и низкой организованности использовалась неэффективно, созданный потенциал способствовал подготовке молодежи к военной службе.
Изменение политической и социально-экономической ситуации в начале 90-х гг. ХХ века в России разрушающе повлияло на сложившуюся систему оборонно-массовых учреждений. В сложных экономических условиях военно-
спортивные клубы, добровольные патриотические, культурно-исторические и иные общества не могли полностью реализовать главные задачи своей деятельности, поскольку без поддержки государства они не располагали для этого необходимыми материальными возможностями. В первой половине 1990-х гг. оборонно-массовая и спортивная работа в России часто велись без продуманной концепции. В 1991 г. был принят Закон "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР", в котором не нашли отражения многие вопросы проведения оборонно-массовой работы [6]. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» внес определенные коррективы в эту деятельность соответствующих структур власти [9]. Это явилось началом работы по пропаганде среди населения и особенно молодежи здорового образа жизни, профилактики наркомании и алкоголизма.
На рубеже 1990-х - 2000-х гг. по поручению Правительства РФ была подготовлена Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", а затем и на 2006-2010 годы [4; 5]. В их разработке приняли участие многие федеральные министерства и ведомства, администрации субъектов РФ, ветеранские, творческие, научные и общественные организации, Русская православная церковь. Эти документы определили основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, они содержали и ряд систематизированных положений по проведению оборонномассовой работы.
В 2010 г. будут подводиться первые итоги выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Исходя из современных реалий, деятельность государственных органов и общественных организаций по развитию оборонно-массовой и спортивной работы с подрастающим поколением и в дальнейшем, по мнению автора, должна рассматриваться как система мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, распространению в её среде военных знаний, развитию спортивных навыков, необходимых для обороны страны.
В числе основных задач оборонно-массовой работы необходимо выделить формирование у подрастающего поколения готовности к вооруженной защите государства, воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, подвигам народа, Вооруженным силам, историческому прошлому страны. Особое внимание органы власти и общественные организации должны уделять под-
готовке для Вооруженных сил пополнения, владеющего основами военного дела; физической закалке молодых граждан; развитию технических и военноприкладных видов спорта; подготовке кадров спортивных профессий, имеющих оборонное значение.
Таким образом, оборонно-массовая работа выступает в качестве главной составляющей системы подготовки призывной и допризывной молодёжи к защите Родины и характеризуется упором на её практическую составляющую. Эта деятельность невозможна без достаточных объемов финансирования, материально-технического обеспечения, в том числе и с привлечением российского бизнеса на различных, в том числе и региональных уровнях. Особое место в нашей истории принадлежало и принадлежит воспитанию у граждан страны готовности с оружием в руках отстаивать ее территориальную целостность и независимость. Это закрепившаяся веками норма была характерна для советского и постсоветского периодов существования державы.
* * *
1. ГАБО (Государственный архив Брянской области) Ф 8. Оп. 5. Д. 40.
2. ГАБО Ф. 8. Оп. 5. Д. 38.
3. ГАБО Ф. 260. Оп. 69. Д. 27.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». ЦКЬ: http://www.rg.ru/oficial/doc/postan_rf/122_1.shtm (дата обращения:
16.05.2010).
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: Постановление Правительства РФ №422 от 11 июля 2005 года. // Красная звезда. 2005. 2 марта.
6. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»// Известия. 1991. 6 мая.
7. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (дата обращения:
16.05.2010).
8. Прямая линия Президента Российской Федерации с гражданами страны // Российская газета. 2007. 19 октября.
9. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992г. № 1075 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 12. Ст. 924.
10. ЦДНИКО (Центр документации новейшей истории Калужской области). Ф. 24. Оп. 213.
5Д. 81.
11. ЦДНИКО Ф. 24. Оп. 205. Д. 38.
12. ЦДНИСО (Центр документации новейшей истории Смоленской области). Ф. Р-6. Оп. 106. Д. 83.
13. ЦДНИСО Ф. Р-6. Оп. 106. Д. 83.
14. ЦДНИСО Ф. Р-6. Оп. 106. Д. 84.