Научная статья на тему 'О некоторых вопросах оборонно-массовой работы в 80-90-е годы ХХ века (на примерах западных областей России)'

О некоторых вопросах оборонно-массовой работы в 80-90-е годы ХХ века (на примерах западных областей России) Текст научной статьи по специальности «Военная история»

137
38
Поделиться
Журнал
Армия и общество
Область наук
Ключевые слова
оборонно-массовая работа / военная служба / призывная молодёжь / физкультура / Спорт / физическая подготовка / военно-спортивные клубы

Аннотация научной статьи по военному делу, автор научной работы — Летуновский Пётр Васильевич

В статье рассматривается состояние оборонно-массовой работы с призывной и допризывной молодёжью в Брянской, Калужской и Смоленской областях в 80-90-е годы ХХ века. На основе изученных архивных материалов автор выявил специфику этой работы, проводимой государственными органами и общественными организациями в указанных регионах России в исследуемый период. Автор констатирует: несмотря на лозунги «деидеологизации» государства в 90-х гг. XX в., которая оказала негативное влияние на молодёжную среду, основные институты, составляющие систему оборонно-массовой работы, созданные в советский период, позволяли осуществлять комплектование армии и флота в сложный экономический период развития страны в 90-е годы XX века. Автор приходит к выводу о необходимости активизации этой работы в современных условиях, используя отдельные элементы накопленного исторического опыта в отдельно взятых регионах страны, что позволит консолидировать общество, будет способствовать укреплению обороноспособности Российского государства.

The article tells about the condition of mass-defense activity with draft-age and preinduction young people in Bryansk, the Kaluga and Smolensk regions in the 80-90s of the XXth century. On the basis of the archival documents the author educed the specific character of that work, made by the government authorities and social organizations. Despite the slogans of the «deideologization» of the state in 90s that influenced negatively on the youth, main institutes that composed the system of mass-defense activity, allowed to perform the army and navy recruitment during the difficult economic situation. The author comes to a conclusion that the activation of this work in modern conditions is necessary and it will promote the strengthening of defence capability of Russia.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах оборонно-массовой работы в 80-90-е годы ХХ века (на примерах западных областей России)»

Летуновский П.В.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОБОРОННО-МАССОВОЙ РАБОТЫ в 80-90-е годы ХХ века (на примерах западных областей России)

Оборонно-массовая работа - важнейшая составная часть системы подготовки молодежи к военной службе. Состояние здоровья будущих солдат и матросов, уровень их физической подготовки имеют важное значение для выполнения трудных и многосложных обязанностей защитников Родины. Физически крепкие, натренированные воины успешнее овладевают военной специальностью и боевой техникой, имеют большую психологическую устойчивость, легче переносят тяготы и лишения военной службы в мирное и военное время. Эта очевидная закономерность в полной мере проявилась в тяжелых природноклиматических условиях Афганистана, Чечни и других горячих точек, где приходилось воевать нашим военнослужащим.

Переход с 2008 г. на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных факторов. К ним можно отнести снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 г. около 30%.

Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 млн. детей, обучающихся в школах, только 21,4% абсолютно здоровы, 21% имеют хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания. Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние 5 лет на 9,3%, а юношей и девушек в возрасте 15-17 лет включительно - на 11,6%. Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ог-

раничениями) граждан, прибывающих на призывные комиссии, ежегодно снижается [7].

Ещё в 2007 г. на прямой линии во время общения с гражданами России Президент России В.В. Путин заявил: «...рассматривая развитие массового спорта в стране, мы, к сожалению, очень многое утратили из советских времен, чем пользовались и считали, что это дано нам на вечные времена. Стоит только немножко снизить внимание государства к этим проблемам, и они нарастают, как снежный ком» [8].

В советский период в Брянской, Калужской и Смоленской областях физическая закалка детей и юношей осуществлялась в школах, военнопатриотических объединениях, подростковых клубах, организациях оборонного общества, при этом использовались плановые занятия, оборонно-спортивные и туристические игры «Зарница», «Орленок», оборонно-спортивные, оздоровительные лагеря, подготовка и сдача нормативов по комплексу ГТО, военнотехническим и военно-прикладным видам спорта.

В ходе физических занятий и спортивно-массовых состязаний у будущих воинов одновременно с физической закалкой формировалась и психологическая устойчивость к преодолению трудностей армейской службы. Проведённый автором анализ показывает, что физическая подготовка допризывной и призывной молодёжи в 80-е годы ХХ в., например, в Брянской области тесно увязывалась с проведением работы по развитию массовости физической культуры и спорта. С 1980 по 1989 г. было построено 22 типовых спортивных зала, в том числе 17 - в сельской местности. Отдел народного образования Брянской области совместно с областным комитетом по физической культуре и спорту с целью улучшения спортивной базы школ ежегодно проводили смотр-конкурс «Каждой школе -спортивную площадку». За эти годы в областном смотре приняли участие 391 общеобразовательная школа, где в строительстве, ремонте и благоустройстве школьных баз оказывали помощь сами учащиеся. Было вновь построено: 7 комплексных спортивных площадок с нестандартным оборудованием, 17 баскетбольных, 12 волейбольных, 7 гандбольных, 9 футбольных полей, 18 стрелковых тиров, 42 гимнастических городка, 44 полосы препятствий, 3 малых плавательных бассейна, при школах № 26, 10, 28 - малые спортивные залы для занятий по физкультуре для начальных классов и групп продленного дня. По итогам смотра лучшие школы награждались дипломами и комплектами спортивного оборудо-

вания. В течение 5 лет с 12 до 26 увеличилось число оборонно-спортивных, спортивно-трудовых и спортивных лагерей ДЮСШ, работающих в летний период [1, л.4].

Значительная материальная база для занятий физкультурой и спортом имелась в Смоленской области, здесь количество комплексных спортивных площадок со 139 в 1983 г. возросло до 190 в 1990 г., число волейбольных и баскетбольных площадок увеличилось с 400 до 500. Всего за эти годы в области было построено более 250 спортплощадок и создано 52 спорткомплекса [12, л. 82].

Только силами молодежных (комсомольских) организаций было построено и реконструировано 24 комплексных спортивных сооружения, 145 игровых площадок, 49 городков комплекса ГТО, 27 спортивных тиров, 9 трасс здоровья. Это способствовало повышению массовости занятий физкультурой. В соревнованиях по многоборью ГТО на приз газеты «Комсомольская правда» в 1987 году приняло участие 150 тыс. юношей и девушек, 7694 из них выполнили спортивные раз-ряды[13, л. 86 ].

В 1986 г. в Смоленской области функционировало 16 ДЮСШ, в которых занимались спортом 7836 учащихся. В 1989 г. их число за счет открытия новых филиалов в сельской местности увеличилось до 33 [14, л. 101]. С целью массового привлечения молодежи к регулярным занятиям физкультурой и спортом, в Брянской, Калужской и Смоленской областях России в эти годы была разработана комплексная программа «Здоровье». Она предполагала расширение охвата подростков сдачей нормативов комплекса ГТО. Планировалось повысить роль культурно-спортивных комплексов, коренным образом перестроить работу спортсооружений, спортивно-оздоровительную работу в молодёжных общежитиях. В течение 1985 - 1989 гг. в полтора раза увеличилось число клубов любителей бега, групп здоровья, туризма, велоспорта. Важное значение для осуществления программы имело решение о бесплатном предоставлении для занятий и соревнований стадионов, плавательных бассейнов, спортзалов школам, а высшим учебным заведениям обеспечивалась 50% скидка[13, л. 115].

Специальное решение было принято в июле 1986 г., в котором ставилась задача создавать в Калужской области на базе спортивных сооружений оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, клубы и секции, группы по подготовке ребят и сдаче комплекса ГТО [10, л. 5]. Активная работа по расширению физкультурно-оздоровительной базы проводилась в Брянской области. На специаль-

ном заседании облисполкома в марте 1987 г. отмечалось, что с 1986 по 1987 г. в ходе проведенной работы число спортивных залов возросло с 218 до 237, крытых и полузакрытых спортивных тиров - с 98 до 113, полей для игры в хоккей - с 98 до 104, волейбольных площадок - с 895 до 916, баскетбольных площадок - с 353 до 360, футбольных полей - со 153 до 161, а число спортивно-оздоровительных лагерей - с 5 до 7, при этом численность выезжающих в спортивнооздоровительные лагеря составила 3694 чел. [2, л. 5].

Развитие материальной базы спортивно-массовой и физкультурнооздоровительной работы осуществлялось и в Калужской области. В течение 1986 - 1989 гг. здесь было создано 112 культурно-спортивных комплексов. В результате создания таких условий на 8,5 тыс. увеличилось количество молодых людей, занимающихся физкультурой и спортом [11, л. 19].

Для усиления оборонной направленности физической подготовки допризывной и призывной молодежи, в Брянской области в октябре 1986 г. было принято постановление, которое предписывало осуществить конкретные мероприятия по развертыванию и совершенствованию работы оборонно-спортивных лагерей. Режим и учебно-тренировочные занятия в них требовалось приблизить к реальным армейским условиям. Рекомендовалось также наращивать материальную базу для занятий военно-прикладными и техническими видами спорта [3, л. 6]. Конкретные пути и меры выполнения этой важной задачи были обсуждены во всех организациях ДОСААФ.

Стоит отметить, что в советский период развития нашей страны была создана слаженная система, которая обеспечивала функционирование всех элементов физической подготовки молодых граждан к армейской службе. Проведённый автором анализ показал, что значительные усилия государственных и общественных организаций Брянской, Калужской и Смоленской областей России направлялись на создание материально-технической базы для физической подготовки юношей допризывного и призывного возраста. И хотя созданная база не всегда соответствовала всем потребностям, а нередко из-за некомпетентного руководства и низкой организованности использовалась неэффективно, созданный потенциал способствовал подготовке молодежи к военной службе.

Изменение политической и социально-экономической ситуации в начале 90-х гг. ХХ века в России разрушающе повлияло на сложившуюся систему оборонно-массовых учреждений. В сложных экономических условиях военно-

спортивные клубы, добровольные патриотические, культурно-исторические и иные общества не могли полностью реализовать главные задачи своей деятельности, поскольку без поддержки государства они не располагали для этого необходимыми материальными возможностями. В первой половине 1990-х гг. оборонно-массовая и спортивная работа в России часто велись без продуманной концепции. В 1991 г. был принят Закон "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР", в котором не нашли отражения многие вопросы проведения оборонно-массовой работы [6]. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» внес определенные коррективы в эту деятельность соответствующих структур власти [9]. Это явилось началом работы по пропаганде среди населения и особенно молодежи здорового образа жизни, профилактики наркомании и алкоголизма.

На рубеже 1990-х - 2000-х гг. по поручению Правительства РФ была подготовлена Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", а затем и на 2006-2010 годы [4; 5]. В их разработке приняли участие многие федеральные министерства и ведомства, администрации субъектов РФ, ветеранские, творческие, научные и общественные организации, Русская православная церковь. Эти документы определили основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, они содержали и ряд систематизированных положений по проведению оборонномассовой работы.

В 2010 г. будут подводиться первые итоги выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Исходя из современных реалий, деятельность государственных органов и общественных организаций по развитию оборонно-массовой и спортивной работы с подрастающим поколением и в дальнейшем, по мнению автора, должна рассматриваться как система мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, распространению в её среде военных знаний, развитию спортивных навыков, необходимых для обороны страны.

В числе основных задач оборонно-массовой работы необходимо выделить формирование у подрастающего поколения готовности к вооруженной защите государства, воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, подвигам народа, Вооруженным силам, историческому прошлому страны. Особое внимание органы власти и общественные организации должны уделять под-

готовке для Вооруженных сил пополнения, владеющего основами военного дела; физической закалке молодых граждан; развитию технических и военноприкладных видов спорта; подготовке кадров спортивных профессий, имеющих оборонное значение.

Таким образом, оборонно-массовая работа выступает в качестве главной составляющей системы подготовки призывной и допризывной молодёжи к защите Родины и характеризуется упором на её практическую составляющую. Эта деятельность невозможна без достаточных объемов финансирования, материально-технического обеспечения, в том числе и с привлечением российского бизнеса на различных, в том числе и региональных уровнях. Особое место в нашей истории принадлежало и принадлежит воспитанию у граждан страны готовности с оружием в руках отстаивать ее территориальную целостность и независимость. Это закрепившаяся веками норма была характерна для советского и постсоветского периодов существования державы.

* * *

1. ГАБО (Государственный архив Брянской области) Ф 8. Оп. 5. Д. 40.

2. ГАБО Ф. 8. Оп. 5. Д. 38.

3. ГАБО Ф. 260. Оп. 69. Д. 27.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». ЦКЬ: http://www.rg.ru/oficial/doc/postan_rf/122_1.shtm (дата обращения:

16.05.2010).

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: Постановление Правительства РФ №422 от 11 июля 2005 года. // Красная звезда. 2005. 2 марта.

6. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»// Известия. 1991. 6 мая.

7. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (дата обращения:

16.05.2010).

8. Прямая линия Президента Российской Федерации с гражданами страны // Российская газета. 2007. 19 октября.

9. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992г. № 1075 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 12. Ст. 924.

10. ЦДНИКО (Центр документации новейшей истории Калужской области). Ф. 24. Оп. 213.

5Д. 81.

11. ЦДНИКО Ф. 24. Оп. 205. Д. 38.

12. ЦДНИСО (Центр документации новейшей истории Смоленской области). Ф. Р-6. Оп. 106. Д. 83.

13. ЦДНИСО Ф. Р-6. Оп. 106. Д. 83.

14. ЦДНИСО Ф. Р-6. Оп. 106. Д. 84.