5.5. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Первозванский Валерий Борисович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: Ведущий научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-1. E-mail: [email protected]
Строгович Юрий Николаевич. Должность: Старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-1. E-mail: [email protected] Жиляев Рустам Мухамедович. Должность: Старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-2. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье на основе анализа отдельных положений действующего законодательства даются рекомендации по применению норм статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, касающихся исчисления сроков освобождения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в связи с отбытием срока наказания, назначенного по приговору суда.
Ключевые слова: срок наказания, освобождение от отбывания наказания, день освобождения, лишение свободы, приговор суда.
CALCULATION OF TERMS OF RELEASE FROM PUNISHMENT
Pervozvansky Valeriy Borisovich, PhD at law, Associate Professor. Position: Leading Research Scientist. Place of employment: Research Institute of FPS Russia. E-mail: [email protected]
Strogovich Yuri Nikolaevich. Position: Senior Research Scientist. Place of employment: Research Institute of FPS Russia. E-mail: [email protected]
Zhilyaev Rustam Mukhamedovich. Position: Senior Research Scientist. Place of employment: Research Institute of FPS Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: The article recommendations about calculation of terms of release from punishment according to Art. 173 of the penitentiary code of the Russian Federation are made.
Keywords: punishment term, release from serving sentence, day of release, imprisonment, court verdict.
Как следует из правовой позиции, неоднократно выражавшейся Конституционным Судом Российской Федерации в своих решениях, неточности, неясности и неопределенности законодательного акта часто порождают вероятность неоднозначного толкования и вытекающего отсюда произвольного применения, что противоречит конституционным принципам справедливости и равенства. Важно учитывать, что именно из этих принципов и вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего регулирования. Очевидно, что в ином случае может иметь место и имеет противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав и законных интересов граждан, в частности, лиц, осужденных к лишению свободы.
Строгая необходимость обязательности соблюдения принципа правовой определенности констатируется и Европейским Судом по правам человека (далее -ЕСПЧ) при оценке положения национального права с
точки зрения общих принципов, содержащихся или следуемых из Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950). Согласно позиции ЕСПЧ, закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли гражданину предвидеть, прибегая при необходимости к помощи юристов, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия.
Следует подчеркнуть, что представленный принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний, является неотъемлемым элементом принципа верховенства права, что в полной мере распространяется и на регулирование отношений, касающихся прекращения отбывания наказания и порядка освобождения, в частности, и положений статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) о сроках освобождения осужденных от отбывания наказания в виде лишения свободы в связи с отбытием срока наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно статье 173 (части первая и вторая) УИК РФ отбывание лишения свободы на определенный срок прекращается в последний день срока наказания, а днем освобождения от отбывания наказания (далее -день освобождения) считается последний день срока наказания, если этот день является рабочим днем, и предвыходной или предпраздничный день, если последний день срока наказания приходится соответственно на выходной или праздничный день. При этом в любом случае осужденные должны быть освобождены в первой половине дня освобождения.
Приведенные законоположения сформулированы достаточно точно и ясно и, на первый взгляд, не предполагают какой-либо неопределенности и традиционно не порождают произвольности при их применении.
Однако это не вполне так. Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие при применении указанных норм о сроках освобождения от наказания, с которыми приходится сталкиваться на практике.
Начнем с такого, казалось бы, простого и распространенного, в том числе и в обиходе, понятия, как «первая половина дня». Данное понятие не просто содержится в уголовно-исполнительном законодательстве, но является составной частью требования, обращенного к правоприменителю, нарушение исполнения которого вступает в противоречие с принципом законности и может повлечь привлечение к ответственности допустивших такое нарушение сотрудников.
Между тем, дефиниция данного понятия в законе отсутствует. При этом по традиции первой половиной дня принято считать время до полудня, то есть до 12 часов местного времени. В некоторых источниках речь идет о 13 часах.
Теперь обратимся к вопросу о нерабочих праздничных и выходных днях.
На первый взгляд, здесь также не видно каких-либо сложностей. Перечень нерабочих праздничных дней в Российской Федерации установлен частью первой статьи 112 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). В случае совпадения выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий, после праздничного рабочий день, за исключением тех выходных дней, которые совпадают с Новогодними каникулами и Рождеством Христовым. В этом случае Правительство РФ переносит два выходных дня из числа попадающих на праздничные дни в период с 1-го по 8-е
ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
января включительно на другие дни в очередном календарном году, причем соответствующее постановление Правительства РФ должно быть официально опубликовано не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года.
Кроме того, федеральным законом или, как это обычно делается, постановлением Правительства РФ иные, помимо указанных ранее, выходные дни могут переноситься на другие дни в течение календарного года. В этом случае принятие соответствующего постановления Правительства РФ допускается при условии его официального опубликования не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня. Все, казалось бы, прозрачно, ясно и понятно.
Однако обратим внимание на два обстоятельства.
Первое из них связано с тем, что органы государственной власти некоторых субъектов РФ, руководствуясь положением статьи 72 (часть 1, пункт «к») Конституции РФ о том, что трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, и по сути воспроизводящим его положением статьи 5 (часть первая) ТК РФ, предусматривающим, что трудовое законодательство, которым регулируются трудовые отношения, включает в свой состав помимо самого Кодекса и иных федеральных законов, также законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, устанавливают на территории соответствующего региона (субъекта) дополнительные нерабочие праздничные дни.
Между тем правило, предписывающее освобождать от отбывания наказания в виде лишения свободы в связи с истечением срока наказания в предвыходной день, если день освобождения совпадает с выходным днем, закреплено не в трудовом, а в уголовно-исполнительном законодательстве (часть первая статьи 2 и часть вторая статьи 173 УИК РФ), которое, в свою очередь, согласно статье 71 (пункт «о») Конституции РФ находится в исключительном ведении РФ.
Таким образом, к числу праздничных дней, о которых говорится в статье 173 УИК РФ, могут быть отнесены только перечисленные в статье 112 ТК РФ общероссийские нерабочие праздничные дни. Дополнительные нерабочие праздничные дни, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ на своей территории, в их число не входят.
Второе обстоятельство касается некоторых особенностей выходных дней. В соответствии со статьей 111 ТК РФ, всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых): при пятидневной рабочей неделе - два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день [2].
Обратим внимание на то, что в статье 173 УИК РФ никак не оговорено, о двух выходных днях или об одном выходном дне идет речь, при этом в законе отсутствует какая-либо отсылка к иному правовому регулированию.
Между тем, по общему правилу, сформированному более полувека тому назад после выхода в свет Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 07.03.1967 № 199 «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями», в СССР и, соответственно, в РФ была установлена пятидневная рабочая неделя с двумя предоставляемыми подряд выходными днями.
Первозванский В.Б. Строгович Ю.Н. Жиляев Р.М.
Далее, той же статьей 111 ТК РФ определено, что общим выходным днем является воскресенье, а второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. При этом оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
В соответствии со сложившейся многолетней общепринятой практикой, что наглядно видно из содержания многочисленных постановлений Правительства РФ о переносе выходных дней, вторым выходным днем является суббота.
С учетом этого вполне обоснованно можно считать, что в статье 173 УИК РФ речь идет о двух выходных днях - субботе и воскресенье.
Проиллюстрируем сказанное на примере. Последний день срока наказания у осужденного к лишению свободы на определенный срок Н. приходился на праздничный день 09.05.2017. Согласно постановлению Правительства РФ от 04.08.2016 № 756 «О переносе выходных дней в 2017 году», выходной день с субботы 07.01. был перенесен на понедельник 08.05. С учетом того, что 06 и 07.05.2017 явились выходными днями (соответственно, субботой и воскресеньем), осужденный Н. в связи с истечением срока наказания был освобожден в предвыходной день, пятницу 05.05.2017.
Приведенный пример свидетельствует о возможности возникновения определенных сложностей при исчислении сроков освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы. Как показывает изучение этого вопроса, на практике нередко приходиться сталкиваться с проблемами, связанными с определением последнего дня срока наказания. Возможные неточности, тем более, ошибки в этом вопросе могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для администрации исправительного учреждения. Попытаемся на конкретных примерах проиллюстрировать подходы к решению данного вопроса.
Для правильного определения дня освобождения следует заблаговременно, основываясь на приговоре суда, определить последний день (день окончания) срока наказания, то есть, календарную дату того дня, когда этот срок истекает.
В соответствии с общим правилом, закрепленным частью первой статьи 72 Уголовного кодекса РФ (далее -УК РФ), срок лишения свободы исчисляется в месяцах и годах, начало исчисления срока отбывания данного наказания (далее - начало срока наказания) определяется судом с указанием соответствующей даты в приговоре (часть седьмая статьи 302 Уголовно-процессуального кодекса РФ) [1].
При этом в зависимости от санкций, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, и особенностей конкретного уголовного дела размер наказания может быть определен судом:
в месяцах, если срок лишения свободы не превышает одиннадцати месяцев (например, восемь месяцев);
в годах (например, три года);
в годах и месяцах (например, четыре года и шесть месяцев).
Если наказание назначено в месяцах, то последний день срока наказания будет приходиться на соответствующее число (здесь и далее под числом месяца понимается порядковый номер календарного дня в этом месяце - статья 2 Федерального закона «Об исчислении времени») последнего месяца срока наказания.
Следует помнить, что при определении последнего дня срока наказания используется не календарный месяц, а месяц, начинающийся с даты начала срока наказания (далее - расчетный месяц).
Расчетный месяц, как правило, состоит из двух следующих друг за другом частей двух календарных месяцев. Исключением является случай совпадения календарного и расчетного месяцев, когда начало срока наказания приходится на 1-е число календарного месяца.
При этом соответствующим числом последнего месяца срока наказания (далее - последний расчетный месяц) будет число, предшествующее тому, которое содержится в дате начала срока наказания.
Пример. Судом назначено наказание восемь месяцев лишения свободы и постановлено срок наказания исчислять со дня провозглашения приговора (с 23.03.2017).
Дата начала срока наказания - 23.03.2017.
Расчетный месяц состоит из двух частей. Для последнего расчетного месяца это будут часть октября (с 23-го по 31 -е) и часть ноября (с 1 -го по 22-е).
Последний день срока наказания приходится на соответствующее число последнего месяца указанного срока, то есть, на 22.11.2017. Поскольку этот день является рабочим (среда), осужденный должен быть освобожден именно в этот день.
Если вторая часть последнего расчетного месяца принадлежит календарному месяцу, не имеющему соответствующего числа, то последним днем срока наказания будет последнее число этого календарного месяца.
Другой пример. Судом назначено наказание одиннадцать месяцев лишения свободы и постановлено срок наказания исчислять со дня провозглашения приговора (с 30.03.2017).
Дата начала срока наказания - 30.03.2017.
В этом примере последний расчетный месяц также состоит из двух частей: части января (с 30-го по 31 -е) и февраля полностью (с 1-го по 28-е). Датой окончания срока наказания должно было бы стать соответствующее число последнего месяца срока наказания, 29.02.2018. Однако февраль 2018 года такого числа не имеет, в силу чего последний день срока наказания придется на последнее число этого месяца - на 28.02.2018.
В данном случае день освобождения также совпадает с последним днем срока наказания, так как 28.02.2018 года является рабочим днем (среда).
Практика показывает, что подобных и других примеров в деятельности исправительных учреждений встречается достаточно много, и касаются они не просто нескольких «лишних» часов или дней, проведенных человеком в заключении, а конституционных прав каждой конкретной личности, которые должны соблюдаться точно и всегда.
Список литературы:
1. Головастова Ю.А. К вопросу о генетических связях уголовно-исполнительного права с родственными отраслями права // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. № 5. - С. 153-156.
2. Джамбулатов С.И. Обеспечение трудовых прав граждан органами государственной власти // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 4. - С. 122-126.
Рецензия
на статью P.M. Жиляева, В.Б. Первозванского, Ю.Н. Строговича «О некоторых вопросах исчисления сроков освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы»
Рецензируемая статья, безусловно, весьма актуальна, поскольку прежде всего направлена на строжайшее соблюдение законности в деятельности исправительных учреждений. Авторы в своих рассуждениях опираются на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации о том, что неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. В противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, ведет к нарушению законности. Данный принцип правовой определенности отмечает и Европейский Суд по правам человека, оценивая положения внутригосударственного права с точки зрения общих принципов, содержащихся или вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По мнению ЕСПЧ, закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия. Авторы предлагаемой статьи справедливо подчеркивают, что принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний, является неотъемлемым элементом принципа верховенства права, что в полной мере распространяется и на регулирование отношений, касающихся прекращения отбывания наказания и порядка освобождения, в частности, и положений статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ о сроках освобождения осужденных от отбывания наказания в виде лишения свободы в связи с отбытием срока наказания, назначенного по приговору суда. Статья иллюстрируется конкретными примерами из практики, которые нередко порождают трудноразрешимые проблемы, ведут к отступлениям от требований закона и влекут наступление ответственности администрации исправительного учреждения. Полагаю, что рукопись может представлять интерес не только для практических работников, занятых в соответствующем сегменте уголовно-исполнительных правоотношений, но и будет полезна всем, кто интересуется вопросами исчисления сроков в уголовно-исполнительном праве.
Вывод: статья P.M. Жиляева, В.Б. Первозванского, Ю.Н. Строговича «О некоторых вопросах исчисления сроков освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы» отвечает требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть рекомендована к опубликованию.
Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор С.М.Колотушкин
Статья проверена системой «Антиплагиат»; оригинальность текста 81,14 %.