1. Передать инвестору в концессию объект железной дороги по трассе Курагино-Кызыл на определенное количество лет;
2. Расходы на строительство железной дороги полностью берет на себя государство, т.е. государство берет на себя расходы на создание и содержание квазиобщественного блага;
3. Введение налоговых льгот для инвестора на начальном периоде освоения месторождения.
Литература:
1.Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостной анализ. Издание второе, дополненное и переработанное. - СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2СЮ8 - 399 с. (484 е.).
2. Вачентей С. Д., Бухвальд Е.М. Реформирование недропользования: как избежать крайностей? //Законодательство и экономика. - 2003 -N5.-С.12-19.
3.Глазьев С.Ю. Рента - неиспользованные резерв роста.
1шр://8рЬ1^уитоу.пагос1.гиА>1агеу 110.htm
4. Консолидированный бюджет Республики Тыва http://www.tuvastat.ni/digita 17iegionS/DocLib/8.1 % Консолидированный % 20 бюджет % 20 Республики % 20 Тыва, htm
З.Кристоф Кордонье. Диагноз: природная рента. / Стратегия России - 2005 - №3 http://tondedin.nl/sr/new/fulhiews arch to.php?subaction -showfull&id-l 109933645&archi ve= 1 112609966&start from-&ucat-14&
6.Кузык Б.Н.. Яковец Ю.В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. - М., 2005. - 624 с.
7. Устинов И.Н. Мировая торговля. Статистически-энциклопедический справочник. - М.: Экономика, 2002.
8. Шабачинский А.Б,. ТЭД промышленного освоения Элегестанского месторождения каменных углей Улуг-Хемского угленосного бассейна и временных кондиций, - Кызыл 2006 г. ТТФГИ по РТ. инв. №2478
9.Шалмина Г. Г. и др. Комплексная геолого-экономическая оценка Улуг-Хемского угольного бассейна. - Новосибирск. 1984. ТТФГИ по РТ. инв. №1821.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА, ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Севек В.К,
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
SOME ISSUES REGARDING THE SOCIO-ECONOMIC STATUS OF THE REPUBLIC OF TUVA, ITS GOVERNING LAWS AND SPECIFICS OF THEIR PERFORMANCE
Sevek V.K.
The Tttvan State University, Kyzyl
В статье представлен жспресс-сшализ некоторых показателей социачьно-жономического положения региона, выполненная совместно со студентами экономического факультета в рамках учебно-научной лаборатории «Региональная экономика экономического факультета ТувГУ.
Ключевые слова: региональная экономика, региональная политика, социачъно-экономическое положение.
In this article is presented a brief analysis of a few socio-economic indicators of the region. Research mw conducted in coordination with students of the Economics department within the framework of the research laboratory "Regional economics " of the economic department of the Tuvan State University.
Key words: Regional economics, Regional Politics, Socio-economic status.
Характерной чертой современного экономического развития России и регионов является значительное их отличие в социально-экономических показателях. При объективных предпосылках для межрегиональной дифференциации в Российской Федерации базовая цель региональной политики на обозримую перспективу выражается в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Задачами региональной политики являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения; создание равных возможностей для граждан Российской Федерации в реализации своих социальных и экономических прав; обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала каждого субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образо-
вания и обеспечением комфортной среды обитания для жителей соответствующих территорий; равнодоступность и качество пу бличных услуг.
В рамках данной статьи нам представляется интересным представить краткий анализ по некоторым вопросам, характеризующим социально-экономическое положение экономики Республики Тыва, его закономерности и особенности функционирования, выполненный в рамках учебно-научной лаборатории «Региональная экономика», с целю повышения эффективности научно-исследовательских работ, проводимых студентами экономического факультета Тувинского государственного университета.
Анализ рождаемости и смертности Республики Тыва
Современное демографическое неблагополучие России общеизвестно. Однако, проблема депопуляции населения -устойчивого превышения смертности над рождаемостью - настолько обострилась, что в ежегодном послании Президента России Д. Медведева она обозначена как одна из главных. Актуальность исследования темы
7 О
с. в а с с г пглг аооооооо
связана с производительной силой -трудящегося человека. Он не только создатель благ, но и их потребитель. Вместе с тем, он является носителем общественных отношений. Соответственно анализ рождаемости и смертности - важная часть всякого социально-экономического исследования.
В работе исследованы факторы, влияющие на рождаемость (природно-физиологические, демографические,
социально-экономические, культурные и психологические). Влияние факторов на рождаемость и смертность связано с уровнями благосостояния и урбанизацией, брачностью. разводами и семейным положением. Последние факторы находятся на стыке демографических и социально-экономических аспектов, вместе с тем, на наш взгляд, брачные репродуктивные отношения следует связывать и с национатьными традициями.
Динамика рождаемости и смертности в Республике Тыва за последние годы представлена на рис. 1 и 2. Она составлена на основе анализа статистических данных по теме исследования.
Годи
Рис. 1. Общие коэффициенты рождаемости Российской Федерации и Республики Тыва за 1985-2010 годы
Демографическая ситуация в республике сохраняется на уровне предыдущих лет, вместе с тем рождаемость имеет тенденцию роста и высока доля смертности, особенно у мужчин трудоспособного возраста, что неблагоприятно влияет на состав трудовых ресу рсов.
Основные классы причин смерти: спиртные напитки, умышленные убийства и самоубийства, несчастные случаи, наркомания, социатьно-инфекционные болезни и т.д. Указанные причины также связаны с безработицей - 18,6% от экономически активного населения республики, что выше в 2 раза по регионам СФО и в 2,7 раза в целом по России 11 ].
Рис. 2. Обидае коэффициенты смертности населения Российской Федерации и Республики Тыва за 1990-2010 годы
Для снижения напряженности на рынке труда и снижения смертности в республике необходимо развивать традиционные и новые для республики сферы деятельности:
- сельское хозяйство (49% населения проживает в сельской местности);
- туризм, как перспективное направление с учетом природно-географического положения республики;
- освоение природных ресурсов, что позволит увеличить количество рабочих мест.
Состояние рынка образовательных услуг в Республике Тыва
Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда очевидно,
закономерности и особенности функционирования
поскольку формирование рынка труда как экономической категории связано с развитием рынка образования. Актуальность исследования рынка образования в регионе напрямую связана с его кадровым потенциалом, требующим качественного увеличения экономически активного
населения и на его основе решения проблемы безработицы.
В образовательных учреждениях в республике по состоянию на 2010-2011 учебный год обучаются 16442 человек (табл.).
Контингент обучающихся в учебных заведениях Республики Тыва за 2010 - 2011 учебный год*
Уровни образования Кол-во учреждений Количество обучающихся Всего
ДФО ЗФО
НПО 13 4619 202 4821
СПО 8 3762 2004 5766
ВПО 2** 3243 2612 5855
Итого: 23 11624 4814 16442
• Данные таблицы составлены расчетным путем, и<
** В республике имеется 1 вуз - ФГБОУ ВПО
СибУПК (аккредитованный).
По данным последней переписи населения в Республике Тыва, на конец 2010 года насчитывается 308,2 тыс. чел. Из них экономически активное население 128,8 тыс. человек [1]. В рассматриваемый период официально зарегистрировано в качестве безработных 28,4 тыс. человек, в том числе с высшим образованием 931 человек, со средним специальным образованием 1737 человек, со средним образованием 4186 человек, с неполным средним образованием 5455 человек [2]. Численность безработных молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет в среднем за год составляет 16,7 %. Проведенный анализ причин безработицы позволил выделить следующие объективные и субъективные взаимоотношения рынка труда и рынка образовательных услуг республики:
• инертность системы образования, которая не успевает отслеживать тенденции рынка труда, что приводит к перепроизводству одних специалистов и нехватке других;
• низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда, обусловленная в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков
Вместе с тем следует отметить, что вышеотмеченные проблемы носят комплексный характер, не решаемый в одночасье Тем не менее, Министерству образования и науки Республики Тыва необходимо совместно с отраслевыми министерствами провести мониторинг трудоустройства выпускников учебных заведений. На основании проводимой Тувинским
пользуя статистические и отчетные материалы. «Тувинский государственный университет» и 1 филиач
государственным университетом работы среди работодателей по направлению «Маркетинговые исследования в Республике Тыва в содействии трудоустройстве выпускников и организации временной занятости студентов ТувГУ» на предварительном этапе по опросам руководителей организаций и предприятий получены следующие результаты:
♦ недостаточные навыки практической работы. В учебных планах учебных заведений необходимо больше часов предусмотреть на лабораторно-практические занятия, а также на учебные и производственные практики;
♦ недостаточная профессиональная компетенция в практических методах решения организационно-экономических вопросов;
♦ не соответствие полученного теоретического образования выпускников образовательных учреждений квалификационным требованиям работодателей.
Наиболее востребованными профессиями в республике, в числе первых десяти приоритетных являются рабочие профессии: монтажника, бульдозериста, экскаваторщика крановщика, сварщика ремесленника (по областям) и работников в сфере услуг (обеспечение туристического бизнеса и инновационным направлениям развития).
Анализ развития малого бизнеса в Республике Тыва
В условиях конкурентной рыночной среды малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых не мыслима его
высокая эффективность. Также развитие малого предпринимательства обеспечивает эффективность антимонопольной политики.
Проводимая совместная работа Департамента Минэкономики Республики Тыва со студентами экономического факультета Тувинского госуниверситета по анкетированию субъектов малого предпринимательства в республике показала следующие данные. В статусе резидентов субъектов малого предпринимательства
г.Ак-Довурак, 36:
(СМП) в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. число малых предприятий в разрезе 17 муниципальных образований (МО) и 2 Городских округов составило 11013 единиц. Из них к малым предприятиям относятся 133 единицы, а предприятия без образования юридического лица составили 10880 единиц (рис. 1).
Эрзинский, 374
Чеди-Хольский; 247 Чаа-Хольсккй, 135
Бай-Тайганский, 294 арун-Хемчикский, 386 Дзун-Хемчикекий; 457 ,Каа-Хемский; 308 .Кызылский, 1005 .Монгун-Тайгинский; 192 Овурский, 266 Пий-Хемский, 299 Сут-Хольский; 264 Тандинский; 366 .Тере-Хольский, 54
_Тес-Хемский, 263 .Тоджинский, 206 Улуг-Хемский; 489
Рисунок I. Численность субъектов малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований Республики Тыва
Как видно из рисунка, основная доля СМП в республике сконцентрирована в г. Кызыле (45.8%). второе место занимает МО «Кызылский кожуун» - 9.1%, на третьем месте выявлено МО «Улуг-Хемский кожуун» - 4.4%. а по другим МО доля СМП незначительная.
Выявленные результаты анализа численности СМП показывают их неравномерное распределение по муниципальным образованиям республики. Для активизации создания малых предприятий в муниципальных образованиях региона и их эффективной работы нужно проводить работы по созданию в кожуунах соответствующей инфраструктуры и активизация работы информирования населения, проводимые государством по поддержке СМП. Государственную поддержку СМП, предоставляемую правительством республики можно разбить на три блока, нормативно-правовая и информационно-методическая поддержка; поддержка выставочно-ярмарочной деятельности; финансово-кредитная поддержка.
1. Нормативно-правовая и информа-ционно-методическая поддержка:
• организация проведения тематических семинаров, конференций для субъектов малого и среднего предприни-
мательства. организация «круглого стола» по направлениям бизнеса:
• юридические, налоговые, бухгалтерские консультации для субъектов предпринимательства.
2. Поддержка выставочно-ярмароч-ной деятельности:
• организация межрегиональных выставок-ярмарок;
• субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях регионального, межрсгионатьного значения, а так же поддержка «деловых миссий».
3. Финансово-кредитная поддержка (на конкурсной основе):
• субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
• оказание грантовой поддержки начинающим субъектам предпринимательства, в том числе по созданию и развитию малых инновационных компаний;
• содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства, т.е. субсидирование первоначального взноса по договору
закономерности и особенности функционирования
лизинга субъектов малого и среднего предпринимательства;
• снижение процентов и сроков предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства на льготной основе фондами поддержки предпринимательства.
Анализ инвестиционной деятельности
в Республике Тыва Известно. что инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций. без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Состояние инвестиционной деятельности в регионах и в целом в стране характеризуется динамикой показателей на макро-, и микроуровне. Эти же показатели в определенной мере характеризуют и эффективность совокупных действий по осуществлению инвестиций -инвестиционную деятельность.
В рамках данного тезиса нами представлен анализ инвестиционной
деятельности в Республике Тыва по вопросам: взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности по осуществлению инвестиций, анализ привлечения инвестиций в региональную экономику в контексте реализации инвестиционной деятельности.
По анализу отчетных и статистических материалов за последние годы в Республике Тыва инвестиционная деятельность имеет низкий уровень по сравнению с субъектами СФО страны. Если рассматривать по качественному составу привлеченных инвестиций в республике за 2010 год, то в их структуре основную долю занимают инвестиции, финансируемые за счет бюджетных средств (рис. 1). Такая тенденция состава инвестиций остается на протяжения ряда последних лет. Так за 2009-2010 годы доля бюджетных средств составила 76.5 % и 56,4 % соответственно [1]
^ &
16,1 о® ¡1
□ Бюджетные средства ■ Частные инвестиции О Иност ранные инвестиции
Рис. I. Состав привлеченных инвестиций в экономику Республики Тына за
2010 год
Анализ программ развития отраслей экономики республики на период до 2015 года позволяет сделать вывод о том, что в них основной упор делается на программно-целевые методы, что в конечном итоге связан с привлечением бюджетных источников финансирования инвестиций.
В контексте отмеченного в инвестиционной политике республики следует большое внимание уделить на информационную и финансовую составляющие частных инициатив в оживлении инвестиционной деятельности.
Возможности испол ьзования нанотехнологгш в Тувинском государственном университете Актуальность рассмотрения обозначенного вопроса обусловлена тем. что. во-первых, в нашем университете осуществляется подготовка квалифицированных кадров в сфере материального и нематериального производства Республики Тыва.
Во-вторых, междисциплинарный характер области исследования (фундаментальной и прикладной науки и техники) нанотехнологии. и, в-третьих, возможность подключения ТувГУ к Программе развития наноиндустрии в РФ до 2015 года.
Как было выше отмечено, нанотехнология - междисциплинарная наука и область ее применения различная. В частности, в нашем университете к приоритетным направлениям модернизации и технического развития экономики России относятся направления подготовки ВПО, подтверждаемые лицу квалификации «бакалавр», «магистр», «специалист» и «научный работник»: строительство, сельское хозяйство, надземные транспортно-технологические средства и горное дело. 11 ПС выпускающих кафедр указанных направлений подготовки ВПО активно занимается научными исследованиями, что
подтверждается авторскими свидетельствами и патентами [1].
Для внедрения нанотехнологии в ТувГУ нами определены решение пяти из основных проблем (формирование перспективных потребителей; доведение разработок нанотехнологии до промышленного производства; создание финансово-экономического механизма и т.п.), для достижения которых в первую очередь необходимо формировать инфраструктуру нанотехнологии как центра коллективного пользования.
Создание центра коллективного пользования нанотехнологии в ТувГУ дает возможность в обосновании заявки вуза перед Минобрнауки РФ на переход в исследовательский университет.
Безусловно, внедрение нанотехнологии в ТувГУ, как научному центру региона
позволит слабо развитой (депрессивной) республике выйти на новый путь развития экономики и социального положения. Литература:
1. Инвестиции в Республике Тыва. Статистический сборник Тывастата. - Кызыл, 2010.
2. Кожууны и города Республики Тыва: Стат. сборник / Тывастат. - Кызыл, 2011. - 213 с.
3. Республика Тыва в цифрах: Краткий стат. сборник / Тывастат. - Кызыл, 2010.
4. Севек В.К., Севек P.M. Малые инновационные предприятия при вузах. Стратегическое планирование в регионах и городах России: Посткризисный мир и новый этап стратегирования / Доклады участников VIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» Санкт-Петербург, 19-20 октября 2009 г. Науч. ред. д.э.н. Б.С. Жихаревич. - СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтевский центр», 2010. - С.110-111.
5. Статистический ежегодник Республики Тьюа / Тывастат. - Кызыл. 2011. - 248 с.