ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10126
ББК 67 © В.С. Троицкий, 2019
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЭВОЛЮЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ В ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Валерий Сергеевич Троицкий, кандидат юридических наук, декан юридического факультета
ФГКОУ ВО «Университет прокуратуры Российской Федерации» (117638, г. Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Религиозная свобода для Европы — явление достаточно новое. Формирование права на выбор и исповедание любой религии происходило постепенно, сталкиваясь с достаточно большими проблемами. В статье рассматривается эволюция религиозных свобод в странах Западной Европы.
Ключевые слова: права и свободы человека, история государства и права стран Европы, Французская революция, инакомыслие.
ON SOME ISSUES OF EVOLUTION OF ESTABLISHMENT OF RELIGIOUS FREEDOM IN CHRISTIAN CULTURE OF WESTERN EUROPE
Valery Sergeevich Troitsky, PhD in Law, Dean of the Faculty of Law
FSEI of HE "University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation" (117638, Moscow, Azovskaya street, 2 build. 1) E-mail: [email protected]
Annotation. Religious freedom for Europe is a rather new phenomenon. The formation of the right to choose and profess any religion took place gradually, faced with fairly large problems. The article discusses the evolution of religious freedom in Western Europe. Keywords: human rights and freedoms, history of the state and rights of European countries, the French Revolution, dissent.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Троицкий В.С. О некоторых вопросах эволюции становления религиозной свободы в христианской культуре Западной Европы. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):30-2.
Свобода вероисповедания в любой религии — весьма неоднозначная тема. В это связи интерес представляет эволюция отношений в обществе и государстве по поводу возможности выбирать и исповедовать веру, отличную от доминирующей.
Формирование основных религий происходило в Древнем мире. Однако церковные организации в то время не играли самостоятельной роли в развитии государств, а были лишь их вспомогательным механизмом. И с самого начала появляются лица, которые имели иные религиозные взгляды — последователи ереси. В.И.Даль определяет ересь как «различие в мнениях веры; раскол или отщепенство, отступничество»1.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную, а позднее христианства на католичество и
православие развело христианские церкви по разным направлениям. Одним из принципиальных отличий стала борьба католической церкви с государством за доминирование.
Любой институт пытается защищать свои интересы. Церковь — не исключение. Изначально борьба с инакомыслием была заботой церкви и способом ее защиты.
На первых порах задачей епископов было выявление и наставление на путь истинный. Позднее, по мере крепчания церкви появляются церковные суды и методом наказания за инакомыслие становится отлучение от церкви. Так, например, в «Диктате папы», составленным папой Григорием VII 1075 г., отмечается, что «с отлученными папой от церкви лицами запрещено даже находиться в одном доме»2.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В Средневековье появляются отдельные трактаты, затрагивающие вопросы свободы воли, в том числе и религиозной свободы, например Боэций, П. Абеляр и др. Однако в насквозь религиозном обществе формирование кардинальных идей, было невозможным. Как отмечает П. Абеляр, «ведь если вера меньше всего должна допускать разум к обсуждению, чтобы не утратить заслуги и если, следовательно, то, во что веришь, не может быть оспорено суждением ума, но тотчас должно соглашаться с предписанным, то сколько бы заблуждений ни насаждала проповедь, ничего нельзя сделать, потому что ничто нельзя опровергнуть при помощи разума там, где разум применять не дозволено»3.
Необходимо понимать, что государство в средневековой Европе находилось в стадии формирования и на этом этапе не могло обойтись без церкви.
Пиком борьбы с инакомыслием становится появление в Западной Европе в 1215 году Святой инквизиции.
К этому моменту формируется специфический симбиоз церкви и государства. Ни один из этих институтов не может обойтись без помощи другого. Можно согласиться с К. Армстронгом, который отмечал: «Как нам это ни отвратительно, казнь инакомыслящих считалась необходимой, особенно когда государственность еще была хрупкой»4.
В 1517 году в Европе происходит событие, положившее начало медленному и, достаточно кровавому, движению в сторону формирования религиозной свободы. По преданию, Мартин Лютер прибивает к дверям замковой церкви свой трактат «95 тезисов». Выступив против массовой продажи индульгенций, Лютер посягнул на непоколебимость католических устоев о статусе папы, да и всего католического клира. В Европе началась Реформация. Конечно же, права выбора вероисповедания в современном значении не появляется, и вместо свободы видим религиозные войны, охватившие Европу. Однако в 1526 на съезде князей каждой земле было предоставлено право устанавливать веру, что стало предтечей юридического закрепления религиозной свободы.
Однако протестантизм не удержался от того, чтобы не начать преследования инакомыслящих: и Лютер и Кальвин выступали за наказание еретиков вплоть до сожжения.
Англия в XVI в. возвратилась к англиканскому протестантизму. В 1552 г был принят «Акт о единообразии общественных молитв», который закреплял наложение штрафов на лиц, не участвовавших в молитвах. Тем самым было остановлено массовое взаимное убийство католиков и протестантов. Так Англия начала движение в сторону религиозного плюрализма.
В Германии Аугсбургский мирный договор 1555 г., юридически признавший протестантизм равной католицизму конфессией и закрепивший право монарха выбирать вероисповедание для подданных в государстве, временно приостановил войны. Свобода воли по
этому договору предоставлялась не каждому человеку, а только государям, за которым должно было следовать все население.
В 1571 г. был принят акт, названный «Тридцать девять статей Англиканской церкви», который отмечал, что некоторые непринятые в англиканстве католические обряды являются «богохульным измышлением и опасным обманом»5.
Однако католическая церковь ответила на это учреждением в 1559 году «Индекса запрещенных книг», по которому осуществлялась цензура всех печатных изданий Западной Европы.
Религиозные войны в Европе закончились Нана-ским эдиктом в 1598 г. когда французский король даровал протестантам равноправие с католиками.
Эпоха Просвещения в Европе с новой силой подняла вопрос о свободе человека, разуме и веротерпимости.
Локк отмечает, что «каждый человек имеет полную и неограниченную свободу мнений и вероисповедания, которой он может невозбранно пользоваться без приказа — или вопреки приказу — правителя, не зная за собой вины или греха, но всегда при условии, что делает это чистосердечно и по совести перед Богом, сколько дозволяют его знания и убеждения»6.
В 1689 году в Англии королем был подписан Акт о терпимости, документ, который имел силу только для протестантов, веривших в Троицу. Преследование католиков продолжалось еще почти 150 лет, до 1832 года.
Подобные изменения в Европе не привели к религиозной толерантности, но существенно уменьшили его накал.
К XVIII в. государства Западной Европы в целом освободились от давления римской церкви, что позволило им самостоятельно устраивать свои церковные дела. Однако власть по-прежнему определяла веру для своих граждан, а единство веры продолжало быть основой западноевропейского государства. К этому же моменту происходит падение авторитета и роли инквизиции. И вопросы веры переходят в компетенцию государственных судов.
В XVIII в. наступает период Просвещения, одним из глашатаев которого был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» он яростно выступал против религиозных преследований и ратовал за плюрализм в этих вопросах: «Закон нетерпимости нелеп и варварски жесток; это закон тигров. Но он еще ужаснее и потому, что тигры разрывают свою добычу только для того, чтобы ее съесть, а мы истребляем друг друга во имя догмы»7.
Клод Гельвеций в своем сочинении «Об уме» (1758) отмечает: «душа — это способность чувствовать; дух — ее действие; со смертью тела она подпадает уничтожению. Кто приносит пользу себе, не вредя при этом другим, а способствую также и их благу, тот истинно хороший человек»8. Проявление элементов материализма становятся подготовкой не только к веро-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
терпимости, но и к признанию права не верить, атеизм.
Знаменательным становиться подписание в 1785 г. королем Франции Людовиком XIV Эдикта о терпимости, который запрещал отказывать лицам, придерживающимся отличного от католицизма вероисповедания, в реализации их основных прав.
В конце XVIII в. в США происходит революция. В ст. VI американской Конституции есть слова: «не может быть затребовано какое-либо подтверждение религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо должности либо официального поста, учрежденных Соединенными Штатами»9. Нельзя отрицать роль американских политических идей для Западной Европы, учитывая роль Франции в войне США с Великобританией.
В 1789 году революция вспыхивает во Франции. Одним из ее величайших достижение стало принятие Декларации прав человека и гражданина (24.08.1789), которая до сих пор является составной частью французской Конституции. Статья 10 Декларации гласит: «Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом»10.
С этого момента Западная Европа ведет свою историю религиозного плюрализма и толерантности в современном значении. Конечно, религиозные преследования не могли прекратиться в один момент. Но впервые в 1789 г. была законодательно закреплена свобода вероисповедания.
Однако до современного понимания свободы было еще далеко. Например, в Германии только в консти-
туции 1870 г. было законодательно закреплено право граждан выбирать для себя веру. Испания на этом пути задержалась и вплоть до XX в. в ее конституциях католицизм провозглашался государственной религией.
1 Словарь Даля [Электронный ресурс] // URL: https://slovar. cc/rus/dal/544931.html (дата обращения: 08.10.2017)
2 Диктат папы [Электронный ресурс] // URL: https:// imperialcommiss.livejournal.com/412196.html
3 Абеляр П. Диалог между философом, иудеем и христианином [Электронный ресурс] // URL: http://www.lib.ru/HRISTIAN/ ABELAR/dialog.txt
4 Армстронг К. Поля крови: Религия и история насилия [Электронный ресурс] // Bookmate: электронная библиотека. URL: https://ru.bookmate.com (дата обращения: 08.10.2017)
5 Тридцать девять статей Англиканской церкви [Электронный ресурс] // URL: http://www.reformed.org.ua/2/385/(дата обращения: 08.10.2017)
6 Локк Д. Опыт веротерпимости // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. (Серия «Общественная мысль: исследования и публикации».) М. 1995. С. 51
7 Вольтер. Трактат о терпимости в связи со смертью Жана Ка-ласа // Бог и люди: Статьи, памфлеты, письма. М. 1961. Т. 1. С. 25
8 Гельвеций К.А. «Об уме» // Цит.по История человечества. Всмирная история. Под общ.ред. Г.Гельмонта. В. 9 т. Т. 7. СПб. 1904. С. 356.
9 Конституция Соединенных Штатов Америки // Мишин
A.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М. «Статут». 2013. // СПС «КонсультантПлюс»
10 Декларации прав человека и гражданина // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. Сост. проф.
B.В.Маклаков. 4-е изд., испр. и доп. М. Волкерс Клувер. 2003.
C. 74
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
В.П. Малахов Н.Д. Эриашвили
Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории
Второе издание
Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. 2-е изд. Монография. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. 431 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Продемонстрирована неразрывность методологических и мировоззренческих проблем, расширено понятие методологии; теория государства и права получила ряд специфических интерпретаций, выделено одно из наиболее перспективных направлений в развитии общеправовой теории, выработана матрица постановки методологических и мировоззренческих проблем юридической теории на основе органичного сочетания возможностей общеправовой теории и философии права. Рассмотрена проблема типов права, решение которой призвано быть мировоззренческой и методологической основой отраслевых наук.
Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также всех интересующихся философскими и прикладными проблемами правовой жизни общества и личности.