Научная статья на тему 'О некоторых вопросах аутсорсинга при операциях банков с денежной наличностью'

О некоторых вопросах аутсорсинга при операциях банков с денежной наличностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах аутсорсинга при операциях банков с денежной наличностью»

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АУТСОРСИНГА ПРИ ОПЕРАЦИЯХ БАНКОВ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ

О.В. ТОМИЛКО

В современных условиях усиления конкуренции и возрастающих требований к минимизации рисков и издержек перед кредитными организациями стоят задачи по оптимизации бизнес-процессов. Для банков и данной ситуации одним из путей решения этих задач может быть передача непрофильных или обременительных для них функций другим организациям на основании заключенных договоров. Совокупность действий, связанных с использованием банком или иной организацией для обеспечения своей деятельности сторонних ресурсов, принято обозначать термином «аутсорсинг».

Поскольку основной целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли, привлечение для выполнения непрофильных или обременительных для компаний функций преследует такую же цель. В данном случае в рамках этой цели можно выделить несколько подцелей: снижение себестоимости продукта, сокращение времени производства единицы продукта (увеличение производительности труда на профильном направлении) [3, с.430].

В первую очередь это процессы, связанные с неквалифицированным трудом. Во-вторых - процессы, обеспечивающие основную деятельность организации. И, в-третьих - процессы, важные для бизнеса организации, но требующие дорогостоящего оборудования и спецтехники и специальных навыков сотрудников. Эти процессы представляются наиболее интересными для анализа.

В период становления банковской системы большинство банков, тогда еще, как правило, растущих, создали в своей структуре подразделения, позволяющие обеспечить полный цикл работы кредитной организации до начала разработки нового банковского продукта до получения конечного финансового результата.

В последние годы все явственней прослеживается тенденция к передаче части внутренних процессов (операций) банка на обслуживание в стороннюю организацию. Например, большая часть программного обеспечения делается специализированными фирмами, и банку не нужен целый штат разработчиков ПО. Разумеется, никто не оспаривает необходимость наличия в банке ИТ-подразделений, но сопровождение и поддержка программного продукта значительно дешевле разработки с нуля.

Другим важным участком работы банка, где все чаще применяется аутсорсинг, являются операции с денежной наличностью. В настоящее время это в первую очередь перевозка и инкассация денежной наличности, т.е. перевозка денежной наличности между подразделениями банка и учреждениями Банка России, сбор денежной выручки клиентов, доставка их в кассу банка (собственно инкассация в ее классическом представлении), предоставление в аренду инкассаторам банка вооруженной охраны и спецтехники, и наконец, операции по загрузке и изъятию денежных средств из банкоматов банка.

Возможность аутсорсинга операций по инкассации денежных средств, а также денежных средств и ценностей клиентов была предоставлена коммерческим банкам в 1997 году. Тогда кредитные организации могли осуществлять инкассацию и доставку своих денежных средств и ценностей, а также денежных средств и ценностей клиентов собственными силами и средствами либо на договорных условиях через специализированные службы инкассации, имеющие лицензию Банка России на проведении соответствующих операций [4, с.132].

В новой редакции Закона «О банках и банковской деятельности» было четко закреплено, что инкассация относится к банковским операциям, которые могут осуществлять кредитные организации на основании соответствующей лицензии. В апреле 2001 г. в Положение Банка России были внесены изменения, предусматривающие возможность привлечения банками в качестве сторонних служб инкассации других кредитных организаций, а также Российского объединения инкассации («Росинкас»). В настоящее время в Положении Банка России объединение «Росинкас» буквально не упоминается, но подразумевается под формулировкой «организации, осуществляющие операции по инкассации и входящие в банковскую систему Российской Федерации» [1, ст.2 п.2].

Сегодня услуги сторонних перевозчиков предоставляются банкам на основании двух и трехсторонних договоров. Как правило, такие договоры заключаются в дополнение к договорам банковского счета (между банком и клиентом) и предусматривают детально права, обязанности и процедуры взаимодействия. Решение о заключении двухсторонних либо трехсторонних принимается по согласованию сторон и зависит от многих факторов. При оформлении любого договора следует обращать внимание на следующее: если порядок расчетов по договору инкассации предусматривает безакцептное списание денежных средств с банковского счета клиента, условие о безакцептном списании денежных средств со счета клиента по требованию банка обязательно должно содержаться в договоре банковского счета. Разумеется, залогом минимизации операционных рисков является составление договоров и исполнение их в строгом соответствии с нормативными актами Банка России.

Положением о ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации предусматривает возможность хранения ценностей под ответственностью инкассаторов. При этом сложение вечером сумок в сейф и изъятие и доставка в банк утром предполагается силами одной и той же бригады инкассаторов. Такая схема могла бы быть жизнеспособной для небольшого банка со своим подразделением инкассации из трех бригад на трех машинах. В крупным фирмах-перевозчиках инкассаторы, как правило, работают посменно. Кроме того, графики заездов выстраиваются таким образом, чтобы минимизировать заезды «вхолостую», принятые у клиентов сумки консолидируются в подразделении инкассации с оформлением между инкассаторами необходимых передаточных документов, после чего утром следующего дня следующая бригада инкассаторов отвозит общее количество сумок клиентов данного банка в кассовое подразделение этого банка.

Здесь налицо случай, когда бизнес идет впереди нормативной базы - возможность такой организации

работы уже предусмотрена в новом проекте Положения о порядке ведения кассовых операций, правилах перевозки и инкассации денежной наличности в кредитных организациях на территории Российской Федерации (проект был размещен в Интернете для обсуждения с бора предложений). Вместе с тем такая организация работы формально противоречит утвержденным Банком России процедурам, и при подготовке договорной базы кредитным организациям полезно обращать на это внимание. Например, у клиента на копии препроводительной ведомости стоит роспись одного из инкассаторов в получении сумки, а в кредитной организации в журнале учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок роспись совершенно другого инкассатора. При выявлении при пересчете недостач, неплатежных, сомнительных или поддельных денежных знаков в случае отсутствия порядка урегулирования претензий в договорах либо устных, неформальных договоренностей между сторонами может возникнуть сложная ситуация для всех участников процесса.

Интересным для банков могло бы показаться предоставление сторонними организациями услуг не только по инкассации и доставке денежной наличности, но и по ее пересчету и перечислению на соответствующие счета клиентов в банках. Однако такая схема работы прямо запрещена пунктом 2.1.1. Положения Банка России - организация должна вносить денежную наличность в кассу только на свой банковский счет, открытый в этой кредитной организации [2, ст.1,п.д.2.9,6.5].

Данная норма была введена достаточно давно во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения», согласно которому предприятия были не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц-владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет. Поскольку в феврале 2005г. данный Указ был признан утратившим силу, в проекте новой редакции Положения Банка России №199-П данное требование не предусмотрено, и, видимо после принятия нормативного документа существующие для банков ограничения в этом вопросе будут отменены.. [2, ст.1,п.д.2.9,6.5]

Помимо сбора и доставки в банк выручки клиентами кредитных организаций востребована и такая услуга, как обеспечение клиента разменной монетой и банкнотами мелких номиналов. Такие операции могут осуществляться в соответствии с подразделами 2.9 и 6.5. Положения Банка России от 9 октября 2002г. №199-П. Операции также осуществляться на основании двух или трехсторонних договоров. При этом в первом случае стороннюю организацию может привлекать и клиент, а банк иметь отношения только с клиентом (инкассатор приезжает в банк в качестве представителя клиента). Неоднозначным моментом совершения данных операций является то, что вышеназванное Положение устанавливает технологию обеспечения клиента только разменной монетой. Вместе с тем у клиентов существует большая потребность и в банкнотах мелких номиналов - 10 и 50 рублей. Получение клиентом - юридическим лицом денежной наличности в банке в виде банкнот в соответствии с действующей нормативной базой возможно только по денежному чеку с банковского счета этого юридического лица. Ранее данная процедура была прописана в нормативной базе таким образом: клиент заранее предъявляет в кредитную организацию денежный чек, при этом контрольная марка остается клиента. Кредитная организация осуществляет предварительную подготовку денежной наличности и в день доставки выдает инкассаторам подготовленную сумку с денежной наличностью и денежный чек. При этом в приеме денег старший бригады инкассаторов расписывался в расходной кассовом ордере. При передаче денежной наличности клиенту кассир клиента расписывался в денежном чеке, на чек наклеивалась контрольная марка, после чего оформленный денежный чек передавался инкассаторами в кредитную организацию, где он вместе с расходным кассовым ордером передавался в кассовые документы. В декабре 2003г. данный порядок был отменен, как не соответствующий законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете - фактически на одну хозяйственную операцию оформлялось два первичных учетных документа. [2, ст.1,п.д.2.8,6.4]

Согласно действующим требованиям инкассатор получает денежную наличность в кассе банка по

денежному чеку в качестве представителя клиента. Изменения были восприняты многими банками негативно, с мотивировкой, что клиенты не будут выписывать денежные чеки на лиц, не являющихся сотрудниками данной организации. Кроме того, здесь имеют место также и объективные трудности - на момент заказа денежной наличности в инкассаторской организации может отсутствовать информация о конкретных инкассаторах, которые выйдут в смену через несколько дней. Однако, как показывает практика, все проблемные вопросы могут быть разрешены путем переговоров, заключения соответствующих договоров с четким пошаговым прописыванием всех процедур взаимодействия клиента, организации инкассации и банка, в том числе при возникновении нештатных ситуаций.

Подводя итоги, можно констатировать, что аутсорсинг операций с денежной наличностью имеет право на существование и является одним из путей минимизации издержек деятельности банка. Вместе с тем следует очень взвешенно подходить к оценке операционных и правовых рисков, а также выявлению узких мест в организации работы с денежной наличностью с привлечением сторонних организаций, поскольку возможны финансовые потери банка могут превысить размер его выгоды. [4, с.135]

Литература:

1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 // Собр.

законодательства. 05.02.1996. № 6. Ст. 492.

2. Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской

Федерации (утв. ЦБ РФ 09.10.2002 № 199-П) // СПС КонсультантПлюс

3. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред.Г.Н. Белоглазовой. М., 2006.

4. Банковское дело: учебник для вузов / под редакцией О.И. Лаврушин. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.