Научная статья на тему 'О некоторых видах принудительной изоляции от общества, известных российскому законодательству'

О некоторых видах принудительной изоляции от общества, известных российскому законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1507
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголовная юстиция
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ОБЩЕСТВА / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ МЕРЫ / ЗАДЕРЖАНИЕ / АРЕСТ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ДОМАШНИЙ АРЕСТ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР СПЕЦИАЛЬНОГО ТИПА / СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА / COMPULSORY ISOLATION FROM SOCIETY / PENAL MEASURES / DETENTION / ARREST / DEPRIVATION OF FREEDOM / HOUSE ARREST / FORCED TREATMENT / SPECIALISED PSYCHIATRIC HOSPITAL / SPECIAL CLOSED EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Олег Викторович

Рассмотрены меры принудительной изоляции от общества, известные отечественному законодательству. Это принудительные меры изоляционного характера, обладающие административно-правовой природой: административное задержание, административный арест, водворение в центры временного содержания и изоляции. Пенитенциарные меры в узком понимании, включающие в себя: предварительное заключение и содержание под стражей, уголовные наказания, предполагающие изоляцию от общества, а также задержание в стадии исполнения приговора. Пенитенциарные меры в широком понимании, охватывающие: уголовно-процессуальное задержание, принудительное содержание в психиатрическом стационаре специального типа и психиатрическом стационаре специального типа с интенсивным наблюдением, уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества. Принудительные меры, схожие с пенитенциарными, но таковыми не являющиеся: принудительное воспитание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа и домашний арест. Указанные меры различаются по своей правовой природе, порядку реализации, а также степени тяжести отбывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some types of compulsory isolation from society in Russian legislation

The national legislation establishes the list of measures of compulsory isolation from society with regard to the criteria developed by the legal science and international legal standards. These include measures that have such features as special bodies and institutions they are implemented in; protection and supervision over persons held in these bodies and institutions; strict regulation of lifestyle of such persons; limitation of their satisfaction of a range of social and biological needs including those of living conditions. The European Court of Human Rights considers compulsory isolation from society as a form of deprivation of physical liberty, which consists in a forced stay in a confined space, isolation of a person from society, family, termination of his / her duties, inability to move freely and communicate with the general public. The features of measures of compulsory isolation from society, in our opinion, also include their appointment by the court or application by specifically authorized agencies or officials in the procedural order. They involve limitation of fundamental rights and freedoms of persons, and their execution, although temporary, lasts for an extended period and usually implies placement to other persons serving similar types of compulsory isolation. By international standards, compulsory isolation is all types of forced seclusion from society appointed in order to ensure the interests of pre-trial proceedings and justice in criminal and other cases, as well as security in the execution of criminal sanctions and other coercive measures that are executed in special closed institutions by court decisions and do not exclude educational, medical and correctional impact. Among the measures of compulsory isolation from society in the domestic legislation are the following. Coercive measures of isolation of administrative nature are administrative detention, administrative arrest, placement in detention and isolation centers. Penal measures in the narrow sense include pre-trial detention and custody, criminal penalties involving isolation from society, as well as detention when executing the sentence. Penal measures in the broad sense include criminal procedure detention, forced detention in a specialised psychiatric hospital and a specialised psychiatric hospital with intensive supervision, criminal punishment not related to isolation from society. Coercive measures similar to penal, but other than the latter, are compulsory education of a minor in a special closed educational institution and house arrest. These measures differ in their legal nature, implementation order, as well as the gravity of service.

Текст научной работы на тему «О некоторых видах принудительной изоляции от общества, известных российскому законодательству»

2013

УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ Russian Journal of Criminal Law

№ 2(2)

УГOЛOBHO-ИCПOЛHИTEЛЬHOE ПРABO

УДК 343.9.018

О.В. Воронин

О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, ИЗВЕСТНЫХ РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Рассмотрены меры принудительной изоляции от общества, известные отечественному законодательству. Это принудительные меры изоляционного характера, обладающие административно-правовой природой: административное задержание, административный арест, водворение в центры временного содержания и изоляции. Пенитенциарные меры в узком понимании, включающие в себя: предварительное заключение и содержание под стражей, уголовные наказания, предполагающие изоляцию от общества, а также задержание в стадии исполнения приговора. Пенитенциарные меры в широком понимании, охватывающие: уголовно-процессуальное задержание, принудительное содержание в психиатрическом стационаре специального типа и психиатрическом стационаре специального типа с интенсивным наблюдением, уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества. Принудительные меры, схожие с пенитенциарными, но таковыми не являющиеся: принудительное воспитание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа и домашний арест. Указанные меры различаются по своей правовой природе, порядку реализации, а также степени тяжести отбывания.

Ключевые слова: принудительная изоляция от общества, пенитенциарные меры, задержание, арест, лишение свободы, домашний арест, принудительное лечение, психиатрический стационар специального типа, специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Перечень мер принудительной изоляции от общества устанавливается действующим национальным законодательством с учетом критериев, выработанных правовой наукой и международноправовыми стандартами. К их числу относят меры, обладающие такими чертами, как наличие специальных органов и учреждений, в которых они реализуются; охрана и надзор за содержащимися в этих органах и учреждениях лицами; жесткая регламентация образа жизни таких лиц; ограничение удовлетворения ими ряда социальных и биологических потребностей, в том числе материально-бытового характера [1, с. 11-12]. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) рассматривает принудительную изоляцию от общества как одну из форм лишения физической свободы, заключающуюся в принудительном пребывании в ограниченном пространстве, изоляции человека от общества, семьи, прекращении выполнения служебных обязанностей, невозможности свободного передвижения и общения с неопределенным кругом лиц (п. 14 Постановления от 01.06.1961 по делу «Лоулесс (Lawless) против Ирландии» (№ 3), п.п. 92 и 102 Постановления от 06.11.1980 по делу «Гуццарди (Guzzardi) против Италии», п.п. 55 и 68 Постановления от 28.10.1994 по делу «Мюррей (Murray) против Соединенного Королевства», п. 42. Постановления от 24.11.1994 по делу «Кеммаш (Kemmache) против Франции» (№ 3) и п. 42 Постановления от 25.06.1996 по делу «Амю-ур (Amuur) против Франции»). Кроме того, к характеристикам мер принудительной изоляции от общества, на наш взгляд, можно также добавить то, что

они назначаются, как правило, по решению суда или же применяются специально уполномоченными органами или должностными лицами в процессуальном порядке; связаны с ограничением основных прав и свобод лиц; их исполнение носит хотя и временный, но в то же время продолжительный период и предусматривает, как правило, помещение к иным лицам, отбывающим подобные виды принудительной изоляции.

Согласно международным стандартам, к их числу приято относить все виды принудительной изоляции от общества, назначаемой в целях обеспечения интересов предварительного производства и правосудия по уголовным и иным судебным делами, а также безопасности при исполнении уголовных наказаний и иных мер принудительного характера, исполняющиеся в специальных закрытых учреждениях на основании судебных решений и не исключающие реализацию воспитательного, медицинского и исправительного воздействия (ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в рамках Совета Европы в 1950 г. (далее - Европейская конвенция); п. 13-21 Рекомендации Комитета министров государствам-членам Совета Европы, касавшиеся применения предварительного заключения под стражу; Принцип 4 Основных принципов обращения с заключенными; ст. 10 Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений; ст. 6 Принципов эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней; ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Российское право закрепляет следующие виды принудительной изоляции от общества:

а) уголовные наказания, прямо предусматривающие принудительную изоляцию от общества (пожизненное и срочное лишение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части);

б) меры изоляции медицинского и воспитательного характера, назначаемые по решению суда в уголовно-процессуальном порядке вместо наказания (принудительное лечение в психиатрическом стационаре специального типа (ПССТ), принудительное лечение в психиатрическом стационаре специального типа с интенсивным наблюдением (ПССТИН), воспитание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (СУВУЗТ));

в) меры уголовно-процессуального принуждения, предполагающие изоляцию от общества (уголовно-процессуальное задержание, предварительное заключение и содержание под стражей, домашний арест);

г) принудительные меры изоляции, назначаемые в целях обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и в качестве наказания за административные проступки (административное задержание, административный арест);

д) принудительные меры изоляции, применяемые в административном порядке в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения общественного порядка, здоровья и безопасности граждан (водворение в различные центры временного содержания и изоляции);

е) принудительные меры изоляции осужденных, находящихся на свободе, применяемые в целях обеспечения производств, направленных на разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора (задержание осужденного подразделениями ФСИН России)1.

Таким образом, из всего спектра мер принудительной изоляции от общества отечественному праву не известна принудительная изоляция в целях обеспечения исполнения судебных решений не по уголовным делам, предусмотренная международными стандартами2. Применение остальных мер хотя и регулируется различными отраслями права, достаточно развито.

1 Автор не включает в этот перечень виды изоляции, применяемые к военнослужащим (водворение на гауптвахту, нахождение в военном плену и т.п.), поскольку они не применяются в отношении широкого круга лиц.

2 Пунктами «Ь» и «^> ст. 5 Европейской конвенции допускается принудительная изоляция лиц в целях, в том числе обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств. Российское законодательство также предоставляет приставам-исполнителям в ходе принудительного исполнительного производства возможность применять краткосрочное задержание, однако по своей правовой природе, основаниям, целям и порядку применения этот вид изоляции относится к административному задержанию.

В отечественной науке существуют подходы к объединению рассматриваемых мер в рамках комплексных (интегрированных) административно -правовых и уголовно-правовых институтов - «пенитенциарного права» [2, с. 10-11] или «права лишения свободы» [3, с. 61].

В этой связи из всей совокупности мер принудительной изоляции от общества выделяются так называемые «пенитенциарные меры». Критериями служат не столько сама принудительная изоляция, сколько схожие с лишением свободы порядок исполнения и условия отбывания3; их уголовноправовая или уголовно-процессуальная природа; направленность, выражающаяся в прямо предусмотренной законом юридической связи с лишением свободы; уголовно-процессуальный порядок применения (изменения и отмены); а также исполнение органами или учреждениями ФСИН России.

С учетом названных критериев из состава пенитенциарных мер исключаются все виды админист-ративно-правовой4 и смешанной административноправовой и уголовно-правовой изоляции от общества, а также домашний арест как мера пресечения.

Совокупность «чистых» пенитенциарных мер или пенитенциарных мер в узком смысле включает в себя предварительное заключение и содержание под стражей [4, с. 14], уголовные наказания, предполагающие изоляцию от общества, а также задержание осужденных, находящихся на свободе, подразделениями ФСИН России, для обеспечения производств, возникающих в стадии исполнения приговора.

Однако этот перечень очень часто расширяется за счет включения в него мер принудительной изоляции от общества, обладающих смешанной административно-правовой и уголовно-правовой приро-

3 Данный подход представляется оправданным, поскольку в противном случае пенитенциарные меры пришлось бы расширить за счет включения в их перечень различных видов принудительной госпитализации, административного принуждения и т.п. Основное значение данного критерия вытекает из определяющей роли уголовно-правового метода в регулировании публичных общественных отношений, высокой нормативной распространенности лишения свободы среди иных санкций в уголовном праве (более чем 80 % норм Особенной части УК РФ) и наиболее частого применения (примерно треть всех обвинительных приговоров к реальному отбыванию наказания в РФ). Кроме того, определяющий характер лишения свободы как критерия отнесения к пенитенциарным мерам применяется Конституционным Судом РФ (Постановление от 16.06.2009. N° 9-П). Практически аналогичный подход используется в международном праве с учетом национальной специфики ряда стран. Так, согласно решениям ЕСПЧ, в европейских странах критерием отнесения той или иной меры к числу пенитенциарных является их тесная связь («адекватность») с классическим тюремным заключением.

4 Исключение мер принудительной изоляции административноправового характера из числа пенитенциарных мер также обусловливается иными условиями и порядком исполнения и менее суровым режимом отбывания: сравнительно невысокой степенью карательного воздействия, непродолжительным характером применения, отсутствием жесткого ограничения удовлетворения социальных и биологических потребностей, и как следствие этого, - отсутствием значительного числа лиц, их отбывающих, и специализированных органов, их исполняющих.

дой или формой исполнения. В первом случае смешанный характер выражается в том, что эти меры не являются уголовно-правовыми в чистом виде, но отвечают всем иным признакам пенитенциарных мер. Во-втором - в том, что хотя и являются уголовноправовыми по содержанию5, однако реализуются не уголовно-исполнительными органами и учреждениями. В первую группу можно включить уголовнопроцессуальное задержание, во вторую - принудительное лечение в ПССТ и ПССТИН. Представляется, что существенных препятствий для их отнесения к пенитенциарным мерам не существует, однако для подчеркивания особенностей их исполнения лучше именовать их пенитенциарными мерами в широком смысле.

Уголовно-процессуальное задержание удовлетворяет всем заявленным критериям, кроме исполнения уголовно-исполнительными подразделениями: оно предусматривает принудительную изоляцию, обладает схожим с лишением свободы порядком и условиями исполнения и отбывания, применяется в уголовно-процессуальном порядке и обладает прямой юридической связью с лишением свободы. Так, ч. 1 ст. 91 УПК РФ устанавливает правило, согласно которому уголовно-процессуальное задержание по общему правилу может быть применено к лицу, задерживаемому за преступление, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Таким образом, закон прямо обусловливает применение данной формы предварительной изоляции возможностью дальнейшего применения лишения свободы. Необходимо также отметить, что Конституционный Суд РФ в ряде своих решений отметил, что уголовно-процессуальное задержание наряду с иными мерами принудительной изоляции «по сути есть лишение свободы» (Постановление от 16.06.2009 г. № 9-П, Постановление от 06.12.2011 г. № 27-П).

По этим же причинам принудительное лечение в ПССТ и ПССТИН не может быть отнесено к пенитенциарным мерам6. Хотя его реализация, согласно

ч. 3 ст. 97 УК РФ, прямо относится к сфере уголовно-исполнительных отношений, непосредственным исполнением принудительного лечения занимается медицинский персонал, а подразделения внутренних дел и ФСИН России обеспечивают лишь охрану и безопасность ПССТ и ПССТИН соответственно7.

5 В данном случае термин «уголовно-правовой» используется в широком смысле, означающем обусловленность уголовно-правовым применением и охватывающем, в том числе, уголовнопроцессуальные институты.

6 Согласно ст. 1 ФЗ РФ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением», подразделения ФСИН России осуществляют только охрану и обеспечивают безопасность и не занимаются исполнением данной меры.

7 В этой связи, поскольку подразделения ФСИН России обеспечивают лишь охрану и безопасность, а не исправление лиц, находящихся в данных учреждениях, представляется вполне возможным распространение указанных функций также на обеспечение принудительного лечения в ПССТ.

Отдельное внимание заслуживают уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества. Наличие отраслевой связи между ними с лишением свободы формально не служит достаточным основанием отнесения их к пенитенциарным мерам, поскольку отсутствует такой существенный признак, как принудительная изоляция. Вместе с тем очень часто они включаются в их состав по причине того, что удовлетворяют всем остальным признакам. Подобный «охват» также носит условный характер.

Иначе обстоит вопрос с исполнением принудительного воспитания несовершеннолетнего в СУВУЗТ. Несмотря на то, что, согласно ч. 2 ст. 92 УК РФ, эта мера назначается несовершеннолетнему осужденному к лишению свободы, ее исполнение не относится к сфере уголовно-исполнительных отношений, поскольку она представляет собой безусловную форму освобождения от отбывания наказания. К тому же она обладает двойственной уголовноправовой и административно-правовой природой и предназначена в первую очередь для воздействия на личность с воспитательно-профилактическими целями [5, с. 8, 11] и не преследует цели обеспечения безопасности. В этой связи принудительное воспитание несовершеннолетнего ни при каких условиях не может быть отнесено к пенитенциарным мерам.

Несмотря на позицию Конституционного Суда РФ, из состава пенитенциарных мер необходимо также исключить и домашний арест. Конституционный Суд РФ считает, что данная мера является формой принудительной изоляции от общества, схожей по своей природе с лишением свободы, подчеркивая, что основным критерием при этом служит «непосредственное ограничение самого права на физическую свободу и личную неприкосновенность, а не только условия его осуществления». Такая позиция представляет собой логическое развитие позиции ЕСПЧ, заключающейся в фактическом уравнивании ограничения свободы и лишении свободы. По мнению Суда, указанные институты «отличаются друг от друга лишь степенью и интенсивностью, а не природой и сущностью» (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 г. № 27-П). На наш взгляд, условия и порядок исполнения (отбывания) принудительной изоляции являются основным критерием отнесения той или иной меры к числу пенитенциарных (в данном случае отсутствуют такие важные признаки, как водворение в специальные условия и отбывание этой меры совместно с иными лицами). Его игнорирование приведет к размыванию понятия пенитенциарных мер и трансформации в более широкую по своему содержанию категорию неволи, охватывающей по своей сути практически все виды ограничения правового положения личности, что едва ли соответствует отечественной концепции развития уголовно-исполнительного и пенитенциарного права. К тому же следует учесть, что домашний арест всегда служил и продолжает служить привилегированной альтернативой как раз та-

кой изоляционной меры, как предварительное заключение и содержание под стражей.

Таким образом, среди мер принудительной изоляции от общества, известных отечественному праву, можно выделить:

1) принудительные меры изоляционного характера, обладающие административно-правовой природой: административное задержание, административный арест, водворение в центры временного содержания и изоляции;

2) пенитенциарные меры (пенитенциарные меры в чистом виде, пенитенциарные меры в узком смысле), включающие в себя: предварительное заключение и содержание под стражей, уголовные наказания, предполагающие изоляцию от общества, а также задержание в стадии исполнения приговора;

3) пенитенциарные меры в широком смысле, охватывающие: уголовно-процессуальное задержание, принудительное содержание в ПССТ и ПССТИН, уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества;

4) принудительные меры изоляционного характера, применяемые в уголовно-процессуальном (уголовно-правовом) порядке, схожие с пенитенциарными, но таковыми не являющиеся: принудитель-

ное воспитание несовершеннолетнего в СУВУЗТ и

домашний арест.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рейзман Е.П. Уголовные наказания, ограничивающие личную свободу: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. 24 с.

2. Спицнадель М.Б. Генезис уголовно-исполнительного права в контексте становления и эволюции пенитенциарной системы: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004. 380 с.

3. Уткин В.А. Пенитенциарное право как «право лишения свободы» // Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики: межвузовский сборник научных трудов. Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1998. С. 61-66.

4. Городинец Ф.М. Международно-правовые стандарты и законодательство России о применении принудительных мер, связанных с изоляцией от общества. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2002. 416 с.

5. Терентьева В.А. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних специальными учебновоспитательными учреждениями закрытого типа: авто-реф. дис. . канд. юрид. наук. Томск, 2008. 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.