Н.В. МОРЯХИНА
О НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ СОЗДАНИЯ ТЕРМИНОВ-СЛОВ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ СТРУКТУРЕ
В настоящее время терминология играет ведущую роль в коммуникации людей, являясь источником получения информации, инструментом освоения специальности, а также одним из средств ускорения научно-технического прогресса.
Являясь отражением понятий определенной науки или специфической сферы человеческой деятельности, терминология определяет уровень владения специалистом этой деятельностью. Изучение терминологии актуально во всех отраслях наук, в том числе в области экономики и управления, поскольку в обществе происходят радикальные социальные перемены и структурные экономические сдвиги. Поэтому овладение специальным терминологическим аппаратом будет способствовать становлению новой экономической культуры и нового экономического мышления.
В поток нашего сознания хлынула волна новых «экономических» слов. «Терминологический взрыв», произошедший в различных отраслях науки, в частности, в сфере экономики и менеджмента, привел к стиранию границ традиционного узкопрофессионального употребления специальных слов. Большинство ключевых экономических терминов оказались «на слуху» у значительной части общества [4]. Термины стали все шире использоваться в обиходно-бытовой речи, публицистике, художественной литературе. Они одновременно применяются как в узкоспециализированных областях, так и в широком повседневном общении. Например, слово «кружок» используется в бытовом и специальном значении. В обычном понимании «кружок» - это группа лиц, которая совместно занимается чем-нибудь [5]. В языковом сознании специалиста в области коммуникационного менеджмента значение слова «кружок» означает не что иное, как способ, с помощью которого строятся коммуникативные связи и взаимодействие субъектов и объектов информации. Например: В сетях типа «кружок» члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними [1].
Совокупность терминов, связанных друг с другом на понятийном, лексикосемантическом, словообразовательном (дериватологическом) и грамматическом уровнях, соотнесенных с определенной областью научного знания, получила название терминологической системы. Многие терминоведы, в частности, Б.Н. Головин, используют термины терминологическая система и терминология в качестве синонимов [2].
Исследование каждой новой терминологической системы позволяет расширить представление о способах создания терминов и их структуре. Терминология характеризуется системностью, однозначностью и предельной точностью. Слово в терминологической системе обладает особой семантикой и дефинициями. Последнее означает, что слово соотносится с предметом или явлением реальной действительности [6].
Несмотря на ограниченность употребления терминов рамками определенной сферы человеческой деятельности, они выполняют функции, тождественные функциям слов общеупотребительного языка: номинативную, сигнификативную, денотативную и др.
Большой интерес представляет собой лексический словарь специалистов, используемый в области управления организацией в условиях формирующегося рынка, т.е. менеджмента. Терминологическая система менеджмента использует группы терминов сопряженных отраслей знаний гуманитарного цикла, такие как: философия, психология, экономика, социология и естественно-математического цикла: информатика, математика, кибернетика.
В подъязыке менеджеров, в соответствии с классификациями терминов Р.Ю. Кобрина и В.П. Даниленко, выделяются различные морфолого-синтакси-ческие (структурные) виды и разновидности терминов данной сферы знания: термины-слова; термины-словосочетания [2], символы-слова [3]. Этот терминологический пласт специальной лексики впитал в себя слова, отражающие различные функциональные уровни деятельности организации: техническую, финансовую, коммуникационную, производственную, кадровую и т.п., что дало право выделить в науке менеджмента следующие подразделы: финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент управления персоналом, производственный менеджмент и пр. Данные подразделы обладают собственной терминологической лексикой, а также специальными словами общенаучного значения.
Из всего структурного многообразия терминологии в области менеджмента особое внимание можно уделить группе терминов, состоящих из одного слова.
Термины-слова - это самая многочисленная категория терминов, входящая в лексику менеджеров. Они могут употребляться самостоятельно и в составе терминологических словосочетаний. Основная масса их относится к именам существительным, например: менеджер, лидер, управление, организация, делегирование, контроль, интеграция, инновация, стратегия, миссия, де-партаментализация и др. Среди однословных терминов встречаются субстантивированные прилагательные, например: (внутренние,) переменные.
По способу образования слова-термины можно разделить на:
- непроизводные: план, цель, канал, риск, штаб, мотив, стимул, стиль и др.
В структурно-словообразовательном плане эти слова равны корню.
Они играют важную роль в терминообразовании, так как выступают базой для создания новых терминов. Например, от слова мотив образованы: мотивация, мотивационная (структура), мотивирование, мотивирующий (фактор), мотивировать (подчиненного); от слова цель образованы сложные слова це-леполагание, целепостановка;
- производные.
Они образованы преимущественно морфологическим путем от производящих слов различных частей речи:
а) существительные: стимулировани/}-э/ ^ стимулировать (гл.), руководитель ^ руководить (гл.); централизаци}-а/ и децентрализаци}-э/^ центральный (прилаг.); вознаграждений/ ^ вознаградить/ вознаграждать ^ наградить/награждать (гл.); лидерство ^ лидер (сущ.); делегировани/}-э/ ^ делегировать (гл.).
Имена собственные могут быть использованы в качестве производящей основы при образовании терминологической словообразовательной модели существительного, например; тейлоризм ^ Тейлор;
б) прилагательные: управленческая (решетка) ^управление (отгл.сущ.), внутренний и внешний (внутренняя и внешняя среда, внутренние перемен-
ные,) ^ внутри и вне (нареч.), вертикальный и горизонтальный (связи; уровни) ^ вертикаль и горизонт (сущ.), организационная (структура) ^ организация^ орган (сущ.), линейный (полномочия)^линия (сущ.), аппаратный (полномочия) ^ аппарат (сущ.), операционная (система) ^ операция (отгл.сущ.), производственный (цикл) ^производить ^ произвести (гл., чередование е/о, с/д) и др.;
в) причастия: стимулирующее (воздействие) ^ стимулировать (гл. не-сов. вида),
г) глаголы: внутри терминосистемы менеджмента встречаются глаголы, которые находятся в семантических отношениях с именами существительными, относящимися к терминам: контроль (сущ.) ^ контролировать (гл.), код (сущ.) ^ кодировать (декодировать) (гл.) (послание), конкурент (сущ.) ^ конкурировать (гл.). Однако в специальных текстах активно употребляются глаголы с нетерминологическим значением обобщенно-отвлеченного характера: является, используется, понимается, реализуется, взаимодействуют и т.д.;
д) наречия: в экономической терминологии, в частности, в сфере менеджмента, как и в других (например, технической, спортивной и т.д.), терминируются признак действия и признак признака. Языковым средством выражения выступают наречия (или деепричастия в функции наречия): точно, нормативно, показательно, по образцу, (изготовить) точно в срок.
Сложные слова преимущественно состоят из имен существительных: целе-полагание и целепостановка, конкурентоспособность, ресурсосбережение.
Среди сложных терминов встречаются также и прилагательные: многомерная (организация), внутригрупповой (конфликт), двухфакторная (теория Герцберга), оперативно-календарное (планирование).
Аббревиатуры. В терминологии менеджмента преобладают инициальные аббревиатуры. Например: ОСУ - организационная структура управления; ОР -организационное развитие; САПР - система автоматизированного проектирования; ИАСУП - интегрированная автоматизированная система управления производством и др.
Отмечая способы создания слов-терминов и их структуру, можно сказать, что словообразование терминов подчиняется тем же закономерностям, что и словообразование в целом; морфологические свойства слов-терминов подчинены единым для всего языка правилам грамматического строя.
В подъязыке отраслевой науки, реализованном в научной литературе, возможно свободное выполнение функций терминов различными частями речи: глаголами, прилагательными и наречиями. На вершине иерархической лестницы в терминологии менеджмента находятся имена существительные. Объясняется это тем, что они обладают широкими семантическими возможностями, развитой системой образования отглагольных и отвлеченных существительных, номинативностью. По мнению О.С. Ахмановой, Н.А. Щегловой, О.А. Лаптевой [3], категория имени существительного способна исчерпать основной состав терминологических наименований. Однако анализ показывает, что в роли терминов кроме имен существительных могут быть использованы другие знаменательные слова. На наш взгляд, и глаголы, и прилагательные, и наречия могут выступать в роли слов-терминов в том случае, если они выражают специальные понятия и отвечают всем другим требованиям терминологических наименований.
Литература
1. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. М.: Наука, 1995. 416 с.
2. Головин Б.Н. Лингвистические основы учения о терминах / Б.Н. Головин, Р.Ю. Кобрин. М.: Высш. шк., 1987. 104 с.
3. Даниленко В.П. Русская терминология. Опыт лингвистического описания / В.П. Даниленко. М.: Наука, 1977. 246 с.
4. Китайгородская М.В. Современная экономическая терминология (Состав. Устройство. Функционирование) / Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). 20-е изд. / М.В. Китайгородская. М.: Языки русской культуры, 2000. 480 с.
5 Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка: ок. 35000 слов / В.В. Лопатин, Л.Р. Лопатина. М.: Рус. яз., 1990. 700 с.
6. Розенталь Д.Э. Современный русский язык: учеб. пособие / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. 2-е изд. М.: Междунар. отношения, 1995. 560 с.
МОРЯХИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА родилась в 1969 г. Окончила Благовещенский государственный педагогический университет. Ассистент кафедры экономики и менеджмента Пензенской государственной технологической академии. Автор 7 научных статей по терминологии.