Научная статья на тему 'О некоторых способах пропедевтики решения задач с параметром в основной школе'

О некоторых способах пропедевтики решения задач с параметром в основной школе Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
564
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРОМ / ПРОПЕДЕВТИКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ / НАХОЖДЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЯ / PROBLEMS WITH PARAMETERS / PROPAEDEUTICS FOR SOLVING PROBLEMS WITH PARAMETERS / FINDING EXPRESSION VALUE

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Танцорова Софья Игоревна

В статье представлена последовательность простых задач с параметром, интеграция которых в сложившийся курс математики является пропедевтикой решения более сложных задач с параметром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME METHODS OF PROPAEDEUTICS FOR SOLVING PROBLEMS WITH PARAMETERS IN SECONDARY SCHOOL

The paper presents a series of simple problems with a parameter that if included into the existing math course can be considered as propaedeutics for solving more sophisticated problems with parameters.

Текст научной работы на тему «О некоторых способах пропедевтики решения задач с параметром в основной школе»

О НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ ПРОПЕДЕВТИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ABOUT SOME METHODS OF PROPAEDEUTICS FOR SOLVING PROBLEMS WITH PARAMETERS IN SECONDARY SCHOOL

С.И. Танцорова S.I. Tantsorova

Задачи с параметром, пропедевтика решения задач с параметром, нахождение значения выражения.

В статье представлена последовательность простых задач с параметром, интеграция которых в сложившийся курс математики является пропедевтикой решения более сложных задач с параметром.

Problems with parameters, propaedeutics for solving problems with parameters, finding expression value.

The paper presents a series of simple problems with a parameter that if included into the existing math course can be considered as propaedeutics for solving more sophisticated problems with parameters.

Задачи с параметрами традиционно являются одними из самых сложных в курсе математики. Среди множества различных обстоятельств, связанных с этими задачами, можно выделить следующие. Во-первых, с содержательной точки зрения решение задач с параметрами закладывает основы формирования профильного (математического) мышления. Во-вторых, эти задачи важны и с другой, прагматической точки зрения: умение решать их серьёзно увеличивает шансы школьников на успешную сдачу выпускных и вступительных экзаменов. Кроме того, задачи с параметром есть один из (немногих) примеров ситуаций, которые самым естественным образом возникают в математике как науке и «индуцируются» в математике как учебном предмете.

Простейший статистический анализ (см. напр., [Ткачук, 2007]) показывает что, с одной стороны, задания с параметрами присутствуют в подавляющем большинстве (до 80-90 %) вариантов вступительных экзаменов в серьёзные вузы. Кроме того, на протяжении 10 лет задачи с параметрами присутствуют в каждом из вариантов КИМ ЕГЭ, встречаются они и в заданиях ГИА [Семенко и др., 2011; Семенов, Ященко, 2011]. С другой стороны, такие же подсчёты показывают, что заданий с параметрами крайне мало (не более 1 %) в действующих УМК для средней школы (см. напр., [Мордкович и др., 2009] и другие УМК).

Тем самым имеется явный разрыв между тем, что требуется от учеников для продолжения образования, и тем, что предлагается им в школе. Как правило, этот разрыв заполняется разного рода дополнительной учебно-методической литературой, многочисленными пособиями для абитуриентов и т. п. Однако чаще всего построение задачного материала в такого рода пособиях явно нацелено на постоянное и довольно быстрое увеличение сложности задач. Изложение начинается примерно с того уровня сложности, которым заканчивается материал школьных УМК, а затем предлагается большое количество заданий с постоянной накруткой: усложняются выражения с параметром, появляются дополнительные условия, появляются второй и третий параметры, кванторы и пр.

В целом, здесь возникает комплекс разнообразных учебных, педагогических и научнометодических проблем, связанных с тем, что в действующих УМК и сопровождающих их учебно-методических материалах недостаточное внимание уделено именно подготовительному этапу формирования умения решать задачи с параметром.

Для сравнения, тригонометрические функции числового аргумента вводятся только после достаточно протяженного по времени (6-9 кл.) знакомства с окружностью, углами, тригонометрическими функциями углового аргумента, чис-

ловой окружностью. Без такой длительной пропедевтики вряд ли можно было бы рассчитывать на сколько-нибудь успешное массовое овладение тригонометрическими функциями.

Возвращаясь к задачам с параметром, еще раз сформулируем основную проблему: отсутствие, а точнее, недостаточную разработанность методик предварительного пропедевтического формирования представлений о задачах с параметром.

В настоящей статье рассмотрено движение не в сторону усложнения, а в сторону упрощения задач с параметром. При этом сохранена та же последовательность изложения учебного материала, что и для задач без параметров. Отметим, что в подавляющем большинстве задачи с параметром связаны с решением уравнений или неравенств. Поэтому проводить пропедевтику задач с параметром уместно в той же учебной последовательности, что и для задач без параметров: буквенные выражения, значения выражений, их преобразования, и только после этого уравнения.

Подчеркнем, что в традиционном курсе математики решению даже самых простых уравнений и неравенств предшествует один немаловажный момент. Речь идёт о подстановке конкретных значений переменных в выражения и преобразованиях числовых и буквенных выражений, связанных с тем, что для школьников всегда был в некотором смысле решающим переход от чисел к буквам и это тот рубеж, который независимо от века и системы образования заметное число школьников проходят с трудом. Другими словами, задачи с параметром мы предлагаем вводить на раннем и более простом для школьников этапе, делая по возможности минимальным разрыв между задачами с параметрами и без параметров. Покажем, как это можно сделать на конкретных примерах.

Выражения с одной переменной

В каждом известном УМК имеется заметный массив задач на нахождение значений выражений, которые отличаются друг от друга либо сложностью выражения, либо сложностью вычислений. Вот типичный пример:

1.0. ( № 1.19 из [Мордкович и др., 2009]). Найдите значение выражения:

а) 3х, если х=-3,5; в) -5у, если у=-0,3;

б) х+3, если х=-313; г) у-5, если у=3,5.

В каждом из пунктов а) - г) новое значение переменной подставляется в новое выражение. Условно назовем это пример типа «1^1» (одно значение, одно выражение).

В качестве простейшей пропедевтики введения параметров рассмотрим следующий пример типа «1^п», в котором одно и то же значение переменной подставляется в различные выражения.

1.1. Подставьте а=3 в следующие выражения и найдите их значения, если это возможно:

а) 2а-10; б) а3; в)13а2-2; г) а-32а; д) а+12а-6.

Отметим, что именно такой пример уже носит обобщающий характер, так как в пунктах

а) - д) мы имеем дело с выражениями различных типов: линейными, квадратичными, дробнорациональными.

Своего рода симметричным заданием является пример типа «п^1», в котором различные значения переменной подставляются в одно и то же выражение:

1.2. а) Найдите значение выражения 2у-8 при у=-4;0;2.

б) Найдите значение выражения Ь+53-Ь при Ь=-5;2;3, если это возможно.

Этот пример позволяет наблюдать за различными значениями одного выражения и проводить простейший анализ.

Задания 1.1 и 1.2 можно оформить в виде таблицы, что особенно актуально в связи с введением стохастической линии и изучением табличного способа представления информации.

Пример 1.2. а) Заполните таблицу:

Значения у -4 0 2

Значения выражения 2у-8

Формально можно было рассмотреть и примеры типа «к^п», когда к значений переменных подставляются в п различных выражений. Однако, на наш взгляд, решение такого примера в любом случае сводится к задачам предыдущего типа и отличается от них только громоздкостью.

В следующем примере, кроме подстановки чисел в выражения, ставится вопрос об отборе подходящего числа.

1.3. а) Из чисел -4;0;2 выберите такое значение у, при котором значение выражения 2у-8 равно -4.

б) Из чисел -5;2;3 выберите такое значение Ь, при котором выражение Ь+53-Ь не имеет смысла; обращается в нуль.

Эти задания являются некоторым продолжением задач 1.2 а) и б) соответственно. То есть ученикам предлагается не просто найти значения выражений, но и выполнить простейший отбор. Сами критерии отбора могут выглядеть по-разному: значение выражения равно нулю, больше десяти, кратно трем, является двузначным числом, имеет или не имеет смысл и т. д.

Одним из условий реализации пропедевтического введения параметров является систематическое рассмотрение заданий, в которых параметр принимает конечное и, как правило, очень небольшое количество значений (не более 5, например). В примере 1.3 реализован принцип небольшого количества значений - задача может быть решена простым перебором. Это само по себе является весьма содержательной учебной задачей.

В следующей задаче прямой перебор невозможен в принципе: при его решении требуется более общий взгляд на ситуацию.

1.4. а) Найдите те значения а, при которых выражение не имеет смысла:

2-аа+3; 3а+7а2-16 ; 10(а+1)2.

б) При каком значении р выражение 2р+1 равно 7?

Выражения с двумя переменными

Рассмотренные примеры касались выражений, зависящих от одной переменной, при подстановке конкретного значения которой в ответе получалось число. Естественно выстроить аналогичную последовательность для выражений с двумя переменными, при подстановке конкретного значения одной из них, ответом будет являться выражение.

2.1. (Тип «1^п»). Подставьте а=2 в следующие выражения и упростите их: а) ах+3х-2=0; б) ах-2+3х; в) х2-4х-а; г) 2х-а2-ах.

2.2. (Тип «п^1»). Упростите выражение (а2-1) х+а при а=-1;0;1.

2.3. При каком из следующих значений к выражение к2-1х2+4кх будет линейным относительно х:к=-2;1;3?

2.4. Найдите такое значение а, при котором тождественно равны выражения: ах-1 и 2х-2.

Уравнения

3.1. (Тип «1^п»). Решите следующие уравнения при а=0:

а) ах=5; б) ах-2=3х; в) х-а=5; г) а-1х=4.

3.2. (Тип «п^1»). Заполните таблицу:

Значения а -3 -1 1 3

Корень уравненияах-3х=5

3.3. Число s для уравнения sx=-7 выбирают из чисел -3;0;5; -4;7. Найдите вероятность того, что полученное уравнение имеет положительный корень.

Задачи 4-го типа в контексте уравнений являются традиционными заданиями с параметром.

3.4. Найдите такие значения а, при которых уравнение 3ах-1=9х:

а) не имеет корней; б) имеет корень, равный -1; в) имеет корень, равный 0.

Графики функций

Приведём несколько примеров, показывающих, что, наряду с алгебраическими, можно рассматривать задачи и на геометрические представления.

Постройте график функции у=ах+3при а=2; -1;0. Выберите то значение а, при котором график параллелен оси абсцисс.

Коэффициент к для функции у=кх+Ь выбирают из чисел -1;2; -7;4. Укажите те значения, при которых функция является убывающей.

Из значений а=1,2,3,4 выберите то значение а, при котором прямая у=ах-4 пересекает ось абсцисс в точке (1;0).

Из значений а=-1, 1, 2 и Ь=0,1,2 составьте все возможные пары, при которых прямая у=ах+Ь не имеет общих точек с прямой у=х.

Так как значения параметров в такого типа задачах выбирают из очень небольших множеств, то подобные задачи можно довольно удачно интерпретировать и как задачи на прямой перебор, и как задачи на вычисление простейших вероятностей. Например:

(2») Коэффициент к для функции у=кх+Ь наудачу выбирают из чисел -1;2; -7;4. Найдите вероятность того, что полученная функция является убывающей.

В заключение отметим, что предлагаемая

методика призвана заполнить сложившийся разрыв между традиционными школьными задачами и задачами с параметром. Во-первых, она позволяет равномерно распределить задачи на пропедевтику параметров в сложившемся курсе математики основной школы, делая как можно более плавным переход от стандартного школьного учебного материала к задачам с параметром. Заметим, что само слово «параметр» не фигурирует в условиях приведенных выше задач, что направлено на постепенное формирование представлений о задачах с параметром и предваряет различного рода формальные (строгие) формулировки того, что именно называется параметром. Во-вторых, разбор не все более сложных, а более простых задач будет способствовать более естественному пониманию задач с параметром большинством учащихся. В-третьих, решение задач с параметром, который с самого начала принимает лишь небольшое число значений, позволяет подготовить учащихся к ситуации, где значений параметра бесконечно много и неясно, с чего начинать поиск подходящих значений. Подчеркнем, что приведенные наборы задач ни в коей мере

не являются конспектами отдельных уроков. Напротив, их целесообразно равномерно распределять по всему курсу алгебры 7-8 классов. Аналогичный подход можно использовать и при изучении других учебных тем: квадратные уравнения и неравенства, дробно-рациональные и т. д.

Библиографический список

1. Мордкович А.Г., Александрова Л.А., Мишу-стина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра. 7 класс: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009. 270 с.

2. Мордкович А.Г., Николаев Н.П. Алгебра. 7 класс: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009. 207 с.

3. Семенко Е.А., Белай Е.Н., Ларкин Г.Н., Сукма-нюк В.Н. ГИА. Математика. 9 класс. М.: Экзамен, 2011. 77 с.

4. Семенов А.Л., Ященко И.В. ЕГЭ-2012. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. М.: Национальное образование, 2011. 192 с.

5. Ткачук В.В. Математика абитуриенту. М.: МЦНМО, 2007. 976 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.