Научная статья на тему 'О некоторых проблемах высшего профессионального образования в современных условиях'

О некоторых проблемах высшего профессионального образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / SPECIALIST TRAINING / UNIFORM STATE EXAM / TWO-LEVEL TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадельшин Т. К.

В статье дается анализ уровня подготовки по математике выпускников российских школ. Рассмотрены проблемы адаптации студентов к обучению в вузе. Обсуждаются проблемы перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Higher Education in the Modern World

The article analyses the level of mathematical preparation of graduates from the Russian schools. Problems of students' adaptation to the university education are considered. Problems of the transition to the two-level system of professional training are discussed.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах высшего профессионального образования в современных условиях»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования РАЗДЕЛ 5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О некоторых проблемах высшего профессионального образования в

современных условиях

к.ф.-м.н., доц. Гадельшин Т.К.

МГТУ «МАМИ»

С начала девяностых годов прошлого столетия система образования в России находится в режиме постоянного реформирования. Несколько раз реорганизовывалось Министерство образования, создавались агентства и службы. Был принят Закон об образовании, концепции модернизации российского образования, наконец, национальная программа «Образование». Вводится единый государственный экзамен (ЕГЭ). Готовится переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Путем слияния нескольких вузов одного региона образуются федеральные университеты. Принимаются новые образовательные стандарты. Хотелось бы думать, что все эти преобразования имеют цель развить нашу систему образования в нужном направлении.

Показатели уровня, на котором находится система образования, во многом определяются процессами, происходящими в обществе. С другой стороны, интегральным критерием качества образования в стране может быть то состояние, в котором находится страна и перспективы ее дальнейшего развития. Рассмотрим здесь некоторые аспекты процессов, которые можно наблюдать в системе нашего образования.

Поскольку вузы обучают студентов, которые закончили средние общеобразовательные учреждения, начнем с анализа этого аспекта. Следует прямо сказать, что уровень подготовки выпускников средних учебных заведений снижается. В качестве примера приведем здесь анализ итогов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике за 2007 год по России. Математика является одной из самых важных дисциплин в школе и уровень подготовки по этому предмету во многом определяет способности учеников и по другим дисциплинам. Не зря говорил М.В. Ломоносов: «Математика - она ум в порядок приводит». Для технических вузов математика является основным вступительным испытанием. В Московском государственном университете вступительные испытания по математике проводятся на все факультеты, в том числе, и гуманитарные. Экзамены в форме ЕГЭ позволяют оценить уровень подготовки учащихся сразу по всей России, по регионам, по школам, по классам, включая каждого ученика.

ЕГЭ состоит из трех типов заданий. Часть А - наиболее простые задания, часть В - более сложные, часть С - наиболее сложные, ориентированные для поступления в вузы.

Анализ [ 1 ] статистических данных о среднем балле единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике в 2007 году показал следующие результаты по первичному баллу (первичный балл окончательно переводится в стобальную шкалу):

• за часть А , в среднем по России, оценка составила 7,59 балла из 10 максимальных баллов, разброс по регионам составил от 5,43 до 8,9 балла;

• за часть В, в среднем, оценка составила 3,54 балла из 11 максимальных баллов, разброс по регионам составил от 1,66 до 6,69 балла;

• за часть С, в среднем, оценка составила 0,63 балла из 16 максимальных баллов, разброс по регионам составил от 0,1 до 2,39 балла.

За часть А средний балл оказался равным 75,91 % от максимально возможного за эту часть. За часть В средний балл оказался равным 32,16% от максимально возможного за эту часть. За часть С средний балл оказался равным 3,95% от максимально возможного за эту часть.

Уменьшение доли первичного балла, полученного за часть В по отношению к доле за часть А оказалось равным в 2,36 раза, уменьшение доли за часть С по отношению к доле за

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования часть В в 8,14 раз, а уменьшение доли за часть С по отношению к доле за часть А в 19,22 раза.

Интересно также отметить, как увеличивается разброс оценок за части А, В и С по регионам. Для этого определим величину равную отношению разброса к минимальному среднему баллу по регионам. Можно назвать эту величину относительным коэффициентом разброса.

Для части А он равен 0,64, для части В равен 3, а для части С равен 22,9.

При этом доля участников ЕГЭ по математике, получивших ноль баллов за часть С составила 75,71%.

Исходя из этих результатов, можно сделать ряд суждений относительно уровня подготовки учащихся России по математике.

Часть А наиболее доступна для большинства участников экзамена. Она содержит стандартные задачи с выбором ответа. Это подтверждает мнение специалистов - математиков, что большинство обучаемых математике в системе общего полного среднего образования способны лишь повторить решения задач, с которыми они сталкивались ранее в процессе обучения. Решать же эти задачи в измененной ситуации, а тем более в новой, дано лишь немногим.

Это утверждение хорошо согласуется с результатами решения задач ЕГЭ по математике для части В, где есть задачи, для решения которых нужно применить знания и умения в измененной ситуации, и для части С, где их надо применить в новой ситуации. Структура задания ЕГЭ по математике выбрана такой, что она предполагает ранжировать всех и сразу. В итоге получается, что в части А решается 76 % заданий, в части В -32 % заданий, в части С - всего 4 % заданий. А 75 % участников экзамена имеют за часть С оценку ноль баллов.

Таким образом, для большинства поступающих в вузы задания части С непосильны, да и многие задания части В тоже. В вузы могут поступить, в основном, те, кто способен выполнить задания части А. Это невысокий уровень подготовки по математике для продолжения обучения в вузе, особенно в техническом. С этим придется считаться, других поступающих в вузы просто нет.

Такое явление не может бесследно отражаться на состоянии показателей оценки качества подготовки выпускников вузов и, в частности, в МГТУ «МАМИ». Остановимся лишь на некоторых из них. Резко упала успеваемость студентов, особенно на младших курсах. Уже после первого семестра в группах отчисляются до десяти студентов. Особенно много неуспевающих студентов по таким дисциплинам, как высшая математика, физика, начертательная геометрия, информатика, тем, по которым нужна хорошая подготовка в школе по математике. Не сетуя, однако, только на это, остановимся здесь на некоторых аспектах, связанных именно с обучением в вузе.

Прежде всего, выпускники школ плохо адаптируются к системе обучения в вузе, а преподаватели, порой, не способствуют тому, чтобы эта адаптация проходила безболезненно для студентов.

В школе ученики обучаются преподавателями - предметниками, которые в учебном и методическом плане объединены между собой педагогическим советом школы, на котором они постоянно решают свои проблемы. В этом плане можно сказать, что отношение преподавателей - предметников к ученикам более однородное и в проведении уроков, и в организации контроля, и по взаимоотношению между собой.

В вузе студент попадает в другие условия. Обучение ведется кафедрами. Каждая кафедра - отдельный коллектив, со своими особенностями, традициями. Преподаватели читают лекции, проводят семинары, лабораторные занятия. Порой бывает, что даже по одной дисциплине студент обучается у двух-трех разных преподавателей одной кафедры, и все они имеют свои особенные человеческие и профессиональные качества. У каждого свое отношение к студенту. В результате студент попадает в очень непростую ситуацию, когда надо

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования уметь взаимодействовать и общаться с большим количеством разных преподавателей во время занятий и, особенно, в процессе сдачи контрольных работ, защите лабораторных и курсовых работ, сдачи зачетов и экзаменов. Иногда форма проведения занятий заставляет студента становиться неуспевающим. Например, не успел студент во время занятия защитить лабораторную работу - не допускается к выполнению следующей, и задолженности наваливаются комом, и студент уже ждет, когда преподаватель разрешит выполнение лабораторной работы, к которой был просто не допущен. В такой ситуации, естественно, мотивация к получению знаний уменьшается. Чтобы исключить подобные явления, возможно, стоит провести исследование по оценке времени на изучение дисциплин, скажем, по какой-нибудь специальности первого семестра [2].

Учебный процесс в вузе проводится на основе рабочих программ по дисциплинам в соответствии с образовательными стандартами направлений и специальностей. В рабочих программах указывается время, которое отводится на преподавание дисциплины по различным видам учебных занятий. Этот документ вместе с календарными планами регламентирует работу преподавателей. На их основе планируются штаты преподавателей кафедр. Таким образом, для преподавателей определено время, затрачиваемое на учебные занятия.

В учебном процессе участвует и другая сторона - это студенты. Для них учеба - труд, который тоже требует определенных организационных моментов и затрат времени. Однако нет никакой документации или информации о том, как нужно студенту планировать время при изучении той или иной дисциплины. Дело в том, что время на изучение дисциплин у студента тоже ограничено. Если оценить его сверху достаточно грубо, то это, примерно, 150 дней в семестре по 10 часов в день. Получается 1500 часов. Либо нужно дать ему реальную учебную нагрузку, которую он может выполнять за это время, либо времени оказывается недостаточно, что снижает качество обучения.

Чтобы оценить время, которое студент в течение семестра может затратить на изучение дисциплин, входящих в учебный план его специальности, можно попытаться на кафедрах оценить среднее время изучения студентом дисциплины по этой кафедре. Для этого можно составить таблицы затрат времени студента по видам занятий: лекции, лабораторные работы, практические работы, зачеты, экзамены и т.д. Для каждого вида учебного занятия указать более конкретно, на что оно тратится. Например, для лабораторной работы это может быть подготовка к выполнению лабораторной работы, выполнение, оформление, подготовка к защите, ожидание в очереди к преподавателю на защиту, защита работы, исправление замечаний, повторная защита и т.п. Думается, что на кафедрах такое время оценить можно. Преподаватель в состоянии оценить время, которое он сам на это затратит, и умножить его на поправочный коэффициент, которые должен быть больше единицы. Сложив в таблице по горизонтали и по вертикали, получится время, которое нужно затратить на изучение дисциплины за семестр. Сложив время по всем дисциплинам за семестр, для определенной специальности и определенного семестра, получим суммарное время, которое должен потратить студент, чтобы выполнить учебный план семестра. Эти результаты позволили бы ответить на ряд вопросов, которые могли бы повлиять на управление качеством подготовки специалистов.

Прежде всего, на вопрос, реально ли качественно усвоить заданный объем знаний по дисциплине. Оценить, как рационально тратит студент время на учебные занятия в течение семестра. Разделить ответственность преподавателя и студента за качество изучения дисциплины. Скорректировать учебные рабочие планы так, чтобы повысить качество подготовки специалистов.

По каждой дисциплине надо составить требования, которым должна удовлетворять подготовка студента после изучения дисциплины, чтобы его работа была оценена положительно. Это позволит исключить элементы субъективизма при оценке знаний студентов как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Учёба - это тяжелый труд. Нужно сформировать такие доброжелательные отношения между преподавателями и студентами,

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования при которых учеба не приводила бы к отрицательным последствиям, таким, как потеря привлекательности учёбы, потеря студентом веры в свои силы, потеря здоровья.

Исследование затрат времени на изучение дисциплин нужно проводить отдельно для очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Предполагается, что студенты очно-заочной и в особенности заочной в большей степени тратят время на самостоятельную работу, чем студенты очной формы обучения.

Низкая успеваемость, особенно на младших курсах, может быть обусловлена тем, что за время экзаменационной сессии студенту нужно суметь сдать до 9-12 зачетов и экзаменов, а к некоторым из них еще и иметь допуск. С этим не каждый из них может вовремя справиться. В результате пересдачи затягиваются и продолжаются после зимней сессии в период учебных занятий весеннего семестра, а после летней сессии продолжаются осенью после каникул, что еще сложнее. Кроме всего прочего, есть преподаватели - совместители, которые бывают в университете раз в неделю и процесс пересдачи затягивается по времени, что грозит отчислением студента. Есть несогласованность во времени преподавания дисциплин. Так, в курсе физики, уже в первом семестре используется математический аппарат дифференциальных уравнений, а в курсе высшей математики их изучают только в третьем семестре. Возможно, стоит уменьшить количество изучаемых дисциплин, одновременно увеличив время на изучение оставшихся, особенно на первых семестрах с тем, чтобы студент смог адаптироваться к системе обучения в вузе.

Нельзя, конечно, не отметить и негативное отношение самих студентов к обучению. Это, прежде всего, пропуски учебных занятий, особенно для студентов очной формы обучения. Очень часто студенты пытаются сочетать учебу на очном отделении с трудовой деятельностью. Чаще всего это идет в ущерб учебе и приводит либо к низкой успеваемости или, что еще хуже, к отчислению из университета. Эта проблема особенно обострилась в девяностые годы прошлого века и продолжает оставаться актуальной в настоящее время. Причина здесь понятна: стремление студентов получить экономическую независимость от родителей.

Стоит сказать и о преподавателях. Очень часто им тоже приходится работать в нескольких местах, а это отрицательно влияет на качество работы в университете, особенно, если речь идет о преподавателях-совместителях, которые не могут уделять достаточного времени работе со студентами. С другой стороны, вузы не могут обойтись без таких преподавателей из-за того, что основной состав преподавателей стареет, отходит от преподавания, молодые же приходят в вуз неохотно по вполне понятным экономическим соображениям.

Вузы постепенно переходят на двухуровневую систему обучения. Сокращение обучения бакалавров на один год изменяет программу их подготовки по сравнению с обучением по специальности. По-видимому, не следует это изменение программы делать за счет уменьшения преподавания фундаментальных дисциплин. Поступая в вуз сразу после окончания средней школы, молодые студенты еще плохо представляют свою будущую специальность и очень часто идут туда, где проходят по конкурсу. Оканчивая вуз, многие идут работать не по специальности, особенно после технических вузов. Поэтому, учитывая вышесказанное, думается, что фундаментальная составляющая при обучении в вузе должна являться основной. На ее базе нужно привить учащимся умение находить нужную информацию и пополнять свои знания самостоятельно в процессе практической деятельности или продолжения обучения либо по специальности, либо в магистратуре. Кстати, двухуровневая система обучения может положительно повлиять на подготовку бакалавров, так как не все из них смогут продолжить обучение, а только, лучшие, а это может заставить студентов учиться лучше.

Вузы могут расширить систему дополнительного образования, но для этого необходимо как минимум иметь в них современную лабораторную базу и преподавателей, имеющих представление о современном состоянии науки и техники по соответствующему направлению или специальности. Здесь также сказывается тот факт, что многие отрасли отечествен-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ной промышленности находятся в состоянии «выживания» и их связи с вузами потеряны. Проблемы здесь двоякие: с одной стороны, выпускники вузов, в силу тяжелого экономического положения этих предприятий, оказываются им не нужны, а с другой стороны, со стороны промышленности отсутствуют постановки исследовательских задач. Последние же чаще всего возникают в ходе создания новых изделий или для теоретического исследования уже созданных изделий с целью их совершенствования. Это еще один из аргументов в пользу того, что в современных условиях вузы могут выжить, сохраняя хорошую фундаментальную подготовку своих выпускников.

Переход к рыночным экономическим, разумеется, отношениям также влияет на систему образования. Коротко эту проблему можно обозначить так. Как говорят в Германии, образование у них понимается как совокупность знаний, которые нужны для зарабатывания денег. С этим, по-видимому, тоже придется считаться при составлении учебных планов и рабочих программ по дисциплинам.

Выводы

Современное состояние системы высшего профессионального образования можно охарактеризовать как неустойчивое. Проблемы во многом связаны с процессами, которые происходили в обществе в последние годы. Многочисленные реформы и преобразования последних лет так и не привели к стабильности в этой системе и не привели к повышению уровня подготовки специалистов.

Литература

1. Гадельшин Т.К. О структуре задания единого государственного экзамена по математике. IX Всероссийская конференция «Развитие тестовых технологий в России». Тезисы докладов. Москва. 27-28 ноября 2007 г.

2. Гадельшин Т.К., Колтунов И.И., Милов В.А. Оценка времени изучения дисциплин, как один из путей повышения качества подготовки специалистов. Материалы международной научно-методической конференции «Высшее профессиональное образование в современной России: перспективы, проблемы, решения». Секция 2. «Проблемы управления качеством подготовки специалистов в вузе». Россия, Москва, МГТУ «МАМИ». Часть 1, 23-24 марта 2005г.

Подготовка современного специалиста в системе высшего профессионального образования

Еремеева Л.В.

Филиал МГТУ «МАМИ» в городе Ликино - Дулево.

Система образования на любом этапе своего развития отражает социальные и культурные потребности общества и зависит от его материального и духовного состояния. Система образования определяет также уровень научного мышления человека, так как сам процесс мышления является и процессом создания культурных ценностей, составляющих идейные и предметные основы цивилизации. Через индивидуальное и коллективное мышление человек может увидеть и оценить результаты собственной творческой деятельности. В этом смысле система высшего профессионального образования наиболее полно отражает суть процессов, происходящих в обществе в настоящее время.

Будучи адаптивной системой, сфера образования достаточно быстро реагирует на изменившиеся экономические и социальные условия и приспосабливается к новым запросам и требованиям. Любые значимые явления, происходящие в обществе, сказываются на состоянии и содержании образования. Поэтому такие процессы, как глобализация, быстрые темпы пополнения и обновления знаний, интеграция науки, техники и промышленного производства, появление оперативных способов обмена продуктами интеллектуальной деятельности, возникновение всемирного информационного пространства не могут не оказывать влияния на систему высшего профессионального образования. Вышеперечисленные факторы как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.