О некоторых проби лах развития систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях
Соколов Ю .И.
В данном материале на основе анализа состояния отечественных и зарубежных систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях рассматривается ряд проблемных вопросов их развития в нашей стране
Введение
Оповещение населения является одной из основных задач органов власти всех уровней, организующих его защиту в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени В сущности, защита населения и начинается с его своевременного оповещения и информирования о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Без наличия оперативной, постоянно готовой к использованию системы оповещения невозможно решать задачи защиты населения. Опыт показывает, что в чрезвычайных ситуациях, особенно военного времени, в первую очередь страдает мирное население, поэтому создание систем оповещения населения должно являться первоочередной задачей.
В большинстве случаев при угрозе возникновения ЧС еще остается достаточно времени, чтобы своевременно предупредить население о надвигающейся опасности. Но бывают ситуации, когда период времени от момента распознавания опасности до ее непосредственного воздействия измеряегся минутами и даже секундами. Поэтому обеспечить абсолютную защигу населения на основе создания даже самой совершенной системы оповещения практически невозможно. Однако государство остается ответственным за то, чтобы уменьшить опасность, угрожающую жизни или здоровью ею граждан.
Необходимость создания систем оповещения населения, использующих средства электросвязи, электрические сирены, сети вещания определялась насущными потребностями защиты населения с появлением современного оружия и средств его доставки далеко в тыл, угрожающего не только военным и экономическим объектам, но и жизни беззащитного населения. г)то, прежде всего, касалось жителей больших городов.
Первые шаги по создало системы оповещения населения в России были предприняты еще 80 лет назад после опубликования перечня мероприятий ПО противохимической У Пр0,1:?4>»«;-д:уш?\{й сбл-
роне города, доведенного до населения Петрограда 3 марта !9[8 года, С 3 марта в Петрограде началось создание и системы оповещения, ко горая существовала как постоянная система в течение всей граждан ской войны. На этом этапе технические возможности оперативно г.; оповещения населения были крайне ограничены. Для этих целей, в основном, использовались фабричные и паровозные гудки.
До начала войны на территории нашей страны была построс нг широко разветвленная сеть проводног о вещания, которая явилась основой системы оповещения и информирования населения в годы войны.
Основной оперативно-тактической единицей в местной противовоздушной обороне (МПВО) в эти годы становятся города. В г о родах-пунктах МПВО строятся системы оповещения с централию ванным управлением с КП МПВО, на основе использования радиотрансляционных сетей, сетей телефонной связи и сетей электросирен. Так, система оповещения населения Москвы включала в себя 1Г0 электросирен, 480 тысяч квартирных и 406 уличных громкоговорителей. Сигнал “Воздушная тревога” в Москве подавался 141 раз.
В целом системы оповещения городов прифронтовой полосы удовлетворяли требованиям того времени. Сигналы воздушной грево-ги подавались достаточно своевременно (в Москве - за 30-40 минут до подлета вражеских самолетов).
Появление оружия массового поражения и средств его достатки практически по всей территории страны поставили задачу оповещения населения не только в пршраничных районах, но и на всей территории страны. В послевоенный период происходят кардинальные изменения в организационных принципах построения систем оповещения, когда они создаются не только в городах, но и начинают охватывать территорию области (края) в целом.
Для реализации задач строительства систем централизованно го оповещения населения на территории области (края) разрабатыва ется целый ряд технических средств оповещения и организуется их массовый выпуск. Был налажен массовый выпуск более современных мощных элсктросирен. Для оповещения населения уже планировалось комплексное задействование сетей проводного и радиовещания, сетей электросирен и уличных громкоговорителей.
В шестидесятые годы, когда МПВО была преобразована в систему гражданской обороны, были серьезно пересмотрены основные взгляды и положения в решении проблем защиты населения. Это’ этап характерен наиболее интенсивным совершенствованием прин ципов построения систем оповещения и развитием их технической базы.
В эти годы была создана аппаратура, обеспечивающая передачу команд управления по занятым междугородным проводным и радиорелейным каналам связи, а также по каналам радиовещания, что позволило приступить к массовому строительству территориальных систем централизованного оповещения населения. Такие системы были построены практически во всех республиках, краях и областях.
С начала семидесятых годов началось строительство территориальных систем централизованного оповещения на базе современной аппаратуры нового типа I I-160, разработанной в начале 70-х годов Был также разработан целый комплекс современной аппаратуры оповещения низового звена типа Г1-164, предназначенный для замены морально и физически устаревшей аппаратуры типа АДУ-ЦВ и обеспечивающий построение систем оповещения в городах и населенных пунктах, а также в сельской местности на основе использования проводных каналов сельской телефонной связи.
Была подготовлена техническая база, обеспечивающая возможность централизованной подачи единою сигнала оповещения на территории всей страны, что позволяло решать поставленную задачу
об организации оповещения населения страны при возникновении угрозы массированного ядерного нападения противника.
Для оповещения населения было спланировано использование всех сетей вещания, включая сети телевещания и электросирен Причем впервые было определено, что сеть электросирен предназначается не для подачи конкретного сигнала военного времени - сигнала "Воздушная тревога!”, а для подачи единого сигнала оповещения ‘Внимание всем!” с последующим его информационным наполнением по всем сетям вещания
После аварии на Чернобыльской АЭС был поставлен вопрос о создании специальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов - локальных систем оповещения (ЛСО). С этой целью были подготовлены типовые проектные решения и выпущены рекомендации по созданию локальных систем оповещения в районах размещения атомных станций, химически опасных объектов и гидросооружений. Начались работы по их строительству
Распад СССР вызвал определенные затруднения и в организа-j '(в техническом оснащении систем централизованного оповещения, что естественно сказалось и на работе систем оповещения населения. Ряд предприятий, выпускающих аппаратуру оповсшешгя, оказался уже в зарубежье.
Следует также отметить, что до распада СССР строительство самых современных систем оповещения осуществлялось в Прибалтике, на Украине, в Средней Азии, Закавказье. Нй тслпятории f>occ:-.w-
ской Федерации такое строительство осуществлялось меньшими темпами и сейчас немало систем оповещения России работает на устаревшей аппаратуре. В 1992 году появились 15 новых субъектов Российской Федерации, которые не имеют своих самостоятельных систем оповещения.
Информационная подготовка населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях
Строительство централизованных систем оповещения не решает всех задач Требуется большая работа по подготовке самого населения, обучение его правилам своего поведения при получении сигналов оповещения.
Основная масса населения проживает в городах, насыщенных различными опасными производствами Следуег сказать, что в современных условиях проживание в сельской местности отнюдь не гарантирует избавление от последствий аварий и катастроф техногенного или природного характера.
Поэтому необходима определенная информационная подготовка населения как городского, так и сельского, обеспечивающая его осмысленные действия при возникновении ЧС различного характера при поступлении первых сигналов оповещения и поясняющих информационных сообщений.
Проверки показывают исключительно низкую готовность населения к самостоятельным действиям даже при получении сигналов оповещения и достаточно подробных информационных сообщений. В этом легко убедиться, если вы спросите самих себя или своих соседей, что вы будете делать: при аварии т подозрительном предприятии, расположенном по соседству, если вам не известно даже, чем оно может угрожать; где расположено убежище и вход в него, если раздастся сигнал тревоги; что надо надеть на себя, а главное где это лежит, если поступило сообщение о химической опасности и в какую сторону бежать предпочтительнее, если это сообщение такой информации не содержит и т.п.
А может быть не надо никуда бежать, а просто плотно прикрыть окна и подняться на несколько этажей выше, чтобы избежать отравления'7 И таких вопросов без ответов может быть достаточно много, если предварительно не иметь определенной информации, которой можно было бы руководствоваться впоследствии при поступлении хотя бы общего оповещающего сигнала и минимальной информации по ЧС.
Вообще, целенаправленное использование технических средств массовой информации должно стать одним из элементов плана действий на случай ЧС: предупреждение о возможности возникновения ЧС, распоряжения об эвакуации, постоянное информирование населения, передача советов и рекомендаций и т.п. Это важнейший элемент восстановления организации. Распоряжения, передаваемые официальными властями, способствуют появлению у растерянного населения уверенности в том, что положение контролируется.
Информационная база населения после воздейсгвия поражающих факторов ЧС может претерпеть очень большие изменения, а потребности населения в информационном обеспечении возрастут и качественно изменятся До возникновения ЧС наши потребности в информации удовлетворяются многочисленными печатными изданиями и развитыми техническими средствами вещания. Вполне возможно, что после возникновения ЧС произойдет резкое снижение и количественного и качественного состава информационной базы. Единственно возможным средством оповещения и информирования могут стать сохранившиеся радиовещательные станции, имеющие автономные источник» питания. Эта вероятность должна быть просчитана на случай ЧС, как и просчитана сама организация удовлетворения информационного спроса населения в таких условиях» чтобы наиболее эффективным образом использовать сохранившиеся мощности Более того, население будет нуждаться в таких сведениях, которыми его не смогут обеспечить ни органы печати, ни телерадиокомпании без соответствующей подготовки и взаимодействия с органами управления по делам ГОЧС. Имеются в виду' сведения, которые дадут возможность населению своевременно принять меры защиты, сориентируют его на правильные в данной обстановке действия.
Это еще раз говорит о важности предварительной информационной подготовки населения к действиям в ЧС. Авария на Чернобыльской АЭС и многие другие выявили необходимость определенной морально-психологической подготовки населения, которая способствовала бы мобилизации в нужный момент физических и психических ресурсов человека на основе имеющихся знаний о возможных ситуациях и реальной опечки сложившейся обстановки.
Основной упор необходимо сделать на самостоятельную подготовку населения Практика проведения телевизионных и радиопередач по тематике защиты населения, проводимая в форме коротких сообщений скучным голосом по бумажке одним из работников местное органа управления по делам ГОЧС, показывает их низкую привлекательность И эффективность. Нужны и Другие более насыщена"е, 10“
разные передачи с привлечением средств мультипликации и хорошо поставленных телефильмов.
И все же эти мероприятия не могут заменить красочных издании - памяток, адресованных жителям именно данного города или района, которые раздаются бесплатно во все семьи местными исполнительными органами власги или продаются за символическую цену. Такие памятки могут нести следующую информацию: сведения о сигналах и информации оповещения и порядке действия по ним;
номера телефонов дежурных служб города или единой дежурно-диспетчерской службы, оперативного дежурного управления по делам ГОЧС города, объединенных диспетчерских служб жилищноэксплуатационных управлений;
наименования объектов, расположенных на территории города и типы СДЯВ, используемых в производстве, а также возможную глубину их распространения в случае аварии на объектах;
характеристика типов СДЯВ, меры защиты от них и способы оказания помощи при поражениях;
общий план города (района) с указанием мест расположения потенциально опасных объектов и размеров юн возможных заражений (разрушений, затопления), медицинских учреждений, пунктов посадки на транспорт, органов исполнительной власти и органов управления по делам ГО и ЧС, наиболее целесообразных маршрутов эвакуации, сборных эвакопунктов;
адреса убежищ и мест укрытий;
частоты и программы местного радиовещания, которые спланированы для использования в интересах информирования населения при угрозе возникновения ЧС и др.
В такие памятки может вноситься и другая информация, например, о возможных стихийных бедствиях, характерных для данного региона, информация по организации защиты населения и быстрой ориентации его в обстановке при возникновении ЧС. 11амятка может содержать и специальные графы для их последующего заполнения необходимыми сведениями и изменениями в обстановке по территории города (района).
Внесение изменений в макеты таких памяток и последующее их переиздание через 2-3 года позволяет отслеживать естественные изменения в структуре опасных производств, инфраструктуре города и корректировать организацию защиты населения.
Наличие и изучение такой памятки, совмещенные с трансляцией хорошо подготовленных специальных передач по радио и, особенно, по телевидению (дтя чего наиболее 844|Дходит кабельное телеви-
дсние), поддержанное периодическими ггубликациями в местной печати, поможет организовать самостоятельную подготовку населения, провести и поддерживать его информационное обеспечение на случай возникновения ЧС в мирное и военное время.
Системы централизованного оповещения населения
Система оповещения любого уровня представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу условных сигналов (команд управления) и речевой информации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами управления по делам 1’ОЧС данного уровня
Решение на задействование системы оповещения любою уровня принимает соответствующий начальник гражданской обороны или его заместители. В экстренных, не терпящих отлагательства, случаях задействование СЦО осуществляется оперативно-дежурными службами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Системы централизованного оповещения территориального уровня (субъекты РФ) являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта РФ (рис. 1).
Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по действующим (занятым) каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации.
Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня, и устан „иной длительностью передачи речевого сообщения.
Верхние звенья СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям территориального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.
843
PBC
7 В
1 IV lv : ;\ч И V и,:
< i;i\ /•:.!itк"! ч . ..111*4«. ; !
( 1ІО on. i;ic I HOI о IK'II ! |):i
> Ml I«.
■ 11.
I »■ I 1
tk ra ( . . I «•
m - V*»
, ,_j
IL
Рис 1
СЦО юрода, района
Элементы КОМИ. іС’.* : «lillliipui VpU СрСДНСГО >ВЄНа ( ЦО ТСррИ-іорпадьноіо V рові їм\ стачав іпн.!'.*і .*/ ми прсдприя t ия\ местных ор-¡ ЛНОВ святи (меж огородные станции юродские и районные VÍJIW свя-<и)
Оконечные комплекты ¿iiMiiipaiуры оповещения С‘ЦО іерри10-риальиого уровни устанавливание« на рабочих месі ах оперативнодежурных служб оріанов управления но делам I О и ЧС‘. сосланных при органах местною само\ правления, в органах управления сил. непосредственно по. і чи пенных органам исполнительной власти данною evo векіа Российской Федерации. в дежурных частях юродских Iрайонных» їм іе іач внуїренних де ? МИЛ России
)кспд\ л і ацнонпо-ісхинчсч кое обсл\ живапне аииараі\рі>і «правлення и средств оповещения (’ЦО ісрриториальною vровня осуществляется специа нв іамн свяиі местных органов Минсвяіп России на договорной основе *а ечст средств местною бюджст а
Передача речевой информации до населения осмнссівлястсч hsílm перечкаг> каналов подача программ вешания на \ t.tu проволною вешания флдиофанедяцпониые у <лы). радиовены і сльиыс нерс-лаічики и переда 14пки речевою сопровождения телевещания.
И органе у нрав іеиия по делам ! ()Ч( соиаеіея пешральная станция оповещения (ЦС'Ог <а ю'овность к пемедлепиомч исподно-ванив) котрої» oí нечаст опера іивно-дежурная служба в н»це посменно менякнничея оперативных дежурных R помещении ЦСО устанавливаемо! нельні комплекс аппаратуры оповещения и свяли, обеспечн-ван'віш.н управ іение ?< ЦОпееоі іелміьіми »лемешами
К местному уровню относя і ся системы нет радированною оповещения юро іа и сельскою района
Управление ('ЦО местною уровня пород, район) можем осу-щееївіяп.ся непосредственно oí опера і ивно-дежурной е 1\Ж0Ы ! ОЧС созданной при органах местною самочправ існин или чере* дежурную смену у па свяли города (района), где установлена аппара-і\ра управления ( Ц<)
Системы оповещения на іерриторин юро {И mojvi бы і ь мо-V. іроены иа Гше устаревшей а.гнараіурьі nina или новой
апиарапры типа ! 1-164 фие 2 )
верхнее <веио системы оповещения крупного юрода и гайовії тает ся в органе \ правления по делам ГО и Ч( города, і іе орі аінпо-нано постоянное дежурство оівстслвенпьіх лин. а пеметы аппарат-рм размешаются ни А ГС города, юродском радиотрансляционном у і-ле. аппаратом городского радио - и (сдсвсщания. объектах жочомгки ¡ оро. іа
845
Верюяст со — —лаадр нсщатсл ¡> ной РШВЦЙЬп на Ыргу
! ИрОДСКЦЙ рШ№ ■ трлш ¡Ялиюнкый 11СЛ
,ЧЯ)| УЯНчНЦЙ
;«учскфнюцко
к и ар гирнис ¡ииютэчги
1¡ОДНИЖНЫ« уснлтслишс установки милиции
Рис. 2
На МТС города размещается аппаратура СЦО для автоматического запуска системы оповещения города от старшего органа управления.
На АТС города размещается аппаратура для управления электросиренами. На городском радиотрансляционном узле, где организуется круглосуточное дежурство технического персонала устанавливается аппаратура для его дистанционного включения от ЦСО города. Как правило, между персоналом радиотрансляционного узла и оперативным дежурным органа управления ГОЧС города организуется прямая гелефонная связь. На узле также устанавливается аппаратура включения уличных громкоговорителей, размещенных по территории города.
На узлах связи наиболее крупных объектов, размещенных на территории города, устанавливается аппаратура управления, обеспечивающая дистанционное включение средств оповещения объекта от городской системы оповещения и местным образом (с узла связи объекта или его пункта управления).
В небольших городах, где в органах ГОЧС не организовано круглосуточное дежурство ответственных лиц, оконечные комплекты аппаратуры СЦО устанавливаются в городском отделе внутренних дел или на узле связи юрода.
Базой создания систем оповещения сельских районов может служить аппаратура П-164, обеспечивающая передачу управляющих сигналов по каналам сельской сети телефонной связи. Для передачи информации основным средством на территории района являются сельские радиотрансляционные сети. Это, вообще, основной элемент системы оповещения населения сельского района.
Как уже отмечалось, в последние годы, из-за нерентабельности сельского проводного вещания происходит его стремительное сокращение, что снижает его вес в системе оповещения населения сельского района.
Количество электросирен в сельской местности крайне невелико. Использование мобильных звукоусилительных средств для оповещения сельских населенных пунктов будет иметь ограниченное применение из-за большого числа мел к: населенных пунктов и
больших расстояний между ними, а также малого количества мобильных средств на селе.
Локальные системы оповещения
Создание ЛСО определено требованиями постановлена ¡1 >
вительства Российской Федерации от • марта 1993 ; \.:. •• '?8 "О соч" 846
дании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
На территории субъектов РФ размещено несколько тысяч таких потенциально опасных объектов, рядом с которыми проживают миллионы людей.
Необходимо приблизить к ним центры оповещения на случай аварий на опасных объектах. Тем более, что для оповещения и информирования людей часто огводится всего несколько минут. При возникновении ЧС на потенциально опасном объекте оперативность задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения населения может оказаться недостаточной. К тому же в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения жилой участок вокруг потенциально опасного объекта, поэтому оповещать при-деться целый район или город, но со значительной задержкой во времени.
Поэтому гораздо более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером предприятия. При этом он может задействовать, в первую очередь, средства оповещения на территории объекта (радиотрансляционный узел и сирены).
Для оповещения людей, находящихся непосредственно близости от предприятия (в санитарной зоне), могут быть использованы уличные громкоговорители, размещенные по периметру предприятия.
Однако следует сказать, что одни локальные системы оповещения часто не в состоянии решить всех задач оповещения населения, особенно в тех случаях, когда опасная зона заражения или катастрофического затопления будет выходить за определенные пределы зон их действия. В этих случаях принимаются решения на задействование соответствующих территориальных систем централизованного оповещения населения в целом или выборочно в определенном районе (городе). Вот почему так нужно организационное и техническое сопряжение локальных и территориальных систем оповещения.
Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), пре гу-сматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Что очень важно в настоящее время, создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов, которые в одиночку часто не могут профинансировать создание отдельной локальной системы.
Особенностью организации оповещения населения при авариях на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.
Глубина распространения облака зараженного воздуха может достигать несколько десятков километров, а время подхода его к населенным пунктам (жилым массивам города) при наихудших погодных условиях может составить 2-5 минут. Время оповещения становится решающим фактором. При скорости ветра 1 м/сек облако зараженного воздуха пройдет за час 5-7 км.
В соответствии с имеющимся постановлением зона ответственности (зона действия) ЛСО для химически опасного объекта составляет 2,5 км (рис.З).
В этих условиях необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся средства оповещения городской системы оповещения и радиотрансляционной сети. Целесообразно организовать управление электросиренами, установленными в жилых массивах, как от центральной станции оповещения города, так и от дежурного диспетчера объекта.
Важное место в ЛСО могут сыграть объединенные диспетчерские системы (ОДС), созданные при жилищно-коммунальных службах для контроля за состоянием инженерного оборудования жилых зданий. На ОДС организовано круглосуточное дежурство диспетчеров. Ближе к населению, чем ОДС ничего нет и эту систему необходимо планировать для использования оповещения населения в составе ЛСО.
В России имеются целые химически опасные города, на территории которых располагается несколько опасных объектов, аварии на них могут привести к заражению всей территории города. В таких случаях организуется оповещение населения всего города от местного органа управления по делам ГОЧС или от диспетчерской службы одного из объектов, а не отдельного его района. В этом случае локальная система практически совпадает с местной (городской) системой оповещения и в ней задействуются все средства оповещения города.
Чернобыльская катастрофа покрала всему миру, насколько масштабными но своим проявлениям могут быть последствия аварии на атомных станциях. Эта авария показала и исключительную важность своевременного доведения до населения информации об опасности заражения внешней среды радиоактивными веществами и меру ответственности должностных лид организующих оповещение Ведь в районе Чернобыльской АЭС и на территории Киевской области на момент аварии уже действовали достаточна эффективные счс-
848
849
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ЛСО В РАЙОНЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА
НА ОСНОВЕ АППАРАТУРЫ П-164 (вариант)
Рис. 3
темы оповещения населения, которые позволяли довести до населения всю необходимую информацию в течение 5-10 минут после получения сигнала об аварии
Не оповещалось население и после радиационной катастрофы на предприятии “Маяк” 29 сентября 1957 года, когда произошел взрыв хранилища радиоактивных отходов. Облучению подверглись более 270 тысяч жителей Челябинской, Свердловской и Тюменской областей.
Зона действия JICO на атомной станции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включение в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как правило, начальника смены первого блока. В случае аварии на станции, последствия которой могут выйти за ее пределы, начальник смены осуществляет оповещение самостоятельно и с помощью дежурной смены узла связи атомной станции, путем дистанционного включения средсгв оповещения должностных лиц и персонала станции. а также населения своего поселка и населенных пунктов, размещенных в 5-ти км зоне вокруг станции (рис.4).
По прямому телефону начальник смены оповещает соответствующий орган управления по дедам ГОЧС через его оперативного дежурного. В случае выхода последствий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО оперативный дежурный осуществляет по ТСЦО выборочное оповещение городов и районов, попадающих в зону возможного заражения.
Прорыв напорных плотин гидросооружений может привести к образованию огромных по протяженности зон катастрофического затопления и огромным по масштабу разрушениям и человеческим жертвам.
Но не только прорыв таких сооружений грозит бедой. Есть множество более мелких плагин, о существовании которых подчас просто забывают, как забывают и проводить на них предохранительные мероприятия, которые не выдерживают напора и рушатся в одночасье, принося немалые беды.
Для организации оповещения на крупных гидроузлах, на случай внезапного разрушения тела плотины, что можг - !роизойти в военное время, при разрушительных землетрясениях, и случае сильных паводков, когда происходит переполнение расчетного уровня водохранилища, необходимо создавать ЛСО.
Включение ЛСО осуществляется либо ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, либо автоматически от аппа ратуры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бъефа. Экстренном1; оповещению подлежа нас^ енш. с
' 850
851
Общая схема построения JICO на атомной станции
Поселок АЭС и населенные пункты в 5-ти км зоне
Рис. 4
пункты, расположенные ниже плотины по течению, а также поселок работников гидроузла, расположенный, как правило, в непосредственной близости х гидроузлу. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении поступит в ближайший к гидроузлу орган управления по делам ГОЧС, где организовано оперативное дежурство и управление территориальной системой оповещения населения.
Системы оповещения населения за рубежом
Если не затрагивать отдельных элементов в организации оповещения, то следует сказать, что там присутствуют те же традиционные методы в организации оповещения населения что и у нас. Они сводятся к применению мощных звукоизлучателей для привлечения внимания населения и передачи ему заранее определенных условных сигналов и последующее информирование его с помощью хорошо развитых сетей радио- и телевещания
Территория Германии во много раз меньше территории России, но количество электросирен в Г ермании гораздо больше, а если взять данные такого государства как Австрия, то этот показатель будет еще больше. В спокойной и нейтральной Австрии сейчас действуют более 70 тысяч сирен.
В отличие от наших систем оповещения, у них очень большая насыщенность сиренами сельской местности. Например, в Швейцарии, организации ГО каждого населенного пункта с числом жителей от 200 до 1200 могут получить одну сирену, а с числом жителей от 1400 до 2700 - две сирены.
К тому же в зарубежных странах применяются более мощные сирены. Все в той же Швейцарии типовые сирены имеют мощность 4 и 11 кВт (у нас не более 3 кВт). Помимо стационарных сирен там же используются и мобильные сирены. Мобильные сирены находил применение и в Японии. У нас таких сирен просто нет.
За рубежом достаточно широкое применение в системах оповещения населения находят мощные пневмосирены, работа которых не зависит от состояния сети централизованного электроснабжения. Пневмосирены широко используются в системах оповещения Англии. Швейцарии. В Швеции разработан свой тип пневмосирен для использования в системах централизованного оповещения населения. Увы, можно и здесь повторить, что у нас таких сирен нет.
Следует отметить, что во многих странах управление сиренами организуется как по проводным линиям связи, так и по радио. Так, во Франции более 20% электросирен управляются по радио.
Весьма широко за рубежом для оповещения населения в системах оповещения используются телефонные сети (чего мы еще не решили). В Германии в местных телефонных сетях еще в середине 80-х годов предусматривалась возможность подачи специального импульса, вызывающего одноминутный звуковой сигнал, который служил сигналом предупреждения населения о срочном включении радиоприемников и телевизоров для приема экстренной информации.
Необходимо отметить, что несмотря на отсутствие развитых сетей проводного вещания, во многих странах в интересах оповещения населения широко используются уличные громкоговорители, мобильные звуковещательные станции, а в последнее время строятся целые системы на основе электронных сирен. Так, в ряде городов Дании уже введены в эксплуатацию новые системы оповещения населения городов на основе разработки мощных акустических устройств стационарного типа, обеспечивающих эффективное звукопо-крытие больших площадей при передаче условных сигналов оповещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
Электронные сирены большой мощности разработаны также в Германии, Финляндии. Финская фирма “Хильбертач" разработала электронную сирену типа N^-1200, которая обеспечивает создание звукового давления порядка 112 дБ на удалении 30 м от излучателей. При нарушении централизованною электроснабжения электронная сирена может проработать на батареях в течение 1 часа и передать до 40 тревожных сигналов.
Достоинствами применения электронных сирен являются возможность передачи как условных сигналов тревоги, так и речевых сообщений и определенная независимость их от состояния централизованного электроснабжения.
Если мы с большим опасением подходим к проверкам работоспособности сирен и проверяем их, в лучшем случае, раз в год, и то не всегда и не везде, то за рубежом они проверяются несколько раз в месяц. Например, в Дании проверка работоспособности сирен производится каждую среду в 12.05, а Швейцария имеет опыт проведения одновременной проверки всех сирен, установлен -ных по территории страны, чего мы никогда не делали.
Конечно, наиболее мощную систему оповещения создали США в период своего ракетно-ядерного противостояния с СССР. Основу этой системы составляет национальная система КА^'АЗ, которая включает в себя национальные центры (основной и вспомогательный), центры оповещения в округах ГО, пункты оповещения в штатах и оконечные посты оповещения (их <юлее 3000) на государ-
ственных объектах, где организовано круглосуточное дежурство (полицейские участки, пожарные команды и др.). Именно местные посты доводят сигналы до населения.
На период чрезвычайного положения в США спланировано централизованное задействование для передачи населению срочных сообщений федеральных и коммерческих радиовещательных и телевизионных станций (более 3000). Это нам предстоит еще освоить
Очень полезно обратиться к зарубежному опыту информационного обеспечения населения на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Бюро промышленности и охраны окружающей среды ^ЕО) Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) совместно с Ассоциацией производителей химической продукции США (СМА) и Европейским советом федераций химической промышленности выступило с инициативой создания А ПЕЛ Л - пособия по осведомленности н подготовленности к ЧС на местном уровне.
Система АПЕЛЛ возникла в условиях и ориентирована на рыночную экономику и демократические процедуры В своей основе она ориентирована на осведомление населения района о потенциальной опасности промышленных объектов и включает в себя конкретные процедуры учета мнения населения при принятии как стратегических, так и тактических решений.
АПЕЛЛ ставит перед собой две основные цели:
• обеспечить или повысить осведомленность населения о возможных опасностях, связанных с производством, транспортировкой и использованием опасных веществ, и выработать меры, которые следует предпринять местным властям или представителям промышленности для защиты населения от их негативного воздействия;
• разработать на основе этой информации (в сотрудничестве с представителями общественности) планы реагирования на ЧС, которые в случае возникновения чрезвычайной обстановки вовлекли бы в работу все местное население.
Система АПЕЛЛ состоит из подсистем обеспечения населения информацией (“осведомленность населения”) и планировав я мер для его защиты (“реагирование на ЧС”).
АПЕЛЛ в своей основе нацелена на технологические опасносги и связанные с ними возможные воздействия опасных веществ на территорию прилег ающих к предприятию жилых районов.
Партнерами АПЕЛЛ на национальном уровне являются органы власти, включая министерства, департаметы, учре,хденач.
управления и другие структуры, отвечающие за национальное планирование, промышленность, окружающую среду, обслуживание населения, безопасность и т.д.
На местном уровне - местные органы власти, владельцы или управляющие государственными и частными промышленными предприятиями, которые используют или производят опасные материалы, представители местной общественности и групп по интересам.
Основную нагрузку в оповещении населения несут местные органы власти, обеспечивая информирование населения о возможных ЧС и подготовке к ним. Для того чтобы процесс информирования об АПЕЛЛ приносил желаемые результаты, он должен быть двусторонним. Лидеры местной общественности обращают внимание руководителей промышленных предприятий и представителей местных органов управления на то, что является предметом беспокойства общественности, а затем информируют ее о том, что предпринимается для ликвидации беспокоящих факторов.
Информирование может осуществляться по средствам массовой информации и специальные системы оповещения. Может быть организовано и устное информирование жителей района через подвижные звуковещательные станции, при проведении уроков в школах.
Системы, применяемые для проведения начального и последующего уведомления населения о ЧС, должны быть хорошо известны, понятны и находиться в постоянной готовности к использованию
К сожалению, этот опыт у нас мало используется. О том, как действовать в случае аварии, многие жители имеют весьма смутное представление. У проживающих вблизи опасных химических объектов нет индивидуальных средств защиты. Несмотря на все принятые федеральные законы, ведомства и руководители самих объектов часто скрывают от администраций и надзорных органов, не говоря уже о населении, вредный и даже опасный характер производства.
Проблемные вопросы в организации оповещения населения
Вся аппаратура оповещения систем централизованного оповещения населения работает в круглосуточном режиме эксплуатации уже долгое время (иногда по 25-30 лет) и выработала свои сроки эксплуатации
Из-за низкой помехозащищенности аппаратуры оповещения (особенно аппаратуры 5Ф88 и АДУ-ЦВ), случайных наводок на каналах связи, совпадающих со структурой сигналов управления, и ошибок дежурного персонала органов управления ГОЧС и обслуживающего персонала узлов связи было зарегистрировано более 30 случаев несанкционированного (ложного) запуска СЦО.
Ранее смена поколений аппаратуры оповещения проходила в среднем каждые десять лет. Сейчас этот важный процесс естественной замены устаревающей аппаратуры практически прекращен. Уже более 20 лет нет разработок нового типа аппаратуры оповещения основного территориального уровня СЦО.
Резко меняется техническая база сетей вещания и связи и качественные требования к ней, что начинает сказываться на возможности их задействования в интересах оповещения на основе использования старой аппаратуры.
Широкое развитие цифровых систем связи начинает сужать сферу использования старой аппаратуры оповещения, не предусмотренной для работы в цифровых сетях. Возникла настоятельная необходимость в разработке аппаратуры оповещения нового поколения.
Те льготы на использование каналов (линий) связи, оплату электроэнергии, аренду площадей на предприятиях связи, которые были установлены ранее, сейчас не работают. По закону “О связи” -кто установил льготы по оплате, тот и должен компенсировать недополученные суммы. Аппаратура оповещения не участвует в создании прибыли, отвлекает персонал на свое обслуживание, занимает площади, потребляет электроэнергию, а местная администрация часто не в состоянии оплатить ее содержание и обслуживание.
Минсвязи России проводит сейчас политику резкого сокращения убыточных для отрасли сетей проводного вещания, особенно в сельской местности. С 1992 года в сельской местности количество радиоточек сократилось более чем на 30%. Разрушено и списано 150 тыс. км линий радиофикации, ликвидировано около 2000 сельских радиотрансляционных узлов. В большинстве райцентров закрыты студии районного вещания.
В настоящее время идет процесс замены сетей проводного вещания в сельской местности на сети эфирного вещания в УКВ диапазоне. Но пока темпы сокращения сетей проводного вещания выше темпов создания сетей УКВ ЧМ вещания, что сказывается на решении вопросов оповещения населения, проживающего в сельской местности. Еше один отрицательный момент в этой работе заключается в том, ’гго администрации сельских районов теряет возможность оповещение и информирования своего населения, поскольку одна УКВ ЧМ станция обслуживает, как правило, несколько районов. А раньше каждый район имел свою радиотрансляционную сеть и свою студию вещания, что позволяло достаточно оперативно и просто оповещать и информировать свое население по районной сети проводного вещания.
Вообще, следует отмегить тенденцию неуклонного сокращения сетей наружного оповещения населения - уличных (ромкоговорите-лей и наружных сирен. В частности, ежегодная убыль наружных электросирен составляет порядка 2-3%, в то время как за последние годы поступления новых электросирен в год составляло менее 1%.
Как уже отмечалось, эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры СЦО, установленной на предприятиях связи, но находящейся на балансе местных органов управления по делам ГОЧС, осуществляется специалистами этих предприятий на договорной основе. Из-за постоянных неувязок с финансированием этих работ качество технического обслуживания резко ухудшается, а в ряде случаев эти работы просто не проводятся. Уже нет центров по подготовке специалистов по обслуживанию аппаратуры оповещения и с уходом старых специалистов, имевших определенный опыт в ее обслуживании, надеяться на качественное обслуживание просто невозможно.
Отсутствие или частичное финансирование приводит к прекращению или резкому снижению уровня технического обслуживания аппаратуры оповещения. Во многих субъектах РФ аппаратура оповещения, установленная в райцентрах, обслуживается в лучшем случае только перед проверками.
В первую очередь СЦО местного уровня создавались в категорированных городах. В сельских районах систем централизованного оповещения практически нет. Оконечным звеном СЦО субъектов РФ является райцентр Города и населенные пункты сельских районов не включены в СЦО.
Аппаратура существующих СЦО морально и физически устарела, неизбежен вывод ее из эксплуатации в ближайшие 6-8 лет, когда окончательно будут исчерпаны ее технические возможности и коренным образом изменится техническая база сетей связи, на которой она работает. Необходимо уже сейчас думать о заблаговременном параллельном вводе в работу новых систем и средств, чтобы избежать потерь при выводе существующих СЦО из эксплуатации.
Получаемые сведения с мест о наличие локальных систем оповещения не отражают истинного положения дел. Многие предприятия за локальные системы оповещения выдают имеющиеся у них объектовые системы оповещения, которые замыкаются только внутри самого объекта без выхода на население, проживающего вокруг таких объектов и попадающего в опасные зоны в случае аварии на них.
Строительство современных систем оповещения населения требует время и значительных финансовых затрат. Вывод из строя
созданных систем оповещения без создания новых приведет к потере возможности оперативного оповещения и информирования населения.
Вообще, всегда создание систем оповещения населения должно идти с определенным опережением на основе новых технологических решений, с учетом задач как мирного, так и, к сожалению, задач военного времени, и от этого нам никуда не деться. При их создании должна быть заложена определенная избыточность в использовании средств оповещения. Чрезвычайные ситуации мирного и, особенно, военного времени вызывают серьезные разрушения в системах связи, сетях вещания, средствах оповещения, что будет снижать, в определенной степени, возможности созданных систем оповещения.
Поэтому нельзя доводить дело до выхода из строя существующих систем оповещения, а необходимо искать способы поддержания их в рабочем состоянии и одновременно решать задачи их модернизации на основе новых технологий, используемых в системах связи, сетях вещания, на основе широкого применения компьютерных технологий. Необходима научная проработка этих проблем, а не случайный поиск приемлемого решения.