Научная статья на тему 'О некоторых проблемах преподавания джазовой гармонии'

О некоторых проблемах преподавания джазовой гармонии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гармония / джазовая гармония / учебники по джазовой гармонии / harmony / jazz harmony / jazz theory book

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И. А. Преснякова

Статья выявляет проблемные точки в преподавании джазовой гармонии: «проблему кадров», отсутствие действенных методик, малую оснащенность учебно-методическим материалом, профессиональную разобщенность академических и джазовых музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some problems of teaching jazz harmony

The article identifies problem areas in teaching jazz harmony: the level of teaching, the lack of effective methods, small equipment of learning materials, professional disconnection of academic and jazz musicians.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах преподавания джазовой гармонии»

И. А. Преснякова

О некоторых проблемах преподавания джазовой гармонии

Аннотация:

Статья выявляет проблемные точки в преподавании джазовой гармонии: «проблему кадров», отсутствие действенных методик, малую оснащенность учебно-методическим материалом, профессиональную разобщенность академических и джазовых музыкантов. Ключевые слова: гармония, джазовая гармония, учебники по джазовой гармонии

I. A. Presnyakova

On some problems of teaching jazz harmony

Abstract:

The article identifies problem areas in teaching jazz harmony: the level of teaching, the lack of effective methods, small equipment of learning materials, professional disconnection of academic and jazz musicians.

Keywords: harmony, jazz harmony, jazz theory book

Д

жазовое образование в нашей стране является одной из самых специфичных и относительно молодых музыкально-педагогических отраслей. За че-тыредесятилетияегосуществования в развитии российского джаза был сделан гигантский шаг: накоплен огромный исполнительский и педагогический опыт, сформирована обширная методическая база, воспитаны сотни специалистов — преподавателей и музыкантов высокого профессионального уровня. Но, к сожалению, как в любом живом

организме, в отечественной джазовой педагогике есть свои слабые места. Разговор о них обусловлен отнюдь не желанием пустой критики, а стремлением улучшить существующую ситуацию. Ведь не боятся же выдающиеся джазмены Нового Света обозначать недостатки джазового образования (масштаб и уровень которого по понятным причинам на порядок выше российского) на родине джаза: так, с точки зрения Оскара Питерсо-на, в североамериканской системе «большинство так называемых

джазовых программ обучения составлены без души и кое-как — это скорее неопределенный кивок в направлении „современной музыки", чем внимательное и обстоятельное изучение удивительных особенностей джаза и его богатого наследия. Лишь очень немногие учебные заведения разработали внятный и полный курс обучения, который освещает историю возникновения и развития джаза в доступной форме и без прикрас» [6. С. 442 — 443]. Со времени этого высказывания прошло чуть больше десятилетия, и ситуация в американском джазовом образовании сегодня выглядит более чем достойно: об этом свидетельствует не только очный «выездной» опыт многочисленных российских музыкантов, но и заочные экскурсы в американские учебные заведения, регулярно устраиваемые для своих читателей авторами журнала «Джаз.Ру».

Попытаемся и мы обсудить существующие в отечественных учебных заведениях проблемы. Одним из частных, но довольно актуальных вопросов, на наш взгляд, является преподавание джазовой гармонии.

В структуре эстрадно-джазового образования джазовая гармония является, пожалуй, единственным специализированным предметом музыкально-теоретического цикла. Если в обучении академических исполнителей теория музыки представлена различными своими сторонами и соответствующими им дисциплинами (гармония, полифония, музыкальная форма), то студенты эстрадно-джазовых факультетов могут получить системные знания из данных областей в джазовом ключе только в курсе джазовой гармонии (редким исключением является курс «Полифония в джазе», разработанный и читаемый З. Б. Карташёвой в МГУКИ). Именно джазовая гармония волей-неволей призвана стать своеобразным комплексным курсом теории джаза для музыкантов эстрадно-джазовой специализации и дать им те базовые знания и навыки, которые впоследствии будут так необходимы для практической деятельности — аранжировки, инструментовки, импровизации или композиции.

Помимо эстрадно-джазовых факультетов, джазовая гармония входит в учебные программы таких смежных с музыкальными специальностей, как «музыкальная звукорежис-сура» (например, в Институте современного искусства) или «прикладная культурология» (в Российском государственном социальном университете). Интерес к изучению предмета в последнее время все чаще проявляют и студенты академического профиля. Для них джазовая гармония с ее диссонантной аккордикой и снятием почти всех технических табу голосоведения, присущих гармонии традиционной, является глотком свежего воздуха. Новые образовательные стандарты позволяют вводить данный предмет как дополнительный и для «классических» музыкантов.

Заметим, что гармония является не самым специфичным элементом джазового языка (ритм, к примеру, гораздо более показателен в плане стиля). Ю. Н. Холопов, анализируя композицию Б. Эванса «One for Helen», утверждает: «Как обычно, тип гармонии — позднероман-тический» [9. С. 80]. Среди джазменов также существует мнение, что собственно джазовой гармонии не существует (не случайно Ю. Чугу-нов назвал свой учебник «Гармония в джазе», а не «Джазовая гармония»). Поддерживая данные утверждения в целом, все-таки заметим, что гармония как отражение звуковысотной организации джаза — джаза как вида музыкального искусства, искусства звука прежде всего, — безусловно, обладает своей спецификой и имеет право на жизнь в качестве учебной дисциплины, особенно на специализированых факультетах.

Каково же «качество жизни» этого предмета в образовательном быту и что должно его обеспечивать? Ответ на последний вопрос не будет оригинальным: в первую очередь — профессиональные педагоги, действенные методики и учебно-методическая литература высокого уровня. К сожалению, и то, и другое, и третье в нашей стране в дефиците и образует круг взаимосвязанных проблем.

Поскольку на эстрадно-джазовых факультетах не существует и не может существовать

специальности «теория музыки», а на академических факультетах джазовая гармония не преподается, то профессионально образованных специалистов в этой области в нашей стране просто нет. Как правило, преподавателями данной дисциплины являются педагоги двух типов. В силу того что джазовая гармония как предмет музыкально-теоретического цикла относится к кафедре теории музыки, то часто преподают ее те же люди, что ведут традиционную гармонию. Таков первый тип — музыковед с академическим образованием (часто «глухой» и «немой» в отношении практического постижения джаза как в слушательском, так и в исполнительском плане), самостоятельно освоивший один из отечественных учебников и пытающийся шаг за шагом следовать его букве в своем курсе. Практическая сторона дела на таких занятиях сводится почти к нулю или подменяется копированием упражнений академического курса наподобие игры цифро-вок и секвенций. А ведь без акцента именно на практической направленности курс джазовой гармонии не имеет смысла. В предисловии к русскоязычному изданию книги Дж. Колли-ера «Дюк Эллингтон» А. Медведев приводит высказывание этого американского автора: «Какой я, черт возьми, музыковед, если сам не играю! Хоть на детской дудочке, но играй! Берешься рассуждать о джазе - знай его изнутри!» [4. С. 22]. «Неиграющие» же музыковеды видятся исполнителям «теоретиками, находящимися к джазу снаружи» [8].

Второй тип педагога — джазмен-практик. Часто главной целью его курса становится чтение джазовой цифровки. Его кредо — «Важно не знать, а уметь исполнять». От конкретных вопросов студентов (к примеру, «Как вести линию шагающего баса в блюзе?») педагог отмахивается: «Да играй пока как-нибудь, потом само придет». Он считает, что объяснение теоретического материала маловажно, что одаренный студент интуитивно найдет правильное решение практическим путем, а неспособного и учить-то незачем. Обращение преподавателя к слуховому опыту ученика (на этапе учениче-

ства совсем небольшому), его интуиции (пока недостаточно развитой), вкусу (еще не сформированному) является чуть ли не единственным методическим приемом. Но в учебные заведения редко поступают «готовые» музыканты, а миссия педагога, как известно, — научить каждого — и талантливого, и того, кто «звезд с неба не хватает» и по окончании вуза станет хорошим «ремесленником», залогом успешной профессиональной деятельности которого будет выучка, а не действие по наитию. Поэтому-то и необходимо в курсе джазовой гармонии учить пониманию логики гармонического движения и гармоническому анализу, хорошему голосоведению, приемам гармонической аранжировки. Не менее важно давать конкретные рекомендации по их применению, четко очерчивая круг возможных комбинаций и обосновывая возможность или, напротив, нежелательность определенного приема не только с эстетических (и во многом субъективных) позиций типа «хорошо (или плохо) звучит», но и с учетом функционально-гармонического контекста, фактуры, зоны формы, исполнительского состава, стиля в целом. Нужно уметь объяснить, что хорошо или плохо звучит, почему так звучит и как это сделано. Поэтому при безусловной практической направленности курса он должен давать «постановку головы» как необходимой для любого музыканта части аппарата — мыслительно-логической (наряду с физиологически-технической). Сильный перевес практической стороны может привести к отсутствию у студента опорной установки «понимаю, что делаю и знаю, как делать» и недостатку систематических знаний.

К сожалению, педагог-исполнитель в силу специфики своего дарования и образования редко владеет методикой преподавания джазовой гармонии именно как гармонии (прежде всего как науки о законах последования аккордов), при том что гармония мэйнстрим-джаза по сути своей функциональна. Ступеневое мышление, а также расхожее среди джазменов мнение, что «музыкант всегда находится в той тональности, аккорд которой обыгрывает» [8],

на наш взгляд, лишь отдаляют студентов от постижения гармонических закономерностей джазового языка. Функциональная логика, которая всегда воспитывается у академических музыкантов, к сожалению, у джазменов часто мыслится как «научно-теоретическая» абстракция.

Очевидно, что только исполнительского опыта не всегда достаточно, чтобы преподавать джазовую гармонию в нужном ключе. Вероятно, как не все американские музыканты могут играть джаз, так и не все джазовые музыканты могут преподавать джазовую гармонию. Конечно, идеальным вариантом педагога должна стать личность, сочетающая в себе лучшие качества обоих типов — логику, глубину мышления, культурологический диапазон теоретика с музыкальностью, умением импровизировать педагога-исполнителя. Возможно ли это? Или, как в гоголевской «Женитьбе» («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича...»), собирательный образ является некой химерой? Почему настоящий профессионализм в этой сфере — редкость?

Думается, что проблема и тех и других — и музыковедов, и джазменов, ведущих джазовую гармонию, — шире, чем частный вопрос преподавания данной дисциплины. Скорее, ситуация характерна для отечественной джазовой педагогики в целом. Вот, к примеру, как обозначает ее в своем векторе джазовая вокалистка Татьяна Комова, солистка трио «Второе приближение» (Москва): «.Раньше не было джазовой вокальной школы как таковой. Мы, наше поколение музыкантов, теперь должны выступать в роли преподавателей, сами не имея ученического опыта.» [11]. В США же «многие преподаватели прошли всю систему джазового образования снизу доверху, от студенческой скамьи до преподавательской кафедры, что дало им уникальную возможность увидеть весь процесс обучения. изнутри» [5].

Несмотря на вполне зрелый возраст отечественного эстрадно-джазового образования (в 2014 году ему исполняется 40 лет) и очевидные достижения в русле формирования российской исполнительской школы, осмелимся утверждать, что в сфере джазовой гармонии до сих пор подобной педагогической школы не создано.

Если джаз уже давно стал предметом серьезных музыковедческих исследований, то сфера педагогики в области теории джаза до сих пор фактически остается без работ надлежащего уровня. В нашей стране это происходит отчасти по осторожности (и профессиональной совести) музыковедов, обходящих стороной неведомое для них «белое пятно» джаза и его гармонических средств, отчасти из-за достаточно враждебной позиции некоторых джазменов, скептически относящихся к «занимающимся не своим делом академическим музыковедшам». Впрочем, сами музыканты-практики редко оказываются состоятельны в деле написания методической литературы с теоретическим уклоном, так как не имеют достаточных навыков для работы подобного рода. Как результат — малое количество учебно-методического материала.

Круг специальной литературы достаточно узок (в него мы не включаем исполнительские «школы», часто содержащие некоторый объем теории). Подробная характеристика его — предмет отдельного разговора. Здесь же мы лишь перечислим существующие учебники. Из известных нам это «Гармония в джазе» Ю. Чугунова [10], «Системный курс гармонии джаза» А. Рогачева [7], «Гармония в джазовой и эстрадной музыке» Н. Дощечко [1], «Функциональная гармония» Ю. Козырева [2]. Часть из них была издана малым тиражом для «внутреннего пользования» определенных учебных заведений и потому широкого распространения в образовательной практике не получила. Наиболее же популярным является учебник Ю. Н. Чугунова, впервые увидевший свет в 1978 году и с тех пор выдержавший пять переизданий. Данный факт говорит о востребо-

ванности пособия и позволяет считать его лучшим среди русскоязычных аналогов. Вместе с тем основное содержание учебника со времени первого его выхода не претерпело существенных изменений (все отличия переизданий касаются нотных примеров, хрестоматии и «купирования» из переизданий историко-стилевого раздела).

Удивителен тот факт, что в эпоху бурного развития средств коммуникации и доступности иноязычных источников до сих пор на русский язык не переведен ни один аутентичный учебник по джазовой гармонии, и это при том что объем специальных зарубежных изданий исчисляется десятками. Электронные варианты многих из них доступны в Интернете, «бумажные» экземпляры можно заказать через интернет-сервис (например, Amazon). Не станем утверждать, что любой американский учебник лишен недостатков, характерных для отечественных изданий, и может стать панацеей от наших бед, но, бесспорно, достойные образцы существуют. К сожалению, в отечественной педагогической среде они мало или фактически не известны. Например, в интервью И. Бутман в ответ на просьбу корреспондента: «Могли бы Вы порекомендовать нашим читателям какие-то интересные труды по гармонии?» рекомендует... «хорошие учебники Осейчука по саксофону» [3]. Не только исполнители, но и преподаватели ведущих российских музыкальных вузов часто не владеют информацией о существующей англоязычной литературе и в силу этого не используют ее в своей педагогической деятельности. А ведь расширение информационного пространства, привлечение иностранных пособий с родины джаза могло бы сослужить добрую службу российской педагогике.

В качестве must-have современного джазмена мы бы рекомендовали «The Jazz Theory Book» американского джазового музыканта, композитора и педагога Марка Левина (Mark Levine). Еще один достойный труд — «Jazz Harmony» Энди Джейффа (Andy Jaffe). Надеемся, что ознакомление с этими источника-

ми, их перевод поможет увидеть (и перенять!) лучшие методические установки американской системы преподавания. Показателен, в частности, характерный для нее опыт взаимодействия академической и джазовой программ. Например, Майкл Трэйси, на протяжении многих лет возглавляющий джазовое направление Музыкальной школы Университета Луисвилла (штат Кентукки), говорит: «Работая в связке с более традиционными программами изучения других видов музыки, джазовая программа в то же время имеет значительную автономию» [5]. Одним из важных шагов на пути улучшения качества преподавания джазовой гармонии на российской почве должно стать преодоление цеховой разобщенности: давно и прочно укоренившееся противопоставление «академисты — джазисты» в условиях современного образования выглядит архаично-нелепо. Все мы занимаемся одним делом — воспитанием музыкантов, полноценный профессионализм которых невозможен без многих составляющих, часть из которых лучше преподносят музыканты одного профиля, а часть — другого. При безусловном сохранении специфики каждой отрасли необходимо взаимодействие, а не противостояние сторон.

Сейчас, когда искусство джаза востребовано на всех уровнях образовательной лестницы от ДМШ до вузов, актуальным представляется воспитание педагогов универсального плана — например, классических музыкантов, понимающих и играющих джаз. Обучение студентов академических факультетов может быть более широким в стилевом плане. Хотя бы частично реализовать эту идею могли бы факультативы по импровизации. Например, подобный курс для музыковедов существовал еще в 90-е годы прошлого века в Казанской государственной консерватории стараниями профессора, доктора искусствоведения и при этом «играющего теоретика» А. Л. Маклыгина. Импровизация вкупе с «поставленной» головой и цепким слухом теоретика может стать неплохой начальной опорой для практического освоения джазовой гармонии будущими ее преподавателями.

В современном образовательном пространстве активно происходят перемены. Они направлены на повышение качества обучения, добиться которого возможно, лишь выявляя и устраняя имеющиеся недостатки. И если мы не будем закрывать глаза на существующие в российской педагогике проблемы, значит будем способствовать развитию отечественного музыкального образования как такового.

Список литературы_

1. Дощечко Н. Гармония в джазовой и эстрадной музыке: Учебное пособие. М.: Изд-во МГИК, 1983.

2. Козырев Ю. Функциональная гармония. Ч. 1. М.: Моск. колледж импровизационной музыки, 1997.

3. Кузьмин К. Игорь Бутман: «Саксофон — инструмент не академический» // Хорошие новости. 2010. 6 января. http://memorial. color-foto.com/2011/06/blog-post_8685. html.

4. Медведев А. «Слово о мастере»: Предисловие к русскоязычному изданию книги Дж. Коллиера «Дюк Эллингтон». М.: Радуга, 1991.

5. Мошков К. Майкл Трэйси: «Уважая традицию, мы не должны делать это за счет будущего»: Интервью // Полный джаз. 2005. Выпуск № 26. http://www.jazz.ru/mag/311/ interview.htm.

6. Питерсон О. Джазовая Одиссея: Автобиография. СПб.: Скифия, 2010.

7. Рогачев А. Системный курс гармонии джаза. М.: Владос, 2003.

8. Степурко О. Михаил Есаков // http://jazz-portal.blogspot.ru/2009/06/1938-2009.html

9. Холопов Ю. Гармонический анализ. Ч. 2. М.: Музыка, 2001.

10. Чугунов Ю. Гармония в джазе. М.: Современная музыка, 2003.

11. http://www.panovasun.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.