Научная статья на тему 'О некоторых проблемах эффективности бюджетных расходов, выделенных на борьбу с лесными пожарами'

О некоторых проблемах эффективности бюджетных расходов, выделенных на борьбу с лесными пожарами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расходование бюджетных средств / расходование средств выделенных на борьбу с лесными пожарами / контроль над расходованием бюджетных средств / страхование имущества / budgetary spending / spending funds allocated to fight forest fire / control over budget spending / property insurance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зефиров Сергей Николаевич

В работе проанализирована ситуация, возникшая в России в связи с лесными пожарами лета 2010 года в аспекте их влияния на национальную экономику, в частности на расходы федерального и региональных бюджетов. Предложены некоторые меры по оптимизации расходов данного направления и установлению макроэкономической стабильности национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the situation appeared in Russia in connection with the forest fires of summer 2010 in the aspect of their impact on national economy, particularly the costs of federal and regional budgets. Some measures are proposed to optimize the cost of this direction and to establish macroeconomic stability of the national economy.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах эффективности бюджетных расходов, выделенных на борьбу с лесными пожарами»

УДК 332.14

Зефиров Сергей Николаевич

доцент кафедры экономической теории Марийского государственного университета [email protected]

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА БОРЬБУ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ

Zefirov Sergey Nikolaevich

associate professor of the chair of economic theory, Mari State University [email protected]

ABOUT SOME PROBLEMS OF EFFICIENCY OF BUDGET EXPENDITURE DEVOTED TO FIGHTING AGAINST FOREST FIRES

Аннотация:

В работе проанализирована ситуация, возникшая в России в связи с лесными пожарами лета 2010 года в аспекте их влияния на национальную экономику, в частности на расходы федерального и региональных бюджетов. Предложены некоторые меры по оптимизации расходов данного направления и установлению макроэкономической стабильности национальной экономики.

Ключевые слова:

расходование бюджетных средств; расходование средств, выделенных на борьбу с лесными пожарами; контроль над расходованием бюджетных средств; страхование имущества.

The summary:

The article analyzes the situation appeared in Russia in connection with the forest fires of summer 2010 in the aspect of their impact on national economy, particularly the costs of federal and regional budgets.

Some measures are proposed to optimize the cost of this direction and to establish macroeconomic stability of the national economy.

Keywords:

budgetary spending; spending funds allocated to fight forest fire; control over budget spending; property insurance.

Обеспечение макроэкономической стабильности в национальной экономике напрямую связано с эффективностью расходования бюджетных средств страны. Однако кроме оживления промышленности, внедрения инновационных проектов государство вынуждено финансировать миллиардные затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайных происшествий.

Летний период 2010 года характерен крупными лесными пожарами. Такого количества очагов в России ранее еще не отмечалось. Федеральное агентство лесного хозяйства России опубликовало итоги пожароопасного сезона. В 2010 году на территории лесного фонда Российской Федерации зарегистрировано более 33 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено приблизительно 2 млн гектаров территорий лесного фонда. По сравнению с аналогичными показателями 2009 года отмечено увеличение числа лесных пожаров в 1,5 раза. Наибольшая горимость в пожароопасный период 2010 года зарегистрирована в Нижегородской, Рязанской, Ивановской, Московской, Воронежской, Свердловской, Владимирской областях, Республиках Марий Эл, Мордовия и Коми, Пермском крае. На Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа пришлось 73 % от общего количества возникших лесных пожаров по России и 49 % от площади, пройденной огнем. Доля погибших лесов от верховых пожаров в этих округах составила 85 % от общей их площади в Российской Федерации. По данным статистической отчетности, ущерб от лесных пожаров по состоянию на 1 октября 2010 года оценивается в 85,5 млрд рублей.

Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что основными причинами пожаров явились:

- нарушение правил пожарной безопасности и неосторожное обращение граждан с огнем в лесу (в 90 % случаев), проведение неконтролируемых сельскохозяйственных палов;

- в 10 % случаев - грозы и иные причины [1].

Однако необходимо отметить, что вышеуказанное агентство не обратило должного внимания на причины не менее важного характера, к числу которых можно отнести:

- значительное превышение летнего температурного фона над нормой;

- несвоевременное выявления очагов пожаров и принятие управленческих решений по реализации мер нейтрализации стихийного бедствия;

- недостаток квалифицированных кадров и низкая эффективность их работы по борьбе с очагами возгорания;

- неудовлетворительная техническая оснащенность лесопожарных формирований органов управления лесами многих субъектов Российской Федерации;

- формальное отношение чиновников к организации запретов на посещение лесных участков в пожароопасный период;

- отсутствие законодательно оформленного взаимодействия между федеральными и региональными органами власти.

Государство в кратчайшие сроки организовало работу по преодолению последствий стихийного бедствия и ликвидации социальной напряженности в регионах. Во всех субъектах Российской Федерации, пострадавших от огненной стихии, были приняты нормативные документы, предусматривающие порядок оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилья в результате природных пожаров 2010 года, и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате сложившейся ситуации. К наиболее пострадавшим от огненной стихии относятся Нижегородская и Рязанская области. Из-за пожаров в Выксунском районе Нижегородской области полностью сгорели села Верхняя Верея и Шернавка. Всего в области по состоянию на 3 августа 2010 года огнем уничтожено 759 домов, число погибших достигло 22 человека. В начале августа 2010 года начались выплаты по оказанию материальной помощи пострадавшим: по 200 тыс. рублей из федерального и областного бюджетов в равной пропорции. Кроме того, в соответствии с распоряжением губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева из резервного фонда было выделено более 130 млн рублей, в том числе для оказания материальной помощи на первоочередные нужды по 10 тыс. рублей и на дополнительные выплаты в связи с утратой имущества по 100 тыс. рублей каждому гражданину.

Строительство домов для погорельцев началось с 10 августа 2010 года. По данным на начало августа, в регионе планировалось построить заново 762 дома. Средняя стоимость строительства одного домовладения, по оценкам, составляла три миллиона рублей, из которых два миллиона - стоимость строительства непосредственно дома и один миллион - стоимость коммуникаций. Деревянные и блочные дома возводились по трем проектам: площадью до 40 кв. метров (60 % от общего количества домов), от 40 до 60 кв. метров (30 %) и 60-100 кв. метров (10 %). Для владельцев домов, площадь которых составляла более 100 кв. метров, была предложена компенсация в размере до 2 млн рублей [2].

Что касается Рязанской области, то в ходе мониторинга, проведенного органом внешнего финансового контроля, было установлено, что лесные учреждения области оказались неспособны организовать тушение лесных пожаров собственными силами и средствами. Согласно предварительным данным об объеме затрат на тушение лесных пожаров в Рязанской области, совокупные затраты на указанные цели составили в 2010 году 40,2 млн рублей, из них на долю специализированных лесопожарных учреждений субъектов Федерации, направленных по согласованию с Рослесхозом, пришлось 46,2 % (18,6 млн руб.), на долю арендаторов и привлеченных третьих лиц - 31,7 % (12,8 млн руб.), затраты МЧС России составили 7,1 млн руб. (17,6%), а затраты специализированного леспожарного учреждения Рязанской области - 1,1 млн рублей, или 2,7 % от всех затрат [3].

Данные статистики свидетельствуют о колоссальном размере бюджетных средств государства, затраченных на восстановление территорий страны после стихийных бедствий и оказание материальной помощи пострадавшим в них. В связи с этим возникает проблема эффективности расходования финансовых средств государства и средств резервного фонда, которые направлены на цели, определенные законодательством Российской Федерации, а именно на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций [4].

Органы государственной власти и местного самоуправления проводят постоянный контроль над расходованием средств, выделенных на борьбу с лесными пожарами. Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. Степашин считает, что перед контролирующими государственными органами стоит задача - проверить, что бюджетные средства, которые направляются на ликвидацию последствий пожаров, прибыли по назначению. И дошли до каждого человека, до каждого дома, до каждого села, до каждой больницы [5].

Счетной палатой Российской Федерации 30 ноября 2010 года были озвучены предварительные итоги проверки эффективности расходования средств федерального бюджета, выделяемых на борьбу с пожарами и оказание материальной помощи пострадавшим. Отмечалось, что из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на данные цели были выделены средства в размере 11,2 млрд рублей. По заключению органа внешнего финансового контроля, получатели использовали бюджетные средства в целом своевременно и эффективно.

Вместе с тем, в связи с чрезвычайным положением, введенным на территории страны, выявляется целый ряд негативных факторов, оказавших влияние на эффективность расходования бюджетных средств, к которым можно отнести отсутствие единого правового и финансового взаимодействия федеральных и региональных органов власти и механизма оказания помощи гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, что повлекло формирование различных моделей оказания помощи пострадавшим в субъектах Федерации и поставило российских граждан в неравные условия. Среди негативных факторов - отсутствие утвержденных форм отчетности, не позволившее федеральным органам исполнительной власти осуществлять своевременный и полный контроль над направлениями расходования средств.

Также существует ряд нерешенных вопросов, касающихся эффективного использования бюджетных средств государства, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Одной из главных является проблема страхования имущества. Так, например, в период пожароопасного сезона 2010 года из сотен пострадавших, лишившихся крова людей единицы застраховали недвижимость. По данным компании «Росгосстрах», в среднем по России только 15 % населения имеет полис страхования своего имущества и жилья. Все это связано в первую очередь с тем, что население не берет на себя ответственность за принадлежащее ему имущество. Это привело к глобальным расходам государственных средств.

В конце сентября 2010 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения об изменении законодательства для возможного введения обязательного страхования имущества и жилья. Он акцентировал свое внимание на том, что во многих странах мира подобного рода затраты компенсируются за счет страховых источников. Необходимо отметить, что закон об обязательном страховании строений действовал на территории СССР и просуществовал до 1998 года. Одной из причин развала данной системы была гиперинфляция - собственники при страховом случае получали мизерное возмещение.

Президент России поручил министерствам определить механизмы обязательного страхования имущества граждан. Такой метод страхования, по сути, становится дополнительным налогом для населения, но тем не менее он необходим. Кроме того, Д. Медведев поручил Минэкономразвития России и Минфину России определить механизмы страхования сельхозугодий, лесного фонда, а также проанализировать все плюсы и минусы введения обязательного страхования.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к страхованию домов и квартир. Однако существует ряд ограничений со стороны страховых компаний, которые предъявляют свои условия страхования жилых помещений. К примеру, некоторые страховщики отказываются страховать ряд объектов жилого фонда из-за ветхости, а также отказывают в заключении договора владельцам домов, построенных 20-30 лет назад (преимущественно в дачных поселках), возведенных кустарным способом без соблюдения норм противопожарной безопасности. Большое количество выплат страховщиков приходится на пожары, вызванные изношенной электропроводкой или небрежным разведением огня. Что касается страхователей, то нагрузка страхового взноса может оказаться непосильной для среднестатистического гражданина. В соответствии с этим, органы власти считают

оптимальным решением введение государственных субсидий для желающих застраховать свое имущество.

В современных условиях необходимо определить основные направления развития рынка страховых услуг, которые будут способствовать защите участников страховых отношений, где основная нагрузка ляжет на страховые компании.

Таким образом, названные меры могли бы рационализировать государственные расходы и соответственно повысить эффективность их использования, что является приоритетным направлением развития экономики России и предпосылкой установления ее макроэкономической стабильности.

Ссылки:

1. Итоги пожароопасного сезона 2010 года на территории лесного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: htt p://www .rosleshoz.gov.ru/media/news/477 (дата обращения: 24.03.2011).

2. Нижегородский губернатор: строительство жилья для погорельцев начнется 10 августа // Официальный сайт интернет-представительства глав регионов Российской Федерации. URL: http://club-rf.ru/r52/news/15070/ (дата обращения: 24.03.2011).

3. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: www.ach.gov.ru (дата обращения 24.03.2011).

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 81 [Электронный ресурс]. Доступ из системы «Гарант».

5. Панина Т. Горячие цифры // Рос. газ. 2010. № 205 (5284). 13 сентября.

References (transliterated):

1. Itogi pozharoopasnogo sezona 2010 goda na territorii lesnogo fonda Rossiyskoy Federatsii [Electronic resource]. URL: htt p://www .rosleshoz.gov.ru/media/news/477 (Date of access: 24.03.2011).

2. Nizhegorodskiy gubernator: stroitel'stvo zhil'ya dlya pogorel'tsev nachnetsya 10 avgusta // Ofit-sial'niy sayt internet-predstavitel'stva glav re-gionov Rossiyskoy Federatsii. URL: http://club-rf.ru/r52/news/15070/ (Date of access: 24.03.2011).

3. Ofitsial'niy sayt Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii. URL: www.ach.gov.ru (Date of access 24.03.2011).

4. Byudzhetniy kodeks Rossiyskoy Federatsii, art. 81 [Electronic resource]. Dostup iz sistemy «Garant».

5. Panina T. Goryachie tsifry // Ros. gaz. 2010. No. 205 (5284). September 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.