Д-р экон. наук И. П. Хоминич
СТРАХОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Статья посвящена страхованию как источнику экономии средств федерального бюджета. Рассмотрены тенденции нарастания катастрофических рисков и частно-государственные страховые программы. Приведены прогнозы будущих катастрофических событий и оцениваются преимущества страхования для экономного расходования бюджетных ресурсов на выплату компенсаций и покрытие ущерба.
Ключевые слова и словосочетания: катастрофические риски, расходы федерального бюджета, компенсация ущерба.
Страхование правомерно рассматривать как действенный инструмент социально-экономической политики государства, в частности, политики сокращения бюджетных расходов. К сожалению, в России в течение всего периода становления рыночных отношений у власти отсутствовало признание эффективности данного инструмента. Это приводило к огромным расходам средств федерального и субфедеральных бюджетов на компенсацию убытков, ущербов по причинам природных и техногенных катастроф. В посткризисный период, когда во всех развитых государствах реализуется концепция консолидации бюджетных расходов, настало время и в нашей стране использовать преимущества страховых механизмов для повышения эффективности бюджетной политики.
Прежде чем приводить сами страховые механизмы, широко распространенные во всем мире как повседневная действенная деловая практика, отметим, что в настоящее время рассчитывать на более благоприятные тренды в части природных катастроф не приходится вовсе. По прогнозам международных организаций, шоковые воздействия на мировую экономику в будущем станут более частыми и послужат причиной значительных экономических и социальных трудностей. Экономические побочные эффекты от таких явлений, как погодные, климатические катастрофы (наводнения, ураганы, засухи, пожары, землетрясения и т. д.), техногенные аварии, будут возрастать по мере увеличения взаимосвязанности государств в глобальной экономике и скоростей, с которыми перемещаются люди, товары и информация.
В Докладе Всемирного банка «О мировом развитии в 2011 году» отмечается та же тенденция: в последующие десять лет ожидается возрастание количества и разрушительной силы ураганов, буранов, наводнений, суховеев, землетрясений и т. п.1 Поскольку страховая деятельность во многом базируется на статистических наблюдениях, то уместно привести данные крупнейшей международной швейцарской перестраховочной компании SwissReinsurance
1 URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/worlddev2011.pdf
об объемах ущерба и той доли компенсаций, которую профинансировали страховщики (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Оценки швейцарской перестраховочной компании SwissReinsurance*
(в млрд долл.)
Показатели 2010 2011
Совокупный ущерб от стихийных бедствий и антропогенных катастроф 226 350
Убытки мировых страховщиков 48 108
* Источник: URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/worlddev2011.pdf
На Кубани летом 2012 г. произошла чудовищная по масштабам и последствиям катастрофа - наводнение, результатом которого стали сотни погибших, десятки тысяч пострадавших, потерявших жилье. Убытки для казны исчислялись миллиардами рублей1. По статистике МЧС России, ежедневно в стране уничтожаются огнем более 200 зданий, а прямые убытки составляют более 20 млн рублей в балансовых ценах2. Специалисты подсчитали (табл. 2), какова будет экономия бюджетных средств на компенсацию убытков в случае использования страхования.
Т а б л и ц а 2
Затраты федерального бюджета РФ на восстановление утраченного имущества*
Год Объекты Ущерб, Затраты на Затраты на
млн восстановление без восстановление при
ру6. страхования, млн руб. страховании, млн руб.
2009 Саяно-Шушенская ГЭС 40000 40000 320
2010 Сгоревшие дома в областях РФ при пожарах (лето 2010) 6500 6500 32,5
Ежегодно Объекты, уничтожаемые пожарами 12000 12000 60
* Составлено по расчетам Всероссийского союза страховщиков.
Во всем мире существует практика, когда государство совместно с частными страховыми компаниями формирует и запускает совместные страховые программы, имеющие целью страховую защиту населения от рисков катастроф. Ниже приведены некоторые примеры успешно действующих государственно-частных страховых программ.
Национальная программа страхования наводнений, действующая в США (National Flood Insurance Program - NFIP): обеспечение страховой помощи при наводнениях любого типа, в том числе и от аварий на гидротехнических сооружениях (ГТС) для возмещения убытков от повреждения имущества, вызванных наводнениями.
Государственная программа (Фонд) компенсации потерь от стихийных бедствий Испании (Concorsio de Compensación de Seguros). Была учреждена, чтобы справиться с ущербом после гражданской войны в Испании неза-
1 URL: http://www.forbes.ru/news/84022-v-rezultate-navodneniya-v-krasnodarskom-krae-pogiblo-bolee-100-chelovek
2 URL: http://www.stanpres.ru/pginurer/b/18/index.shtml
долго до Второй мировой войны. В 1991 г. Фонд был реформирован в государственный институт. Осуществляет обеспечение защиты имущественных рисков граждан, пострадавших от стихийных бедствий в Испании и за границей, а также гарантий выплат частных страховщиков в случае их банкротства.
Государственная программа перестрахования катастрофических рисков (Франция) (Caisse Centrale de Reassurance, CatNat) от катастрофических событий. Была создана в 1982 г. CCR - это государственная перестраховочная компания.
Государственно-коммерческое партнерство в области страхования рисков землетрясений (Япония) (Japan Earthquake Reinsurance Company) -государственная перестраховочная компания: партнерство между японскими страховщиками имущества, продающими полисы прямого страхования, и правительством, которое обеспечивает перестрахование.
Государственные программы страхования от катастрофических рисков действуют также во многих странах, в частности, в Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, Австрии, Германии, Румынии, Турции и т. д.
К счастью, некоторые подвижки в практическом признании полезности страхования для управления рисками государства (передача на частных страховщиков и страхователей части расходов по компенсации убытков катастроф) уже имеют место. Так, например, недавно созданное ОАО «ЭКСАР» -специализированная компания с государственным капиталом, деятельность которой состоит в страховании предпринимательских (коммерческих) и политических рисков российских экспортеров и инвесторов. Это очень важный и долгожданный шаг нашего правительства, поскольку все развитые страны уже давно имеют аналогичные страховые программы, организованные по-разному. Например, с 1969 г. действует государственная программа страхования инвесторов от политических рисков в США, которая реализуется Корпорацией частных зарубежных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation -OPIC) - специализированным государственным агентством, осуществляющим страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты в свободно конвертируемую, повреждением имущества или потерей прибыли в результате гражданских волнений, гражданской войны, изменения политического режима и т. п.
Кроме того, вступил в силу Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», в соответствии с которым предприятия категории особо опасных производств обязаны покупать страховые полисы у частных страховщиков, которые в случае аварий будут выплачивать пострадавшим страховые возмещения. Этот пример не относится к страхованию катастроф, но показателен для использования страхования в целях оптимизации госбюджета.
После катастрофических событий на Кубани вновь были инициированы дискуссии вокруг введения обязательного жилищного страхования от пожаров, которые продолжаются в течение долгих лет. Правительство дало поручение разработать предложения по введению обязательного огневого страхования жилья граждан. Однако проблем (методологических, правовых, органи-
зационных, даже социально-политических) в этой области столько, что решить их в короткое время невозможно. При этом очевидно, что прежде всего государство заинтересовано в появлении данного закона об обязательном страховании, поскольку оно расходует колоссальные деньги из бюджета на оказание помощи пострадавшим от катастрофических событий.
В соответствии с проектом бюджета в 2013-2015 гг. предлагается к финансированию 50 федеральных целевых программ (ФЦП), финансируемых по открытой части федерального бюджета, с объемом финансирования в 2013 г. -1132,1 млрд рублей, 2014 г. - 1192,1 млрд рублей, 2015 г. - 1244,5 млрд рублей. К приоритетным программам отнесены 17 ФЦП. Бюджетные ассигнования на их реализацию предлагаются в следующих объемах: на 2013 г. -884,18 млрд рублей, 2014 г. - 965,7 млрд рублей, 2015 г. - 996,3 млрд рублей, что составляет соответственно по годам 78,1, 81,0 и 80,0% от общего объема на реализацию ФЦП1. Одной из ФЦП является программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», утвержденная Распоряжением Правительства от 29 марта 2011 г. № 534-р. На ее реализацию в проекте федерального бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. предусмотрены значительные расходы, обоснованные расчетами и прогнозами в официальных документах. В частности, в Концепции ФЦП указаны весьма впечатляющие объемы ущерба и соответственно будущих бюджетных затрат. Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций составляет 1,5-2% ВВП (от 675 до 900 млрд рублей). Разработчики ФЦП особо подчеркивают, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на воде, а также техногенные аварии и террористические акты есть главные источники чрезвычайных ситуаций и основная угроза для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России.
Трудно не согласиться с этим утверждением. Но, принимая его, следует предложить эффективные инструменты снижения бюджетного бремени расходов, прежде всего используя страхование.
Список литературы
1. Зарова Е. В. Проблемы обоснованности пропорций бюджета индикаторами социально-экономического развития РФ // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 10 (52).
2. Приказ Минфина РФ от 11 июля 2011 г. № 81н «Об утверждении Указаний о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2012 год». -URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12088379/
1 Официальный сайт Правительства РФ. - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ News/V iew/2012/2320