Научная статья на тему 'О некоторых причинах совершения административных правонарушений в сфере дорожного движения и пути их нейтрализации'

О некоторых причинах совершения административных правонарушений в сфере дорожного движения и пути их нейтрализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
254
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых причинах совершения административных правонарушений в сфере дорожного движения и пути их нейтрализации»

УДК 351.811

Виктор Николаевич Разгуляев,

адъюнкт Дальневосточного

юридического института МВД России (г.Хабаровск), капитан милиции

О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ СОВЕРШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

Административные правонарушения на автомобильном транспорте, допускаемые участниками дорожного движения, являются типичным явлением, прочно занявшим одно из ведущих мест наряду с важнейшими социальноэкономическими и демографическими проблемами России. Нарушения установленных Правил дорожного движения (далее - ПДД) являются основной причиной увеличения количества допускаемых дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).

Ущерб от совершаемых ДТП угрожает национальной безопасности России. Ежедневно на улицах и дорогах погибают и получают различные травмы около 800 человек.1 Негативные последствия от автоаварий в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Необходимо признать, что составляющие элементы всего комплекса «человек - транспортное средство - дорога - окружающая среда» работают в России не скоординированно, поэтому не дают действенных результатов в обеспечении безопасности дорожного движения. Обусловлено это главным образом возрастающей диспропорцией между приростом численности автопарка и дорожной инфраструктурой, недостаточной эффективностью функционирования сис-

темы по обеспечению безопасности дорожного движения и отрицательным формированием самой личности участников дорожного движения.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул, что решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения (далее - БДД) относится к наиболее приоритетным задачам развития нашей страны. Поэтому без активного вмешательства науки и практики в процесс обеспечения безопасности дорожного движения, проблемы в этой сфере с каждым годом будут только обостряться.2

Для эффективного процесса обеспечения безопасности на дорогах требуется скорейшее принятие общесоциальных и специальных административноправовых мер. Эти меры должны быть направлены на исследование причин и условий, их порождающих, способствующих негативному процессу развития дорожно-транспортных правонарушений. Успешное решение этой задачи имеет огромное социальное и экономическое значение для России, ибо следствием многих нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств является серьезный вред здоровью водителей и пешеходов, часто с летальным исходом.

Голоса молодых -

в’' Ж/

Дискуссионная трибуна “

Подавляющая часть погибших и пострадавших от ДТП - это здоровые и работоспособные люди в возрасте от 18 до 45 лет, чем подрывается демографический резерв общества. Только за 2005 г. в результате ДТП погибли 34 тыс. человек, 275 тыс. человек получили ранения. Экономические потери от ДТП ежегодно в России составляют более 300 млрд. руб.3

Главной причиной ДТП в рассматриваемой сфере остаются нарушения ПДД участниками дорожного движения, где можно выделить основные: управление водителями транспортными средствами в состоянии опьянения, выезд на встречную полосу, неверно выбранный скоростной режим движения транспортного средства и т.д. Совершению ДТП в определенной степени способствует также и неудовлетворительное состояние дорожного полотна в России - механические дефекты и низкие сцепные качества его покрытия и т.д.

Недостаточная оснащенность дорог техническими средствами, такими как дорожные знаки, разметка и светофоры, выступает немаловажным фактором возникновения происшествий и нарушений ПДД. Многие федеральные автодороги работают на пределе пропускной способности. Количество автомобильного парка к 2020-2025 гг. предполагается порядка 550±50 авт./1000 жителей, что в 5-8 раз будет выше уровня расчета улично-дорожной сети.4 Для разрешения этой задачи требуется конструктивный пересмотр развития организации движения транспорта и пешеходов в городах. Ведь современный уровень обеспечения потребности в движении горожан на собственном транспорте не превышает 20%. Для удовлетворения их спроса требуется увеличение пропускной способности сети не менее чем в 5 раз, а наличия и вместимости автопарковок - более чем в 10 раз.5

Выйти из сложившейся дорожной ситуации поможет усовершенствование всей дорожной инфраструктуры в на-

селенных пунктах, а для решения этой задачи необходимо:

- пересмотреть схемы уличнодорожных сетей населенных пунктов;

- увеличить пропускную способность улиц и их пересечений;

- создать специализированные дороги для движения грузовых и большегрузных автомобилей;

- применять современные методы и технические средства для регулирования движения, ориентированные на движение транспортных потоков большой плотности;

- развивать системы обеспечения автопарковок и автостоянок в городе;

- использовать освещение проезжей части;

- применять современное информационное обеспечение городского движения.

Наряду с этим в значительной степени причиной неблагополучной ситуации на дорогах является низкое качество подготовки будущих водителей. Автомобилизация страны в последние годы увеличила число лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами. Повышенный спрос сказался на количестве организаций, получивших разрешение на подготовку будущих водителей. Однако расширение круга таких организаций не приводит к качественному улучшению соответствующего обучения. Это связано с целым рядом причин: недостаточной квалификацией преподавательского состава автошкол; невыполнением в полном объеме программ обучения; несоответствием материальнотехнической базы образовательных учреждений предъявляемым требованиям и ее неэффективным использованием.

О низком уровне подготовки водителей в автошколах говорит то, что каждое четвертое ДТП совершается водителями со стажем управления транспортными средствами до трех лет, из них 40% - водителями в первый год после получения водительского удостоверения. Неопытными водителями,

имеющими стаж до двух лет, совершается каждое десятое ДТП, в среднем по их вине гибнет каждый десятый пострадавший.6

Для разрешения этих задач необходимо увеличить срок обучения в автошколах и более качественно походить к системе подготовки водительского состава, совершенствовать деятельность ГИБДД по приему квалификационных экзаменов у кандидатов в водители, а также пересмотреть условия лицензирования соответствующих образовательных учреждений.

Еще одним фактором совершения административных правонарушений в сфере ПДД является низкая культура поведения и «озлобленность» на дорогах участников дорожного движения. Такое поведение обусловлено формированием личности в неблагоприятной социальной среде.

Дополнением к этим причинам является исторически сложившийся правовой нигилизм, как со стороны водителей, сознательно нарушающих ПДД, так и со стороны пешеходов. Причем последние игнорируют установленные правила дорожного движения не только в силу нежелания их соблюдать, но и из-за элементарного незнания этих правил.

Практика показывает, что водители, пешеходы, пассажиры и должностные лица, ответственные за соблюдение ПДД, содержание дорог, эксплуатацию транспортных средств, слабо знают установленные правила дорожного движения и другие правовые нормы в этой сфере. Указанные категории лиц, как правило, плохо разбираются в правах и обязанностях сотрудников ГИБДД, других субъектов административной юрисдикции. Это отрицательно сказывается не только на состоянии безопасности движения, но и на характере отношений, складывающихся между участниками дорожного движения, сотрудниками ГИБДД и других государственных органов, причастных к обеспечению правопорядка в дорожном

движении. Все это приводит к нарушениям законности, вызывает справедливые жалобы и нарекания всех участников дорожно-транспортных отношений.

Недостаточная работа органов исполнительной власти в предупреждении и профилактике административных правонарушений в области дорожного движения также является причиной роста числа нарушителей дорожного движения и ведёт к увеличению количества совершаемых ДТП.7

Следует признать, что неоднократные кампании по реформированию ГИБДД, связанные с их деятельностью в сфере обеспечения БДД, не оказали существенного влияния на состояние дел, в том числе и повышение правосознания водителей, установление их доверительных отношениях с сотрудниками органов внутренних дел, обеспечение законных прав граждан, предупреждение взяточничества среди сотрудников дорожно-патрульной службы и др. Этому в немалой степени способствует наличие целого ряда причин: низкий уровень денежного довольствия личного состава; слабая профессиональная подготовленность сотрудников ДПС; постоянные участия ГИБДД в мероприятиях по сплошному досмотру ТС и перевозимых грузов в рамках анти-террористических операций.

Изучение этих факторов, определяющих сферу деятельности ГИБДД, ее направленность и тактику действий в государственной системе обеспечения БДД, поможет определить актуальность функционирования государственных систем и органов внутренних дел в области обеспечения и контроля дорожного движения. В сложившейся ситуации система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения неэффективна. Эта неэффективность выделяется в основной массе участников дорожного движения, разделенных на две группы: водителей и пешеходов, причем первые и вторые часто меняются местами. Тем не менее добропоря-

Голоса молодых -

в’' Ж/

Дискуссионная трибуна “

дочных взаимоотношений между ними не наблюдается. Причина этого - низкая культура участников дорожного движения. Вряд ли такое положение дел можно исправить одним лишь ужесточением наказаний, предлагаемым законодателем, хотя в большинстве своем органы ГИБДД и общество придерживаются мнения о необходимости ужесточения наказаний за нарушения ПДД, поддерживая нововведенные санкции.

Переломить ситуацию с негативным поведением участников дорожного движения можно на основе постоянной и целенаправленной воспитательной работы всех участников дорожного движения. Эта работа должна проходить вне зависимости от возрастной категории участников и их социального положения в обществе. Причем подтверждаются социальные проблемы отсутствием доверительных отношений участников дорожного движения к органам власти, в чьи задачи входит осуществление безопасности дорожного движения. Солидарное «противостояние» участников дорожного движения государственным органам показывает на реально существующую сегодня проблему. Поэтому любые программы, направленные на осуществление БДД, разрабатываемые государственными органами, в первую очередь должны затрагивать этот аспект, иначе они не будут эффективно работать и комплексно исполняться на должном уровне всеми участниками дорожного движения. Отдельные недостатки правового и административного регулирования деятельности правоохранительных органов и деятельности тех органов, которые призваны бороться с правонарушениями в области дорожного движения, вряд ли могут порождать де-ликтность, но вот способствовать совершению противоправных поступков могут - путем реального роста правого нигилизма в сознании участников.

Поэтому увеличение административной ответственности участников

дорожного движения за нарушение ими ПДД - это всего лишь малая часть в воспитательном процессе, и ее применение в единоличном порядке не даст действенных результатов, не снимет напряженность и существующие проблемы в области безопасности дорожного движения.

Бесспорно одно: современного состояния работы по предупреждению административных правонарушений в сфере дорожного движения, изучения факторов, способствующих этому, явно недостаточно. Их глубокое исследование практически только начинается. Четкое исполнение всеми государственными органами возложенных на них задач будет способствовать улучшению ситуации на улицах городов и автомобильных дорогах. Важно подчеркнуть, что с решением этой проблемы в одиночку не справиться. Только конструктивное сотрудничество и добрая воля всех участников дорожного движения, а также государственная заинтересованность в этом помогут действовать эффективно в правовом воспитании общества, что приведет к снижению административных правонарушений в целом. Эти комплексные и совместные мероприятия по снижению случаев нарушений законности в сфере дорожного движения, снижению количества нарушений ПДД и других нормативных актов обязательно приведут к положительному результату - сокращению количества ДТП, числа погибших и раненых участников дорожного движения.

Таким образом, безопасность на дорогах России будет достигнута только совместной работой всех государственных и негосударственных органов, общественных организаций в проведении профилактических мероприятий по предупреждению административных правонарушений. Финансирование инновационных программ в области дорожного движения существенно будет способствовать разрешению проблемы БДД. Эти меры позволят участникам

дорожного движения повысить свою правовую культуру, добиться уважения и доверия не только между пешеходами и водителями, но и к самой власти, повышая правопорядок в государстве.

1 Общероссийская общественная конференция «Обеспечения безопасности дорожного движения - единая задача государства и общества, важное условие укрепления национальной безопасности России» 8 апреля 2005г. - Хабаровск, 2005. - С. 91.

2 Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации. - Хабаровск, 2006. - С. 3.

3 Там же. - С.91-94.

4 Там же. - С.24.

5 Там же. - С.24.

6 Там же.- С.6-7.

7 Головко, В.В. Дорожно-транспортные происшествия: административная ответствен-

ность : юридический справочник / В.В.Головко. - М., 2005. - С.7.

УДК 681.3

Денис Николаевич Сретенцев,

адъюнкт кафедры организации предварительного следствия в ОВД

Орловского юридического института МВД России (г.Орел), капитан милиции

КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА

Создание технологичных систем поддержки принятия решений и обработки данных на базе персонального компьютера является одним из направлений автоматизации судебноэкспертной деятельности и вызвано необходимостью более рационального подхода к организации рабочего места эксперта.

Мы полностью разделяем мнение Р.С.Белкина, который отмечает, что одним из кардинальных направлений совершенствования судебно-

экспертной практики является автоматизация судебной экспертизы. На его взгляд, она заключается в применении технических средств, математических методов и программ деятельности, ос-

вобождающих эксперта частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования информации при осуществлении экспертного исследования, и предполагает создание автоматизированного рабочего места эксперта.1

В специальной литературе учеными-криминалистами предложено следующее определение автоматизированного рабочего места (АРМ) эксперта. АРМ -это взаимосвязанные комплексы технических и программных средств, предназначенные для эксплуатации в процессе экспертного производства специалистами в области того или иного рода (вида) судебных экспертиз.2 Однако анализ применения подобных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.