СПОРТ
УДК 796.332.6
О НЕКОТОРЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П.В. Андропова, В.А. Ермаков, Г.А. Хрусталев
Рассмотрена проблемная ситуация в проектировании спортивной подготовки игроков любительских футбольных клубов. Приведены принципиальные различия между «профессионалами» и «любителями» как основание для разработки тренировочных программ. Представлены материалы, характеризующие функциональное состояние, физическую подготовленность и обучаемость как предпосылку для проектирования полноценной дифференцированной спортивной подготовки футболистов-любителей разного возраста к соревновательной деятельности в мини-футболе.
Ключевые слова: любительский футбол, спортивная подготовка футболистов-любителей, проектирование тренировочной программы.
В последнее время в России интенсивно развивается любительский футбол. На наш взгляд, это связано с повышением привлекательности этой игры для удовлетворения потребностей людей в сохранении и укреплении здоровья, рациональной организации отдыха, формирования основ здорового образа жизни. Именно активность населения существенно повлияла на становление любительского футбола, увидев в нем мощный источник жизненной энергии и положительных эмоций.
Анализ научно-методической литературы, опыта работы с футболи -стами-любителями показывает, что основной мотив заинтересованных лиц связан с организацией соревновательной деятельности в разных форматах игры, в создании хорошо организованной и в высшей степени интересной для самих участников соревновательной базы. Считается, что для того, чтобы заинтересовать непрофессиональных футболистов прежде всего надо подарить им мечту, а затем помочь ей осуществиться [3, 5].
Следует отметить, что научные исследования подготовки любительских футбольных команд к соревновательной деятельности в рамках любительской футбольной лиги пока находятся на начальном этапе разработки, при этом они чаще всего ориентированы на реализацию подходов, характерных для спортивной подготовки профессиональных игроков. В то же время необходимость профильных исследований
диктуется наличием принципиальных различий между «любителями» и «профессионалами» по ряду основополагающих характеристик - образу жизни, профессиональной деятельности, мотивации к занятиям мини -футболом и соревновательной практике, совокупность которых определяет устойчивое индивидуальное развитие одних и других в единстве неповторимых черт биологической организации и фенотипических особенностей.
В нашем исследовании изучались функциональное состояние (ФС) и физическая подготовленность (ФП) футболистов-любителей на момент создания команды «Спортивная платформа» (г. Тула), а также выявлялось влияние организованных тренировочных занятий мини-футболом на изменение контрольных показателей, то есть на их обучаемость. Ставя перед собой такую задачу, мы надеялись сделать первый шаг к разрешению противоречия между необходимостью научного управления спортивной подготовкой игроков любительского футбольного клуба и недостаточной разработанностью методики тренировки на основе учета особенностей индивидуального развития, составляющей главное направление этого про -цесса. В качестве методов исследования использовались педагогический эксперимент, тестирование функционального состояния и физической подготовленности футболистов.
Для оценки функционального состояния организма спортсменов, использовались экспресс-метод Е.А. Пироговой, Л.Я. Иващенко без тестов с физическими нагрузками [1], а также проба Штанге, характеризующая общий уровень тренированности организма, и коэффициент выносливости (формула Кваса), определяющий уровень развития сердечно-сосудистой системы [2] (табл. 1).
Таблица 1
Уровень функционального состояния футболистов-любителей клуба «Спортивная платформа»
Функциональный Группа Группа Нормативное
показатель «А» «В» значение
<0,357 - низкий;
Уровень функционального состояния, усл. ед. 0,652±0,06 0,514±0,04 0,375...0,525 - ниже среднего; 0,526...0,675 - средний;
0,676...0,825 - выше среднего; >0,826 - высокий
Проба Штанге, с 48±1,4 37±1,8 39 - неуд.; 40-49 - уд.; > 50 - хор.
Коэффициент выносливости, усл. ед. 15±0,5 13±0,3 16
Сравнение индивидуально-групповых результатов в изучаемой выборке игроков с нормативными значениями указывает, в первую очередь, на разную степень готовности к физической нагрузке. Так, у спортсменов старше 30 лет уровень ФС оказался ниже, чем у относительно молодых спортсменов, при этом с учетом результатов пробы Штанге и показателя коэффициента выносливости выявленный уровень общей тренированности можно считать удовлетворительным.
Изучение физической подготовленности проводилось с использованием батареи тестов для оценки основных физических качеств испытуемых: мышечной силы (подъем туловища из положения лежа за 30 с), скоростно-силовых способностей (прыжки через скакалку за 30 с), быстроты движений (бег на 30 м), координации движений (челночный бег 3^10 м) и выносливости (бег 12 мин). Данные представлены в табл. 2.
Таблица 2
Физическая подготовленность футболистов-любителей клуба «Спортивная платформа»
Контрольные упражнения Значения Норматив
Группа «А» (18-29 лет, УФС=0,65) Группа «В» (> 30 лет, УФС=0,51)
Подъем туловища за 30 с, кол-во раз 24,4±1,3 16,1±0,9 18-29 лет: 16 - низкий; 18 - средний; 24 - высокий > 30 лет: 13 - низкий; 15 - средний; 20 - высокий
Прыжки через скакалку за 30 с, кол-во раз 51,3±1,2 25,2±0,7 18-29 лет: 30 - низкий; 45 - средний; 60 - высокий > 30 лет: 25 - низкий; 30 - средний; 45 - высокий
Челночный бег 3x10 м, с 8,2±0,1 10,1±0,2 18-29 лет: 8 - низкий; 7,7 - средний; 7,1 - высокий > 30 лет: 9,5 - низкий; 8,9 - средний; 8,1 - высокий
Бег на 30 м, с 4,5±0,1 5,9±0,1 18-29 лет: 4,8 - низкий; 4,6 - средний; 4,3 - высокий > 30 лет: 6,3 - низкий; 5,7 - средний; 4,9 - высокий
Бег 12 мин, м 2900±25 2100±31 18-29 лет: 2500 - низкий; 2700 - средний; 3000 - высокий > 30 лет: 1900 - низкий; 2300 - средний; 2700 - высокий
Выявлено, что уровень ФП в исследуемой выборке зависит в основном от действия двух факторов: во-первых, от возраста футболистов-любителей, где результаты относительно молодых спортсменов в каждом
показателе выше; во-вторых, от индивидуальных особенностей в развитии физических качеств. Так, результаты в показателе быстроты движений (бег на 30 м) у футболистов-любителей обеих групп были относительно слабыми; в показателе мышечной силы, координации движений и выносливости - на среднем уровне.
Проведенный сравнительный анализ функционального состояния и физической подготовленности футболистов-любителей, изъявивших желание играть в команде «Спортивная платформа» и участвовать в соревнованиях любительской лиги по мини-футболу, позволил выявить относительно низкий уровень готовности всех игроков к физической нагрузке. Это обстоятельство обусловливает необходимость регулярных тренировок, а существенные различия между игроками разного возраста по изучаемым показателям выступают как предпосылка индивидуализации тренировки.
Для объективизации сделанных обобщений в характеристике ФС и ФП и принятия решения о направленности будущей тренировочной программы был проведен констатирующий педагогический эксперимент, ставший составной частью подготовительного периода тренировочного процесса.
Тренировки проводились 2 раза в неделю по 90 мин в спортивных залах, дополнительно в выходные дни проводились игровые занятия продолжительностью 60 мин. В каждом спортивно-оздоровительном занятии 40 % времени отводилось на реализацию развивающей функции (для функционального состояния); 20 % направлялось на осуществление поддерживающей функции (для технико-тактической подготовленности); 40 % отводилось на двустороннюю игру. Такая схема занятий позволила реализовать элементы индивидуализации за счет преимущественной направленности тренировочного процесса на функциональную подготовку.
Содержание тренировки для футболистов групп «А» и «В» было одинаковым. Планирование, контроль и индивидуализации нагрузки осуществлялись по методу Карвонена, который используется для определения оптимального диапазона (целевой зоны) частоты сердечных сокращений во время занятий спортом, границы которого находятся приблизительно между значением в спокойном состоянии и в состоянии максимальной частоты сердечных сокращений [5].
Для удобства и простоты расчетов должной нагрузки применялся алгоритм расчета индивидуально-групповых зон пульса. В качестве рабочей применялась нагрузка в аэробной зоне. Было проведено 20 занятий.
Анализ динамики функционального состояния, пробы Штанге и коэффициента выносливости (формула Кваса) показал, что применение методики тренировки с элементами индивидуализации вызвало достоверное (=2,34...2,55; Р<0,05) улучшение результатов у испытуемых
группы «В». В группе «А» также отмечен прирост результатов, однако значения не достигли статистически значимого уровня (=1,32^1,90; P>0,05). При сравнении полученных данных с нормативными значениями ФС у всех испытуемых был определен средний уровень ФС и, как следствие, повышение степени готовности к физической нагрузке. Такой характер изменений ФС мы объясняем регулярностью тренировочных занятий и их направленностью, а также примененными режимами нагрузки и отдыха.
При анализе динамики результатов ФП было установлено, что в обеих возрастных группах произошли только положительные изменения. Наиболее высокие темпы прироста отмечены в показателе мышечной силы, где результаты испытуемых групп «А» и «В» достигли относительно высокого уровня. В показателях быстроты и координации движений достоверные изменения (=2,66; Р<0,05) произошли в группе «А», для испытуемых группы «В» характерны менее значимые изменения (=1,92; P>0,05). В тесте Купера (12-минутный бег) достоверный прирост отмечен в обеих группах. Следует также отметить динамику качественной оценки: у 60 % испытуемых зафиксирован средний уровень, а у 10 % - высокий.
Качественные и количественные сдвиги результатов ФП, во-первых, свидетельствует об обучаемости футболистов-любителей, которая проявилась в восприимчивости к тренировке, в открытости к переходу на новые уровни освоения игры в мини-футбол, в готовности к сотрудничеству при подготовке к соревновательной деятельности. Во-вторых, был установлен разный прирост индивидуальных результатов ФП: у футболистов-любителей с относительно низким его уровнем в начале тренировочного периода темпы прироста оказались выше, чем у футболистов со средним уровнем. Это говорит о том, что уже на начальном этапе подготовительного периода тренировочного процесса целесообразно осуществлять индивидуализацию спортивной подготовки. В-третьих, у спортсменов старше 29 лет уровень ФС в конце реализации констатирующего мезоцикла оказался ниже, чем у спортсменов моложе 25 лет при относительно уровне общей тренированности в начале мезоцикла. Это говорит о том, что при нормировании нагрузки и доминирующей направленности спортивно-оздоровительных занятий следует учитывать возраст футболистов-любителей.
Представленные материалы и результаты тестирования физической и технической подготовленности футболистов-любителей разного возраста указывают на необходимости применения дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса, направленности используемых упражнений и объему нагрузки на занятиях для увеличения уровня функциональной и специализированной подготовленности.
Список литературы
1. Душанин С.А., Иващенко Л.Я., Пирогова Е. Тренировочные программы для здоровья. КОНТРЭКС-2. Киев: Здоровье, 1985. 32 с.
2. Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека: метод. указания к выполнению контрольной работы / сост. Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, О.Н. Кривощекова. Омск: СибАДИ, 2015, 23 с.
3. Федеральный справочник. Спорт России. М: Центр стратегического партнерства, 2009. 679 с.
4. Шамардин А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: монография. Волгоград: ВГАФК, 2000. 276 с.
5. Karvonen MJ, Kentala E, Mustala O. The effects of training on heart rate; a longitudinal study // Ann Med Exp Bil Fenn. 1957. N 35/ P 307-315.
Андропова Полина Владимировна, аспирант, polinchik19_91@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Ермаков Вячеслав Александрович, д-р пед. наук, проф., tmfk_ermakov@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Хрусталев Герман Александрович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ABOUT SOME PREREQUISITES OF DESIGN OF THE DIFFERENTIATED TRAINING OF AMATEUR FOOTBALL PLAYERS FOR COMPETITIVE ACTIVITY
P.V. Andropova, V.A. Ermakov, G.A. Khrustalev
The problem situation in the design of sports training ofplayers of amateur football clubs is considered. The principal differences between "professionals" and "amateurs" are given as a basis for developing training programs. The materials characterizing the functional state, physical fitness and learning as a prerequisite for the design of a full-fledged differentiated sports training of amateur football players of different ages for competitive activity in mini-soccer are presented.
Key words: amateur football, sports training of amateur football players, designing a training program.
Andropova Polina Vladimirovna, graduate student, polinchik19_91@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Ermakov Vyacheslav Aleksandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor proftssor, tmfk_ermakov@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Khrustalev German Aleksandrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, germanxr4@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University
Reference
1. Dushanin S.A., Ivashchenko L.Ya., Pirogova E. Trenirovochnye programmy dlya zdorov'ya. KONTREKS-2. Kiev: Zdorov'e, 1985. 32 s.
2. Ocenka fizicheskogo razvitiya i funkcional'noj podgotovlennosti cheloveka: metod. ukazaniya k vypolneniyu kontrol'noj raboty / sost. E.M. Revenko, T.F. Zelova, O.N. Krivoshchekova. Omsk: SibADI, 2015, 23 s.
3. Federal'nyj spravochnik. Sport Rossii. M: Centr strategicheskogo partnerstva, 2009. 679 s.
4. Shamardin A.I. Optimizaciya funkcional'noj podgotovlennosti futbolistov: monografiya. Volgograd: VGAFK, 2000. 276 s.
5. Karvonen MJ, Kentala E, Mustala O. The effects of training on heart rate; a longitudinal study // Ann Med Exp Bil Fenn. 1957. N 35/ P 307-315.