Научная статья на тему 'О некоторых правовых аспектах деятельности по незаконному обналичиванию денежных средств как виду незаконной банковской деятельности'

О некоторых правовых аспектах деятельности по незаконному обналичиванию денежных средств как виду незаконной банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
899
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННОЕ ОБНАЛИЧИВАНИЕ / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ILLEGAL ENCASHMENT / BANKING ACTIVITIES / BANKING OPERATIONS / PAYMENT SYSTEM / CREDIT INSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Константин Викторович

В статье проведен анализ нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность по незаконному обналичиванию денежных средств как виду незаконной банковской деятельности. Проведен анализ таких понятий, как «банковская деятельность» и «банковские операции». Рассмотрены сущностные характеристики ряда элементов механизма незаконного обналичивания денежных средств в разрезе действующих норм, регулирующих осуществление банковской деятельности и платежной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фролов Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some legal aspects of the illegal encashment as a kind of illegal banking activities

The article analyzes the normative legal acts on illegal activities concerning the encashment as a kind of illegal banking activity. The analysis of such concepts as «banking activities» and «banking operations» is undertaken. The essential characteristics of a number of elements of the mechanism of illegal encashment are considered in the context of existing rules regulating banking activities and the payment system.

Текст научной работы на тему «О некоторых правовых аспектах деятельности по незаконному обналичиванию денежных средств как виду незаконной банковской деятельности»

TPMsvHa молодого vviHoro

УДК 34

Фролов Константин Викторович Frolov Konstantin Viktorovich

заместитель начальника кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

deputy head of department of professional activities of economic security units personnel Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

О некоторых правовых аспектах деятельности по незаконному обналичиванию денежных средств как виду незаконной банковской деятельности

On some legal aspects of the illegal encashment as a kind of illegal banking activities

В статье проведен анализ нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность по незаконному обналичиванию денежных средств как виду незаконной банковской деятельности. Проведен анализ таких понятий, как «банковская деятельность» и «банковские операции». Рассмотрены сущностные характеристики ряда элементов механизма незаконного обналичивания денежных средств в разрезе действующих норм, регулирующих осуществление банковской деятельности и платежной системы.

Ключевые слова: незаконное обналичивание, банковская деятельность, банковские операции, платежная система, кредитная организация.

The article analyzes the normative legal acts on illegal activities concerning the encashment as a kind of illegal banking activity. The analysis of such concepts as «banking activities» and «banking operations» is undertaken. The essential characteristics of a number of elements of the mechanism of illegal encashment are considered in the context of existing rules regulating banking activities and the payment system.

Keywords: illegal encashment, banking activities, banking operations, payment system, credit institution.

На экономическую безопасность государства существенное влияние оказывает состояние финансовой системы, ее способность обеспечивать устойчивость и рост национальной экономики. Важной сферой финансовой системы страны, а также системы национальной экономической безопасности является банковская система: Центральный банк, коммерческие кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), а также вспомогательные организации. Они функционируют в рыночной экономике в тесной взаимосвязи (взаимозависимости) друг с другом и с реальной экономикой. Недостаточная надежность функционирования банковской сферы способна вызывать серьезные нарушения и деформации во всей финансовой системе и экономике страны.

С возрастанием роли финансов и кредита в развитии национальной экономики наиболее опасные проявления экономической преступности все более активно перемещаются и в сферу деятельности банков. Сказывается и влияние финансового кризиса. Определяя банковскую сферу как «крове-

носную систему» общественного экономического организма, государство должно обеспечить функционирование банковской сферы на уровне, обеспечивающем эффективное развитие экономики всей страны.

Особое значение в функционировании финансово-кредитной системы имеют негативные процессы, происходящие в ней. И одним из наиболее значимых процессов является незаконное обналичивание денежных средств.

В целом по данным Росфинмониторинга в 2013 году на территории Российской Федерации обналичено денежных средств на сумму порядка 715 млрд рублей (2012 г. — 861 млрд рублей).

Основная их часть приходится на Центральный федеральный округ (239 млрд рублей) и прежде всего на г. Москву (204 млрд рублей), а также Приволжский федеральный округ (197 млрд рублей), в котором следует выделить Самарскую область (163 млрд рублей) [1].

Остальные распределяются следующим образом: Северо-Кавказский федеральный округ —

65 млрд рублей (лидером является Республика Дагестан — 21 млрд рублей), Уральский федеральный округ — 63 млрд рублей (Свердловская область — 36 млрд рублей), Северо-Западный федеральный округ — 62 млрд рублей (г. Санкт-Петербург — 47 млрд рублей), Южный федеральный округ — 40 млрд рублей (Краснодарский край — 24 млрд рублей), Сибирский федеральный округ — 30 млрд рублей (Кемеровская область — 11 млрд рублей), Дальневосточный федеральный округ — 16 млрд рублей (Республика Саха (Якутия) — 5 млрд рублей).

Проведение целенаправленной и методичной работы позволило в 2013 году выявить более 30,3 (-27%) тысяч преступлений экономической направленности [2], следствие по которым обязательно, совершенных в кредитно-финансовой сфере. За указанный период окончены расследованием уголовные дела о 17,3 тысячах преступлений, из них в суд направлены уголовные дела о 16,0 тысячах преступлений. Раскрыто свыше 5,6 тысяч преступлений, совершенных в организованных формах. Размер причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составил более 76,8 млрд рублей. Обеспечено к возмещению свыше 18,9 млрд рублей. Выявлено более 4,8 тысяч причастных лиц, из которых 3,9 тысяч привлечены к уголовной ответственности.

Вместе с тем, подразделениями ЭБиПК в 2013 году выявлено всего 145 (+2,8%) преступлений [3], предусмотренных статьей 172 УК РФ. Преступления выявлены лишь в 33 субъектах Российской Федерации. Окончены расследованием уголовные дела о 80 преступлениях, из них в суд направлены уголовные дела о 70 преступлениях. Выявлено 146 лиц, совершивших преступления, связанные с незаконной банковской деятельностью.

Основная масса уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 172 УК РФ, возбуждена в отношении лиц, осуществляющих незаконное обналичивание денежных средств. Однако в настоящее время в ряде регионов следственные органы квалифицируют (переквалифицируют) указанные деяния со статьи 172 УК РФ на статью 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), так как, по мнению ряда юристов, незаконная банковская деятельность может осуществляться только в кредитных организациях и только сотрудниками этих учреждений (руководителями, учредителями).

Учитывая, что, как отмечалось выше, у ученых и правоприменителей нет общего согласия, касающегося применения той или иной уголовно-правовой нормы, прежде всего при определении субъекта и объективной стороны преступления, представляется, что для более объективного понимания и отнесения противоправных деяний к различным статьям Уголовного кодекса следует рассмотреть ряд понятий, указанных в диспозиции статьи 172 УК РФ.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ незаконной банковской деятельностью признается осу-

ществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Понятие «банковские операции» является одним из основополагающих понятий банковского законодательства, так как отношения, возникающие по поводу осуществления таких операций, составляют суть, сердцевину банковской деятельности и определяющим образом влияют на предмет правового регулирования банковского законодательства как комплексной отрасли российского законодательства.

Помимо федеральных законов «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» термин «банковские операции» употребляет законодатель в пункте 1 статьи 5 Закона РФ от 6 декабря 1991 года (в ред. от 31.03.1999 г) «О налоге на добавленную стоимость»; в статье 1 Закона РФ от 12 декабря

1991 года (в ред. от 22.12.1992 г) «О налогообложении доходов банков»; пункте «б» части 1 статьи 3 Закона РФ от 20 декабря 1991 года «О подоходном налоге с предприятий»; пункте 8 статьи 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года (в ред. от 31.03.1999 г.) «О налоге на прибыль предприятий и организаций»; пункте 2 статьи 11 Закона РФ от 20 февраля

1992 года «О товарных биржах и биржевой торговле»; пункте 7 статьи 2 Соглашения стран СНГ от 22 января 1993 г. «Об учреждении межгосударственного банка»; статье 124 Таможенного кодекса РФ; пункте 5 статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 1995 г «О финансово-промышленных группах»; статье 52 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»; пункте 6 статьи 28 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; статье 172 Уголовного кодекса РФ.

Указанные обстоятельства говорят о том, что рассматриваемое понятие «банковские операции» является межотраслевой правовой категорией, которая должна иметь единое для всех отраслей права содержание.

Между тем определения этой категории нет не только в российском законодательстве, но и в научно-правовой литературе.

Кроме того, диспозиция статьи 172 УК РФ прямо не указывает на то, что процесс осуществления банковской деятельности (банковских операций) должен происходить при наличии непременного условия — банка и такого непосредственного субъекта, как лицо, осуществляющее управленческие функции в данной структуре, криминализируя, таким образом, лишь процесс осуществления данной деятельности, без соответствующего разрешения (лицензии).

Учитывая такое положение, следует в первую очередь обратиться к основополагающему нормативному правовому акту, регулирующему осуществление банковской деятельности, — Федеральному закону от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

В данном нормативном правовом акте законодателем даны определения как банка, так и кредитной организации.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество [4].

В соответствии со статьей 5 рассматриваемого Закона к банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Таким образом, если исходить из этимологического понимания используемой законодателем терминологии в диспозиции статьи 172 УК РФ, а именно: буквально трактуя понятие «банковская деятельность», то есть деятельность, осуществляемая в банке, либо банками, и исходя из понятия «банк», использованного в Федеральном законе от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», то можно сказать, что незаконной будет признаваться только деятельность, связанная с привлечением во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещением указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочно-

сти, открытием и ведением банковских счетов физических и юридических лиц.

Однако законодателем не случайно указывается, что незаконной банковской деятельностью признается осуществление банковских операций, чье понятие значительно шире в соответствии все с тем же Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», и, соответственно, понятие «банковская деятельность» используется для определения не субъекта этой деятельности, а сущностных процессов.

Кроме того, отсутствие в диспозиции указания на специального субъекта этой деятельности подтверждает доводы о том, что в статье 172 УК РФ речь идет о банковской деятельности по существу, но незаконной по форме, то есть без специальной лицензии (разрешения). Соответственно, к ответственности по статье 172 УК РФ могут быть привлечены и лица, не являющиеся сотрудниками кредитной организации.

Теперь, принимая во внимание, что мы рассматриваем банковскую деятельность, исходя из понимания ее как процесса, не связанного с какими-либо субъектами либо обязательными условиями объективной стороны — наличие банка, следует рассмотреть сущностные процессы, происходящие при незаконном обналичивании денежных средств.

В самом общем понимании механизм осуществления противоправной деятельности заключается в том, что клиенты — реально действующие субъекты хозяйственной деятельности, заинтересованные в получении наличных денежных средств в обход нормативных актов, регламентирующих кассовую работу, перечисляют на банковские счета специально созданных членами группы фиктивных фирм, зарегистрированных на подставных лиц либо на самих же членов группы, безналичные денежные средства в счет оплаты за товар, предоставление услуг. Фактически хозяйственная деятельность указанными фирмами не осуществляется, ни товары, ни услуги контрагентам не предоставляются. В своей отчетности клиенты прикрывают эти мнимые сделки фиктивными договорами и иными финансово-хозяйственными документами. Управление расчетными счетами фиктивных организаций осуществляется участниками группы дистанционно при помощи системы «клиент — банк» каждой из фиктивных организаций, а также данные о заявках, зачислении и списании денежных средств, как правило, интегрированы в единую программную оболочку. Каждому клиенту присваивается уникальный идентификатор, позволяющий отслеживать через указанную программную оболочку в режиме реального времени данные о поступлении от него средств на счета используемых фиктивных фирм и их дальнейшем движении.

После поступления на счета фиктивных фирм денежные средства перераспределяются между указанными организациями для создания видимости небольшого оборота денежных средств по счетам, затем снимаются в наличном виде с обоснова-

нием «для обеспечения хозяйственных нужд» или «для приобретения различных изделий у населения за наличный расчет» и тому подобными в различных объемах.

Полученные наличные денежные средства доставляются участниками группы в специально созданный узел пересчета, где распределяются согласно клиентским заявкам, упаковываются, опломбируются и либо напрямую инкассируются клиентам, либо выдаются клиентам в кассе.

За операции по обналичиванию, перевозке и транзиту денежных средств члены преступной группы получают денежное вознаграждение в виде фиксированного процента комиссии от суммы конкретного платежа.

Даже рассматривая деятельность организаторов незаконного обналичивания денежных средств на примере самого простого, описанного выше механизма, можно сказать, что часть из процессов, происходящих внутри обналичивающей площадки, формально подпадают под определение различных видов банковских операций. А при детальном их изучении можно с абсолютной уверенностью установить, что созданные механизмы по своему сущностному содержанию создают параллельно функционирующие системы финансовых отношений, подменяющие собой кредитные институты, использующие лишь технические возможности последних.

Кроме того, принимая во внимание положение статьи 13 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» о том, что осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном данным законом, и, опираясь на уже высказанные тезисы, можно заключить, что действия лиц, создающие описанные выше механизмы, прямо подпадают под условия диспозиции статьи 172 УК РФ.

Помимо этого, существующие в настоящее время так называемые обналичивающие площадки используют механизмы, которые свидетельствуют о наличии элементов неучтенной частной платежной системы, о которой свидетельствуют следующие признаки:

— сформирована обширная клиентская база, ориентированная на аккумулировании значительного валового оборота денежных средств от различных фирм на расчетные счета (лицевые счета) фиктивных фирм через механизмы взаимного перевода между собой значительных денежных средств с последующим использованием оставшихся в необоснованном распоряжении денежных средств для списания и получения в виде наличных денег посредством чеков, а также дальнейший перевод денежных средств в другие фирмы (индивидуальным предпринимателям (подставным) с назначением платежа — услуги, работы и другое;

— наличие факта недостоверности бухгалтерской, финансовой отчетности формально-легитимных организаций, в которых не нашли отражение

реальные обороты денежных средств и не нашли отражение результаты фактической деятельности названных фирм как организаций, зарегистрированных в налоговых органах в соответствии с Налоговым кодексом РФ и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть осуществление деятельности таких фиктивных фирм не соответствовало требованиям законодательства Российской Федерации по формированию полной и достоверной информации о деятельности организации и о результатах ее хозяйственной деятельности на основе данных бухгалтерского учета, законодательство о котором состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете» и других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которое осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и предоставляет органам право разрабатывать и утверждать, в пределах своей компетенции, правила, обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации, что также вносит дисбаланс в функционирование финансовой и платежной системы России.

В соответствии с пунктом 20 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О национальной платежной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2014) платежной системой признается совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств.

Операторами по переводу денежных средств являются: Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [7], которые осуществляют эту деятельность в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Анализ механизмов незаконного обналичивания денежных средств показывает, что преступники фактически создают собственные платежные системы, использующие в своих процессах кредитные организации лишь как операторов по переводу денежных средств.

Несомненно, наличие элементов неучтенной частной платежной системы не обеспечивает, а подрывает основы устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, выводя из-под финансового и налогового контроля государственных федеральных органов в «теневую экономику» реальные активы в виде значительных оборотов денежных средств, распределенных и сокрытых по счетам фиктивных и подставных фирм, с целью получения дохода, что так или иначе способствует росту инфляции и эмиссии денег,

TPMsvHa молодого vviHoro

причиняя тем самым ущерб государству, поскольку рост инфляционным ожиданиям (росту цен) дают денежные факторы — рост денежной массы и предложения денег, так как одним из инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России является установление ориентиров денежной массы.

Таким образом, помимо юридического содержания, операции, осуществляемые механизмами обналичивающих площадок, относятся к банковским операциям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», они и по своей экономической сути относятся к таковым в соответствии с рядом федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих финансово-экономическую систему страны.

Примечания

1. В результате мероприятий, проведенных правоохранительными и контролирующими органами в июле 2013 года в г Самаре, среднемесячный объем обналичивания денежных средств в Приволжском федеральном округе снизился с 25,1 млрд рублей до 4,1 млрд рублей.

2. Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 5-БЭП.

3. Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 1-ЕГС.

4. Собрание законодательства РФ. 1996. № 6, ст. 492.

5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н // Финансовая газета, 2000. № 46.

6. См., например: Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/98; Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность орга-

низаций» ПБУ 4/99; Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ-3/2000; Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99; Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99; Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02.

7. О национальной платежной системе: федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161 -ФЗ (ред. от 22.10.2014) (ст. 11) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 27, ст. 3872.

Notes

1. As a result of activities undertaken by the law enforcement and regulatory authorities in July 2013 in Samara, the average amount of encashment in the Volga Federal District decreased from 25.1 billion rubles to 4.1 billion rubles.

2. Statistical Form of the FSI «MIAC of the MIA of Russia» № 5-FAEC.

3. Statistical Form of the FSI «MIAC of the MIA of Russia» № 1-UCR.

4. Collection of legislative acts of the RF. 1996. № 6, art. 492.

5. On Approval of the Plan of accounts for financial and economic activities of organizations and instructions for its use: order of the Ministry of Finance dated October 31, 2000 № 94n // Finansovaya gazeta. 2000. № 46.

6. See for e.g.: accounting regulations «Accounting policy of organizations» PBU 1/98; Accounting regulations «Accounting for organizations» PBU 4/99; Accounting regulations «Accounting for assets and liabilities denominated in foreign currency» PBU-3/2000; Accounting regulations «Profit of organizations» PBU 9/99; Accounting regulations «Expenses of organizations» PBU 10/99; Accounting regulations «Accounting for financial Investments» PBU 19/02.

7. On the national payment system: federal law dated 27.06.2011 № 161-FZ (ed. 22.10.2014) (art. 11) // Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 27, art. 3872.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.