Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРАВАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ '

О НЕКОТОРЫХ ПРАВАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ребенок / право ребенка на образование / обязанности родителей / дистанционное обучение / цифровая среда / child / child's right to education / parental responsibilities / distance learning / digital environment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Король Ирина Геннадьевна

В статье анализируется влияние цифровых технологий на образовательный процесс, работу органов записи актов гражданского состояния. Применение в образовательной организации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может стать преградой для получения образования, как для ребенка, так и его родителей в виду отсутствия финансовых возможностей и цифровой грамотности, услуг связи. Присутствие ребенка в цифровом пространстве должно быть контролируемым со стороны родителей, в противном случае родители злоупотребляют родительскими правами, а ребенок постепенно станет рабом виртуальной сети и перестанет различать реальный и цифровой мир. Сделан вывод о том, что возможность подачи, например, электронного заявления о регистрации рождения ребенка, вступлении в брак способствует скорейшей реализации прав заявителя, как родителя ребенка (значит и самого ребенка в частности права на имя), так и права на вступление в брак и приобретение статуса супруга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some rights in the context of digitalization of family legal relations

The article analyzes the impact of digital technologies on the educational process, the work of civil registration authorities. The use of distance learning technologies and e-learning in an educational organization can become an obstacle to education for both a child and his parents due to the lack of financial opportunities and digital literacy, communication services. The child's presence in the digital space must be controlled by the parents, otherwise the parents abuse parental rights, and the child will gradually become a slave to the virtual network and cease to distinguish between the real and digital world. It is concluded that the possibility of submitting, for example, an electronic application for registration of the birth of a child, marriage contributes to the speedy realization of the rights of the applicant, as the parent of the child (hence the child himself, in particular, the right to a name), and the right to marry and acquire the status of a spouse.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРАВАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_325 УДК 347.63

О НЕКОТОРЫХ ПРАВАХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ About some rights in the context of digitalization of family legal relations

КОРОЛЬ Ирина Геннадьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69. E-mail: 2050459@mail.ru;

Korol Irina Gennadyevna,

Candidate of Law, Associate Professor,

Аssociate Professor of civil law Department Russian State University of Justice. 69 Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418, Russia. E-mail: 2050459@mail.ru

Краткая аннотация: в статье анализируется влияние цифровых технологий на образовательный процесс, работу органов записи актов гражданского состояния. Применение в образовательной организации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения может стать преградой для получения образования, как для ребенка, так и его родителей в виду отсутствия финансовых возможностей и цифровой грамотности, услуг связи. Присутствие ребенка в цифровом пространстве должно быть контролируемым со стороны родителей, в противном случае родители злоупотребляют родительскими правами, а ребенок постепенно станет рабом виртуальной сети и перестанет различать реальный и цифровой мир. Сделан вывод о том, что возможность подачи, например, электронного заявления о регистрации рождения ребенка, вступлении в брак способствует скорейшей реализации прав заявителя, как родителя ребенка (значит и самого ребенка в частности права на имя), так и права на вступление в брак и приобретение статуса супруга.

Abstract: the article analyzes the impact of digital technologies on the educational process, the work of civil registration authorities. The use of distance learning technologies and e-learning in an educational organization can become an obstacle to education for both a child and his parents due to the lack of financial opportunities and digital literacy, communication services. The child's presence in the digital space must be controlled by the parents, otherwise the parents abuse parental rights, and the child will gradually become a slave to the virtual network and cease to distinguish between the real and digital world. It is concluded that the possibility of submitting, for example, an electronic application for registration of the birth of a child, marriage contributes to the speedy realization of the rights of the applicant, as the parent of the child (hence the child himself, in particular, the right to a name), and the right to marry and acquire the status of a spouse.

Ключевые слова: ребенок, право ребенка на образование, обязанности родителей, дистанционное обучение, цифровая среда.

Keywords: child, child's right to education, parental responsibilities, distance learning, digital environment.

Для цитирования: Король И.Г. О некоторых правах в условиях цифровизации семейных правоотношений // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 325-327. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_325.

For citation: About some rights in the context of digitalization of family legal relations // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 325-327. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_325.

Статья поступила в редакцию: 30.08.2023

Тотальной цифровизации населения и всех сфер жизни общества мы обязаны эпидемии COVID-19 начавшейся в декабре 2019 года стремительно превратившейся в пандемию мирового масштаба. Быстрое «погружение» человека в бескрайние просторы цифровой среды не должно быть нерегулируемым со стороны государства, в противном случае он рискует утонуть в хаосе цифрового пространства.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации разработали Проект Концепции (далее Концепция) защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве Российской Федерации в целях реализации мероприятий «по повышению цифровой грамотности граждан Российской Федерации и их обучению навыкам информационной безопасности и «цифровой гигиены.» 1.

Особое место в Концепции уделено защите несовершеннолетних в цифровом пространстве: «от противоправного контента в цифровом пространстве; ... от замены традиционных образовательных и воспитательных функций педагога автономными системами искусственного интеллекта; от цифровой зависимости; от причинения вреда их здоровью при использовании цифровых технологий», также в Концепции подчеркнуто «Право родителей, воспитателей, преподавателей регламентировать или ограничивать присутствие несовершеннолетних в цифровом пространстве является важным условием обеспечения защиты прав несовершеннолетних.»2.

Цифровые технологии прочно вошли в медицину, право и судопроизводство, сферу услуг, в т. ч. образовательных. Ковид - пандемия вынужденно поспособствовала реформированию услуг связи для населения. В рамках реализации п. 2 ст. 57 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи»3 малонаселенные пункты в субъектах РФ с населением от ста до пятисот человек должны быть обеспечены доступом к сети Интернет и подвижной радиотелефонной связью. Только сразу возникает вопрос: как быть оставшейся части населения, где в населенных пунктах проживает менее ста человек. Очевидно, ждать следующей пандемии, когда планка Закона упадет ниже ста человек. Ранее, до внесения изменений 4

1 Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека: - Утв. Президентом РФ 28.01.2021 № Пр-133 Консультант плюс (дата обращения: 20.06.2023)

2 гоа1.ги>ир1оаЬз/....Ьосх?1=1639585614 (дата обращения: 20.06.2023).

3 Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О связи» // Российская газета. № 135. 10.07.2003.

4 Федеральный закон от 07.04.2020 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» // Российская газета. № 77. 09.04.2020.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 10(226)

Федеральный закон «О связи» предусматривал обеспеченность Интернетом населенных пунктов с количеством от двух сот пятидесяти до пятисот человек. Наличие интернета для жителей маленьких и очень отдаленных населенных пунктов это не просто «блага цивилизации» это возможность в первую очередь получить образование и не только в пандемию1. Доступ к культурным ценностям, возможность просвещения, получение некоторой медицинской помощи, возможность быть ближе к жизни «больших городов» хотя в условиях цифровой среды. Представляется уместным указать на необходимость изменения п.п. 4, 5 п. 2 ст. 57 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» в смысле понижения количественного ценза населения менее ста человек в населенном пункте РФ с целью обеспеченностью Интернетом. Надо признать, что такие изменения неизбежно повлекут за собой значительные расходы бюджета.

Само по себе наличие интернет - ресурсов еще не решение проблемы, поскольку необходимо специальное техническое оборудование, в ряде случаев могут устанавливаться «особые требования к техническим средствам и программному обеспечению. Учитывая, что участники могут находиться в разной экономической ситуации (наиболее актуален данный аспект для физических лиц), не все лица могут соблюсти установленные технические требования.» [1, С. 108]. Следовательно, пользование интернетом, а значит и всеми услугами, которые можно получить с помощью цифровой среды ставится в прямую зависимость от имущественного ценза. Кроме этого, должна быть элементарная цифровая грамотность, данный аспект неоднократно отмечался в литературе авторами [2,3].

Механизм конституционного права на образование, предусмотренный ст. 43 Конституции РФ 2 раскрывается в п. 1, 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ 3 через право и обязанность родителей «преимущественное право на обучение и воспитание своих детей... право выбора образовательной организации ... обязаны обеспечить получение детьми общего образования.» Праву родителей корреспондирует право, но не обязанность ребенка, предусмотренное п. 2 ст. 54 СК РФ «на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов.». Между тем, обязанности ребенка как обучающегося устанавливает п. 1 ст. 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план. осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками ...».4 Учитывая дееспособность ребенка в целом, не только в рамках семейного права, изучая данный вопрос детально профессор Тарусина Н.Н. справедливо отмечает «семейное законодательство, а равным образом и цивилистическая доктрина находятся не только в противоречии с самими собой, но и в определенном несоответствии по данному вопросу с рядом других отраслей российского права ... Какие-то странные у нас «разноотраслевые» дети.» [4, C. 227]

Сегодня как в школе, так и в организациях реализующих программы высшего профессионального образования учитывая требования п.2 ст. 13 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» могут реализовываться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. В обоих случаях согласно п. 1 ст. 16 указанного закона предполагается взаимодействие обучающегося и педагога, в первом случае посредством передачи информации по линиям связи, а во втором на расстоянии удаленно с применением информационно-телекоммуникационных сетей. В перспективе удаленно можно обучить одного, сто, тысячу или миллион человек, столько, сколько позволит технически электронный ресурс. Построить многоквартирный дом значительно выгоднее, чем муниципальный детский сад или школу, продается значительно дороже. Реализация образовательной программы с помощью дистанционного или электронного обучения в образовательной организации проблема и забота этой организации. Возникает риторический вопрос: как быть в случае с обучающимся. Не каждый совершеннолетний обучающийся трудоустроен, что говорить о ребенке. Конечно, ответ найдется в СК РФ родители законные представители своего ребенка они обязаны его содержать и обязаны дать ему основное общее образование. Не буду повторяться, об этом уже сказано выше, на пути обучения и получения образования в конечном итоге преградой встает имущественный ценз, родитель финансово не может обеспечить своего ребенка.

Между тем, право на образование «создает предпосылку для развития как отдельной личности (личности ребенка), так и всего общества. ... Реализация этого права предоставляет человеку контроль над своей жизнью, возможности, позволяющие пользоваться преимуществами других прав.» [5, С. 57] с таким утверждением трудно не согласиться. Образование дает знания, умения и навыки. Профессиональное образование наделяет человека соответствующими профессиональными знаниями, умениями и навыками со временем позволяет приобрести опыт.

Сегодня дети поколения Альфа почти не читают учебники, вопросы они задают «Алисе» вместо учителя, у них электронный дневник, электронный журнал, электронная доска, домашнее задание в электронном виде и т.д. Их близкий друг смартфон с интернетом. Они разучились общаться.

Рожденные после 2020-го дети поколения W, «двойной ты», «малыши пандемии», потому что родились в эпоху ковида с его ограничениями и странностями коммуникации, с самого нежного возраста они будут жить в двух мирах — физическом и цифровом, не видя между ними существенной разницы и легко переходя из одного воплощения в другое. 5 Такие дети с легкостью воспримут дистанционное и электронное обучение, электронные книги и электронные библиотеки, поскольку они сами уже часть этого цифрового пространства.

Обязательное наличие электронной библиотеки учебников, учебных, методических пособий наряду с печатными изданиями предусмотрено статьей 18 ФЗ «Об образовании в РФ» для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, с подачи

1 В ноябре 2020 года СМИ рассказали новость о студенте из Омской области который, дистанционные занятия в Институте посещал сидя на березе, потому что в его деревне всего 39 домов и нет интернета: URL: https://www.kp.ru/daily/21712087/4322787/?ysclid=lj4l2fdmqx106768668 (дата обращения: 20.06.2023)

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020 г.) http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

3 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023 г.) // Российская газета. № 17. 27.01.1996.

4 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.

5 https://www.kp.ru/daily/27491/4750495/?ysclid=llu2lvfxxn875114344 (дата обращения: 28.08.2023)

законодателя мы педагоги и родители стимулируем и подталкиваем детей в эту самую цифровую среду, делаем их рабами виртуальной сети. Родители и воспитатели злоупотребляют своим правом тем, что должным образом не контролируют и не ограничивают присутствие детей в цифровом пространстве.

Нельзя отрицать очевидное, «использование цифровых технологий .должно быть безопасным для ребенка» [3, С. 62]. Повсеместное внедрение цифровизации создает определенные риски и угрозы, в частности: неправомерное использование персональных данных, их разглашение, тиражирование непроверенной информации и др. [3, С. 135].

Цифровые технологии активно используются в работе органов ЗАГС. Юридически значимые действия гражданина, определяющие его семейно- правовой статус посредством акта гражданского состояния подлежат государственной регистрации совершаемой органами записи актов гражданского состояния в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) на основании ст. 13.1 ФЗ «Об актах гражданского состояния» 1 в электронной форме.

Заявление о рождении ребенка, заявление о заключении брака согласно п.1 ст. 16, 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния» могут быть сделаны в письменной форме через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, либо направлено в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Заявители (во втором случае оба) в обязательном порядке подписывают заявление простой электронной подписью. Представляется, что возможность подачи электронного заявления способствует скорейшей реализации прав заявителя, как родителя ребенка (значит и самого ребенка в частности права на имя), так и права на вступление в брак, причем в ЗАГСе любого города на территории РФ и приобретение статуса супруга. Федеральный закон предоставляет право подать заявление в подобном виде и на расторжение брака, установление отцовства и др. Причем не исключено личное обращение в органы ЗАГСа.

Цифровой ЕГР ЗАГС несомненно отвечает интересам и работников и заявителей по сравнению с бумажными носителями. Упрощает процедуру подачи заявления, ускоряет процесс обмена информацией между органами ЗАГС на территории РФ, меньше времени тратится на получение сведений о гражданине, выдачу повторных свидетельств, справок и др. К сожалению, цифровой реестр имеет негативный аспект: «перенос всех личных и семейных данных в Сеть нарушает права на личную и семейную тайну и не гарантирует защиту от потери данных при мошеннических или хакерских атаках» [6, С. 34] .

Цифровые технологии хотим мы этого или нет, прочно входят в нашу жизнь, пандемия явилась лишь катализатором процесса. Цифровая трансформация семейных правоотношений только начинается и, несмотря на имеющиеся недостатки цифровой неграмотности населения страны в целом и имущественное расслоение граждан, будущее на стороне цифровых технологий. Принимая во внимание риски, которые в себе несет цифровизация для семейных правоотношений, в первую очередь отсутствие личного общения не утратятся традиционные семейные ценности: брак, семья, рождение и воспитание детей, забота о нетрудоспособных родителях и др. превратившись в архаизм. Эффективность реализации прав граждан в семейных отношениях будет зависеть от государственной национальной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровой среде.

Библиография:

1. Карелина М. М., Бузова Н. В. Пандемия как драйвер совершенствования законодательства и правоприменения в цифровой среде // Правосудие/Justice. 2021. Т. 3. № 4. С. 94-115.

2. Конева Е.В., Тарусина Н.Н. Дистанционное обучение: между правомерностью и вредоносностью (уроки пандемии) // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2022. Т. 16. № 4(62). С. 634-641.

3. Рыболовлева Н.С. Цифровизация общественных отношений: риски и угрозы // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 133135.

4. Тарусина Н.Н. О некоторых невероятных приключениях «неуловимой» конструкции обязанности // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2021. Т. 15. 2 (56). С. 220-231.

5. Ульянова М.В. Право ребенка на образование и право родителя на выбор образовательной организации в период цифровизации среды // Современный юрист. 2022. № 2 (39). С. 55-66.

6. Савенко О.Е. Трансформация брачно-семейных отношений в условиях сетевого общества // Lex russica (Русский закон). 2019. (7). 29-35.

References:

1. Karelina M. M., Buzova N. V. Pandemic as a driver of improving legislation and law enforcement in the digital environment // Pravosudie/Justice. 2021. Vol. 3. No. 4.

pp. 94-115.

2. Koneva E.V., Tarusina N.N. Distance learning: between legality and harmfulness (lessons of the pandemic) // Bulletin of Yaroslavl State University named after P.G. Demidov. Humanities series. 2022. Vol. 16. No. 4(62). pp. 634-641.

3. Rybolovleva N.S. Digitalization of public relations: risks and threats // Law and the State: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 133-135.

4. Tarusina N.N. About some incredible adventures of the "elusive" design. // Bulletin of the Yaroslavl State University named after P.G. Demidov. Humanities series. 2021. Vol. 15. 2 (56). pp. 220-231.

5. Ulyanova M.V. The child's right to education and the parent's right to choose an educational organization during the digitalization of the environment // Co-temporary lawyer. 2022. No. 2 (39). pp. 55-66.

6. Savenko O.E. Transformation of marital and family relations in the conditions of a network society // Lex russica (Russian Law). 2019. (7). 29-35.

1 Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-Ф3 (ред. от 24.07.2023) «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. № 224. 20.11.1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.