Научная статья на тему 'О некоторых практиках рецепции в конституционном (государственном) праве'

О некоторых практиках рецепции в конституционном (государственном) праве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых практиках рецепции в конституционном (государственном) праве»

контроль над финансами и экономикой включились чиновники, директорский корпус, криминальные элементы. Коррупция достигла неслыханных масштабов. Рост теневой экономики создает дополнительные возможности для подкупа чиновников и разгула преступности. Агрессивность, вседозволенность, жестокость как черты поведения переносятся из преступной среды в повседневный быт людей. Отсюда следует, что, не подавив преступность, особенно в ее наиболее социально опасных проявлениях, мы не создадим благоприятную общественную среду, где имущество, жизнь и свободы людей достаточно защищены, а экономическая, гражданская и политическая активность — востребованы.

Власть должна быть эффективной и экономной для общества. Поэтому следует отказаться от непомерно раздутых отраслевых «пирамид», параллелизма в работе структур власти и практиковать оперативные методы управления, где на первое место выходит аналитическая работа.

Дудко А.И.,

аспирант Мордовского государственного университета

им. Н.П. Огарева

О НЕКОТОРЫХ ПРАКТИКАХ РЕЦЕПЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ (ГОСУДАРСТВЕННОМ) ПРАВЕ

Современный мир меняется с удивительной быстротой. Взаимопроникновение культур, взаимосвязь экономик, сближение правовых систем являются следствием стремительно набирающей обороты глобализации. Не является исключением и конституционное (государственное) право национальных государств.

Естественно, что процесс заимствования конституционных идей и формул не является новеллой. В данной статье мы не будем рассматривать процесс рецепции, происходивший с правовыми системами в целом, ограничимся областью конституций.

Базовые элементы современного конституционного устройства берут начало в ожесточенной борьбе за то, чтобы сделать правителей ответственными и добиться заключения соглашений, недвусмысленно ограничивающих их власть.

Получив развитие в Западной Европе в качестве реакции на абсолютизм, идея конституции была перемещена в британские колонии в Северной Америке, где она и нашла свое практическое воплощение.

На фоне предыдущего исторического развития Конституция США 1787 года была событием революционного масштаба. Она стала первой писаной национальной конституцией, принятой с целью создания новой системы государственного управления с белого листа путем заключения формального соглашения между равноправными политическими игроками1. Затем идеи конституционализма вернулись в Европу. Англия восприняла концепцию ограниченной власти и прав человека, однако, после того как в конце XVIII века утвердилось верховенство парламента, принцип разделения властей и идея писаной конституции были в Англии отвергнуты.

В конце XVIII века Америка не была единственной страной, сделавшей ставку на принятие писаной конституции для максимального облегчения перехода от одной формы правления к другой. Польская Конституция 1791 года и французская Конституция 1791 года были попытками обеспечить контролируемую политическую трансформацию вместо насильственной смены режимов. В обоих случаях эти либеральные эксперименты не удались, но не по вине конституций как таковых. В первом случае в ход истории вмешались внешние обстоятельства, во втором — сопротивление монархии.

На протяжении всего XIX века в большинстве случаев конституционные изменения в Западной и Восточной Европе происходили в результате стремления новых классов, вдохновленных идеями Просвещения или прибылью от индустриализации, заставить монархов разделить с ними свою власть. Вместе со всей Европой в XIX веке «конституционной лихорадкой» была охвачена и Россия. В 1825 году декабристы первыми выступили с требованием принять конституцию. В одном из их конституционных проектов говорилось: « опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества... невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. Все народы Европейские достигают законов и свобод. Более всех их народ Русской заслуживает и то, и другое»2.

Возможно, один из наиболее важных конституционных документов с точки зрения насыщенности правовых идей принял парламент Франкфурта в 1848 году3. Характер Конституции был определен, прежде всего, включением в нее Декларации о правах человека. Благодаря этому она далеко опередила свое время в установлении правил взаимодействия между гражданином и

1 Конституции зарубежных государств / сост. проф. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. 452 с.

2 Проект Никиты Муравьева, http://www.a-pesni.golosa.info/zona/dekabr/konst.htm.

3 Баев В.Г. Германский конституционализм 1848 года // История государства и права. 2005. № 4. С. 39-42.

государством, которые получили свое развитие только во второй половине XX века.

Значительные изменения произошли в XX столетии. Если XIX век лишь познакомился и начал заигрывать с конституционализмом, отвергнув его наиболее радикальные элементы, то век XX встретил их с распростертыми объятиями, при этом он на практике допустил самые губительные конституционные эксперименты.

Конституция Австрийской Республики, разработанная в период с 1920 по 1930 год, известна тем, что впервые ввела институт конституционного суда — детище правоведа Ганса Кельзена1. В юрисдикцию австрийского Конституционного суда (в отличие от Верховных судов) передавались вопросы, связанные с толкованием конституционного права, верховным арбитром которого он становился. Первоначально работа Конституционного суда Австрии не отличалась энергичностью, так как основной закон страны не подвел под его деятельность необходимую правовую базу, необходимую для активного законотворчества. Несмотря на это, модель австрийского Конституционного суда не раз использовалась в XX веке при написании конституций других государств.

В России либеральное правительство, образованное после Февральской революции 1917 года, избрало хорошо известный в практике европейского конституционализма путь: созыв Учредительного собрания для выработки новой конституции. Однако события разворачивались по иному сценарию. Хотя Временное правительство было сметено Октябрьской революцией, выборы делегатов Учредительного собрания прошли в намеченный им срок. Первое и единственное его заседание состоялось в начале 1918 года, после которого собрание попросту разогнали. В том же году комитет, в состав которого входили такие известные личности, как Яков Свердлов, секретарь ЦК большевистской партии, Николай Бухарин, видный деятель партии и один из лидеров ее левого крыла, и Иосиф Сталин, в то время народный комиссар по делам национальностей, подготовили текст первой Конституции РСФСР2. Владимир Ленин написал вошедшую в Конституцию «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», название которой намеренно контрастировало с Декларацией прав человека и гражданина, принятой в начальный период Французской революции. Отличительной особенностью российской Конституции было то, что она отвергала концепцию разделения властей. Вместо этого говорилось об обеспечении «всей полноты власти за трудящимися массами» (п. «ж» ст. 3),

1 Кельзен Г. Судебная гарантия конституции (конституционная юстиция). Ч. 1 // Право и политика. М.: Nota Bene, 2006, № 8. С. 5-14.

2 Ронин С.Л. Возникновение и развитие конституционных основ советского многонационального государства. // Вопросы советского государства и права. Изд. АН СССР, М., 1957. С. 172-173.

что «эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти» (ст. 7) и что новое государство «лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции» (ст. 23). В этой первой Конституции РСФСР, за которой последовали другие, заключались принципы, которые на протяжении всего существования СССР оставались ключевыми для советского конституционного устроения1.

В отличие от центробежных сил, вырвавшихся на свободу в результате Первой мировой войны, конституционные изменения после Второй мировой войны все больше строились по единому образцу.

После Второй мировой войны наиболее существенные изменения произошли в первую очередь в Германии. Конституционная ассамблея повергнутой и разделенной страны собралась под присмотром западных оккупационных держав в Бонне для выработки новой Конституции2. Так появилась действующая и по сей день Конституция Германии, официально именуемая Основной закон, призванная создать такую новую структуру власти, которая не допустила бы возвращения в страну недавно свергнутого «режима ужаса». Это было также попыткой предложить альтернативную модель, противопоставляемую модели, которая была применена в недавно созданной Восточной Германии и выстроена по иному политическому (и конституционному) шаблону. По настоянию оккупационных союзнических держав, западногерманский Основной закон брал на вооружение идею федерализма, которая становилась значимой и неотъемлемой чертой нового государственного устройства. Власть распределялась среди нескольких политических институтов, что делало маловероятным возможность возрождения германских имперских амбиций без появления внутренних сил сопротивления этой тенденции. Возможно, самым важным было создание Федерального конституционного суда, отлитого по австрийской модели, но с большими полномочиями. Новый суд смог выступить в роли «стража конституции» благодаря своей широкой юрисдикции и тому, что его роль была детально прописана в конституции. Правовая деятельность западногерманского Федерального конституционного суда стала образцом для подражания во всем мире, не уступая, а затем и превзойдя по влиянию Верховный суд США в сфере развития юриспруденции в странах молодой демократии3.

Также, в результате поражения во Второй мировой войне, значительные изменения претерпела Конституция Японии. Фактически новая конституция

1 Равин С.М. Конституционные принципы Советского государства: К 40-летию Конституции РСФСР 1918 г. // Правоведение. 1958. № 2. С. 26-36.

2 Государственное право Германии. 1994 / Изд. Й. Изензее, П. Кирххоф. Т. 1. М.: РАН.

3 Кряжков В.А. Конституционные суды земель Германии // Государство и право. 1995. № 5. С. 122.

создавалась под пристальным вниманием американского руководства. После войны японское правительство подчинялось генералу Дугласу Макартуру, Верховному главнокомандующему войсками союзных держав. В начале оккупации японское правительство придерживалось того мнения, что, несмотря на капитуляцию, фундаментальная форма государственного устройства, кокутай, по-прежнему оставалась неизменной, и не было необходимости изменять действовавшую на тот момент Конституцию Японской империи от 1889 года, известную под названием Конституции Мей-дзи. Представители Генерального штаба Верховного главнокомандующего разработали собственный вариант проекта конституции и убедили японское правительство пересмотреть Конституцию Мей-дзи с учетом и на основе этого документа. Проект Генерального штаба был разработан в течение двух недель в основном сотрудниками отделения по взаимодействию с правительственными органами и направлен представителям японского правительства 13 февраля 1946 года1. Заимствования, произошедшие в Японии, носили более глубокий характер, чем в европейских странах. Помимо включения в состав конституции новых институтов, были заимствованы некоторые западноевропейские доктрины. В частности, в двух конкретных сферах конституционного права: первая сфера — это политический процесс (заимствованные из опыта Франции), а вторая — это сфера конституционных прав.

В 70-е годы XX века падение тоталитарных правительств и военных диктатур в Испании, Португалии и Греции привело к появлению в этих странах новых конституций, конституционных судов и повсеместному распространению принципов либерального конституционализма. Эти события ускорили движение в сторону общеевропейской конституциональной модели, опирающейся на идеи разделения властей, сильного парламента и сильного правительства, эффективного контроля за качеством законодательства и институционального закрепления прав человека.

Последующий «всплеск» конституционной активности отмечен в период распада социалистического лагеря и образования на территории бывшего СССР новых государств.

В 1989 году бывшие коммунистические страны, которые только встали на путь перехода к конституционной демократии, очень хорошо представляли себе, что ожидают от них в сфере конституционной реформы Совет Европы и Европейское Сообщество2.

1 Хасебе Я. Конституционные заимствования и политическая теория // Сравнительное конституционное обозрение. 2003. № 4 (53). С. 81-92.

2 Шепелли К.Л. Конституционализм заимствования и отвержения: изучение кроссконститу-ционного влияния с помощью негативных моделей // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 3 (52). С. 77-93.

В Конституции РФ 1993 года содержится немалое количество заимствований из европейских и североамериканской конституций. Несколько иллюстраций. В главе, касающейся президентской власти, очевидно французское и американское влияние; отсутствуют, однако, сдержки, обеспечиваемые принципом «сожительства» во Франции и исключительной прерогативой законодательной деятельности за Конгрессом США. С другой стороны, американская Конституция была источником ряда норм, связанных с процедурой отрешения Президента от должности и механизма внесения поправок в Конституцию.

Развитие конституционализма, конечно, не заканчивается с разработкой и принятием новой конституции. За пределами текста новой конституции в качестве первой фазы ее исполнения начинается процесс издания дюжины нормативных актов, реализующих конституционные положения законов и кодексов. Мысль, направленная в будущее, касается ограничений на любое заимствование, даже максимально успешное. Конституции предусматривают не только учреждение наилучших механизмов и институтов. Конституции также предполагают легитимность, гражданство и индивидуальность. А это не может быть позаимствовано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.