Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СТРУКТУРЫ ЖИТИЙ СВЯТЫХ В СОСТАВЕ "КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА"'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СТРУКТУРЫ ЖИТИЙ СВЯТЫХ В СОСТАВЕ "КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
166
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СТРУКТУРЫ ЖИТИЙ СВЯТЫХ В СОСТАВЕ "КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА"»

М.Е. Башлыкова

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СТРУКТУРЫ ЖИТИЙ СВЯТЫХ В СОСТАВЕ «КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА»

Как отмечалось многими исследователями древнерусской литературы, жития в составе патериков — так называемые материковые жития — обладают рядом особенностей в литературном построении. К ним в первую очередь относятся подробное повествование о жизни преподобного, начиная с момента его прихода в монастырь (за редкими исключениями, когда предшествующая жизнь подвижника рассматривается как подготовительный этап иночества) и концентрация внимания на тех моментах жизни святого, которые способствовали его духовному возрастанию.

В текстах житий, входящих в состав «Киево-Печерского патерика», прослеживаются определенные закономершкти в изображении разных этапов в жизни святых как в сюжетном отношении, так и в отношении литературных средств.

В XIX веке многие исследователи считали, что однотипные характеристики иноческих добродетелей и основных »танов в жизни святых, часто встречающиеся в агиографической литературе, лишь затемняют историческую информацию, содержащуюся в текстах. Однако в XX веке неоднократно отмечалась их принадлежность жанровому канону и необходимость его изученияЛ. А. Ольшевская, в настоящее время являющаяся одним из ведущих исследователей Киево-Печерского патерика, замечает: «Жития, в том числе и патериковые, строи лись как цепь эпизодов из жизни святого, каждый из которых обычно имел сюжетную завершенность и самостоятельность»'.

Подробное исследование структуры жнгий «Киево-Печерского патерика» может способствовать изучению развития агиографического жанра древнерусской литературы, его оригинальных особенностей, а также черт, унаследованных от византийской литературы.

Основными сюжетными моментами в житиях «Патерика» являются следующие: призвание к иночеству и приход в мо-

пастырь, просьба о пострнжении н само пострижение, подвиги новоначального инока, достижение им духовной зрелости, прохождение через искушения, получение дара чудотвореиий и совершение чудес, приготовление к кончине, смерть и погребение подвижника. Существуют и другие мотивы и сюжетные линии: проповеди, поучения, обращенные к братии и мирянам, и др. При рассмотрении данных элементов текста житий обнаруживается несомненное сходство, которое позволяет говорить о существовании устойчивых сюжетных, а в некоторых случаях и речевых формул. При этом краткие речевые формулы часто содержат скрытые цитаты из Священного Писания, в других случаях приводятся прямые библейские цитаты и их истолкования.

Изображение н «Киево-Печерском патерике» прихода в монастырь и пострижения характеризуется наличием устойчивой литературной схемы.

Основными элементами повествования являются следующие: особая избранность в дегстве или юности (не всегда), наличие в душе страха Божия (как «начала премудрости»)' или любви к Богу, избрание монашеской жизни в результате особого услышания евангельского чтении в церкви и соотнесения его со своей жизнью или же в результате размышлений над текстом Священного Писания; раздача имения перед вступлением на избранный путь. Иногда призвание в монастырь истолковывается в контексте последующей подвижнической жизни святого, его происхождения или значения его имени. Важными элементами являются и само выражение желания стать иноком, просьба пришедшего в монастырь о пострижении, первоначальный отказ духовного наставника, его предостережение и последующее согласие, наставление и пострижение.

Приемы разработки всех этих сюжетных элементов исходят из произведений ранней византийской агиографии, к тому времени уже известных на Руси. Сходство с ними иногда очевидно, иногда почти незаметно, и тем не менее, проблема выявления случаев влияния византийских текстов на древнерусские представляется одной из наиболее важных при исследовании отечественной агиографии. В разное время данной проблемой занимались А.А.Шахматов'', Д.И.Абрамович5, Л. А. Ольшевская \ однако проблема формирования в древнерусской агиографии сюжетных и речевых формул ими не затрагивалась.

Среди самых важных в данном контексте вигиитийских образцов, рано переведенных на славянский язык, следует ВЫДе-

^М»

лить «Скитский патерик»7, «Лавсаик»", «Житие св. Антония Великого»9, «Житие св. Саввы Освященного»10и «Римский патерик»".

Текст последней редакции «Киево-Печерского патерика», представленный в его первом печатном издании на церковнославянском языке 1661 года, является отправным пунктом данного рассмотрения, поскольку именно в этой редакции завершается процесс развития текста и, таким образом, — жанрового канона произведения. Случаи расхождения этой Печатной редакции с более ранними (Основной, АрсеньевскоЙ, 2-й Кассиановскон) отмечаются особо.

В «Киево-Печерском патерике» редакции 1661-го года нередко упоминается о желании человека стать иноком как присущем с детства или юности. Мотивировка при этом может быть различной; так, о при. Антонии говорится, что он «из млада же име страх Божий и желаше в иноческий облещися образ»12 (л. 4), о при. Исайе Чудотворце: «От юны же версты Христа возлюбив н мирская сладострастия оставив, принде в монастырь Печерский...» (л. 139 об.). В «Житии прп. Нестора» в данной ситуации подчеркивается юность преподобного: «...прниде к ним, желая святаго ангел(ь)скаго иноческаго образа, имый точию седм(ь)надесят(ь) лет от рождения своего» (л. 274 об.)':\

Самое близкое к приведенным выше повествование находится в -Римском патерике» — в рассказе о св. Гонорате: «С отроческих лет любовь к воздержанию возжгла в нем любовь и к отечеству небесному»14, подобным образом гам рассказывается и о св. Венедикте,г\ Обращает на себя внимание и повествование «Лавсаика» о св. Евлогии: «...подвигнутыйлюбовию к Богу и возжелав бессмертия, он отрекся от шума мирского...»

Та же мотивация избрания иноческой жизни присутствует в изображениях в «Киево-Печерском патерике» прихода в монастырь взрослого человека. Так, мотив «любви Божией» в «Житии прп. Антония» звучит в сочетании с важнейшим, сквозным для всей агиографической литературы мотивом подражания жизни подвижников, который представлен в рассматриваемом случае в контексте усиления желания стать иноком: «И паче любовию Христовою разжегся, желая тех отец житию поревновати...» (л. 4).

Мотив «страха Божия» как «начала премудрости»17 присутствует в «Житии прп. Спиридона Просфорника»: он приходит в монастырь, «...страх Божий, иже есть начало премудрости, в сердце своем имый...» (л. 230).

Более психологически разработанным является изображение призвания в монастырь евангельским речением. Содержание его состоит в том, что человек в определенный момент своей жизни по-особому слышит и понимает евангельский текст, воспринимает его как относящийся лично к нему и отвечает на него, совершая определенный поступок, в данном случае — уходя из мира в монастырь.

Первый подобный случай мы находим в «Житии прп. Феодосия Печерского». Цитируемые фрагменты евангельского текста наилучшим образом характеризуют непростую ситуацию, в которой находился юноша Феодосий, мучимый противоречием между жалостью к матери и стремлением к аскетической духовной жизни: «...слыша в Евангелии Господа глаго-люща: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин. И паки: Мати Моя и братия Мои сии суть, слышащий Слово Божие и творящие е. К сим же и сие: Приидете ко Мне вси труждающиеся и обремененный и Аз покою вы. Возмете иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток Есм(ь) и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Сими убо слове-сы разжегся Богодухновенный Феодосий, и горя рвением Б(о) жиим, мысляше по вся дни и на всяк час, како и где бы воз-могл утаитися матере своея и пострыщися в святый иноческий образ...» (л. 48 об.; Мф. 10:37, Лк. 8:21, Мф. 11:28-29). По выражению В.Н.Топорова, прп. Феодосий нашел в этих словах «дли ответа на свою личную жизненную ситуацию» Эти слова исследователя в первую очередь относятся к более ранним редакциям «Киево-Печерского патерика», например Арсеньев-ской, где присутствуют только два евангельских фрагмента19.

С такой же трактовкой ситуации мы встречаемся и в «Житии прп. Варлаама», сына приближенного к князю боярина: «Устраши бо его слово Господне, между иными глаголанное ими: Яко удобее есть велбуду сквозе иглиио ухо проити, неже богату в Царствие Божие вяитн» (л. 132; Мф. 19:24).

Подобный же момент особого «слышания», вызывающего •делание», встречается и в Житии прп. Феодора: «Блаженный Феодор имеяше в житии мирском имение много. Слыша же во Евангелии Господа рекша: Всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик. И семусловеси послед ова...» (л. 213 об.; Лк. 14:33).

В древних памятниках встречается несколько похожих ситуаций, которые, по-видимому, следует считать смысловыми прообразами рассматриваемых текстов. Во-первых, это текст

«Жития св. Антония Великого» (оно является одним из самых близких к «Житию при. Феодосия Печерского» агиографических произведений). О призвании святого здесь говорится так: «...входит он в храм; в чтенном тогда Евангелии слышит он слова Господа к богатому: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь пищим, и гряди в след Мене, и имети имаши сокровище на небеси (Матф. 19:21). Антоний, приняв это за напоминание свыше, так, как бы для него собственно было это чтение, выходит немедленно из храма, и что имел во владении от предков... дарит жителям своей веси ., а все прочее движимое имущество продает, и собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив несколько для сестры. ...Но как скоро, вошедши опять в храм, услышал, что Господь говорит в Евангелии; не пецытеся на утрий (Матф. 6:34); ни па ми-нугу не остается в храме, идет вон и остальное отдает людям недостаточным; сестру, поручив известным ему и верным девственницам, отдает на воспитание в их обитель, а сам перед домом своим начинает наконец упражняться в подвижничестве, внимая себе и пребывая в терпении»2".

Примечательно, что здесь присутствует более подробное рассмотрение тот момента, когда св. Антоний относит услышанный евангельский текст к себе: «.. приняв это за напоминание свыше, так, как бы для fiero собственно было это чтение...»11.

Непосредственную связь с призванием обнаруживает часто присутствующее упоминание о раздаче имения нищим перед уходом в монастырь. Будучи представлено в «Житии св. Антония Великого» как фрагмент евангельского текста, изменивший всю его жизнь, оно становится устойчивым элементом житий святых в «Киево-Печерском патерике». Во многих случаях, когда речь идет о вступлении на путь иночества как всецелого следования за Христом, приводятся слова Иисуса, обращенные к богатому юноше, содержащие требование* раздать свое имение и следовать за Ним: «...Иди, все, что имеешь, продай и отдан нищим, и будешь иметь сокровище на небе: и приходи, следуй за Мною»*2.

Из древних памятников мотив раздачи имения присутствует также в «Лавсанке». в повествовании о св. Кило гни и увечном'-'*

В «Киево-Печерском патерике» он прослеживается в житиях iiptlii. Кразма, Евстратия, Исаакия, причем в последнем случае - в самом кратком варианте: « Гаже помысливъ быти

ннокъ, раздаде все имение свое требующимъ и монасгырсмъ; н ирииде к преподобному Антонию...» (Исаакий, л. 149).

Еще одним способом изображения призвания к монашеской жизни в «Киево-Печерском патерике» является обратное истолкование иночества, зависящее от обстоятельств жизни в момент призвания или последующего подвига святого.

После рассказа о пострижении в иночество прпп. Варлаа-ма и Ефрема, первый из которых был сыном княжеского дружинника и сам, вероятно, служил князю, а второй был княжеским евнухом, пользовавшимся его безграничным доверием в управлении, в «Киево-Печерском патерике» описывается разговор разгневанного князя с прп. Никоном, осуществившим пострижение. Этот разговор построен на противопоставлении служения Небесному Владыке служению князю — владыке земному, первое из которых признается несравненно более важным24.

В, изображении пострижения в монашество прп. Алимння. который был до этого учеником греческих мастеров — иконописцев, работавших в Печерском монастыре, используются мотивы эстетики аскетизма. Так, в связи с ситуацией пострижения здесь говорится об украшении добродетелями: «Скончавшим убо дело свое иконописцем, и украсившим образы написанными святую церковь, украшен бысть Алимиий д«>6род<-гел(ь)ным образом святаго ангел(ь)скаго иноческаго чина от преподобнаго игумена Никона»® (л. 161 об.). Однако это уже более ноэднее явление, поскольку в Основной, а также во 2-й Клссиановской редакции о пострижении святого говорится кратко, с указанием, при каком игумене это произошло*'.

Однако классический вид мотив украшения имеет в контексте описания добродетелей подвижника, а не его пострижения, например в «Житии прп. Феодосия», где о святом говорится, что он был «измлада житиемъ чистым и равноангельны-ми делы украшен» {л. 43 об.).

Приход прп. Агапита в Печерскнй монастырь изображается с помощью определения иночества как душевного исцеления, несомненно, зависящего от дара исцелений, который получил впоследствии святой. Мотив подражания наставнику находит свое выражение здесь в указании на момент прихода в монастырь — во время подвижнической жизни там прп. Антония — и оказывается логически связан с описываемым п дальнейшем даром исцеления: «Егда прославлен бысть преподобный отец наш Антоний Печерский исцеления даровани-

ем, прииде к нему от Киева в Пещеру блаженный сей Агапит, желая душевнаго исцеления чрез пострыжение в святый иноческий чин, еже и получи» (л. 168 об.). Однако мотив подражания здесь звучит гораздо слабее, чем в Основной редакции, где о пострижении упоминается очень кратко, а центральным является мотив подражания наставнику - прп. Антонию и «са-мовидчества» его подвигов27.

Мотив подражания играет важную роль и в тексте поздней Печатной редакции, так, например, в «Житии прп. Никона» говорится о многих людях, приходивших в пещеру к подвижникам, «равноангельному техъ житию хотяще быти сообразны» {л. 126 об.). Текст Арсеньевской редакции в этом случае дает более нейтральный, хотя также устойчивый (в описаниях общения подвижников с мирянами) вариант: «многим?» приходящимъ в пещеру благословенья ради»**.

Приход в монаст ырь прп. Григория Чудотворца трактуется как избрание его Богом для совершения чудотворений, по примеру прпп. Антония и Феодосия: «Дивен Бог, егда гюка-зася в святых Своих, Антонии и Феодосии Печерских, сияющих различными чудесы. В то же время и Григория преподоб-наго на чудотворение избра, и в Лавру Свою святую туюжде прнзва» (л. 173 об.). Краткая цитата из Священного Писания присутствует здесь в скрытом видеда. Ничего подобного нет в Основной редакции, где говорится только о приходе святого в монастырь, к прп. Феодосию, от которого он «научен бысть житию чрнеческому: нестяжанню, и смерению, и послушанию» "'.

Житие прп. Евстратия, претерпевшего мученическую смерть на кресте, строится на образе Христова воина, который, в свою очередь, зависит от значения его имени (греч.: «хороший воин»). Этот прием совершенно отсутствует в Основной редакции4', где святой именутся «некто... из Кыева»м. Для развития образа используются скрытая частичная цитата из 2-го Послания к Тимофею и аллюзия на фрагмент Послания к Ефесянам св. апостола Павла, в своем первоначальном кон-тексге также связанный с воинской темой: прп. Евсгратий становится иноком, «Вожделев же облещися во оружия Божия;1:\ яже содержит иноческий образ, и ведый, яко никтоже воин бывая, обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет3*...» (л. 234).

Несмотря на то что подобное образное истолкование имени является позднейшим в Киево-Печерском патерике, ему можно найти аналогии и в ранней византийской агиографииЛ5.

В патернковых житиях иноки часто называются «воинами Христовыми»; этот образ имеет обширные корни в византийской агиографии, а в «Киево-Печерском патерике» особое звучание он приобретает в «Житиях затворников».

Просьба о пострижении, обращенная к игумену, обычно бывает выражена кратко («и моли старца»), но иногда содержит развернутое исповедание желания стать монахом. В «Житии прп. Антония» мы встречаем образец краткого описания данной ситуации: «...ирииде в един от сущих тамо монастырей, и моли игумена, да возложит нань ангел(ь)ский образ нно-ческаго чина...» (л. 4). В просьбе прп. Антония содержится образное определение иночества как «ангельского чина», которое (в разных вариантах) часто употребляется в «Патерике», в том числе в ситуации прихода в монастырь.

Этот образ присутствует и в «Римском патерике», в рассказе «О девице-инокине, словом освободившей человека от злого духа»лг\

В житиях прпп. Феодосия, Варлаама, Исаакия, Пимена (его «моление» обращено к родителям) просьба о пострижении представлена в классическом кратком виде, свойственном и Основной редакции.

В просьбе о пострижении в «Патерике» несколько раз встречается фраза «аще Богу угодно» (вариант: «Богу изволив-шу»), - в житиях при. Варлаама^7, при. Моисея .Угрина™. Эта фраза употребляется также в рассказе о матери прп. Феодосия, которая в результате многочисленных бесед с сыном сама приняла решение уйти в монашество: «...маги его рече: "се чадо, вся глаголанная ми тобою сотворю и ктому не возвращюся въ градъ свой, но (тако Богу благоволящу), иду в монастырь женский, и в нем посгрыгшися, пребуду прочая дни моя"» (л. 52). (В приведенном выше фрагменте следует отметить также наличие фразы, которая служит в «Киево-Печерском патерике» для выражения идеала взаимоотношений между духовным наставником и учеником: «вся глаголанная ми тобою сотворю».) IIз перечисленных выше случаев употребления вариантов фразы «аще Богу угодно» два имеют аналогию в текстах ранних редакций*9, один (в «Житии прп. Моисея Угрина») представляет собой позднейшее добавление.

В контексте просьбы о посгрнжении в «Киево-Печерском патерике» появляется еще одно определение иночества — «работа Господу»- Оно встречается в «Житии прп. Агапита» — в повествовании о враче — «Арменине»*". в житиях прп. Моисея"

и прп. Николы Свя гоши (как повеление его слуге — врачу 11е-тру)4*; и во всех этих случаях оно отсутствует в текстах Основной, Арсеньевской и 2-й Кассиановской редакций, являясь, таким образом, позднейшим добавлением.

Следующим элементом схемы изображения прихода в монастырь в «Киево-Печерском патерике» является предостережение старца в ответ на просьбу о пострижении. Этот элемент имеет важное значение как испытание серьезности желания пришедшего стать иноком.

Впервые этот мотив встречается в «Житии при. Феодосия», и здесь автор считает необходимым отметить, что первоначальный отказ старца являлся не простым испытанием, а пророчеством о будущем расширении монастыря: «Преподобный же Антоний рече к нему: О чадо, вид мши пещеру сию скорб-ну сущу и тесну, ты же не имаши терпети тесноты на месте сем. Се же не тако искушая его глагола, якоже пророчески прозря, яко той имяше распространит и место то, и монастырь славен сотворити на собрание множеству инок» (л. 49 — 49 об.). Последняя фраза авторского комментария; «не тако искушал сто глагола» — выявляет подразумеваемое здесь обычное истолкование слов старца и тем самым подчеркивает типичность данного элемента описания ситуации.

Развернутое изложение предостережения старца мы встречаем и в «Житии прп. Варлаама»41. В описании реакции прп. Варлаама использован привычный в разговоре о желании стать иноком образ «любви Божней»: «Сему же сердце рас-паляшеся паче любовию Божиею, и тако отьиде в домъ свой» (Варлаам, л. 132 — 132 об.). В словах прп. Антония, обращенных к прп. Варлааму, звучит прямая цитата из «Чина пострижения в мантию»: «...Виждь, чадо, Кому обещаешнея и Чнй воин хощеши быти. Се бо невидимо предстоят ангели Божии, приемлюще обещания твоя...»*' (л. 132 об. — 133).

Ситуация предостережения находит многочисленные аналогии в произведениях византийской агиографии. Так, например, в «Скитском патерике» авва Макарий кратко отвечает на просьбу двух пришедших к нему богатых юношей: «Вы не можете жить здесь»,3. В «Лавсаике» рассказывается о том, как авва Эллин отговаривал брага, пришедшего жить к нему в пустыню, говоря, что тот не перенесет демонских искушений46. Преподобного Антония Великого первоначально отказывается принять к себе известный ему подвижник: «...старец отказался и по летам, и по непривычке к пустынной жизни...»47. Однако толь

ко в последнем рассмотренном случае отказ был окончательным; типичным было другое развитие ситуации: пришедший к подвижнику уговаривал принять его к себе, и тот соглашался.

В «Житии нрп. Феодосия» приводятся слова будущего святого в ответ на предостережение прп. Антония, отказывавшегося принять его: «...Иромысленникъ вся чески хъ Христос*. Богъ, при веде мя ко твоей святыни, спасти ми ся тобою произ-воля. Темже елико ми велиши творити, сотворю...» (Феодосий, л. 49 об.)*". Этот текст обнаруживает ближайший литературный образец для автора жития святого, прп. Нестора Летописца: это «Житие прп. Саввы Освященного». В нем содержится практически полное собрание литературных формул и приемов описания данной ситуации, которые встречаются в «Киево-Иечерском патерике»: св. Савва «...в субботний же день увидел Великого Ев-фнмия, идущего в церковь, и со слезами просил причислить сто к находящимся под его присмотром братиям. Но Великий Ев-фимий отговаривал его. Он сказал: "Сын мой! Я думаю, что не подобает тебе, столь молодому, оставаться в Лавре, да и Лавре нет никакой пользы иметь у себя юношу. Пойди к авве Феокти-сту в обитель, лежащую ниже, там ты получишь для себя великую пользу". На это блаженный Савва отвечал: "Честной отче! Я знаю, что промышляющий о всех Бог, желая моего спасения, Сам показал мне путь прийти под святые руки твои. / Итак, я сделаю, как ты мне приказываешь". Тогда Великий Евфимнй уведомил блаженного Феоктиста, чтобы тот имел попечение о Савве, поскольку благодатию Христовой он должен был прославиться в монашеской жизни. Это, мне кажется, Великий Еыфн-мий сделал не просто так, а по прозорливости. Он предвидел, что Савва будет архимандритом всех палестинских отшельников, что, кроме того, он устроит великую и славную Лавру, которая будет превосходнее всех палестинских Лавр.. V4.

В этом отрывке есть все перечисленное выше: просьба «со слезами» {«моление»), указание старца на молодость пришедшего, ответ, апеллирующий к Божией воле и спасению, практически повторяемый в «Житии при. Феодосия», мотивы полного послушания старцу («я сделаю, как ты мне приказываешь»), воли Божией в избрании иноческого пути («благодатию Хрисговой»), прозорливости и предвидения. Однако многие краткие литературные формулы в житиях киево-печерских святых, имеющие свой источник в византийских житиях, оторвались от первоначального контекста, стали совершенно самостоятельными — не ТОЛЬКО В ШССМатпнпяе"«»" ................

хода в монастырь, но вышли и за ее пределы, а некоторые даже несколько изменили свое значение. В данном случае это касается выражения «я сделаю, как ты мне приказываешь» (в славянском варианте — «елико ми вел и ш и творити, сотворю»), за которыми в «Житии прп. Саввы» следует его согласие на повеление св. Евфимия Великого идти в обитель аввы Феоктиста, а в «Житии прп. Феодосия Печерского», благодаря тому, что прп. Антоний соглашается принять его, эти слова приобретают в своем значении оттенок усиленной просьбы.

Мотив прозрения «будущих добродетелей» часто сопутствует в «Киево-Печерском патерике» согласию старца на принятие человека в монашескую общину и даже является аргументом в пользу него. Затем следуют наставление и повеление постричь, эти два элемента ситуации могут меняться местами. Классическое краткое описание этой ситуации содержится в «Житии прп. Антоиия»: «Игумен же, прозря хотящая в нем быти добродетели, послушав пострыже, и наказав, научи его иноческаго совершен наго жития» (л. 4 — 4 об.).

Варианты этой ситуационной формулы встречаются в житиях прпп. Исайи и Исаакия3". Подобно предыдущему примеру, они принадлежат к позднейшим добавлениям в текст »Патерика»4.

Поучение является важным элементом описания пострижения. В целом содержание поучения перед постригом сводится к наставлению в иноческих добродетелях.

В «Житии прп. Антония» затрагивается мотив подражания, он выступает в качестве темы поучения: святой наставляет пришедших, «како имут последоватн Хрипу» (л. 7 об.). Преподобного Ефрема прп. Антоний поучает «о спасении души» (л. 136 об.); близкое выражение: поучение «о пользе души», частое в описании поучений духовных наставников, употребляется в рассказе о пострижении матери прп. Феодосия (л. 52).

Образные описания поучений свойственны, как правило, поздним редакциям. В «Житии прп. Агапита», в повествовании о пострижении врача — «Арменина» - используется обусловленный всем содержанием жития образ «врачевания» в контексте подражания святому: игумен постригает пришедшего, «наказав довольно... яко да будет искусен во врачевании души своея, последуя блаженному Агапнту» (л. 172 об.)32.

Содержание поучения при пострижении прп. Моисея сводится к одной добродетели — целомудрию («чистоте»), в согласии с основным содержанием его мученической жизни в пле-

ну: «...н облече его вь святый ангельский иноческий образъ; поучи же того много о чистоте, еже не предати плещий сво-ихъ врагу, и тоя скверныя жены не убоятися, и тако отъиде» (Моисей, л. 192). Следует отметить включение в текст (начиная со 2-й Кассиановской редакции)3* литературной формулы «не предати плещий своихъ врагу», в большей степени свойственной произведениям жанра воинских повестей.

В Печатной редакции «Патерика» 1661-го года элемент поучения — хотя бы только упоминания о нем — становится обязательным; он включается в жития прпп. Антония {« наказа в ь научи его иноческаго сьвершеннаго жития», л. 4 - 4 об.), Никона («поучаше их и пострызаше», л. 128 об ), а также встречается в рассказе о принятии прп. Антонием приходящих к нему, в «Житии прп. Никона» («поучаше ихъ о добродете-лехь», л. 126 об., Ж.Никона), в «Житии прп. Агапнта», в рассказе о пострижении врача — «Арменина» («наказавъ доволь-не», л. 172 об.)54.

Само пострижение часто изображается в Патерике кратко: как исполнение игуменом просьбы пришедшего. Пример этому находится в «Житии прп. Исаакия»: «Преподобный же Антоний... моление его исполни» (л. 149). В Основной редакции используется образное определение пострижения как возложение на человека монашеской одежды: «И прнятъ и Антоний, возложи на нь чернеческиа порты...»55. Так же изображается в Арсеньевской редакции пострижение матери прп. Феодосия («и ту пострижепьи быти, въ// мнижьскую одежю обле-чена»)56, в отличие от текста Печатной редакции, где все ограничивается констатацией: «пострижена бысть» (л. 52).

Приведенное выше выражение несколько раз используется (вслед за текстами ранних редакций) и в поздней Печатной редакции, например в «Житии прп. Феодосия»: «аки незлоби-ваго агнца блаженпаго Феодосия57 поим, по обычаю святых отец посгрыже, и во иноческую одежду облече...» (л. 49 об,, о при. Никоне). Здесь сохраняется присутствующее в ранних редакциях выражение «по обычаю святых отец». Формула облачения в монашескую одежду содержится также в житиях прпп. Варлаама и Ефрема (л. 133, 136 об.).

В Печатной редакции «Патерика» встречаются и краткие указания на пострижение («пострижен бысть», «пострызаше») — в житиях прп. Антония (л. 4 об.), Никона (л. 128 об.), в рассказе о матери прп. Феодосия (л. 52). Эта краткая формула, преобладающая в текстах ранних редакций «Патерика».

в Печатной редакции часто расширяется путем введения излюбленного образа «святого (ангельского) иноческого чипа»; это происходит в житиях прп. Агапита (л. 168 об., л. 17 об. — о враче-«Арменине»), прп. Алимпия (л. 161 об.), прп. Григория (л. 173 об.), прп. Моисея (л. 192), прп. Прохора (л. 200), прп. Нестора (л. 275). При этом нередко дается указание, при каком игумене произошло пострижение, как, например, в «Житии прп. Прохора»™.

Косвенное описание чина пострижения (в Основной редакции в нем приводились прямые цитаты из него)"'" имеется в «Житии прп. Пимена», где в рассказе о пострижении святого, совершенном ангелами, сочетаются формула облачения в иноческую одежду (в схиму), образное описание иночества в виде «великого ангельского образа», имеющего здесь конкретное значение как обозначение схимы в христианской традиции, а также - сохраненный элемент наречения имени при пострижении, нередко встречающийся в ранних редакциях™1, но лишь однажды в Печатной редакции: «...абие начаша вопросы творитн и вся по ряду, яже пишутся въ уставе иноческаго по-стрыжения. И гако пострыгоша его въ великий ангельский образ, облекши и въ мантию и въ куколь: Пимнном же того на-рекоша» (л. 224 об.).

Конкретное значение «великого ангельского образа» (как схимы) присутствует также в Печатной редакции «Жития прп. Иеремии»: «...и прият великий ангельский схимнический образ...» (л. 145 об.).

Еще одним вариантом описания пострижения в «Киево-Печерском патерике» является простое повеление при. Антония прп. Никону постричь пришедшего. Оно присутствует в житиях первых печерских подвижников: прп. Феодосия, прп. Варлаама и прп. Ефрема (л. 49 об., 133, 136 об.)''1. Эти тексты, по-видимому, обусловили появление в «Житии прп. Антония», созданном в XVII веке, фрагмента, касающегося принятия в монастырь приходивших к святым отцам: «он же всех любезне принмаше, и... блаженному Никону повелеваше по-стрыгати» (л. 7 об.). Соответствующая фраза имеется в жигии самого прп. Никона (л. 126 об.), вместе с текстом, свидетельствующим о понимании этого действия как особого послушания и даже подвига, описание которого выдержано в соответствующих традициях: «Действоваше же с всяким благопокоре-нием, приемля от дела своего не точию радостная, но терпя и скорбная мужественне, о всем благодаря Бога» (л. 127).

Следует отметить также особый порядок прихода иноков в Киево-Печерский монастырь. Основная его черта — это прием всех приходящих, возведенный в правило прп. Феодосией. Этот порядок подробно описывается в «Житии прп. Феодосия» (л. 55 об. — 56), где он соотносится с принятием Студийского устава и на самом деле является почти точным воспроизведением практики, введенной прп. Саввой Освященным, как о том рассказывается в его житииг'2. В краткой форме упоминание о нем имеется в Печатной редакции в «Житии прп. Антония», о котором говорится, что он «всех любезне приимаше» (л. 7 об.), и в «Житии прп. Никона», которому прп. Антоний повелевал постригать в монахи после поучения всех, «елико бо их прихождаше» (л. 126 об.).

К кратким описаниям прихода в монастырь относится также фраза «бысть инок (черноризец) в монастыре Печерском»'" (прп. Феодор, л. 213 об.; при. Евстратий, л. 234), иногда сопровождаемая описанием добродетельного жития: «добре подвп-зася на добродетель» (л. 213 об.)

Рассматривая изображение призвания к иночеству в «Кие-во-Печерском патерике», можно заметить, что именно в последней — Печатной — редакции «Патерика» элементы описания этой ситуации становятся обязательной составляющей повествования. Перечисленные выше указания на особую избранность в детстве, совершившийся в душе человека переворот, упоминание о раздаче богатства, просьба о пострижении, первоначальный отказ, наставление и, наконец, пострижение образуют сюжетно завершенное повествование. Можно сказать, что текст «Патерика», начиная с ранних редакций и до последней, стремится к формированию такого повествования об определенном этапе жизни героя. При этом происходит процесс максимального вовлечения в повесгвование всех возможных вариантов речевых формул (большинство из них является заимствованиями из переводных византийских агиографических произведений), которые встречаются и в более ранних редакциях «Патерика», однако не часто и не обязательно. К ним добавляются многочисленные более поздние выражения, основанные на текстах Священного Писания и текстах византийской агиографии и зачастую имеющие значение речевых формул. Уменьшается количество кратких речевых формул, при этом они нередко расширяются или заменяются символическими определениями. В некоторых же случаях краткие выражения ранних редакций приобретают функцию обязатель-

пых элементов в окончательной редакции «Кнево-Нечерского патерика».

Однако следует отметить, что полный набор выделенных элементов описания ситуации и в Печатной редакции встречается не всегда. Некоторые из них опускаются, однако в совокупности выделенные речевые формулы и сюжетные мотивы образуют своеобразный канон описания этой ситуации в «Киево-Печерском патерике» (возможно, что и не только в нем).

Закрепленный за описанием прихода в монастырь особый арсенал речевых формул, по мнению редакторов «Патерика» XVII века, по-видимому, представлял собой своеобразную «копилку» наиболее удачных и точных с жанровой точки зрения «выражений» христианской агиографии.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

'•' Ольшевская А. А. Прелеаь простоты и вымысла... // Древнерусские патерики. Кнево-Печерскпй патерик. Волоколамский патерик. М., 1990. С. 234.

4 Сирах 1:15. Цитаты ш Вечного и Нового Запета приводятся по изданию: Библия. М.: Синодальная тип.. 1762.

' Шахматов А. А. Несколько слов о Нссторовом Жи тия преподобного Феодосия / СОРЯС. Т. 64. № I. СПб., 1896.

Абрамович Д.И. Исследование о Кпево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., 1902. Он же. К вопросу об источниках Несторова Жития Феодосия Печерското / СОРЯС. Т. 3. Кн. 1. СПб.. 1898.

Ольшнстя Л.А., Травников С.И. Киево-Печерский патерик. Комментарии Н Древнерусские патерики. М., 1999. С. 386-424.

7 Скитский патерик. М., 2001 (Тексг напечатан по изданию: Скитский патерик. Сказания об изречениях и делах святых и блаженных отцов, избранные из Скитского патерика. М., 1875). Далее сокр. — СкП.

к Иалшдий, тигхап Елештолытй. Лавашк. М.: Изд-ао Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. (Текст напечатан по изданию: Палладия, Епископа Еле нопольс кого, Лавашк, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев. Пер. с греч. 2-е над СПб.. 1854.) — Далее сокр. — Лаве.

4 Св. Афанасий Великий. Житие преподобнаго отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах / Св. Афанасий Великий. Сочинения. СПб., 1903. С. 178— 250. — Далее сокр. — А.

Палестинский пагерпк, Жшие преподобного Саввы Освященного. Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. (с издания: Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков оби тели св. Саввы Освящемнага, что близ Иерусалима. Епископа Феофана. Изд. 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыр. М). — Далее сокр. — С.

" Григорий Двоеслав. Собеседования о жизни италийских отцов н о бессмер тии души (Римский пятерик). М.: Благовест, 1996 (С издания: Казань: Тип. губ. упр., 1858 г., ссылка на 2-е прнбавл. к опис. слав. рук. Толст. И,М>478). Кн. 1-4. - Далее сокр. - Р.

111 Киево-Печерскнй гшгерик. Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, 1661. Далее цитаты даются с указанием на лист издания.

" Все рассмотренные жития принадлежат поздним редакциям Кнево-Печерского патерика.

11 Р. С. 12.

Р.: «...от самого отрочества хранил чнетеггу сердца» (с. 66).

|Г| Лаве.: О Квлопш и увечном. С. 95.

" Сирах 1:15.

Тппорш В, И. Святость и свят ые н русской духовной культуре. Т. 1. М., 1995. С. 664.

|и В более раннем тексте Арсеньевской редакции отсутст вует фрагмент Лк. 8:21: «...слыша въевятомт, Евангелии Господа глаголюсца: "асце кто не ост ашгп. си ца н матерь, вь следь Мене не сметь, неегь Мене досго-енъ"; и пнкы: "придете ко Мне иен труждаклцися и обременении, А;п» вы покою. Возмете яремъ Moil на ся н научитеся оть Мене, яке» кроток'ь семь и смир//ент, еердцемъ, — обрясцете покой душамъ пашимъ". Си слышавъ богадухновенны Феодосий, и разжегься божеетвеною любовню, н дыша рвенпемь Ьолипмъ, мысляше, како или где пострищпся, и уганея матери своея» (с. 146 —л. 23в—г; цит. по изданию: Патерик Киевского Печер-ского монастыри. СПб., 1911. Далее — Аре.).

A.C. 180-181.

21 А. С. 180.

Мк. 10:21: "Иисус же воззрев нань, возлк>бн его, и рече ему, едп-наго ее и не до кон чал: иди, елнка нмашн, продаждь, и даждь нищим, п пмстп нмашн сокровище на небссн: и прпидн (п) ходи о след Мене, взем крест». Цитаты из Нового Завета приводятся по изданию: Библия. 4-е изд. М.: Синодальная тип., 1759.

и Лаве.: «Этот ЕвлогнЙ... отрекся от шума мирского и, раздав все свое имение нищим, оставил себе малую частъ денег, потому что не мог работать» (О Евлогнн н увечном. С. 95).

«Князь же. сь гневомт. возревъ на свята го, глагола ему: "ты ли ссн псктрыглъ боля рп па, и евнуха безь повеления моего?" Преподобный Ннконъ же мужесгвенне ответа: благодатию Божпею азь пехтригох п vc,, но иовеленню Небеснаго Цари, Исус Христа, прег.шавшаго нхъ на тиковый подвить. Князь же раяъярпся паче н рече: го или увещан нхъ я домь свои /I пойти или на заточение послю тя и сущыхт. С тобою, и пещеру вашу рагкопатн повелю. Блаженный же Ннконъ отвеща: все владыко, якоже есть угодно пред очима тионма, тако створи; мне же несть лепо огвратнтн нонновъ огь Небесна1'п Царя» (л. 127 — 127 об.). Выразительность этого текста такова, что в последнем, приводимом варианте редакции 1661 года он крайне мало отличается от первоначального (в текстс Лрсеньевской редакции), в отличие от многих других (Аре. р., л, 32а—б.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Мотив украшения добродетелями богато представлен в византийской агиографии: он присутствует в -Скитском патерике» (с. 359), в «Житии сн. Саввы Освященного» (с. 216), в «Римском патерике» (с. 43), в "Лае-сапке- (II, 19. 177, 325).

45-3453

т Осн. р.: «Егда скончаим ю пишущие, блаженный же Алимпей пострижен бысгь при игумене Никоне» (л. 67 об.).

" «Некто от Кыева пострижен, именем Агапить, при блаженем отцн нашем Антонии, иже последоваше житию em агтельскому, самовидец быв житию его. Якоже бо онъ, великий, покрывай свою святость, бол-ныа исцеляше отсвоеа яди; мняся тем зелие ярачевное подаваа, ч ин такс» здравии бывахут молитвою его, — тако и сий блаженный Агапит, ревнуя святому старцю, помагаше болным- (л. 36 об.).

Аре. р., л. 35а.

54 Пс. 67:36: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Иуранлев».

Осн. р. Л. 40 об.

14 Так же — в Арсеньевской (л. 1086) и 2-Й Касснановской редакциях (л. 142; тексг 2-Й Касснановской редакции приводится по публикации списка РГБ Ф. 256, № 305, кон. XV — нач. XVI в., в издании: Патерик Киевского Печерского монастыря. Издание Императорской Археографической комиссии. СПб., L911. Далее — 2-я Касс. р.).

Осн. р.: л. 19 об.

м Еф. 6:14—17: «"Станите убо прения сан и чресла ваша истиною, и оболкшеся п броня правды, |Г'И об у в те нозе во уготованпе благовество-вания мира: '''Над всеми же восирнимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угаситп: <ТИ шлем спасения воспримите, и меч духовный, иже есть глагол Божий».

11 2 Тим. 2:4: «Нпктоже бо вонн бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет».

v" В «Лавсаике» о св. Элпидии - »Надежном« - говорится, чти он «действительно услаждался надеждой»» (с. 278).

м Р.: «В городе Сполетто одна девпца, дочь какого-то благородно!'»» вельможи, возымели желание посвя'ппъ себя равноансельской жизни» (с. I75).

" «...откры преподобному Антонию помышление свое, глаголя: хотел бых. оие.аще Богу угодно, инокбытп и жиги с вами...» (л. 132, Варлаам).

* «...аще с животом изыду ог руки жены сея, ннкакоже пныя жены взыщу, но черноризец, (Боту нэволившу) буду. (...) Блаженный же со дерзновением отвеща ей: не убоюся зла никоегоже, яко Господь со мною есть, Емуже отселе (по изволению Его) в иноческом житии работатн желаю» (л. 191, 192).

;v!' Аре. ред.: с. 148 —л. 28в—г, о матери прп. Феодосия; с. 149 —л. 29г-30а, о прп. Варлааме.

«По смерти же святаго, прниде Арменнн в монастырь Печорский, и глагола игумену: отселе уже оставляю Армейскую ересь, н истинно верую в Господа Иисуса Христа, Емуже работатн желаю в иноческом святом чину» (л. 172).

11 *. ..не убоюся зла никоегоже, яко Господь со мною есть, Емуже отселе (по изволению Его) в иноческом жшни работатн желаю» (л. 191, 192).

12 «... подобает тн посфищпся в иноческий образ, и работатн Господе-вп, н Его Пречистой Матери в монастыре сем...» (л. 248).

" «Отвеща ему старец: благо хотение твое, чадо, н помысл нсполш, благода ти, но блюди, да не богатство и слава мира сего возвратит тя вос-пятъ. Нпктоже бо (по Господню глаголу) взложь руку свою на рало, и зря

воспять, упраален есть в Царствие Божне. Многа же » it на беседова старец на пнл(ь):»у блаженнаго...» (л. 132 - 132 об.).

" Ср.: «Блюди, брате, какова обетования даеши Владыце Хрипу. Ан-гелн бо предстоят невидимо, написующе исповедание твое сне» (П<»следован не малого образа//Требник иноческий. М.: Печатный двор, 1039. Л. 9).

" СкП.С. 261.

Лаве. С. 207.

" Л. С. 189.

,в Аре. р. Л. 25а.

С. С. 179-180.

^ Прп. Исайю постригает прп. Феодоснй, «прозря же духом... хотя-(на его трудолюбна быти делателя в подвижном житии...» (л. 139 об.); просьбу прп, Иеаакпя о посгрнженни исполняет прп. Антоний, -пршря. яко добродетел(ь)ное в нем житие имат(ь) бы ти равноангел(ь)но, и всячески достойно ангел(ь)скаго образа» (л. 149).

" В рассказе о прп. Исаакни в Осн., Аре. и 2-й Касс, редакциях нет этого фрагмента; повествования о прп. Исайи нет в ранних редакциях Патерика.

м В Основной, Арсеньевной и 2-й Касснановской редакциях этого фрагмента нет.

м 2-я Касс. р. Л. 199- 199 об.

11 В Основной, АрсеньевскоЙ п 2-й Касснановской редакциях последнего фрагмента нег, а также нет первых двух Ж1ггий.

5J Осн. р. Л. 77.

Аре. р. Л. 28г—29а.

57 Следует от метит ь присутствующий здесь образ агнца, соотносимый с постоянно подчеркиваемой в «Жнтнн при. Феодосия» добродетелью кротости (л. 49 об.).

s* «В тыя же дни прнпде от Смоленска в Печерскпй монастырь сей блаженный Прохоръ, къ игумену Иоанну, и от него восприять снятый нноческнй обра.ть» (л. 200).

Осн. р. Л. 72 - 72 об.

"" Осн. р. Л. 52 - прп. Прохор, л. 77 — при. Иеаакий; Аре. р. Л. 31а-б - прп. Варлаам, л. 31 в — прп. Ефрем.

ы Аре. р. Л. 256, 316, 31 в.

вг С.: «Принимая к себе мпрскнх людей, желавших отрешиться or мира, он не позволял им жить ни в Лавре, ни в Кастеллип. Для них он основал небольшую кнновпн» с северной стороны Лавры н, поставив в ней степенных и благоразумных мужей, приказывал отрекающимся от мира жить там, пока не изучат Псалтирь и правило псалмопения II не научатся строгости монашеской жизни. Он всегда говорил, что монах, живущий в келлни, должен быть рассудителен, старателен, готов ко всяким подвигам, трезв, воздержан, скромен, способен других научать, сам же не должен иметь нужды в научении, еиособен обуздывать все телесные проявления и ум свой охранять от злых помыслов. ... После испытания, когда он узнавал, что отрекающиеся от мира твердо изучили правило псалмопения и стали способны бдетъ над своим умом, очищая своп мысли от воспоминания о мпрскнх вещах, и сражаться против чуждых помыслов, он давал им келлпи в Лавре» (с. 198).

** Осн. р.: «И бысть мних» (л. 59 об.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.