Научная статья на тему 'О некоторых особенностях стихов Ксении Некрасовой'

О некоторых особенностях стихов Ксении Некрасовой Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

106
33
Поделиться
Ключевые слова
СТИХИ / ВЕРЛИБР / РАЗМЕР / СТОПА / ХОРЕЙ / АМФИБРАХИЙ / АНАПЕСТ / ДВУХСЛОЖНЫЙ ЯМБ / БЕЛЫЙ СТИХ

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Тер-миносян Каринэ Георгиевна

Вопросы поэтики стихов Ксении Некрасовой исследуются в контексте поэзии XX века и обосновывается идея об исключительном своеобразии лирики поэтессы с точки зрения стихообразования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях стихов Ксении Некрасовой»

УДК 82.0 (470)

ББК 83.3 (2=Рус) 6 Т 35

К.Г. Тер-Миносян

О некоторых особенностях стихов Ксении Некрасовой

(Рецензирована)

Аннотация:

Вопросы поэтики стихов Ксении Некрасовой исследуются в контексте поэзии XX века и обосновывается идея об исключительном своеобразии лирики поэтессы с точки зрения стихообразования.

Ключевые слова:

Стихи, верлибр, размер, стопа, хорей, амфибрахий, анапест, двухсложный ямб, белый стих.

Многое из стихов Ксении Некрасовой написано «белым» стихом, верлибром. К верлибру часто обращались русские поэты. Вот что пишет сама Некрасова о «белых» стихах: «Былины о богатырях устно передавались в народе из поколения в поколение белым стихом. А странники и молитвы, и сказания, и сказки, и акафисты сказывали на Руси тоже белым стихом.... На Руси еще в глубокой древности существовали два потока поэзии; одно течение -это стихи без рифмы, основанные на глубокой мысли и образе, где словам тесно, а мыслям просторно, поэзия историческая и государственная о трагедиях и победах народа - поэзия, созданная белым стихом. И второе течение -это рифмованные стихи, то есть те, где главную роль в создании стиха играет рифма: одинаковое созвучие окончаний строчек стиха. Такая поэзия в древнее время создавалась скоморохами и людьми. с проницательным глазом»

[1, 115].

Имеется принципиальное различие между белыми стихами и нерифмованной народной поэзией. В сознании Ксении Некрасовой белый стих связан только с русской народной поэтической традицией. Сознавая себя частицей русского народа, она в качестве речевой основы своей лирики избрала нерифмованный стих. В ее произведениях нередко встречаются и рифмованные строки. Но основу ее поэзии составляют нерифмованные стихи, которые построены «на глубокой мысли и образе, где словам тесно, а мыслям просторно». Белый стих по-

зволяет ей ярче передавать интонации живой народной речи.

В стихах находим сочетание народной песенной традиции с классической строгостью стиха, соблюдением единства ритма и членения на строфы. Простота и ясность стиха, демократичность лексики и фразеологии вместе с классической традицией создают единое художественное поле. Однако такой стих в XX столетии, после «серебряного века» русской поэзии с его метафорической стилистикой, воспринимался бы как старомодный. Не отвечал бы он новому времени и по своей экспрессивной тональности. Стихи и песни о горькой народной доле в советскую эпоху осознавались как историческое прошлое. И Ксения Некрасова хорошо это чувствовала.

В ее белых стихах народная и пушкинская простота, ясность стиха сочетается со сложной метафоричностью, унаследованной от поэтики А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина и других.

Усложнилась и ритмика стиха. Ксения Некрасова использовала разные стихотворные размеры: и двусложные - ямб, хорей, и трехсложные - дактиль, амфибрахий, анапест. Но лишь немногие ее стихотворения выдержаны в ритме одного какого-то размера. Хореем написано, например, стихотворение «И цветет рябина»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И цветет рябина горьким белым цветом у окна покинутой жены [2, 89].

Это стихотворение явно перекликается с народной песней «Что стоишь, качаясь, тонкая

рябина.». Народным песенным традициям соответствует стилистика, в частности, характер эпитетов: горьким белым цветом, вся в цветах горючих, горечь одиночества, песен колыбельных, рябина тонкая, у окна покинутой жены. Но метрика стихов варьируется. Если в народной песне только трехстопный хорей, то в стихотворении Ксении Некрасовой он варьируется от трехстопного до пятистопного (в третьей строчке: у окна покинутой жены). Не одинаковы и строфы по количеству стихов - в первой строфе восемь стихов, во второй - девять. Свободно варьируются ударные и безударные концовки стихов: в безударных в ряде случаев всего лишь один слог, в других - два, т. е. свободно перемежаются женские концовки с дактилическими. Стихотворение «У холмов погребальных» написано анапестом:

О поэт!

Это ж слезы, и плачи, и вопли

я собрал на могиле у наших солдат.

Ты возьми их -и сделай весну.

Слышишь, аисты крыльями бьют

на семи голубых холмах? [3, 114].

В этом плаче нет безнадежности. В нем не только страдания, но и радость. Она настраивает душу на такую щемящую боль, которая вызывает слезы, слезы облегчения и обновления души. Это сродни плачу деревенской плакальщицы. Он требует забыть о всем земном, обыденном «у холмов погребальных». Память о павших - святое дело.

Очень выразительное, органически сочетающее простоту, ясность языка, стилистики со сложной метафоричностью семантики, это стихотворение от начала до конца выдержано в ритмике анапеста. Но количество стоп в разных стихах варьируется. Нет единой стандартной строфы. Некоторые стихи в соответствии с поэтикой своей эпохи расчленяются на синтагмы, даются «лесенкой», что внешне нарушает ритмику классического анапеста.

Но эти отступления от анапеста являются по существу кажущимися, они есть только в письменном тексте. В устном речевом испол-

нении стиха их нет, так как «лесенка» отражает лишь синтагматическое интонирование текста посредством ударения и неглубоких пауз. Если же выстроить стих в одну строку, как он произносится при озвучивании в реальной речи, то сбои ритма исчезают:

О поэт! Это ж слезы, и плачи, и вопли

Я собрал на могиле у наших солдат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь мы уже видим классический четырехстопный анапест. Но количество стоп в разных стихах варьируется: в одних стихах - три, в других - четыре, пять. Нет единого строфического построения, лишь отдельные небольшие стихи у Ксении Некрасовой строго выдержаны по ритму, в частности, и по количеству стоп в строках; например, стихотворение «Рисунок»:

Лежали пашни под снегами. Казалось, детская рука нарисовала избы углем на гребне белого холма, полоску узкую зари от клюквы соком провела, снега мерцаньем оживила и тени синькой положила [4, 43].

Здесь, как видим, строго соблюдается во всех стихах четырехстопный ямб, по каноническим правилам чередуются перекрестно и смежно-женские, и мужские концовки строк. В последних двух стихах употреблена рифма: оживила-положила.

Но в большей части стихотворений Ксении Некрасовой варьируется и количество стихотворных стоп в разных строках, и объем строф. Характерным в этом отношении является стихотворение «Сгущались сумерки в садах».

Начинается стихотворение четырехстопным ямбом. Но уже второй стих, расчлененный на две синтагмы («и небо синее как папиросная бумага»), содержит семь ямбических стоп. А в отдельных стихах («бросало тень», «Не надо слов») - всего по две стопы. Последняя же строка третьей строфы состоит из одной ямбической стопы. Сами строфы состоят то из 5-6 строк, то из четырех. И что характерно для Ксении Некрасовой, стихотворение, в целом выдержанное по ямбической ритмике, в самом начале третьей строфы неожиданно переключается на ритмику хорея: «Да, был вечер». Это создает впечатление ритмического сбоя, рит-

мической невыдержанности стихотворения. Не случайно некоторые издатели, критики называли ее стихи прозой. Ритмические сбои, действительно, создают впечатление прозаичности стиха. Но эта «прозаичность» у Ксении Некрасовой намеренная. Ее не устраивают целиком выдержанные по ритму стихи, «приглаженные и отутюженные», ей нужны изломы, обостряющие внимание и мысль.

Многие стихотворения поэтессы по своей ритмике в целом выдержаны: написаны каким-то одним стиховым размером. Но в них либо в самом начале, либо в конце, либо где-то в середине обязательно имеется один-другой стих иного размера или прозаическая фраза. Очень выразительно, например, написано стихотворение «Кольцо». В нем варьируется разностопный амфибрахий. Но начинается стихотворение с прозаической фразы:

Я очень хотела иметь кольцо,

но мало на перстень металла, тогда я бураны, снега и метель решила расплавить в весенний ручей

и выковать обруч кольца из ручья [5, 19].

Первый расчлененный на синтагмы стих «Я очень хотела // иметь кольцо» не имеет ритмического единства: начинается трехсложным размером, а заканчивается двусложным. В связи с этим фраза на общем фоне кажется прозаической. Но затем начинается прекрасная амфибрахическая ритмика, которая очень хорошо гармонирует с образной экспрессией.

Нищая очень хотела иметь кольцо. И ее знакомые посоветовали ей выразить это желание в стихах, чтобы таким образом восполнить его отсутствие. И поэтесса успешно справилась с задачей. Вслед за прозаической фразой, отражающей жизненный факт, она нарисовала кольцо, которое переливается, недосягаемыми для реального кольца красками, их оттенками (см. стихотворение).

Внимательные критики и исследователи отмечают: эта простота ее стихов кажущаяся. Все, о чем она берется говорить, столь обыденно, что об этом словно и не стоило бы писать. Это ведь так понятно. Но для того, чтобы безыскусно выразить себя, нужно быть гениально простым в жизни, к чему стремились философы древности (вспомним Диогена). Только дело не в этом. К более простой жизни стремится большинство из нас, а вот иметь и сохранить при этом в чистоте и незамутненности душу дано не всем. Ксении Некрасовой это удалось.

Яркая, воспринимаемая на глаз образность - это характерная черта поэтики Ксении Некрасовой. Поэтесса остро воспринимает окружающий ее мир на слух, обонянием, осязанием, но над всем этим берет верх живописная манера ярко воссоздавать мир в рисунках и цветах.

Примечания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Цитируем по статье Звягинцева «Как жемчуг русские слова» // Наука и религия. 1994. № 11.

2. Некрасова К. Судьба. М., 1981.

3. Там же.

4. .

5. Там же.