Узилевский Г.Я}
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РФ В XXI ВЕКЕ
Ключевые слова: интегральная методология, метафизическая методология, стратегия развития РФ, XXI век.
Keywords: integral methodology, metaphysical methodology, strategy of RF development, 21-th century.
Ранее нами были раскрыты истоки и детерминанты Стратегии развития РФ в новом столетии [8]. В данной статье мы изложим некоторые особенности создания Стратегии развития нашей страны в XXI веке на основе метафизической и интегральной методологий (см., например, [6; 7; 10; 11, с. 11-31]).
Рассмотрим раскрытые нами результаты третьей научно-технической революции:
♦ стремительную динамику смены общественных, политических, социальных, технологических и экономических процессов в мире в диапазоне от двух до пяти лет;
♦ уточненную триаду «программное прошлое <—> краткосрочное настоящее <—> программное будущее» [8, c. 121]2.
Новые условия функционирования мирового сообщества привели нас к следующему выводу: краткосрочное настоящее и явления оказались не способными выполнять функцию отправного пункта научных исследований.
Обратимся к модели Универсума планеты Земля с позиции метафизической методологии, состоящей из шести уровней:
1. Пентада «Духовное <—> ментальное <—> социальное <—> пространственно-временное <—> материальное», являющаяся сверхсложной системой. Она задает становление, развитие и функционирование объектов и субъектов других уровней. Ее компоненты, обладая собственными целями, находятся не только во взаимосвязи, взаимодействии, взаимообусловленности, дополнении и содействии друг другу, но и в потенциальной гармонии и потенциальных противоречиях в связи с наличием собственных целей. Функция Духовного метафизического начала состоит в управлении духовно-нравственным развитием и функционированием других начал, объектов и субъектов других уровней.
2. Умопостигаемый мир задает становление, развитие и функционирование чувственного мира Универсума и обусловливает взаимодействие объектов третьего уровня.
3. Космос и Природа как ноуменальные умопостигаемые реальности задают становление, развитие и функционирование Homo. Его представляют родовой человек и человеческий род, которые являя всеобщее, предопределяют социально-технологический мир, их компоненты и институты как типы. Царства, классы, отряды, роды животных и растений входят в этот уровень.
4. Виды родового человека и человеческого рода, виды и разновидности животных и растений; виды и разновидности социально-технологического мира, его компонентов и институтов исследуются с позиции особенного. Они задают становление и развитие их конкретным представителям.
5. Конкретный человек, конкретные социальные группы, человечество, конкретные представители мира животных и мира растений, конкретный социальный и конкретный технологический мир отображают единичное. Их уникальность задана объектами и субъектами третьего и четвертого уровней.
6. Телесная сфера конкретного человека, других представителей живого мира, её компоненты и элементы. Их уникальность обусловлена третьим и четвертым уровнями [11, с. 46].
Сопоставление этой модели с другими феноменологическими моделями [11, с. 51-53] говорит о ее сущностном преимуществе, основанном на верховенстве Духовного начала, ставшим исходным моментом выявления характеристик модели Универсума [11, с. 46-51].
В ряде развивающихся восточных стран были разработаны Стратегии их развития до 2050 года, основанные на феноменологических представлениях о социально-технологическом мире, человеке, экономике и др. [1].
Нами была создана метафизическая модель Универсума как отправной пункт создания Стратегии развития РФ в XXI веке в свете интегральной методологии [8; с. 120, 122, 124-125], нацеленной на решение конкретных задач социально-технологического мира при взаимодействии умопостигаемого и чувственного мира. Одной из них является разработка Стратегии развития РФ в XXI веке. Этому процессу будут содействовать
- методология деятельности, живого созерцания и общения;
1 Узилевский Геннадий Яковлевич - д.ф.н., профессор, г. Орел. Профессиональные интересы: фундаментальные проблемы
метафизической методологии, методология научных исследований. E-mail: [email protected]
2
Их мы интерпретировали как внешние детерминанты Стратегии развития РФ в XXI веке (там же, с. 121).
- методологии абстрактно-конкретного, трансрационального, трансцендентального мышления, такие присущие им методы, как абдукция, дедукция, индукция;
- антропо-семиотический синтетический подход «снизу вверх и сверху вниз»1 [11, с. 26; 12, с. 52-66, 118-122].
Духовное метафизическое начало, метафизическую модель Универсума, метафизическую методологию, интегральную методологию и присущие ей методы правомерно интерпретировать как первую особенность создания Стратегии развития РФ в XXI веке.
На особую значимость Духовного начала для создания Стратегии развития РФ указывает девятая сущностная характеристика созданной нами модели Универсума. Она гласит: «Человеку как посреднику между Космосом и Природой, творцу и разрушителю социального, технического миров [а также и Природы. - Г.У.] присуще отсутствие ограничений на Духовную, ментальную, социальную, пространственно-временную деятельность и на интимную жизнь. В процессе эволюции в нем возникли, по меньшей мере, реальные противоречия
1) между высшими нравственными принципами и безнравственными архетипами;
2) между высшим творческим половым отбором и подбором и вырожденным половым отбором и подбором» [11, с. 116].
В процессе эволюции они привели к формированию и развитию в символической личности родового человека, его видов и в личности конкретного человека программ духовной сферы [11, с. 91-111] и анти-духовной сферы [11, с. 111-117]. Родовому человеку, человеческому роду, их видам, а также конкретным представителям последних присущи потенциальные гармонии и потенциальные противоречия.
Если внешняя среда будет содействовать становлению, развитию и функционированию граждан той или иной страны, то в них проявятся программы духовной сферы и произойдет трансформация потенциальных гармоний в реальные. В ином случае возьмут верх программы анти-духовной сферы, и произойдет переход потенциальных противоречий в реальные. Человек создал по своему образу и подобию социально-технологический мир, для которого также характерны реальные и потенциальные противоречия.
Человечество не смогло осмыслить свою крайне противоречивую природу и, тем самым, раскрыть внутреннюю причину развязывания войн на протяжении последних четырех тысяч лет и выйти на необходимость познания потенциалов Духовного начала, которое свойственно Космосу, планете Земля, Природе, миру животных, растений и людям.
Современная наука оказалась неспособной выявить потенциалы этого образования в присущих ему архетипах [9, с. 101], а также в самости, нравственном идеале и мудрости, представленных в программах духовной сферы [11, с. 91-111]. Ею изучается конкретный человек, конкретные социальные группы и познаются различные идеологии, которые не имеют ничего общего с объектом нашего исследования.
Изложенное подчеркивает системный кризис феноменологической науки, который сопровождается глобальным кризисом капитализма [14, с. 2] и кризисом Универсума планеты Земля [11, с. 138-151], внутренней детерминантой которых являются верховенство программ анти-духовной сферы в деятельности США как лидера мирового сообщества.
Очевидно, что капитализм, созданный и развившийся на Западе, под влиянием присвающего способа хозяйствования (см. о нем [4, с. 184]) завершает свое развитие.
В нашей стране в конце XIX века стал развиваться русский капитализм, основанный на верховенстве созидающего способа производства. Февральский и октябрьский перевороты 1917 года привели к тому, что он безвозвратно ушел в прошлое.
Перед политическими элитами современной России встала задача переосмыслить существующую ситуацию в мировом сообществе и приступить к поиску и формированию новой общественно-экономической системы, основанной на верховенстве Духовного начала и созидающего способа хозяйствования. В этой связи правомерно рассматривать объект нашего исследования как отправной пункт создания Стратегии развития РФ в новом столетии. В этом суждении состоит ее вторая особенность.
Продолжим рассмотрение Духовного метафизического начала, активно адаптировавшегося к весьма противоречивой природе Человека в виде этического, эгоистического, этического и эстетического начал. Они стали проявлять себя как архетипы, каждый из которых состоит из двух из указанных выше начал. К ним относятся:
■ альтруистическое и этическое начала;
■ альтруистическое и эстетическое начала;
■ эгоистическое и этическое начала;
■ эгоистическое и эстетическое начала;
■ альтруистическое и эгоистическое начала;
■ эстетическое и этическое начала [9, с. 101].
Рассмотрим, как эти архетипы связаны с духовностью символической личности родового человека и личностью конкретного человека. Обратимся к самости, которой присуще единство духовных сил и потенций. Ее видовое отличие являет собой синтез эгоистического и альтруистического начал, который можно кратко представить формулой «Я + Мы». Эгоистическое начало программно проявляется в личности конкретного человека и в социальных группах в виде самоорганизации, самоизменения, самообновления и само-реинтерпретации; альтруистическое - в виде соединения личного и общественного, земного и космического в жизни и деятельности людей [11, с. 91-92].
Обратимся к нравственному идеалу, являющемуся вечно усложняющейся высшей целью, направленной в будущее и на получение действенных результатов при постоянном использовании этического и эстетического начал. Подчеркнем, что программы этих архетипов одухотворяют деятельность личности конкретного человека [11, с. 92-93].
1 Этот метод, созданный нами много лет назад, именовался по-разному. Теперь он носит указанное выше название.
250
Остановимся на особенностях высших нравственных принципов, включающих в себя следующие три пары: благо и красоту, ответственность и свободу, любовь и творчество. Приложим к ним архетипы Духовного начала.
Благо глубинно связано с альтруистическим началом, а красота - с эстетическим началом. В процессе эволюции возникла первая пара высших нравственных принципов. Отношения между ответственностью и свободой явились результатом взаимодействия альтруистического и эгоистического начал. Появилась вторая пара высших нравственных принципов. Любовь и творчество, как третья пара высших нравственных принципов, оказались весьма сложным образованием, возникшим под влиянием соответственно альтруистического и этического начал и эгоистического и эстетического начал [9, с. 100].
Феноменологическая наука оказалась неспособной познавать противоречивую природу Человека на основе диад и триад1. В пользу этого утверждения свидетельствуют архетипы Духовного метафизического начала, самости, нравственного идеала и высших нравственных принципов, находящихся во взаимосвязи, взаимодействии и содействии друг другу. Несомненно, они могут стать не только источником духовно-нравственного развития граждан РФ, но и движущей силой их сплочения в процессе решения проблем, которые будут представлены в Стратегии развития страны в новом столетии.
Обратимся к новым нравственным принципам. Они включают в себя:
^ нравственную направленность личности конкретного человека и его телесной сферы;
^ ее патриотизм и готовность к самопожертвованию;
^ приложение уникального потенциала личности, включая ее мудрость и интеллект, к решению тех или иных проблем, стоящих перед страной;
^ содействие личности в реализации потенциалов своего народа, большой и малой родины;
^ ее достоинство, верность своим убеждениям, великодушие;
^ стремление личности к справедливости и терпимости к людям и др. (см. также [6, с. 47; 11, с. 95]).
Подводя итоги изложенному материалу, отметим, что потенциалы самости, нравственного идеала, высших нравственных принципов и новых нравственных архетипов должны стать исходным моментом создания Стратегии развития РФ в XXI веке. Это утверждение представляет собой ее третью особенность.
В связи с краткосрочностью настоящего разработка Стратегий развития РФ требует обращения к программному прошлому как громадному позитивному и негативному потенциалам для осуществления его взаимодействия с программным будущим. Это суждение навело нас на мысль кратко раскрыть возникновение и эволюцию семьи до наших дней с учетом системоопределяющего влияния на нее Духовного начала.
Суровые внешние условия предопределили большой состав семьи. Архетип выживания и такой архетип Духовного начала, как альтруистическое и этическое начала, были ей присущи. Для членов семьи были характерны соучастие, соуправление, само-деятельность, самоорганизация, само-развитие, солидарность, субсидиарность и др.
Семья стала исходным моментом возникновения рода, общины, племени, общественного самоуправления и гражданского общества. С появлением рабовладельческих, феодальных и капиталистических государств роль семьи в обществе стала уменьшаться. Для нее стали характерны потенциалы духовной сферы и уникальные потенциалы ментального, социального, пространственно-временного начал, присущие личности представителя той или иной семьи [11, с. 147-148], а также потенциалы анти-духовной сферы, возникшие под влиянием внешней социальной среды [11, с. 112-114].
Со временем семья превратилась в вид человеческого рода, направленный на максимальное содействие становлению, развитию и функционированию видов родового человека и человеческого рода [11, с. 278-280]. На ранней стадии эволюции она оказала стимулирующее воздействие на появление видов родового человека по гендерному признаку. Произошло своеобразное разделение труда между женщинами и мужчинами. У представителей прекрасного пола стали ведущими программы прошлого, задающие быстрое принятие решений относительно воспитания, обучения и социализации детей. У мужчин ведущими оказались программы будущего, нацеленные на защиту семьи от внешних воздействий и на прогнозирование ее развития.
В ХХ веке под влиянием капитализма в развитых странах мира и социалистической формации в СССР основополагающая роль семьи в духовном, ментальном, социальном воспитании, обучении и социализации представителей нового инновационного поколения была сведена к минимуму. В них возник ее системный кризис.
В конце ХХ века в США и ЕС началась пропаганда однополых браков. Одновременно в них и в РФ спонтанно возникла тенденция формирования семей, основанных на любви и творчестве, ответственности и свободе, доброте и красоте под влиянием третьей научно-технической революции, вызвавшей переход семьи от архетипа выживания к архетипу духовного, ментального, социального и телесного саморазвития [11, с. 229].
Результаты третьей научно-технической революции содействовали нам в выявлении видов родового человека по возрастному признаку, указывающему на поколения, живущие в одно историческое время. К ним мы относим:
V молодежь как инновационное поколение;
V поколение «золотого возраста», отвечающее за обновление традиций;
V поколение среднего возраста, стимулирующее развитие указанных выше поколений [11, с. 71].
Стимулирование развития семьи и этих поколений предопределяет будущее России. В Стратегии развития РФ
резонно представить их эволюцию. В этом утверждении состоит четвертая ее особенность. В этой связи отметим по-
1 Понятие «свобода» рассматривается ею вне связи с концептом «ответственность». Возьмем США. Рассматривая себя страной свободы, они с момента образования вплоть до 2014 года развязали более 260 войн, военных операций и интервенций [5].
лезность создания Министерства межпоколенческих связей, нацеленного на системное познание и реализацию потенциалов видов родового человека и потенциалов семьи как вида человеческого рода1.
Рассмотрим архетипы Универсума в свете метафизической методологии. В их состав входят:
1. «Верховенство Духовного метафизического начала, которое, задавая направленность целей остальных начал, лежит в основе Универсума и предстает перед нами как его первый архетип.
2. Управление как свойство Универсума, являющее собой его второй архетип.
3. Первичность умопостигаемого мира по отношению к чувственному миру представляет собой третий архетип Универсума.
4. Первичность Космоса по отношению к Человеку, ибо он обновляет потенциалы молодежи для активной ее адаптации к новым условиям мирового сообщества. Это четвертый архетип Универсума.
5. Первичность Природы и вторичность Человека как пятый архетип Универсума.
6. Первичность Человека и вторичность социально-технологического мира, его институтов являют собой шестой архетип Универсума» [11, с. 190-191].
Представленные архетипы образуют сверхсложную систему, поскольку они находятся во взаимосвязи, взаимодействии и содействии друг другу. Как мы знаем, существующие Стратегии развития стран созданы в контексте феноменологической науки. Поэтому вслед за моделью Универсума правомерно рассматривать данную систему как пятую особенность Стратегии развития РФ, так как она выступает как исходный момент ее разработки.
Начнем с управления как свойства Универсума. Нами были выявлены факторы и истоки переосмысления природы управления [11, с. 157-169], дано обоснование интерпретации управления как свойства Универсума с позиции метафизической методологии [11, с. 169-179] и проведено его сопоставление с феноменологическим осмыслением данного объекта исследования. Были выявлены сущностные преимущества управления как свойства Универсума [11, с. 179-190]. Оно исследуется с позиции всеобщего, особенного и единичного [11, с. 171], будучи исходным моментом эволюции
1) представителей всех сфер Природы;
2) родового человека, человеческого рода, их видов и представителей последних;
3) социально-технологического мира, их компонентов и институтов.
Очевидно, что по отношению к управлению как свойству Универсума потенциалы Человека, социально-технологического мира соответственно вторичны и третичны.
Несомненна научная и практическая значимость потенциалов рассматриваемого управления для создания Стратегии развития РФ в новом столетии. Очевидна полезность интерпретации управления как свойства Универсума в качестве шестой особенности создания Стратегии развития РФ в XXI веке.
Как мы знаем, стремительная смена основных процессов в мировом сообществе в течение двух-пяти лет привела к тому, что настоящее стало краткосрочным. Этот факт вызвал переход к триаде «программное прошлое <—> краткосрочное настоящее <—> программное будущее» и к первичности умопостигаемого мира, потенциалы которого задают становление, развитие и функционирование чувственного мира.
Раскрытие первичности умопостигаемого мира по отношению к чувственному миру позволяет нам именовать ее седьмой особенностью Стратегии развития РФ.
Рассмотрим четвертый архетип Универсума. Его анализ спустя два года после публикации монографии [11] привел нас к мысли сущностно дополнить его. Космос оказал влияние не только на молодежь как вид родового человека, но и на поколение золотого возраста, нацеленного на обновление традиций. Отметим, что личность конкретного человека обладает не только способностью опосредованно познавать Космос, но и непосредственно путешествовать по нему, выходя из тела и возвращаясь в него [13].
В квантовой физике прошлое и будущее непосредственно связаны друг с другом, ибо прошлое движется в сторону будущего, а будущее в сторону прошлого [3, с. 28]. Это свойство весьма необычно отобразилось в программах женщин и мужчин, глубинно связанных семейными узами. У представительниц прекрасного пола стали ведущими программы прошлого, задающие быстрое принятие решений в процессе воспитания, обучения и социализации детей. Программы будущего, нацеленные на защиту семьи от внешних воздействий и на прогнозирование ее развития, оказались ведущими у мужчин.
Развернутое изложение первичности Космоса по отношению Человеку указывает на правомерность ее интерпретации как восьмой особенности Стратегии развития РФ.
Обратимся к первичности Природы и вторичности Человека как пятого архетипа Универсума. Человечество, а затем феноменологическая наука не смогли ее сущностно осознать и оценить. Под влиянием глобального кризиса капиталистической рыночной экономики наступил кризис Природы как составной части всеобщего кризиса Универсума. Первичность Природы и вторичность Человека должны стать исходным моментом возрождения Природы в России. Эта благородная цель должна быть представлена в соответствующей программе, включенной в Стратегию развития РФ. В этом деянии состоит ее девятая особенность.
Особую значимость для творческого и продуктивного развития России представляет первичность Человека и вторичность социально-технологического мира, его институтов как шестой архетип Универсума. Феноменологическая наука, политические и экономические элиты РФ, принимая во внимание конкретного человека как явление, не
1 Развитие видов человеческого рода в России в XXI веке мы рассмотрим после того, как будут раскрыты проблемы формирования сверхсложной системы управления в России.
смогли, как мы знаем, выявить и осознать позитивные и негативные потенциалы Homo, раскрытые метафизической методологией. Отметим, что он одновременно является
♦ посредником между Космосом и Природой;
♦ творцом искусства, культуры, литературы и науки, пронизанных программами Духовного метафизического начала;
♦ созидателем социально-технологического мира;
♦ ниспровергателем духовно-нравственных потенциалов мирового сообщества;
♦ разрушителем Природы, социально-технологического мира.
Подчеркнем, что социально-технологический мир обладает позитивными и негативными потенциалами субъекта нашего исследования. Поэтому создателям Стратегии развития РФ придется уделить особое внимание данному архетипу Универсума. Десятая ее особенность заключается в решении этой проблемы.
Первичность Человека и вторичность социально-технологического мира указали нам на то, что Homo априорно первичен и система власти вторична. Об этом говорит цепочка «семья как вид человеческого рода <—> род <—> община <-- > племя <-- > общественное самоуправление», характерная для завершающего этапа первобытного общества.
Появление и развитие государств, представлявших и представляющих соответствующие рабовладельческие, феодальные и капиталистические экономические формации, содействовало возникновению следующих видов человеческого рода:
1) по этническому признаку: этносы, народы, нации;
2) по профессиональному признаку: профессиональные группы;
3) по конфессиональному признаку: конфессиональные группы и религии;
4) по общественно экономическому признаку: классы, слои (страты) [11, с. 73-83].
Рассмотрим вид человеческого рода по четвертому признаку. Политические элиты, представляющие высший класс, формируют государственные структуры, осуществляющие реализацию его интересов. Интересы иных классов и слоев рассматриваемого вида, а также других видов человеческого рода учитываются во вторую и третью очередь.
История функционирования государств указывает на постоянное развязывание войн с момента образования рабовладельческого строя.
Приложим архетипы Духовного начала к этим типам государств. Государственному управлению и государству как его основной форме априорно присущи два архетипа:
- эгоистическое и эстетическое начала (ведущий архетип);
- альтруистическое и этическое начало (архетип, максимально содействующий ведущему архетипу) [10, с. 136].
Однако представленный выше материал свидетельствует о том, что для государственного управления капиталистических стран характерна гиперболизация эгоистического начала. В пользу этого утверждения говорит глобальный кризис Универсума и кризис Универсума нашей планеты.
Став в 2018 году ведущей военной державой в мире, РФ получила возможность приступить к сущностному обновлению власти с учетом противоречивой природы Человека, обладающего потенциалами духовной и анти-духовной сфер. В этой связи нами было установлена необходимость формирования сверхсложной системы власти в РФ, состоящей из государственного управления «сверху вниз» и общественного самоуправления «снизу вверх», которому присущи два архетипа:
■ альтруистическое и этическое начала (ведущая пара);
■ эгоистическое и эстетическое начала (максимально содействующая ведущей паре решать поставленные задачи) [11, с. 137].
Полученные результаты не только подтверждают первичность Человека, задающего позитивную и негативную направленность социально-технологического мира, но и указывают на полезность синтеза государственного управления и общественного самоуправления, сводящего к минимуму проявление программ анти-духовной сферы в их деятельности. Обобщенное представление указанных выше результатов в Стратегии развития РФ в новом столетии являют собой ее одиннадцатую особенность.
Из первичности Homo и вторичности социально-технологического мира следует первичность Человека, вторичность реального сектора и третичность финансового сектора экономики [8, с. 122]. Однако в развитых странах Запада, в особенности в США, существует мощная антиномия между реальным сектором, в котором появились индикаторы новой экономической формации, и финансовым сектором экономики, который вместе с военно-промышленным комплексом и рядом транснациональных компаний задает внутреннюю и внешнюю политику этой страны.
В России весьма слабо развит средний и малый бизнес. Поэтому тон в развитии экономики задают большой бизнес и финансовый сектор. В 90-е годы в нашей стране стал развиваться вульгарный западный капитализм, основанный на присвающем способе хозяйствования.
Создание новой системы власти, основанной на синтезе государственного управления и общественного самоуправления, непременно будет содействовать
1) реализации первичности Homo, вторичности реального сектора и третичности финансового сектора;
2) формированию новой человеко-и-личностно-ориентированной общественно-экономической формации на основе планово-рыночной смешанной экономики, которая будет системно развиваться благодаря продуманному партнерству между представителями сверхсложной системой управления, бизнеса и общества;
3) верховенству производящего способа хозяйствования;
4) использования в реальном секторе экономики в качестве ведущего такого архетипа Духовного начала, как альтруистическое и этическое начала, которому будет максимально содействовать эгоистическое и эстетическое начала [10, с. 140-144].
Раскрыв первичность Человека, вторичность реального сектора и третичность финансового сектора экономики, мы обосновали тенденцию формирования новой человеко-и-личностно-ориентированной общественно-экономической формации на основе планово-рыночной смешанной экономики, субъектами которой являются представители сверхсложной системы управления, бизнеса и общества.
Обобщенный вариант рассмотренных выше результатов, полученных на основе интегральной методологии, полезно представить в Стратегии развитии РФ. В этом случае его полезно рассматривать как ее двенадцатую особенность.
Итак, нами были раскрыты двенадцать особенностей создания Стратегии развития РФ в XXI веке на основе архетипов Духовного начала и архетипов Универсума Земли, адаптированных к сверхсложной противоречивой природе Человека в первую очередь как посредника между Космосом и Природой и создателя социально-технологического мира. Первичность Человека и вторичность социально-технологического мира открывают небывалые возможности создания новой России ее гражданами.
Список литературы
1. Восточная аналитика. Сценарии и тренды развития стран Востока. Ежегодник 2013. - М.: Институт востоковедения РАН, 2014. -176 с.
2. Глазьев С.Ю. Какая идеология поднимет Россию? // Завтра. - М., 2018. - 9 января. - http://zavtra.ru/blogs/kakaya_ideologiya_ podnimet_rossiyu
3. Левин А. Будущее в прошлом // Популярная механика. 2012. - № 10. - С. 58-59.
4. Петухов Ю.Д. Русы великой Скифии / Ю.Д. Петухов, Н.И.Васильева. - М.: Вече, 2008. - 416 с.
5. Сколько войн развязали США за свою историю. - http://www.news-usa.ru/skolko-vojn-razvyazali-ssha-za-svoyu-istoriyu.html
6. Узилевский Г.Я. Истоки и особенности метафизической трансрациональной методологии научных исследований // Человек и управление нравственно-ориентированным развитием социальных институтов. - Орел, 2010. - С. 17-41.
7. Узилевский Г.Я. О трансформации метафизической методологии [в интегральную трансрациональную методологию научных исследований] // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. -№ 2. - С. 90-101. (Международный электронный журнал: www.cesi-journal).
8. Узилевский Г.Я. Об истоках и детерминантах стратегии развития России в XXI веке в свете интегральной методологии научных исследований // Россия: Тенденции и перспективы развития. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - Вып. 13, ч. 1. - С. 120-125.
9. Узилевский Г.Я. Позитивные и негативные потенциалы Homo, результаты третьей научно-технической революции и будущее России // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. - Вып. 8, № 1. - С. 96-111. (Международный электронный журнал: www.cesi-journal).
10. Узилевский Г.Я. Результаты третьей научно-технической революции и будущее России // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. - Вып. 8, № 2. - С. 126-149. (Международный электронный журнал: www.cesi-journal).
11. Узилевский Г.Я. Человек, третья научно-техническая революция и природа управления. - Орел: Изд-во Орловского филиала РАНХиГС, 2016. - 364 с. (см. сайт Г.Я. Узилевского).
12. Узилевский Г.Я. Человеческий род и индивид в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел: ОРАГС, 2007. - 328 с.
13. Goswami At. Physics of the Soul. The Quantum Book of Living, Dying, Reincarnation and Immortality. - Charlottesville (VA): Hampton Roads Publishing Company, 2013. - 304 p.
14. Weizsacker von E.U. Come on. Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet - a Report of the Club of Rome. / E.U. Weizsacker, A. Wijkman. - N.-Y.: Springer Science + Business Media LLC, 201 7. - 232 p.