УДК 39:779
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ С АНАЛОГОВЫМИ пОЛЕВЫМИ ФОТОМАТЕРИАЛАМИ
этнографического содержания
© Р.Х. Исламова,
Институт истории, языка и литературы,
Уфимский федеральный
исследовательский центр РАН,
проспект Октября, 71,
450054, г. Уфа,
Российская Федерация,
эл. почта: [email protected]
В статье освещаются некоторые моменты работы с аналоговыми полевыми фотоматериалами, анализируются основные методы исследования с фотоколлекциями этнографического характера.
Целью данного исследования является изучение методов работы с этнографическими фотоматериалами, которое связано с развитием исследований в Волго-Уральском регионе.
Изначально объектами фотографирования были человек и его деятельность. Все вокруг зримо, видимо, представлено в образах, а значит, доступно визуальной фиксации. Действительно, фотография, классическая или цифровая, легко выделяется среди всех других визуальных представлений по технике создания. Следовательно, изучение фотоколлекций, прежде всего, связано с комплектацией, учетом и хранением данных, а также систематизацией и разработкой принципов каталогизации и ти-пологизации фотоматериалов.
Одной из важнейших задач при полевых условиях является сбор полной и достоверной информации о том или ином материале. То есть в момент сбора фиксируется блок сведений о предмете, отвечающих на вопросы кто, где, когда, из чего и как был изготовлен данный предмет. Очевидно, что сведения о предмете, выявленные в ходе полевой работы, позволяют определить существенные признаки материалов как этнографического источника.
Таким образом, объектом данного исследования являются коллекции фототеки Отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН, где фотография представляет собой важнейший уникальный этнографический источник. Нужно подчеркнуть, что приобретая что-то новое, визуальное, в этнографии, наряду с другими гуманитарными науками, используются новейшие технологии фиксации и сохранения изображений.
Ключевые слова: полевые фотоматериалы, фотоколлекция, фототека, этнография, этнографическая фотография, описание фотоколлекций, учет и хранение коллекций, каталогизация, фотофиксация
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 27, № 2(90)
© R.H. Islamova
ON SOME SPECIAL FEATURES IN WORKING WITH ANALOGUE PHOTOGRAPHIC MATERIALS OF ETHNOGRAPHIC CONTENT
Institute of History, Language and Literature,
Federal Ufa Research Centre, Russian Academy of Sciences, 71, prospekt Oktyabrya, 450054, Ufa, Russian Federation, е-mail: [email protected]
The article highlights some aspects in working with analogue field photographic materials and analyzes main research methods and techniques with the use of ethnographic photo collections.
The purpose of this article is to study the methods for working with ethnographic photo materials which is associated with wider investigations carried out in the Volga-Ural region.
Initially, the subject of photography was a person and his/her activities. Everything around us that is done by people can be seen and represented as an image, so that it is possible to have it visually fixed. Indeed, photo, whether traditional or digital, is easily distinguished from all other visual representations by the approach to its creation. Therefore, studies on photo collections imply primarily data acquisition, registration and storage along with systematization and the development of catalogization and typologization principles related to photo materials.
One of the major tasks under field conditions is to collect complete and reliable information about this or that material. This means that when collecting one should record a data block on the item answering the questions: who made this item, where, when, how and out of what. Obviously, data on the item revealed by field inquiries allow defining essential characteristics of the materials as an ethnographic source.
Thus, this research is focused on the photo collection in the Department of Ethnology of the Institute of History, Language and Literature (Ufa Scientific Centre, RAS) where photos represent a uniquely informative ethnographic source. It should be emphasized that getting something visually new ethnology, like other humanities, employs the latest know-hows to have and preserve images.
Key words: field photographic materials, photo collection, ethnography, ethnographic photo, description of photo collections, registration and storage of collections, catalogization, photo fixation
В отечественной историографии к исследованию фотографии как этнографического источника обращались нечасто. Но, несмотря на это, изучение аналоговых полевых этнографических фотоколлекций приобрело популярность в последние десятилетия. Это связано как с развитием исследований в области визуальной антропологии, так и с ростом интереса к фотонаследию, накопленному за годы существования фотографии [1, с. 309].
3
Понятие аналоговая фотоколлекция (курсив мой - Р.И.) - это форма полевых этнографических материалов, которая включает в себя следующее: полевые записи исследователей (тетради и дневники), чертежи на листах бумаги, фотопленки, магнитофонные пленки и аудиокассеты, использованные во время беседы с информаторами, документы местных архивов и некоторые вещевые экспонаты, которые были отданы в дар или
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 27, № 2(90)
А
о НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ С АНАЛОГОВЫМИ ПОЛЕВЫМИ ФОТОМАТЕРИАЛАМИ
куплены исследователем [2, с. 323-330]. Фактически данные виды полевых материалов могут быть музейными или архивными предметами, которые по своему содержанию выступают ценным и уникальным этнографическим источником.
Для определения этнографического предмета необходим следующий набор признаков: форма, материал, способ изготовления, орнамент. Следовательно, к ним следует относить: а) вещественные - предметы жилища, убранства интерьеров, одежды, предметы культа, народного искусства; б) письменные - книги, законодательные акты; в) изобразительные - негативы, фотографии, различные документальные и архитектурные зарисовки [3, с. 9].
Также изучение данных этнографических материалов, прежде всего, связано с задачами комплектования, учета и хранения, разработкой принципов научного описания и каталогизации источников этнографической науки. Их исследование осуществляется с помощью различных приемов и методик, таких как классификация и систематизация предметов и их типологизация.
Отметим, что среди хранилищ этнографических материалов, наряду со специализированными музеями, также огромный научный и практический интерес представляют различные этнографические коллекции, сосредоточенные в региональных учреждениях, в том числе, и в научных. Следовательно, этнографические исследования в Институте истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (далее - ИИЯЛ УФИЦ РАН), в то время ИИЯЛ БФАН СССР, начались с конца 50-х гг. XX столетия. Изначально, с 1958 г по 1960-е гг. учеными Института проводились экспедиции, в основном, с архитектурным уклоном. Они, в свою очередь, получили название «Этнографические экспедиции архитектурного характера Института истории, языка и литературы БФАН» [4].
Во время этнографических экспедиций исследователи использовали различные методы работы, которые отражали непосредственные этнографические наблюдения за образом жизни населения, обычаями и обрядами, беседы с местными жителями, изучение предметов материальной и духовной культуры по современным и сохранившимся старинным образцам, поиски старых рукописей, а также фиксации результатов бесед и наблюдений, фотографирование предметов и явлений, характерных для культуры и быта обследуемого населения и др. Также в ходе полевых работ исследователи делали зарисовки в своих дневниках или на бумаге (Н.В. Бикбулатов, М.Г. Муллагулов и др.). Зарисовки наглядно показывают устройство орудий труда, принцип и характер взаимодействия их частей, также позволяют зафиксировать основные элементы орнаментов, росписей, цветовые соотношения узоров.
Такие же приемы фиксации этнографических материалов, как фотографирование и киносъемка, имеют особое значение при изучении традиционной культуры и общественного быта народов. Если в ходе полевой работы исследователь использовал фотоаппарат, то по окончании экспедиции все фотопленки проявляются, производятся отпечатки снимков, а пленки упаковываются в специальные конверты. Отпечатки, систематизированные по разделам темы и снабженные пояснительными записями на паспортах, поступают в фототеку. С самого начала при систематизации и дальнейшей работы с фотографиями следует ориентироваться на результаты научных исследований.
В первые годы командировок, ученым-этнографам каждый раз приходилось брать с собой в экспедицию фотоаппараты и самим делать снимки. К каждому фотокадру относились очень бережно и обязательно снабжали его описанием.
Интересен тот факт, что сначала использовался только контактный способ фотопечати,
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2018, том 27, № 2(90) |||||||||||||||||||||||||| 11111111ЕИ
т. е. размеры фотоотпечатков строго соответствовали размерам негативов. В конце XIX в. был изобретен увеличитель, который дал возможность делать фотографии значительно больше негатива. Одновременно улучшилось и качество пленочных негативов. Это позволило значительно уменьшить их размеры и перейти от одиночных негативов к фотопленкам. Затем появились и специальные фотоаппараты, работающие на фотопленках и которые позволили делать несколько серий фотоснимков.
В 1930-1960-х гг. начали использоваться нитратные фотопленки, но они были опасны для долгого хранения из-за возможности их самовозгорания. Но в 60-х гг. XX в. они были заменены более надежными ацетатными фотопленками.
Таким образом, в техническом аспекте фотография прошла сложный и тернистый путь развития.
Как известно, изначально первые негативы были бумажными. Уже в конце XIX в. широко начали использоваться черно-белые стеклянные негативы, в результате чего их качество значительно улучшилось. Сам процесс фотосъемки осуществлялся довольно медленно, т. к. перед каждым фотоснимком в фотоаппарат закладывался новый стеклянный негатив. В XX в. происходит отказ от таких тяжелых стеклянных негативов, и они заменяются пленочными негативами, которые по размерам были равны стеклянным.
Отметим, что в конце XX-XXI в. количество стеклянных негативов, которые брали с собой в экспедицию, было крайне ограниченным из-за их тяжести.
Постепенно среди сотрудников Института начали появляться профессиональные художники и фотографы. Они, наряду с этнографами, выезжали в различные экспедиции.
Так, например, с конца 70-х гг. в Институте истории, языка и литературы УФИЦ РАН работает Т.К. Сурина. С ее деятельностью связаны фотосъемки в многочисленных
этнографических, археологических и фольклорных экспедициях, пополнение фотоархива ИИЯЛ УФИЦ РАН. Ей посчастливилось работать с такими известными учеными, корифеями башкирской этнографии и антропологии, как Р.Г. Кузеев, Н.В. Бикбулатов, С.Н. Шитова, Р.М. Юсупов, Ф.Ф. Фатыхова, Л.И. Нагаева, М.Г. Муллагулов, М.В. Мурза-булатов и др.
За все время своей работы в экспедициях она использовала разные фотоаппараты, начиная от «Зенита», широкоформатного «Киева», «Горизонта» до современных зеркальных цифровых фотоаппаратов.
На сегодняшний день фотолаборатория Института переоснащена современным профессиональным оборудованием, что улучшает качество снимков и облегчает работу специалиста. Но все же, как подчеркивает сама Татьяна Константиновна, цифровой формат фотопечати не может передать те чувства, ту энергетику, которые присутствуют при классическом «мокром» процессе, поскольку профессионал при фотопечати к каждой пленке и снимку применяет особый подход.
Таким образом, материалы, поступившие в фототеку, тщательно архивировались, где указывается порядковый номер, номер фотокадра, описание фотокадра, год экспедиции и фамилия, имя, отчество собирателя и др. информация для дальнейшего использования. Фотоматериалы, собранные по данной методике, представляют собой научную фотографию (курсив мой - Р.И.). Она создается целенаправленно как исследовательский источник и специальная иллюстрация этнографических данных [5, с. 38-39].
На сегодняшний день фотоматериалы, хранящиеся в фототеке Отдела этнологии Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН, в целом сохранились довольно хорошо. Тем не менее, негативные фотопленки и фотографии, сделанные в конце 1950-х гг., содержат некоторые недостатки в техническом плане. Сегодня ведутся работы по улуч-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 27, № 2(90) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
шению качества данных фотодокументов с помощью оцифровки. К примеру, в 2016 г. в результате сканирования большого количества фотоколлекций, где можно рассмотреть и изучить приемы и способы декоративной отделки различных материалов - дерева, металла, камня, кожи, шерсти, растительного волокна и т. д., которые характеризуют ковроделие и узорное ткачество, различные виды вышивки, аппликацию, ювелирное дело, художественную обработку кожи, резьбу по дереву и т. д. (на основе фотоматериалов фототеки Отдела этнологии), мы создали электронную базу данных и начали их размещение на сайте ИИЯЛ УФИЦ РАН (электронный каталог можно найти по следующей ссылке http://rihll.com/. Далее находим раздел «Мультимедия», там же имеется подраздел «Фототека Отдела этнологии ИИЯЛ УФИЦ РАН»). Так, для сканирования фотографий было использовано программное обеспечение сканера «Epson Perfection 3490 PHOTO» с дальнейшим сохранением полученной копии в файл формата «JPEG».
Следующий этап - это контроль результатов сканирования, т. е. отсканированные фотодокументы сверяем с оригиналом.
Далее было отсканировано и обработано более 5 тыс. фотоколлекций, а также их перенос на цифровой формат с последующим хранением в устройствах с оперативным хранением информации.
Работы по сохранению и представлению культурно-исторического наследия средствами информационных технологий ведутся и в России, и за рубежом. Например, впечатляющие представления артефактов и коллекций выполнены Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (http://www. kunstkamera.ru), где запечатлены уникальные научные фотоколлекции, отражающие важные и памятные события жизни разных народов мира, их поступки и эмоции и т. д.
В целом, для введения в научный оборот широкого круга этнографических и исторических источников необходимо формирова-
Ок»р Археологии, »ткографки к искусит*« УИИЯЛ АН СССР
Рис. 1. В таком варианте хранятся снимки в фототеке. Все необходимые сведения о предметах и явлениях, представленных на снимках, должны содержаться на паспортах
Рис. 2. Лошадь в упряжке. Этнографическая экспедиция 1970 г. д. Игенче Аургазинского района БАССР. Ф-1059/70; Н-211/70; К-4. Собиратель -Илимбетов Ф.Ф.
ние специализированного информационно-коммуникативного пространства.
Это расширит сферу приложения информационных технологий как средства визуализации артефактов, удобной среды для работы с архивными и музейными материалами.
В начале XXI в. в эпоху использования цифровой фототехники этнографы столкнулись с двумя проблемами: во-первых, резко возросло количество цифровых фотокадров
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2018, том 27, № 2(90) llllllllllllllllllllllllllIllllllliU
по сравнению с аналоговыми фотоснимками. Например, если раньше собиратель привозил с поля несколько фотопленок, это примерно 90-100 фотокадров, которые он успевал описывать в своем дневнике, то сегодня собиратель привозит из экспедиции на флеш-карте или на внешнем диске более 1000 цифровых фотоснимков, которые он просто не успевает описывать; во-вторых, это свобода оперирования цифровыми фотокадрами. Если раньше исследователь физически не мог передвинуть кадры на фотопленке, т. е. уйти от исходного порядка, то сейчас собиратель как угодно может раскладывать фотокадры по папкам с краткими надписями, которые понятны только ему самому. Такие фотокадры автоматически нумеруются, их можно разложить по папкам, но, как правило, они не имеют описаний. Очевидно, что только сам собиратель может пользоваться этими фотофайлами. В случае ухода из жизни собирателя фотокадры теряют свою значимость как источники, т. к. никто кроме него не может сказать, что на них снято, где и когда. Поэтому важны любые дополнительные сведения о коллекции и собирателе.
Рис. 3. Тканое черное платье с бранным узором. Этнографическая экспедиция 1965 г.; д. Кузеево Бураев-ского района БАССР Собиратель - Шитова С.Н.
■ " . Л *
Рис. 4. Головной убор марийцев - акай, халат -(на башкирском языке - «елэн»). Этнографическая экспедиция 1965 г. д. Юва Красноуфимского района Свердловской области. Собиратель -Бикбулатов Н.В.
Рис. 5. Процесс изготовления амулета от наговоров (на башкирском языке «Тел-теш кыркыу»)
Как уже отмечалось, фотоматериалы конца XIX-XX в. имеют описания в полной
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2018, том 27, № 2(90) |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 6. Детский амулет из медвежьего когтя и монет; на башкирском языке - «БетеY». Этнографическая экспедиция 2013 г. Бурзянский район РБ, д. Абдулмамбетово. Собиратели - Абсалямо-ва Ю.А., Алламуратова Л.Х. Фотограф - Абсаля-мова Ю.А.
или краткой форме [6, с. 58]. Первичные описания фотоматериалов, сделанные самим собирателем, представляют важный и ценный этнографический источник. Это объясняется тем, что фотокадры довольно часто имеют многозначный характер по своему содержанию. Так, например, на фотографиях, хранящихся в фототеке Отдела этнологии ИИЯЛ УФИЦ РАН, запечатлены жилища и поселе-
ния, одежда и украшения, утварь и посуда, ключевые моменты народных праздников и различных обрядов, традиций, орудия труда и другие.
Таким образом, уже с конца XIX в. и по сей день, с того момента, как технический уровень фотопроцесса это позволил, этнографы стали применять различные технические средства: фотоаппараты, диктофоны, кино- и видеокамеры в этнографических экспедициях. Но при этом надо учитывать, что фотографии, видеопленки не выдерживают длительного хранения, хотя срок их сохранности можно продлить при наличии определенных условий.
В целом, этнографическая фотография характеризует особенности бытования этнографических предметов в определенное время и связанные с ними обстоятельства их сбора [7, с. 125]. Следовательно, процесс формирования коллекций этнографической фотографии рассматривается в контексте культурно-исторического процесса, главным участником которого выступает ученый-этнограф.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Толмачева Е.Б. Первые фотоколлекции МАЭ. Собрания И.С. Полякова как отражение общей истории формирования фотофонда // Иллюстративные коллекции Кунсткамеры. (Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера): сб. статей. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2014. С. 309.
2. Ушаков Н.В. Методические аспекты работы с аналоговыми и цифровыми полевыми фотоматериалами как этнографическим источни-ком//Иллюстративные коллекции Кунсткамеры (Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); сб. статей. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2014. С. 323-330.
3. Создание экспозиции по традиционной этнографии: методические рекомендации/сост. Л.А. Фотий. Л., 1989. 36 с.
...........ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' о
4. Научный архив Уфимского научного центра Российской академии наук. Ф. 3. Оп. 1. Д. 680. Ед. хр. № 299.
5. Толмачева Е.Б. Методология изучения фотографии с этнографическим содержанием// Фотография. Изображение. Документ. 2010. № 1 (1). С. 38-39.
6. Псянчин А.В., Исламова Р.Х. Изучение, классификация и хранение фотоколлекций (на примере фототеки отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук)//Пробле-мы востоковедения. 2016. № 4 (74). С. 58.
7. Степанова Л.Б. Авторская художественная и этнографическая фотография Якутской области в конце Х1Х-начале XX веков (из фондов Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского)//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 85. С. 125.
8, том 27, № 2(90) 1111111111111111111111111111111111Е9
R E F E R E N C E S
1. Tolmacheva E.B. Pervye fotokollektsii MAE. So-braniya I.S. Polyakova kak otrazhenie obshchey istorii formirovaniya fotofonda [The first photo collections of the Museum of Anthropology and Ethnography. I.S. Polyakov's collection as a reflection of the general history of the formation of photo stock]. Illyustrativnye kollektsii Kunst-kamery [Illustrative collections in Kunstkamera]. Collected papers. St. Petersburg, MAE RAN, 2014, pp. 309. (In Russian).
2. Ushakov N.V. Metodicheskie aspekty raboty s analogovymi i tsifrovymi polevymi fotomaterialami kak etnograficheskim istochnikom [Methodological aspects in working with analogue and digital field photo materials as an ethnographic source]. Illyustrativnye kollektsii Kunstkameryn [Illustrative collections in Kunstkamera]. Collected papers. St. Petersburg, MAE RAN, 2014, pp. 323-330. (In Russian).
3. Sozdanie ekspositsii po traditsionnoy etnografii [Arrangement of an exposition on traditional ethnography]. Leningrad, 1989. 36 p. (In Russian).
4. Nauchnyy arkhiv Ufimskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. [Scientific Archive of the Ufa Scientific Centre, Russian Academy of Sciences]. Fond 3, opis 1, delo 680, edinitsa khraneniya, 299.
5. Tolmacheva E.B. Metodologiya izucheniya foto-grafii s etnograficheskim soderzhaniem [Methods for studying photography with ethnographic
content]. Fotografiya. Izobrazhenie. Dokument -Photography. Image. Document, January, 2010, no. 1. pp. 38-39. (In Russian).
6. Psyanchin A.V., Islamova R.Kh. Izuchenie, klas-sifikatsiya i khranenie fotokollektsiy (na primere fototeki otdela etnologii Instituta istorii, yazyka i literatury Ufimskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk) [Study, classification and storage of photo collections (a case of the photo archive of the Ethnology Department of the Institute of History, Language and Literature, Ufa Scientific Centre, Russian Academy of Sciences)]. Problemy vostokovedeniya - Problems of Oriental Studies, December, 2016, no. 4 (74), pp. 58. (In Russian).
7. Stepanova L.B. Avtorskaya khudozhestvenna-ya i etnograficheskaya fotografiya Yakutskoy oblasti v kontse XIX-nachale XX vekov (iz fon-dov Yakutskogo gosudarstvennogo obyedinen-nogo museya istorii i kultury narodov Severa im. E. Yaroslavskogo) [Author's artistic and ethnographic photos of the Yakutsk region in the late 19th and early 20th centuries (from the collections of the E. Yaroslavsky Yakutsk State United Museum of History and Culture of the Peoples of the North)]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena - Bulletin of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, 2008, no. 5, pp. 125. (In Russian).
...........BECTHMK AKAAEMMM HAyK PB /
2018, TOM 27, № 2(90)