Научная статья на тему 'О некоторых особенностях отклонений в окраске оперения у диких птиц'

О некоторых особенностях отклонений в окраске оперения у диких птиц Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
555
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях отклонений в окраске оперения у диких птиц»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1692: 5498-5507

О некоторых особенностях отклонений в окраске оперения у диких птиц

В.Н.Дворянов

Владимир Николаевич Дворянов. Общество любителей птиц «Ремез». Алматы, Казахстан. E-mail: dvorianov36052@mail.ru

Поступила в редакцию 14 октября 2018

Весной я приобрёл на Птичьем рынке Алматы одного из двух зябликов Fringilla coelebs с необычной окраской плечевых пятен — жёлтой, а не белой. В опубликованной заметке (Дворянов 2018) я предположил, что эта особь с необычной окраской плечевых пятен является гибридом зяблика и юрка Fringilla montifringilla. В августе у зяблика началась линька, и жёлтые перья сменились на обычные белые. Таким образом, гибридное происхождение этой птицы не подтвердилось, поскольку гибридные признаки сохраняются у птиц и после линьки. Я не исключаю искусственное происхождение этих жёлтых пятен, например, для маркировки с целью наблюдения за молодыми птицами в природе, но считаю это маловероятным, поскольку жёлтый рисунок выглядел таким же тонким и сложным, как на поперечной светлой полосе развёрнутого крыла этого зяблика. К сожалению, весной я не догадался сделать подобный макроснимок развёрнутого крыла, уверовав в гибридность и неизменяемость необычного оперения. А ведь такой снимок вполне мог бы в данном случае подтвердить или опровергнуть искусственное происхождение окраски перьев. Вряд ли кто будет заниматься микроскопическими художественными изысками, чтобы просто пометить птицу. Версия о какой-то особой мутации или изменении количества пигментов в оперении этого зяблика не подходит по той причине, что генетически обусловленные признаки сохраняются и после линьки.

Можно ещё предположить, что в данном случае мы имеем дело с реликтовыми проявлениями, которые изредка появляются в оперении молодых птиц и исчезают после первой линьки. Желтоплечий зяблик весной был первогодком. Это подтверждают серые заострённые рулевые перья в центре хвоста. Их у зяблика 11 сентября было 4, а к середине месяца ещё оставалось два. Плечевые перья юрка, ближайшего родственника зяблика, окрашены весной в яркий оранжево-охристый цвет с небольшим добавлением белых перьев, что позволяет предположить наличие плечевых желтовато-охристых или оранжево-охристых перьев и у общего предка этих двух близких видов. Смущает только одно — слишком яркий был цвет пятен у зябликов. Обычно реликто-

вые цвета приглушенные и выглядят как чуть заметный цветовой налёт, хотя бывают и исключения.

14 августа 2003 я, занимаясь в Аксайском ущелье недалеко от Ал-маты кольцеванием птиц, поймал двух молодых белых лазоревок Parus cyanus с явными признаками желтизны на груди и на боках возле ног. Одна из них была окольцована (F 022633) и выпущена. Другая лазоревка жила у меня дома. Осенью, когда она стала менять оперение на взрослый наряд, желтизна исчезла*. Первоначально я принял этих лазоревок за гибридов белой лазоревки с желтогрудым князьком Parus flavipectus. Хотя было непонятно, как могла образоваться межвидовая пара, если желтогрудые князьки в окрестностях Алматы — очень редкий залётный вид, ближайшее место гнездования которого расположено примерно в 300 км к юго-западу от Алматы. Исчезновение желтизны после линьки тоже ясности не внесло. Всё прояснилось, когда я прочитал в книге «Певчие птицы» (Симкин 1990) упоминание о редких находках таких желтовато-белых молодых лазоревок: «На тесную эволюционную связь этого подвида P. c. tianshanicus (тяньшан-ский подвид белой лазоревки) с желтогрудой лазоревкой указывает и тот факт, что у некоторых молодых князьков на груди и брюшке встречается бледно-желтоватый налёт».

В том, что необычный цветовой налёт может иметь древнее, реликтовое происхождение, я ещё раз недавно убедился, фотографируя в августе-сентябре молодых полевых воробьёв Passer montanus на даче. Этот дачный участок расположен на западной стороне Талгарских дач возле БАКа (Большого Алматинского канала), примерно в 30 км к востоку от Алматы. На кормовой площадке возле скрадка собирались до 20-30 полевых воробьёв, в основном первогодков. Домовых воробьёв Passer domesticus на дачах возле канала нет. Во всяком случае, я не видел ни одного уже много лет, хотя в 19701980-е годы они тут гнездились и были обычны. А на расположенные в пределах километра от дачи пустыри, заросшие полынью, коноплёй и прочим разнотравьем, во второй половине лета домовые воробьи прилетают кормиться сотенными стаями, но на дачах, занятых полевыми воробьями, не появляются. Так что основными моими дачными фото-трофеями были полевые воробьи и малые горлицы Streptopelia senegalensis.

Разглядывая на мониторе полученные снимки, я обратил внимание, что у многих молодых воробьёв имеются на темени и на лбу сероватые пятна различной формы. А у некоторых этот сероватый налёт на коричневой шапочке был в виде широкой ровной полосы. В результате рисунок верха головы получался такой же, как у самцов домовых воробьёв (рис. 1, воробей внизу слева). Надо сказать, вариации окраски

* О поимке необычных князьков было сообщено в газете «Remez» (№ 4, апрель 2006 г.). Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1692

5499

Рис. 1 (слева). Внизу слева молодой полевой воробей Passer montanus с широкой серой полосой на голове. Вверху взрослый полевой воробей с признаками меланизма. Талгарские дачи, Талгарский район Алматинской области. 9 августа 2018. Фото автора. Рис. 2 (справа). Молодые полевые воробьи Passer montanus с необычной окраской верха головы. Внизу справа особь с осветлённой рыжевато-бурой головой, внизу слева и вверху справа — с серым реликтовым налётом. Талгарские дачи, Алматинская область. 30 августа 2018. Фото автора.

Рис. 3 (слева). Молодой самец полевого воробья Passer montanus с очень насыщенным серым налётом на голове и, возможно, с повышенным меланизмом. Талгарские дачи, Алматинская область.

30 августа 2018. Фото автора.

Рис. 4 (справа). Молодая самка полевого воробья Passer montanus, предположительно, с признаками атавизма в виде светлых бровей, как у самок домового воробья Passer domesticus. Талгарские дачи, Алматинская область. 11 августа 2018. Фото автора.

головы у дачных воробьёв оказались довольно разнообразными. На том же снимке старый воробей вверху явный меланист с чересчур большим количеством коричневого и чёрного пигмента на голове и шее. На рисунке 2 у одного воробья верх головы осветлённый рыжевато-бурый, у другого шапочка бледновато-коричневая. Ещё у двух, как и у многих других с реликтовым налётом на макушке, шапочки красновато-коричневые. Только у одного молодого воробья серый цвет на лбу и темени оказался такой насыщенный и заметный, что его легко можно было принять за гибрид домового воробья с полевым (рис. 3). Но это,

конечно, маловероятно: во-первых, потому что гибриды между полевыми и домовыми воробьями — исключительная редкость, а, во-вторых, если и за пределами Талгарских дач молодые полевые воробьи с реликтовым серым налётом на шапочке такая же обыденность, то и гибридное происхождение хорошо заметного серого пятна на голове или, допустим, яркой светлой брови (рис. 4), встречающиеся у некоторых полевых воробьёв, в июле-сентябре (до окончания постювенальной линьки) должны быть под большим сомнением. Чёрные пятна на груди молодых воробьёв в большинстве случаев тоже признаки не ги-бридности, а повышенного меланизма. Да и возраст у летнего молодняка не соответствует «взрослой» самцовой окраске оперения домового воробья на голове и груди.

Нетипичный цвет в оперении птиц появляется по разным причинам. Например, довольно часто нападение хищника на птицу заканчивается лишь её испугом и потерей нескольких рулевых или маховых перьев. Вскоре у неё на месте утерянных перьев начинают появляться новые. И если в этот момент организм птицы оказывается не готов к выработке необходимых пигментов, то вместо тёмных перьев вырастают почти белые с чуть заметным сероватым оттенком, или сизоватым, как хвост у сороки Pica pica на рисунке 5. Таких птиц нередко относят к «частичным альбиносам», хотя после нормальной линьки свойственный виду цвет перьев у них полностью восстанавливается. У альбиносов и частичных альбиносов их молочно-белый цвет сохраняется всю жизнь и передаётся по наследству, исчезая только в результате поглотительного скрещивания с типично окрашенными партнёрами, а также из-за более частого нападения хищников на таких заметных птиц.

Рис. 5. Сорока Picapica с белым хвостом, предположительно, выросшим вне периода линьки после случайной утраты рулевых. Талгарский район, Алматинская область. 24 апреля 2018. Фото автора.

Рис. 6 (слева). Серая ворона Corvus cornix. Предположительно, мутант, у которого организм производит недостаточное количество эумеланина для маховых и рулевых перьев.

Алматы. 20 февраля 2011. Фото автора.

Рис. 7 (справа). Гибрид серой Corvus cornix и чёрной C. corone ворон.

Алматы. 15 января 2012. Фото автора.

В феврале 2011 года я сфотографировал в Первом микрорайоне Алматы необычную серую ворону Corvus cornix. У неё голова была чёрная, а хвост и крылья тёмно-серые (рис. 6). Обычно гибриды между чёрной Corvus corone orientalis и серой воронами выглядят как нечто среднее: либо серые с заметным превышением чёрного цвета (рис. 7), либо чёрные с относительно небольшим количеством серых перьев. Орнитологи, хорошо изучившие птиц Восточного Казахстана, а там гибридные вороны встречаются зимой гораздо чаще, чем на юго-востоке, знают о серокрылых воронах и относят их к особой, очень редко встречающейся среди ворон форме черноголовых гибридов. Однако гибридное происхождение этой вороны вызывает большие сомнения. Непонятно, как от чёрно-серой и чёрной птицы может получиться осветлённая серая?

Осенью 2013 г. мне удалось сфотографировать недалеко от Талгар-ских дач двух из трёх осветлённых темноголовых птиц. На этот раз это были майны Acridotheres tristis. Две птицы, одну из которых удалось сфотографировать (рис. 8), отличались заметной пестротой перьев от светло-бежевых до темно-коричневых и необычным сочетанием светлых и тёмных тонов. Ещё у одной майны (рис. 9, справа посередине) осветление было более равномерное с сохранением всех тональных пропорций, чем она сильно напоминала черноголовую ворону. Но в данном случае мысль о гибридном происхождении индийских сквор-

цов не возникала, поскольку в гнездовой период майны и обыкновенные скворцы Sturnus vulgaris — непримиримые конкуренты. Более крупные и нагловатые майны, которых привезли в Алма-Ату из Средней Азии в начале 1960-х годов с целью акклиматизации, бесцеремонно изгоняют скворцов из всех скворечников и подходящих для гнездования ниш. В результате некогда обычные в Алма-Ате скворцы сейчас сохранились в очень небольшом числе только по окраинам города. Гораздо меньше их стало в сельской местности. Майны, наоборот, в городах и сёлах Алматинской области теперь стали обычными, а местами даже многочисленными.

Рис. 8 (слева). Необычно окрашенная пёстрая майна Acridotheres tristis..

Талгарский район, Алматинская область. 18 сентября 2013. Фото автора.

Рис. 9 (справа). Справа посередине осветлённая майна Acridotheres tristis. Талгарский район, Алматинская область. 18 сентября 2013. Фото В.Н.Дворянова

Другие родственники майн — розовые скворцы Pastor roseus гнездятся колониями в степной и полупустынной местности. В предгорной зоне культурных ландшафтов, где расположены Талгарские дачи, их в этот период не бывает. Более того, нам известен такой случай: закончившие гнездование и начинавшие кормовые кочёвки розовые скворцы облюбовали недалеко от Алматы усадьбу для постоянного отдыха. Там с ними начали враждовать ещё не закончившие гнездование майны. Используя своё огромное численное превосходство, розовые скворцы отбили атаку и изгнали всех задиристых майн с усадьбы. После чего начали целенаправленно осматривать все щели в строениях и, обнаружив там гнёзда майн, сбрасывать на землю весь гнездовой материал вместе с кладками и птенцами*. При таких межвидовых взаимоотношениях скворцов в гнездовой период необычная расцветка осветлённых молодых майн, встреченных возле Талгарских дач, никак не может быть результатом гибридизации. Скорее всего, это проявление т.н. шизохроизма, как и у описанной выше серой вороны.

* Заметка о разорении гнёзд майн розовыми скворцами опубликована в газете «Remez» (№ 57, март 2016). Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1692 5503

У подавляющего большинства птиц возникшие в процессе эволюции изолирующие механизмы надёжно защищают вид от гибридизации с другими близкими видами. Наглядный пример — полевые и домовые воробьи, которые в Казахстане часто живут рядом друг с другом, образуют смешанные стаи, ведут схожий образ жизни. Тем не менее, гибриды между двумя этими видами, как было сказано выше, встречаются исключительно редко.

Из птиц, встречающихся на территории Казахстана, только у 3-4% видов нередко встречаются гибриды. Почти всех таких гибридов можно встретить во время пролёта и зимовки в окрестностях Алматы. Прилетают они в наши края из мест совместного обитания в гнездовой период — с Алтая и Сибири. На юго-востоке Казахстана сравнительно часто образуют межвидовые пары и гнездятся только различные виды канюков Buteo sp. и синицы большая Parus major и бухарская P. bokha-rensis. Кроме гибридных ворон, в окрестности Алматы прилетают с северо-востока гибридные галки Corvus monedula х C. dauuricus, щеглы Carduelis carduelis х C. caniceps, овсянки Emberiza citrinella х E. leuco-cephala и чернозобые дрозды Turdus atrogularis, имеющие признаки гибридизации с различными сибирскими дроздами.

Рис. 10. Гибрид обыкновенного Carduelis carduelis и седоголового Carduelis caniceps щеглов. Талгарские дачи, Алматинская область. 10 апреля 2014. Фото автора.

Наиболее многочисленны и, можно сказать, обыденны гибриды обыкновенных и седоголовых щеглов. На юго-востоке с ноября по март почти в каждой стае щеглов встречаются гибриды (рис. 10). Влияние гибридизации на внешность птицы особенно хорошо прослеживается у

седоголовых щеглов. Исходные южные подвиды отличаются заметно меньшими размерами (масса 13-15 г), преимущественно грязновато-серой окраской контурного оперения с зеленоватым налётом на груди и длинным тонким клювом, которым удобнее доставать семена из за-щищённых длинными иглами корзинок засухоустойчивого чертополоха, а при случае и из шишек тянь-шаньской ели (рис. 11).

Рис. 11. Седоголовый щегол СатйиеНз еатеерз с типичной окраской оперения. 8-10 км западнее Алматы. 27 февраля 2014. Фото автора.

Рис. 12 (слева). Алтайский подвид черноголового щегла С. саЫие^ т Западная окраина Алматы. 22 декабря 2007. Фото автора. Рис. 13. Алтайский подвид седоголового щегла С. caniceps subulata с признаками гибридизации с С. сатйиеЬ. 8-10 км западнее Алматы. 27 февраля 2014. Фото автора.

Алтайский подвид черноголового щегла C. carduelis. major Tacza-nowski, 1879 — самый крупный (масса 20-24 г) и светлоокрашенный, с более коротким, утолщённым у основания клювом (рис. 12). Обыкновенный щегол охотно питается семенами чертополоха, но зимой ему чаще приходится иметь дело с корзинками репейника.

Алтайский подвид седоголового щегла C. caniceps subulata (Gloger, 1833) тоже самый крупный и светлоокрашенный по сравнению с другими седоголовыми щеглами. По своим размерам и пропорции клюва он близок к C. carduelis major. Окраска сверху серебристо-серая, снизу белая, часто с широкой светлой полосой сбоку шеи и головы, как у черноголового щегла. Что наглядно показывает, что на облик алтайских седоголовых щеглов повлияло их во многом гибридное происхождение (рис. 13).

Рис. 14. Гибридный канюк Buteo (rufinus) montanus (Pfander, 2013), которого после длительного обсуждения выставили на сайте www.birds.kz. среди самых разнообразных по окраске горных курганников. Кизовские угодья западнее Алматы. 24 октября 2013. Фото автора.

Гибридное оперение хорошо заметно и понятно у контрастно и разно окрашенных птиц: ворон, галок (обыкновенной и даурской), щеглов, овсянок (обыкновенной и белошапочной). У чернозобых дроздов их гибридное происхождение обычно можно разглядеть только с помощью бинокля или через объектив фотоаппарата с большим фокусным расстоянием. Но самые сложные в определении — это, конечно, гибриды канюков Buteo sp., у которых уже на уровне вида бывают очень светлые и тёмные морфы, светло-серые и почти чёрные формы. И когда

это цветовое разнообразие перемешивается в «калейдоскопе» межвидовых и гибридно-видовых пар, то даже опытные орнитологи начинают определять происхождение таких «канюкоидов» и их необычного оперения на уровне «скорее всего» (рис. 14).

Литератур а

Дворянов В.Н. 2018. Зяблик Fringilla coelebs с жёлтыми «плечами» // Рус. орнитол. журн.

27 (1600): 1954-1955. Симкин Г.Н. 1990. Певчие птицы. М.: 1-365.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1692: 5507-5511

Встречи аномально окрашенных птиц

Л.В.Маловичко, И.И.Рахимов

Любовь Васильевна Маловичко. Кафедра зоологии, факультет зоотехнии и биологии, Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А.Тимирязева. Красностуденческий проезд, д. 4, корпус 2, кв. 168, Москва, 127434, Россия. E-mail: l-malovichko@yandex.ru Ильгизар Ильясович Рахимов. Казанский федеральный университет. Ул. Тимирязева, д. 6, кв.19, Казань, 420036, Россия. E-mail: rakhim56@mail.ru

Поступила в редакцию 7 ноября 2018

В природе периодически встречаются отдельные особи птиц, имеющие окраску, отличающуюся от нормы. К ним относятся, прежде всего, альбиносы и меланисты. Аномалиям в окраске оперения посвящён целый ряд публикаций (Денисов 1988; Лапшин 1997; Шаповал 1982; Зюрин 2002; Попов 2006; Домбровский 2007, 2018; Березовиков 2009; Иванчев 2015; Соколов 2017; и др.). Сообщения о документально подтверждённых находках необходимо публиковать, тем самым пополняя уже имеющиеся сведения об этом явлении в мире животных (Джусу-пов, Троцко 2018).

Известны факты достоверных различий особей городских и диких популяций по ряду морфологических показателей, в том числе в частоте аномалий в окраске (Ильенко 1960, 1961; Рахилин 1960; Рахимов 1989; Brook 1965:). Объяснить причины явления светлой окраски у отдельных птиц трудно, но предположительно это вызывается мутациями в специфических условиях обитания в антропогенном ландшафте.

Мы располагаем некоторыми материалами, полученными в Ставропольском крае, Республике Татарстан, а также в результате случайных встреч в Волгограде и Твери.

Так, 23 июня 2018 мы наблюдали молодого обыкновенного скворца Sturnus vulgaris на охотничьей базе Шумки на Чограйском водохра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.