№9/2015
ISSN 2410-6070
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
УДК 786.1
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
С. И. Мягкова
доцент
кафедры общего фортепиано Красноярская государственная академия музыки и театра Г. Красноярск, Российская Федерация
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ КЛАВИРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА XVI ВЕКА
Аннотация
Музыкальные произведения, созданные в эпоху Барокко, несут в себе определённый инструктивный характер. Виртуозная направленность этих произведений очевидна, что свидетельствует о возможности применения подобного материала для учебных целей, а именно, для развития технических навыков у обучающихся. Рассмотрены особенности исполнительской техники, характерные для клавирной музыки XVI века. Приведены примеры приёмов, используемых композиторами той эпохи.
Ключевые слова Клавир, ричеркар,бревис
Клавирное исполнительство развивается на протяжении трёх столетий, и можно предположить, что в то время существовала определённая дидактическая литература, которая служила не только обучению игры на инструменте и знакомству с музыкальными стилями, но и способствовала развитию необходимых технических навыков. Возникает вопрос: каким образом развивается пальцевая техника в эпоху Барокко и какие произведения могут считаться прообразом этюдов?
Музыканты в то время владели умением музицировать на нескольких клавишных инструментах одновременно, в этом проявлялась их универсальность. Поэтому XVI век характеризуется возникновением различных органно-клавирных школ, среди которых выделяются испанская и итальянская.
В испанской школе ведущая роль отводилась органу. Необходимо отметить, что приёмы прикосновения к этим инструментам различны: орган требует сильного нажатия клавиши, в то время как «пёрышковые» инструменты, - напротив, требуют пальцевого удара. В любом случае, техническое освоение этих инструментов требовало определённых методических разработок, что отражалось в написании различных трактатов, изучаемых в то время.
Испанский композитор Томас де Санкта Мария (1510-1570) в трактате «Искусство исполнения на клавишных инструментах» обстоятельно освещает правила положения руки и пальцев на инструменте, приводит аппликатурные принципы в зависимости от характера последовательностей звуков.
XV - XVI вв. принято считать эпохой «мощной полифонической традиции строгого письма» [4,с.199]. Развитие полифонии продолжается в таких инструментальных жанрах, как фантазия, канцона, ричеркар. Знакомясь с произведениями тех лет, напрашиваются любопытные выводы. Взять, к примеру, «Arte de taner Fantasia» Т. де С. Мария (1565). Фантазия состоит из восьми небольших пьес на различные темы, изложенные в имитационной форме. В первом номере мелодика темы напевна и подвижна. Единицей счётного времени используется бревис, что свидетельствует об ускорении пульсации в музыке. Тема поочерёдно проходит во всех четырёх голосах, а затем дана в обращении. Во второй пьесе используется та же тема автором, но разрабатываться она начинает с другого голоса, что ставит новые задачи перед исполнителем. Подобный приём, развитие одной мелодической ритмоформулы, напоминает упражнение, целью которого является развитие самостоятельности каждого пальца обеих рук. Помимо этого в фантазии решаются и другие технические проблемы: растяжка до децимы, исполнение последовательностей из терций и других интервалов.
В трактате итальянского композитора Джироламо Дирута «Трансильванец», изданном в 1593 (1597) году, встречается интересный факт, свидетельствующий о существовании типичных и для нашего времени
280
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
приёмов развития техники: «Упражнения в гаммах надо сперва играть Сгоша’ми; когда они хорошо пойдут.... можно удвоить скорость и играть Semicroma^rn) (то есть сперва восьмыми, а затем шестнадцатыми) [3,с. 182].
Так, например, в токкате Д. Дируты, помещённой в «Трансильванце» преобладают гаммообразные фигурации, которые изложены в диапазоне нескольких октав и плавно передаются из руки в руку. Фактура преимущественно позиционная, что позволяет исполнителю нарабатывать основу пальцевой техники -чёткость и ровность звука. Токката, даже на первый взгляд, очень напоминает первые этюды К. Черни соч. 299. Всё это свидетельствует о том, что пьесы того времени носили инструктивный характер, хотя и обладали определёнными музыкальными достоинствами.
Особенностью аппликатурных принципов эпохи Возрождения была игра на инструменте без использования первых пальцев. Это перешло от лютневой культуры [5, 182] и продолжало
культивироваться в творчестве композиторов XVI века. Взять, к примеру, «A preludium» Джона Булла (1562 - 1628). Она изложена гаммообразными пассажами поочерёдно в двух руках. В гаммах с восходящим движением в правой руке используется перекладывание третьего пальца через четвёртый. В левой руке, в зависимости от характера и темпа, встречаются примеры и современной аппликатуры гамм, то есть с использованием первого пальца. Но встречаются такие примеры эпизодически и «правилом ещё не становятся» [1,с. 87].
Здесь нужно учитывать, конечно, ещё один важный момент. В то время печатные издания были немногочисленными. В основном распространялись рукописи. Иногда музыкальные произведения для учеников писались непосредственно на уроке, решая сиюминутные технические задачи. Распространялись рукописи медленно, и большинство из них, можно предположить, утеряны. Но по тем произведениям, которые дошли до наших дней, можно увидеть определённую дидактическую направленность. Конечно, в развёрнутых музыкальных формах тоже решались определённые технические приёмы, и они способствовали развитию исполнительской виртуозности не в меньшей степени, нежели и пьесы малой формы. С точки зрения музыкальной педагогики того времени подобная автономность таких сочинений более мобильна и позволяла быстрее решать типовые технические формулы гораздо целенаправленнее. Сольные произведения малой формы, сохраняя художественное значение, несли в себе и дидактическую направленность упражнений - экзерсисов. Всё это способствовало развитию определённого исполнительского навыка. В условиях приоритета в Западной Европе французской культуры за подобными произведениями впоследствии устанавливается видовое наименование «Etude».
Список использованной литературы:
1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1. - М.: Музыка, 1988.
2. Алексеев А. Д. Методика обучения на фортепиано. - М.: Музыка, 1971.
3. Друскин М.С. Концепции творчества и личности И. С. Баха в исторической перспективе. // Друскин М.
С. Избранное: Монографии. Статьи. - М.: Сов. композитор, 1981
4. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. - М.: Музыка, 1977.
5. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 2. - М.: Музыка, 1982.
© С. И. Мягкова, 2015
281