Научная статья на тему 'О некоторых новеллах уголовного законодательства, направленных на обеспечение специальных требований и правил безопасности'

О некоторых новеллах уголовного законодательства, направленных на обеспечение специальных требований и правил безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
856
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закомолдин Руслан Валериевич

Статья посвящена анализу положений статьи 217.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Данная норма является новеллой действующего уголовного законодательства. Анализируется состав данного преступления, а также вопросы его отграничения от смежных составов преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых новеллах уголовного законодательства, направленных на обеспечение специальных требований и правил безопасности»

О НЕКОТОРЫХ НОВЕЛЛАХ

УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

© Р. В. Закомолдин

Статья посвящена анализу положений статьи 217.1 УК РФ, прелусматривающей ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и анти-террористической защищенности объектов топливноэнергетического комплекса. Аанная норма является новеллой лействующего уголовного законолательства. Анализируется состав ланного преступления, а также вопросы его отграничения от смежных составов преступлений.

Ключевые слова: безопасность, общественная безопасность, специальные требования безопасности, антитеррористическая защищенность, топливно-энергетический комплекс, преступления против общественной безопасности.

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»1 в УК РФ была введена ст. 217.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», что явилось одним из результатов выполнения ряда поручений Президента РФ Д. А. Медведева, направленных на усиление безопасности и антитеррористической защищенности социально значимых объектов в связи с террористическим актом в аэропорту Домодедово

1 СЗ РФ. 2011. ц 30 (ч. 1). Ст. 4605 (вступает в силу с 01.01.2012 г.).

Закомолдин Руслан Валериевич

кандидат юридических наук, доцент

доцент кафедры уголовного права и процесса филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти

24 января 2011 г. Такое решение законодателем было принято в целях обеспечения безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, а также охраны интересов личности, общества и государства в топливно-энергетической сфере от актов незаконного вмешательства.

Топливно-энергетический комплекс — это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как в качестве первичных, так и преобразованных видов энергоносителей. Топливно-энергетический комплекс включает в себя ряд ведущих отраслей промышленности (нефтяная, газовая, угольная, торфяная, сланцевая и др.), объединенных в единый комплекс с целью их устойчивого развития и функционирования, энергосбережения, энергоэффективности, рационального использования и охраны энергоресурсов, удовлетворения потребностей в энергоресурсах. Топливные ресурсы сегодня играют главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики. Топливная промышленность является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики государства. То есть топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На развитие отечественного топливно-энергетического комплекса сегодня расходуется порядка 30 % бюджетных средств. Кроме того, для топливно-энергетического комплекса характерны наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных трубопроводов (для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля) и высоковольтных линий электропередачи, тесная взаимосвязь с такими отраслями промышленности как машиностроение, металлургия, а также с транспортным комплексом2.

В связи с этим обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, является одним из направлений государственной антитеррористической политики (п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.3).

Соответственно, непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления являются безопасность и антитеррористическая защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса — состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. Антитеррористическая защищенность объектов топливно-энергетического комплекса — состояние защищенности зданий, строений, сооружений или иных объектов топливно-энергетического комплекса, при котором обеспечивается безопасность его функци-

2 См., напр.: Михайлов С. Экономика и ТЭК сегодня // Возобновляемая энергетика сегодня и завтра. 2009. ц 11. С. 9—10.

3 РГ. 2009. 20 октября.

онирования посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта (ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. ц 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»4).

Дополнительными объектами являются здоровье человека и собственность (ч. 1), жизнь человека (чч. 2 и 3).

В качестве факультативных объектов могут выступать экономическая, промышленная и экологическая безопасность.

Предметом рассматриваемого состава преступления являются объекты топливно-энергетического комплекса и их отдельные элементы.

Объекты топливно-энергетического комплекса — это промышленные и производственные объекты, относящиеся к электроэнергетике, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также к нефтепродуктоо-беспечению, теплоснабжению и газоснабжению. Так, к объектам нефтяной промышленности относятся нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы, предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов и т. п.; к объектам газовой промышленности относятся предприятия, осуществляющие геолого-разведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспотирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры; к объектам электроэнергетики относятся тепловые электростанции, атомные электростанции, гидроэлектростанции, прочие электростанции (вет-ро-, гелиостанции, геотермальные станции и др.), электрические и тепловые сети, самостоятельные котельные и т. п.

В зависимости от ключевых характеристик закон выделяет типы объектов топливно-энергетического комплекса.

Линейные объекты топливно-энергетического комплекса — система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепро-дуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.

Охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса — здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Потенциально опасные объекты топливно-энергетического комплекса — объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на кото-

4 СЗ РФ. 2011. ц 30 (ч. 1). Ст. 4604.

рых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

Критически важные объекты топливно-энергетического комплекса -объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени его потенциальной опасности устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:

— объекты высокой категории опасности;

— объекты средней категории опасности;

— объекты низкой категории опасности.

Критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса — потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение в отношении которых акта незаконного вмешательства приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса.

Такая градация позволяет дифференцировать требования к обеспечению безопасности данных объектов с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. При таком категорировании учитываются критическая важность объекта для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса; масштабы возможных социально-экономических последствий аварий на объекте; наличие критических элементов объекта; наличие потенциально опасных участков объекта; наличие на объекте уязвимых мест.

Кроме того, с учетом категорирования и на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах для каждого объекта топливно-энергетического комплекса составляется паспорт безопасности, в котором отражаются характеристика объекта, возможные последствия в случае осуществления акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, содержатся соответствующие выводы и рекомендации, а также план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Объективная сторона данного состава преступления характеризуется: а) деянием (нарушением специальных требований); б) последствиями (тяжким вредом здоровью человека или крупным ущербом); в) причинноследственной связью между деянием и последствиями.

Диспозиция ст. 217.1 УК бланкетная, поскольку отсылает к иным правовым актам, регламентирующим требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. В частности, такие требования предусмотрены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»5, Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»; Общими требованиями по обеспечению антитеррористической защищенности опасных производственных объектов, утвержденными Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 марта 2008 г. № 1866; Государственным стандартом РФ «Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения (ГОСТ Р 50775-95)», принятым Постановлением Госстандарта России от 22 мая 1995 г. № 2557; Национальным стандартом РФ «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний (ГОСТ Р 51241-2008)», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. № 430-ст8; Национальным стандартом РФ «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний (ГОСТ Р 51558-2008)», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. № 429-ст9; Сводом правил обеспечения антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования (СП 132.13330.2011), утвержденным Приказом Мин-регионразвития РФ от 5 июля 2011 г. № 32010и др.

Следует отметить, что в ст. 217.1 УК, в отличие от ст. ст. 215, 216 и 217 УК, используется термин «требования», а не «правила». Полагаем, что данные понятия следует рассматривать как однопорядковые. Применительно к безопасности, как состоянию отсутствия угроз, «требования» и «правила» выступают условиями наличия определенного состояния — состояния безопасности, которое обеспечивается выполнением этих условий11. Такой вывод следует и из анализа содержания правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности соответствующих критически значимых объектов. Так, согласно Федеральному закону «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» требования обеспечения безопасности и антитерро-

5 СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

6 Текст официально не публиковался (см.: СПС «Консультант Плюс. Платформа 3000» (дата обращения: 08.08.2011 г.).

7 СПС «Консультант Плюс. Платформа 3000» (дата обращения: 15.12.2011).

8 СПС «Консультант Плюс. Платформа 3000» (дата обращения: 15.12.2011).

9 Текст официально не публиковался (см.: СПС «Консультант Плюс. Платформа 3000» (дата обращения: 15.12.2011)).

10 Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2011. № 4.

11 См., напр.: Толковый словарь русского языка / под ред. В. Ф. Ефремовой // www.slovopedia.com/15/192-0.html (дата обращения: 10.02.2011).

ристической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса — это правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса (п. 14 ст. 2).

Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой реализацию совокупности проектных решений, организационно-технических и специальных мероприятий, направленных на предотвращение и пресечение совершения актов несанкционированного доступа и террористических актов на данных объектах, а также на минимизацию их последствий.

Так, к средствам обеспечения безопасности и террористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса относятся:

— инженерно-технические средства охраны — технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса (стационарный металлообнаружитель, ручной металлоискатель, рентгенотелевизионная установка и т. п.);

— система охранного освещения — совокупность средств освещения, позволяющих обеспечить видимость нарушителя и необходимый уровень освещенности для системы охранного телевидения в ночное время;

— система экстренной связи — система связи, предназначенная для организации экстренной связи людей со специальными службами (службой спасения МЧС, полицией, скорой помощью и др.);

— контрольно-пропускная система — система специально оборудованных пунктов на объекте для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию объекта;

— система тревожной сигнализации — совокупность средств и установок, предназначенных для обнаружения и сигнализации о наличии опасности;

— система охранной сигнализации — совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде и т. п.

Так, безопасность и антитеррористическая защищенность объектов топливно-энергетического комплекса обеспечивается выполнением следующих общих требований:

— наличием организационно-распорядительных документов по организации защиты объекта от возможных террористических актов;

— назначением должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по защите объекта от террористических актов;

— разработкой порядка взаимодействия должностных лиц и служб охраны объекта с органами исполнительной власти ответственными за безопасность и антитеррористическую защищенность (МВД, МЧС, ФСБ и др.), а также медицинскими учреждениями и аварийно-спасательными служ-

бами по вопросам обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок) и реагирования на сообщения об угрозе террористического акта;

— организацией охраны объекта с помощью вневедомственной охраны МВД РФ или частных охранных предприятий;

— проведением мероприятий по усилению контрольно-пропускного режима и охраны объектов, на которых обращаются опасные вещества;

— выполнением требований положений и инструкций, регламентирующих порядок обеспечения охраны, пропускного, внутреннего режимов и безопасной работы объекта;

— выделением особо охраняемых периметров объекта по степени террористической уязвимости и масштабов последствий терактов;

— реализацией мер, направленных на повышение противоаварийной и антитеррористической устойчивости объекта;

— оборудованием контрольно-пропускных пунктов специальными инженерно-техническими сооружениями, препятствующими несанкционированному проезду на охраняемую территорию (противотаранными устройствами, устройствами для принудительной остановки автотранспорта и т. п.);

— оборудованием территории объекта периметральными системами охранной сигнализации с выводом информации на центральный пост и включением дополнительного освещения при ее срабатывании, а также системой видеоконтроля или телевизионного наблюдения за территорией и периметром с поста дежурного охранника, диспетчера;

— оборудованием охраняемых периметров объекта электронными системами дистанционного наблюдения и сигнализацией проникновения;

— организацией допуска людей на территорию объекта, автомобильного и железнодорожного транспорта автоматизированными средствами пропускного режима через автоматические ворота контрольно-пропускного пункта по пропускам установленного образца с использованием технических средств идентификации работников и ручных металлоискателей;

— оборудованием рабочих мест контролеров контрольно-пропускного пункта тревожными кнопками экстренного вызова резерва охраны, а также средствами связи для вызова подвижных нарядов полиции и оповещения дежурного диспетчера вневедомственной охраны;

— обеспечением личного состава службы охраны переносными средствами связи и табельным оружием в соответствии с законодательством;

— оборудованием и оснащением специализированных площадок для досмотра автомобильного и железнодорожного транспорта, въезжающего на территорию и выезжающего с территории;

— организацией проверки состояния противоаварийной защиты, блокировок и охранной сигнализации помещений, где размещено газовое и газоиспользующее оборудовании, работающее без постоянного присутствия обслуживающего персонала;

— оснащением объектов сигнализаторами довзрывной концентрации газов в соответствии с требованиями Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств;

— ведением учета поступления и расходования опасных веществ;

— исключением доступа посторонних лиц к эксплуатационной документации и во внутреннюю компьютерную сеть объекта;

— обеспечением контроля за наличием и работоспособностью систем противоаварийной защиты, блокировок и сигнализации и др.12

Нарушение таких требований составляет суть деяния, характеризующего объективную сторону состава рассматриваемого преступления. Исходя из сути предъявляемых требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, следует констатировать, что их нарушение может быть совершено как в активной форме, т. е. совершение запрещенных действий (например, допуск на территорию посторонних лиц; незаконный прием на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и др.), так и в пассивной, то есть в неисполнений установленных действий.

Состав рассматриваемого преступления по конструкции объективной стороны является материальным, поскольку предусматривает в качестве обязательного признака наступление определенных последствий и, соответственно, является оконченным только при условии наступления одного из предусмотренных последствий, о чем свидетельствует указание «если это деяние повлекло...... Так, в ч. 1 ст. 217.1 УК альтернативно предусмотрено наступление либо физического вреда (тяжкий вред здоровью человека), либо материального вреда (крупный ущерб).

При этом данные последствия выступают в качестве криминообразующего признака основного состава рассматриваемого преступления. При их ненаступлении содеянное должно квалифицироваться как административное правонарушение (ст. 20.30 КоАП).

В примечании к ст. 217.1 УК законодатель предусмотрел конкретизацию суммы крупного ущерба — свыше одного миллиона рублей. Полагаем, что такой подход нарушает системность и взаимосвязь статей, предусматривающих ответственность за нарушение специальных правил и требований безопасности, что негативно отразиться на их применении. Законодателю следовало бы распространить примечание к ст. 216 УК, где сумма крупного ущерба составляет свыше 500 тысяч рублей, в том числе и на ст. 217.1 УК.

Учитывая же масштабность материального ущерба, который может наступать при преступном нарушении специальных правил безопасности, считаем целесообразным предусмотреть сумму ущерба свыше одного миллиона в качестве особо крупного ущерба по аналогии с преступлениями против собственности. Соответственно, «особо крупный ущерб» в целях дифференциации ответственности следует предусмотреть в качестве квалифицирующего либо особо квалифицирующего признака составов преступлений против специальных правил безопасности и в целях унификации конкретизировать его содержание в примечании к ст. 216 УК, отказавшись от примечания к ст. 217.1 УК.

12 См., напр.: Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 марта 2008 г. № 186 (официально документ не публиковался).

В связи с тем, что последствия являются криминообразующим признаком основного состава рассматриваемого преступления, обязательным условием является наличие причинно-следственной связи между нарушением специальных требований и наступившим вредом.

Субъективная сторона состава рассматриваемого преступления, как и большинства составов преступлений против специальных правил безопасности, является сложной.

В связи с тем, что данный состав преступления является материальным, вина должна быть установлена как к совершенному деянию, так и к наступившим последствиям. Кроме того, многообъектность данного состава преступления требует отражения в психике субъекта как основного, так и обязательного дополнительного объекта, что позволит вменить в вину весь состава преступления.

Неоднозначно в данном случае психическое отношение к деянию, выразившемуся в нарушении требований безопасности и антитеррористи-ческой защищенности, поскольку законодатель непосредственно в диспозиции ст. 217.1 УК четко не определил свою позицию по этому поводу. Вместе с тем, как мы уже отмечали, в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК деяние признается совершенным только по неосторожности лишь в тех случаях, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК. Следовательно, рассматриваемое нами деяние не может быть совершено только по неосторожности. Одни нарушения требований могут быть совершены умышленно, другие — по неосторожности, третьи — как умышленно, так и по неосторожности. Однако, рассуждая логически, можно предположить, что умысел в таком случае возможен лишь в виде косвенного, поскольку наличие прямого умысла должно работать в пользу квалификации содеянного как умышленного преступления против соответствующих благ (например, как террористического акта или диверсии), а нарушение соответствующих требований будет являться своеобразным способом совершения указанных преступлений.

Что касается психического отношения субъекта к последствиям нарушения специальных требований безопасности и антитеррористической защищенности, то по этому поводу законодатель выразился однозначно, указав на неосторожную форму вины.

Таким образом, с субъективной стороны рассматриваемый состав преступления характеризуется смешанной формой вины: по отношению к деянию это может быть либо умысел (косвенный), либо неосторожность (легкомыслие или небрежность), по отношению к последствиям - только неосторожность (легкомыслие или небрежность). В целом преступление следует признать неосторожным, поскольку определяющим в данном случае является психическое отношение субъекта к последствиям.

Субъект рассматриваемого состава — специальный — лицо, на которое на законных основаниях возложена обязанность соблюдать соответствующие специальные требования и обеспечивать безопасность и анти-террористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.

Реализацию государственной политики в топливно-энергетической сфере осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации и подведомственные ему организации, в том числе Российское энергетическое агентство.

Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, к которым относятся физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса. При этом в качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.

Организации топливно-энергетического комплекса — организации нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, электро- и теплоэнергетики, газификации, газоснабжения и газового хозяйства, нефтепродуктообеспечения, по транспортировке нефти, газа и продуктов их переработки по системам магистральных трубопроводов, нетрадиционной возобновляемой энергетики, специализированные машиностроительные, строительные, научные, проектные, геологические и геофизические организации, организации, обслуживающие топливно-энергетический комплекс, независимо от организационно-правовой формы, местонахождения и региона осуществления деятельности (п. 2 Основных положений формирования и использования государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2002 г. № 66313).

Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД РФ), подразделения вневедомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Таким образом, субъектами рассматриваемого состава преступления могут быть:

— должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, ответственные за обеспечение безопасности и антитеррори-стической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;

— руководители организаций топливно-энергетического комплекса;

— субъекты топливно-энергетического комплекса, обязанные соблюдать специальные требования безопасности;

13 СЗ РФ. 2002. № 37. Ст. 3527.

— лица, ответственные за надлежащее проектирование объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями безопасности и антитеррористической защищенности;

— лица, ответственные за обслуживание, содержание и эксплуатацию инженерно-технических средств и систем охраны;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— лица, ответственные за контроль пропуска и доступа на территорию объекта людей и транспорта (контролеры, диспетчеры, дежурные и т. п.);

— лица, назначенные в установленном порядке ответственными за мероприятия по антитеррористической защите объектов;

— служащие служб охраны, обеспечивающие безопасность и защищенность объекта на договорной основе (службы безопасности объекта, частные охранные предприятия, вневедомственная охрана и т. п.);

— лица, ответственные за безопасность документации и внутренних компьютерных сетей объекта и т. п.

Дискуссионным является вопрос о привлечении к ответственности по ст. 217.1 УК лиц, являющихся ненадлежащими субъектами, то есть тех, кто был допущен к соответствующей работе на объекте топливно-энергетического комплекса в нарушение требований закона. Так, в соответствии с законом на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не могут быть приняты лица:

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;

— состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

— досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет.

Ни в литературе, ни в судебной практике по этому поводу нет однозначного мнения.

Полагаем, что в таких случаях действия ненадлежащего субъекта не должны квалифицироваться по ст. 217.1 УК, их следует квалифицировать по фактически наступившему вреду (например, по ст.ст. 118 или 168 УК) либо по направленности умысла (например, по ст.ст. 205, 272 или 281 УК).

Квалифицированным видом преступления выступает нарушение требований безопасности и антитеррористической защищенности на объектах топливно-энергетического комплекса, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 217.1 УК), а особо квалифицированным — смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 217.1 УК). Учитывая степень опасности объектов топливно-энергетического комплекса, подход законодателя вполне обосно-

ван и закономерен — ответственность дифференцирована в зависимости о нарастания физического вреда.

Однако, учитывая, что в ч. 1 ст. 217.1 УК в качестве криминообразующего признака предусмотрен не только физический, но и имущественный вред, следовало бы дифференцировать ответственность и с учетом этого факта. Полагаем, необходимо в ч. 2 предусмотреть в качестве квалифицирующего признака причинение «особо крупного ущерба», о чем мы указывали выше.

В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса создают на этих объектах системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий и обеспечивают функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер, обеспечивающих, в том числе, и антитеррористи-ческую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса. В случае, если нарушение требований безопасности и антитеррористической защищенности выразилось в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, содеянное при прочих условиях должно квалифицироваться по ст. 217.1 УК. Если же уничтожение или блокирование информации либо блокирование системы фактически не повлекли наступление предусмотренных ст. 217.1 УК последствий, а лишь создали такую угрозу, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 272 УК.

Следует разграничивать преступления, предусмотренные статьями 215 и 217.1 УК, как общую и специальную нормы. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. ц 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»14 и ст. 1 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» общие требования не распространяются на объекты атомной энергетики, поскольку для них предусмотрены специальные правила безопасности. В связи с этим нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики следует квалифицировать по ст. 215 УК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. СЗ РФ. — 2011. — ц 30 (ч. 1). — Ст. 4605 (вступает в силу с 01.01.2012 г.).

2. Михайлов, С. Экономика и ТЭК сегодня // Возобновляемая энергетика се-

годня и завтра. — 2009. — ц 11. — С. 9—10.

3. РГ. — 2009. — 20 октября.

4. СЗ РФ. — 2011. — ц 30 (ч. 1). — Ст. 4604.

5. СЗ РФ. — 2006. — ц 11. — Ст. 1146.

6. Текст официально не публиковался (см.: СПС «Консультант Плюс. Платформа 3000» (дата обращения: 08.08.2011)).

7. СПС «Консультант Плюс. Платформа 3000» (дата обращения: 15.12.2011).

14 СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 5.

8. СПС «Консультант Плюс. Платформа 3000» (дата обращения: 15.12.2011).

9. Текст официально не публиковался (см.: СПС «Консультант Плюс. Плат-

форма 3000» (дата обращения: 15.12.2011)).

10. Нормирование в строительстве и ЖКХ. — 2011. — ц 4.

11. См., напр.: Толковый словарь русского языка / под ред. В. Ф. Ефремовой // www.slovopedia.com/15/192-0.html (дата обращения: 10.02.2011).

12. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 марта 2008 г. № 186 (официально документ не публиковался).

13. СЗ РФ. — 2002. — № 37. — Ст. 3527.

14. СЗ РФ. — 2010. — № 1. — Ст. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.