Научная статья на тему 'О некоторых направлениях повышения стоимости человеческого капитала в промышленности России'

О некоторых направлениях повышения стоимости человеческого капитала в промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РАЗВИТИЕ / РЕСУРСЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / ECONOMIC GROWTH / DEVELOPMENT / RESOURCES / HUMAN CAPITAL / INDUSTRY / INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрижакова Е.Н., Стрижаков Д.В.

В настоящее время одним из ключевых факторов развития промышленности России являются человеческие ресурсы. Внедрение в практику управления ряда положений теории управления человеческим капиталом, а также использование авторских наработок о некоторых аспектах повышения качественных показателей человеческих ресурсов страны окажет позитивное влияние на эффективность деятельности как отдельных предприятий, так и в целом большинства отраслей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME WAYS IN INCREASING VALUE OF THE HUMAN CAPITAL IN RUSSIAN INDUSTRY

Human resources are one of the key factors in the development of Russian industry is now. Implementation in practice management the main provisions theory of human capital management, and use of copyright developments concerning certain aspects of the quality indexes of human resources of the country will have a positive impact on the effectiveness of both individual companies and in general most industries.

Текст научной работы на тему «О некоторых направлениях повышения стоимости человеческого капитала в промышленности России»

УДК 330.34

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Е.Н. Стрижакова, Д.В.Стрижаков

В настоящее время одним из ключевых факторов развития промышленности России являются человеческие ресурсы. Внедрение в практику управления ряда положений теории управления человеческим капиталом, а также использование авторских наработок о некоторых аспектах повышения качественных показателей человеческих ресурсов страны окажет позитивное влияние на эффективность деятельности как отдельных предприятий, так и в целом большинства отраслей промышленности.

Ключевые слова: экономический рост, развитие, ресурсы, человеческий капитал, промышленность, интеллект

В современных условиях экономический рост и развитие являются основными приоритетами экономической политики страны. Высокие темпы экономического роста могут обеспечить высокий уровень жизни населению страны, а также способствовать поддержанию национальной безопасности. Согласно авторским исследованиям, за последние 10 лет существенное значение в процессе экономического роста играл именно человеческий капитал, а фраза, что "человеческий капитал является основой для развития инновационной экономики" уже стала клише.

Попытки определить величину человеческого капитала страны были предприняты еще в XVII веке У Петти, а различные теории его развития были предложены А. Смитом и К. Марксом. В XIX-XX веках в центре внимания экономистов оказалось разумное использование ресурсов, создание качественной рабочей силы и основы научной организации труда и менеджмента. Эти вопросы разрабатывались такими учеными как Дж.Мак-Куллох, Й. Тюнен, И.Фишер, Дж. Милль, Н. Сениор, Ф.Лист, Ф.У Тейлор, Г.Форд и Э. Мейо. Наибольшее развитие теория человеческого капитала приобрела благодаря работам Т. Шульца и Г. Беккера.

В настоящее время в промышленности в России происходит процесс, носящий название деиндустриализация. Применительно к человеческим ресурсам это означает, что сокращается число занятых в промышленности, снижается их уровень квалификации и доходов. При этом применительно к городу Брянску и Брянской области проблема человеческого капитала в промышленности носит особенно серьёзный характер. Сегодня в Брянске существует нехватка инженеров, ИТР-ов, усугубляющаяся острым дефицитом квалифицированных рабочих кадров. Рабочие специальности крайне не популярны среди абитуриентов, при этом рынок занятости в них наиболее нуждается. Учитывая вышеизложенное, поиск подходов к решению проблемы человеческих ресурсов на предприятиях промышленности носит первоочередной характер.

Итак, И. В. Ильинский выделяет следующие составляющие человеческого капитала -капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. По его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид [1]:

ЧК = Кз + Кк + Ко,

где ЧК - человеческий капитал;

Ко - капитал образования;

Кз - капитал здоровья;

Кк - капитал культуры.

Таким образом, первым в составе человеческого капитала следует рассмотреть капитал образования. Существующие исследования, показывают наличие прямой тесной связи между интеллектом населения страны и благосостояние народов (коэффициент

корреляции близок к 0,7) [2]. Этот факт объясняется тем, что люди с более высоким коэффициентом интеллекта работают более эффективно, что обеспечивает более высокое качество работ и услуг и рентабельность деятельности предприятий, а в конечном итоге приводит к росту экономики страны в целом. Таким образом, наглядно видна необходимость повышения интеллекта и уровня образования населения страны в процессе создания системы эффективного использования человеческих ресурсов.

Существует несколько подходов к образованию как к средству повышения уровня интеллекта и знаний. Согласно первому, необходимо всеобщее обучение, повышение среднего образовательного уровня населения. Это влечет за собой достаточно высокие затраты на оплату труда учителей и преподавателей, но и приводит к положительным сдвигам в обществе. Согласно второму подходу, принципиальное значение приобретает не общий уровень знаний населения и число людей с высшим образованием, а число инженеров и специалистов технических профессий.

Учеными Чикагского и Гарвардского университетов К. Мерфи [3], А. Шляйфером и Р. Вишну были проанализированы темпы экономического роста в зависимости от структуры выпускников высших учебных заведений. Они пришли к выводу, что общество несет потери от того, что талантливые люди выбирают профессию юрист, а не инженер, а профессор Техасского университета С. Маги [4] определил оптимальное количество юристов на 1,000 населения.

На наш взгляд, действительно, существует определенная взаимосвязь между числом квалифицированных инженеров и экономическим ростом страны. Во-первых, это упомянутое ранее отвлечение талантливых абитуриентов из инженерных профессий в другие, например, юридические. В дальнейшем это приводит к снижению количества абитуриентов, поступающих на инженерные специальности, падению среднего уровня интеллекта у них, и в итоге к уменьшению талантливых инженеров и технических специалистов. Во-вторых, известно, что если люди не производят блага, а удовлетворяя свои потребности перераспределяют уже имеющиеся, то никакого экономического роста быть не может. Юридические системы и их работники как раз и занимаются поиском ренты, что приводит к влиянию на существующую систему и замедлению экономического роста. Созданная тенденция к получению высокой прибыли в свою очередь привлекает молодых людей к получению образования в юридической сфере, а значит, к такой же непродуктивной деятельности. Сложившуюся ситуацию невозможно изменить силами самой системы, сторонней силой, способной проводить изменения в необходимом направлении, является, на наш взгляд, государственная политика в области образования и промышленности. Говоря об образовании, нельзя забывать, что помимо влияния на экономику и ее рост, образование выполняет и ряд других функций, в особенности социальных. Его функции - культурная, воспитательная, историческая, познавательная и ряд других, которые формируют общество, определяют его интересы, обусловливают назначение науки и образования как видов творческой деятельности людей [5].

При воздействии на образовательный процесс, необходимо четко знать целевые ориентиры. Одним из направлений совершенствования может быть определение уровня интеллекта с помощью специальных тестов, самым известны среди них является тест немецкого психолога Ганса Йоргена Айзенкома Айзенка. Он разработан для людей старше 18 лет, в общем случае тесты различаются по возрастным группам, т.е. коэффициент интеллекта, измеренный с помощью теста возможно соотносить с результатами людей вашей же возрастной группы [6]. Естественно, что данный тест является не единственным, существуют, но гораздо менее известны тесты на измерение интеллекта тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. Все эти тесты измеряют только способность человека к познанию, переработке информации и использованию ее в дальнейшей деятельности, они основаны на двухфакторной теории интеллекта Ч.Э. Спирмена. В процессе анализа тестов на мышление Ч. Спирмен выявил закономерность, что испытуемые в высокими результатами прошедшие «тесты на мышление» с достаточно

высокими результатами проходят и другие тесты на познавательные способности и наоборот. В вышедшей в 1904 году книге "General intelligence", objectively determined and measured" он отметил, что успех любой интеллектуальной работы определяют:

1) некий общий фактор, общая способность,

2) фактор, специфический для данной деятельности.

Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G-фактора) и соответствующей специальной способности ^-фактора)[7].

В противовес теории Спирмена, Говардом Гарднером в 1983 году была разработана теории множественных интеллектов. В работе «Структура разума» (Howard Gardner, Frames of Mind) Г. Гарднер отрицает наличие общего G-интеллекта, но выделяет равноценных и равнозначных 7 видов интеллекта (затем было добавлено еще 2 вида) - лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-кинестетический,

музыкальный, натуралистический, межличностный, интраперсональный и экзистенциальный интеллекты. Преимущество, которое отдается логико-математическому интеллекту в настоящее время в европейских странах, относится автором не к потребности общества, а к культурной традиции этих стран. "... в других культурах ценятся другие виды интеллекта. Так, например, в Нигерии в племенах Ананг способность хорошо петь (музыкальный интеллект) и танцевать (телесно-кинестетический) приведут вас к вершине социальной лестницы быстрее, чем умение логически мыслить или хорошо говорить. У северных народов (Чукчи, Эскимосы, Инуиты) визуально-пространственный вид интеллекта всегда ценился очень высоко. Люди с таким интеллектом обладали способностью замечать малейшие изменения в цвете и структуре снега, что помогало не оказаться на отколовшейся льдине или приготовиться загодя к снежной буре."[7]

Таблица 1 - Виды интеллекта по Г. Гарднер и знаменитые личности с доминирующими

видами интеллекта

Вид интеллекта Описание [8] Представители

1 2 3

Лингвистический word smart Способность оперировать словами как устно (например, как это делает рассказчик, оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор). А.С. Пушкин, У Шекспир, Л.Н. Толстой

Логико- математический(number smart) Способность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (ученый, компьютерный программист, логик). Этот тип интеллекта также активно задействован в школьных программах. Пифагор, Евклид, Р. Декарт, Н.И. Лобачевский, А.Н. Колмогоров

Визуально - пространственный (picture smart) Талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию (охотник, скаут, гид),, а также трансформировать пространство (архитектор, художник, изобретатель, дизайнер интерьеров). Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи. Микеланджело, Рубенс, Сальвадор Дали, И.К. Айвазовский, И.И. Шишкина

Телесно - кинестетический(body smart) Умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями (атлет, танцор, актер), использовать руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург). М. Плисецкая, Р.Х. Нуреев, Б. К. С. Айенгар, М. Барышников

Музыкальный^шк smart) Речь идет о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик), трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и способен воспроизвести. Он восприимчив к Бетховен, Моцарт, Бах, Глинка, Рахманинов, Римский-Корсаков, Скрябин

ритму.

Натуралистический(тШге БшаП) Натуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов (ботаник, ветеринар, лесник), а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определенным характеристикам окружающего мира (метеоролог, геолог, археолог). Ч. Дарвин, В.И. Вернадский

Межличностный(реор1е БшаП) Умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность коммуницировать, т.е. обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально, посредством языка жестов, музыки, речи. М. Ганди, У Черчилль, Дж. Кеннеди

Интраперсональный^еН"-БтаП) Четкое видение себя , понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоконтроля, понимания себя, самооценки (психолог, психиатр, философ). Этот вид интеллекта проявляет себя через другие виды, выделенные Гарднером. Конфуций, И. Кант

Экзистенциальный(ргоЬ1ет боМ^ БтаЛ) Способность и склонность формулировать вопросы о жизни, смерти и прочих экзистенциальных вещах. Н. А. Бердяев, Ж.-П. Сартр, А. Камю

Существующая система образования придает максимальное значение развитию логико-математического интеллекта, также воздействиям в процессе изучения школьной программы подвергается лингвистический вид интеллекта. При этом остальные 7 видов интеллекта не являются достаточно значимыми и их развитию в школьном обучении отводится не значительное время. Эти виды интеллекта, правда, без использования этого термина, в основном развиваются в различных школах дополнительного образования (музыкальных, художественных, спортивных) или кружках.

На наш взгляд, для того, чтобы сформировать эффективную систему образования необходимо осуществлять государственную политику с единым подходом. На начальном этапе возможно применение теорий интеллекта для дифференциации детей в школе, что, на наш взгляд, приведет в конечном счете к росту знаний - учителя строят урок и предлагают задания исходя из среднего уровня учеников, если в классе будут дети, заинтересованные в изучении предмета, то и средний уровень урока станет выше, и знаний ученики получат больше. В настоящее время существует специализация по классам, однако она осуществляется в 10-11 классе, а вполне возможно сделать это уже в 8 классе. Существует ряд разработок, позволяющих определить склонность детей к тем или иным наукам, например, тест на механическую понятливость Беннета. Внедрение их в практику среднего образования может существенно упросить практику дифференциации детей по интересам в целях дальнейшего углубленного развития их способностей. На первый взгляд, для промышленности особое значение будет иметь развитие детей с логико-математическим интеллектом, однако для эффективного развития предприятий необходимо наличие и специалистов творческих профессий, например, работники службы маркетинга, а для них наличие развитого визуально - пространственного, межличностного и интерперсонального интеллектов является преимуществом в выполнении их обязанностей. Таким образом, использование в системе образования личностных особенностей ученика позволит более эффективно использовать труд преподавателей и максимально развивать задатки ребенка, постепенно формируя будущих работников для конкретных потребностей в экономике страны.

Следующей ступенью является среднее профессиональное или высшее образование. Согласно исследованию[9] наиболее высокотехнологичных, престижных и высокооплачиваемых профессиональных сферах предпочтение будет отдаваться выпускникам вузов.

Таблица 2 - Распределение респондентов с высшим и без высшего образования

по профессиональным сферам

Отрасли экономики Респонденты ВО, % Респонденты без ВО, %

промышленно сть 6,9 18

строительство 4,5 5

транспорт 4,9 7

связь 3,7 1

оптовая и розничная торговля 6,9 24

образование 12,7 10

здравоохранение 5 8

жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание 4,9 12

финансы, кредит, страхование 9,5 4

федеральные и местные органы управления 10,8 3

армия, органы внутренних дел (включая милицию), органы безопасности 21,7 1

общественные организации (партии, профсоюзы, фонды и т.д.) 7,0

другое 1,5 7

Как видно из таблицы 2, наибольшее число респондентов без ВО приходится на отрасли, не требующие высокого уровня компетенций - промышленности (18%), строительства (5%), транспорта (7%), работники оптовой и розничной торговли (24%), , жилищно-коммунального хозяйства (12%). При этом в сферах образования (12,7%), финансово-кредитной сфере и страховании (9,5%) федеральных и местных органы управления (10,8%), армии, органах внутренних дел (включая милицию), органы безопасности (21,7%), общественных организациях (7,0%)

В связи с упомянутой в начале статьи проблемой нехватки как инженеров, так и специалистов со средним специальным образованием, проблема должна быть разбита на две - привлечение абитуриентов для обучения на технических специальностях в ВУЗы и в профессионально- технические колледжи и техникумы. Решение этих проблем лежит вне плоскости образования, и состоит в повышении престижа инженерной и технической работы с помощью высокой оплаты труда в том числе, а также формирования престижа рабочих профессий с помощью социальных воздействий на общество. Также интересной практикой, которая может быть рекомендована к применению на промышленных предприятиях, является создание специальных групп в ВУЗах и колледжах на их базе -обучение студентов происходит за счет средств предприятия, но предприятие гарантировано получит необходимых работников на срок минимум 5 лет. Также данное сотрудничество даст возможность студентам в процессе прохождения практик, написания курсовых работ и дипломов лучше узнать проблемы предприятия, предложить их решения еще во время обучения. Таким образом, предприятие в итоге получит работников, которые уже имеют практические навыки решения конкретных технических, производственных или инженерных проблем. Это же может быть справедливо как для аспирантов, так и для докторантов - наличие практического опыта работы на конкретном предприятии повысит уровень знаний соискателей и эффективность работы над решаемыми научными проблемами.

Очередной ступенью образования для работников предприятия является повышение квалификации с помощью стажировок и курсов, возможно получение высшего (или второго высшего) образования при необходимости. Возникающая проблема определения вероятности возврата инвестированной в дополнительное образование суммы, а также вообще необходимости данного образования достаточно логично может быть решена для работников среднего и низшего звена с использованием соотнесения получаемых в результате обучения необходимых навыков и их необходимости для выполнения служебных обязанностей. Что касается управленцев, то методика определения необходимости инвестиций в образование может быть построена на основе понятия "эмоциональный интеллект". Данный термин вошел в обиход психологии, социологии и экономики с 90-х

годов ХХ века. В интерпретации клинической физиолога, благодаря которому понятие "эмоциональный интеллект" появилось в науке, Р. Бар-Она эмоциональным интеллектом являются все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [6]. Принятие решения о необходимость повышения квалификации и направлениях для каждого из работника можно рекомендовать осуществлять на основании тестирования на уровень эмоционального интеллекта. Более того, именно наличие высокого уровня эмоционального интеллекта повышает общую эффективность деятельности менеджера, по существующим исследованиям, на 90%. Таким образом, входное тестирование кандидатов на должность на уровень ЭИ позволит управленцам, во-первых, отбирать персонал в соответствии с определенными критериями, во-вторых, более точно определять занимаемую должность, а также принимать решения о необходимости и сфере дополнительного образования.

С точки зрения К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю инвестиции в человеческий капитал представляют собой "любое действие, которое повышает квалификацию и способности и, тем самым, производительность рабочих. Затраты способствуют повышению чьей-либо производительности" [10]. Таким образом, методы повышения стоимости человеческого капитала должны быть направлены на повышение каждой из составных его частей - не только уровня знаний и интеллекта, но и здоровья, качества труда и жизни, а также усиление синергетического взаимодействия между ними.

Здоровье также оказывает значительное влияние на качество человеческого капитала, индивид, у которого что-то не в порядке со здоровьем, его что-то беспокоит, не сможет эффективно выполнять свою работу. Здоровый образ жизни помогает продлить здоровые годы жизни, а также позитивно воздействовать на здоровье нации в настоящем и будущем, поскольку здоровье детей прямо зависит от здоровья их родителей.

Здоровье человека в теории человеческого капитала рассматривается как сочетание двух факторов - унаследованного и приобретенного здоровья. С одной стороны, происходит износ этих видов капитала, причем с возрастом обесценивание происходит все быстрее. С другой стороны, в процессе инвестирования в человеческий капитал здоровья происходит замедление этого обесценивания, поддержка и совершенствования работоспособности человека за счет улучшения его здоровья и самочувствия. На поддержание здоровья средства затрачиваются всю жизнь, это является основным отличием между инвестициями в образование. При этом многие исследователи полагают, что существует корреляция между уровнем образования и капиталом здоровья. Лица, имеющие достаточный уровень образования, стараются заботиться о собственном здоровье, обращаться к врачам во время и разумнее пользоваться медицинскими услугами, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, употреблять полезную пищу и отказываться от вредных привычек, инвестировать в свой собственный капитал здоровья.

Известный американский экономист и теоретик здравоохранения Келлен Уинслоу в своей книге "Цена здоровья" (1951 г.) доказал, что до 20 лет среднестатистический житель Америки получает средства на образование, пользование услугами здравоохранения, не отдавая ничего в замен, а уже к 40 годам он возвращает обществу эти расходы в полном объеме; к 60 годам он вернет обществу в 2 раза больше, чем было в него инвестировано [11]. Таким образом, помимо социальной функции - заботе о здоровье населения, политика инвестирования в капитал здоровья жителей страны приводит и к росту средней продолжительности их жизни, а, следовательно, и увеличивает объем и время поступлений от населения.

Далее, следующим элементом человеческого капитала является капитал культуры. Капитал культуры определяет систему ценностей, норм морали, этических норм, которые определяют поведение человека, его отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе, что оказывает влияние на качество всего человеческого капитала [12]. На формирование данного вида капитала оказывают институты, сложившиеся в обществе, нормы поведения, правила, культура и традиции, а также личность самого человека, именно его моральные

принципы, ценности и нравственные идеалы, которые закладываются преимущественно в детстве, под влиянием с точки зрения Г. Беккера «дети наследуют способности и другие «дарования» родителей» [12]. При этом решающую роль в формировании нравственных принципов играют не столько слова, сколько действия и поступки членов семьи. Именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, усваивает, что можно, а что нельзя, учится понимать и распознавать чувства и эмоции других людей. От того, в каком эмоциональном климате растет ребенок, зависит его будущее отношение к жизни, к другим людям, и даже способность к усвоению учебного материала напрямую зависит от атмосферы в семье. Психологический климат в семье напрямую оказывает влияние на будущее душевное здоровье человека и его эмоциональную стабильность. Также достаточно важным, оказывающим прямое влияние на человеческий капитал здоровья, является культура питания в семье и пищевые привычки. От этого зависит и здоровье пищеварительной системы, и в целом болезней, связанных с несбалансированным и неполноценным питанием. Здоровый образ жизни, привычки, отношение к спорту и досугу закладываются в детском возрасте. Если в семье принято проводить выходные активно, в один из дней, например, посещая музей, выставки или театры, а в другой занимаясь активными спортивными играми на природе, то очень вероятно, что в будущем именно так проводить свой досуг будут и выросшие дети.

Говоря о значимости семьи в формировании человеческого капитала, стоит отметить и влияние ее на образование и инвестиции в него. Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование [12].

Культура капитала на государственном уровне в 90-е годы ХХ века не получал должного инвестирования и развития, не уделялось необходимое внимание моральной и культурной образованности детей и подростков, что естественно негативно сказалось на общем уровне нравственности и морали в стране. В настоящее время ситуация изменилась, финансирование капитала культуры стало осуществляться через федеральные целевые программы, были завершены программы «Культура России (2006-2010гг.)», «Социальное развитие села до 2012г.», в результате осуществления которых решались проблемы сохранности культурного наследия, проблемы, касающиеся охраны окружающей среды, проведены мероприятия для улучшения жилищной обеспеченности, доступности качественного образования, а также повышения уровня медицинского, культурного, торгового, бытового и информационно-консультационного обслуживания сельского населения [13]. На 2014-2020 годы предусмотрена реализация следующих программ - Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в РФ, а также существует проект «Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и целевые программы развития конкретных регионов Российской Федерации.

Некоторые исследователи [14] выделяют в составе человеческого капитала еще и социальный капитал, который представляет собой коммуникативные навыки человека, способности к совместной деятельности, умение работать в команде и межличностные связи, а также сложившийся круг общения человека. Сюда же можно внести и репутацию человека, которая может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на сумму человеческого капитала. На наш взгляд, при должном внимании к этому феномену, это может являться возможным потенциалом для повышения величины человеческого капитала в целом. О деловой репутации человека можно судить не только с момента начала им трудовой деятельности, но и участие во внеучебной работе, участие и победы в олимпиадах, конкурсах в школе и средних и высших учебных заведениях также должно учитываться. В настоящее время эти достижения фиксируются с 1 класса, в так

называемом «Портфолио». При прочих равных, из двух абитуриентов преимущество при поступлении в ВУЗы должно отдаваться соискателю с лучшим портфолио, это же должно учитываться и при выборе сотрудников на определенную должность.

На наш взгляд, роль качества жизни и благосостояние работников также является достаточно значимым в процессе управления человеческими ресурсами. С одной стороны, от того, насколько человек чувствует себя хорошо в стране, зависит поток иммиграция в стране. С другой стороны, если человек живет так плохо, что его действия не могут удовлетворить, например, физиологических потребностей (по Маслоу), то усилий для удовлетворения остальных потребностей приложено не будет, а значит, не будет и приложено никаких усилий для экономического развития. И, наконец, все большее внимание ученых привлекает теория благосостояния, в которой для определения индекса развития человеческого потенциала Индекс развития человеческого потенциала может принимать значения от 0 до 1, при этом страна считается обладающей высоким уровнем человеческого развития, если показатель ИРЧП более 0,8, низким уровнем развития человеческого потенциала при уровне ИРЧП менее 0,5, и средним - при ИРЧП в пределах от 0,5 до 0,8. В 2010 году индекс развития человеческого потенциала был дополнен тремя новыми индексами, для учета неравенства внутри страны - индексом человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), индексом гендерного неравенства (ИГН) и индексом многомерной бедности (ИМБ). По рассчитанному в 2010 году значению показателя индекса развития человеческого потенциала Россия занимает 65 место с ИЧР 0,719.

Приведенное в настоящее статье исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Проблема качественного развития человеческого капитала носить для Российской Федерации первоочередной характер. Проблема комплексна и без решающей роли государства решена быть не может. Кроме того, в процесс решения обозначенной задачи необходимо вовлечение одного из ключевых потребителей человеческого капитала - промышленные предприятия. При этом, существующую ныне систему подготовки квалифицированных кадров предлагается совершенствовать, начиная уже с начального образования, на основе внедрения технологий эффективного отбора и развития выявленного потенциала. В дальнейшем необходима более ранняя специализация учебного процесса, сопровождающаяся постоянным культивированием на государственном уровне здорового образа жизни и культурного развития личности. В последствии, на основе государственного задания с обязательным учетом и участием, в частности промышленных предприятий, предлагается вести подготовку рабочих и инженерных кадров. При этом, в процессе подготовки, приоритеты расставить на решение конкретных практических задач в условиях реально функционирующего предприятия. В дальнейшем предлагается активное внедрение практических наработок в области эмоционального интеллекта, что непременно позитивно отразиться на хозяйственных показателях предприятий. И наконец, реализация обозначенного выше подхода позволить обеспечить положительную динамику качества жизни и благосостояние работников, а с ним и увеличение значения индекса развития человеческого потенциала России

Human resources are one of the key factors in the development of Russian industry is now. Implementation in practice management the main provisions theory of human capital management, and use of copyright developments concerning certain aspects of the quality indexes of human resources of the country will have a positive impact on the effectiveness of both individual companies and in general most industries.

Key words: economic growth, development, resources, human capital, industry, intelligence.

Список литературы

1. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 2006. - 471 с.

2. Lynn R. Intelligence and the Wealth and Poverty of Nations [Электронный ресурс].

URL:

http://www.rlynn.co.uk/uploads/pdfs/Intelligence%20and%20the%20Wealth%20and%20Poverty %20of%20Nations.pdf (дата обращения: 09.04.2014).

3. Murphy, Kevin M., Andrei Shleifer and Robert W. Vishny. 1991. The Allocation of Talent: Implications for Growth. The Quarterly Journal of Economics, Vol. 106, No. 2 (May, 1991), pp. 503-530

4. Magee, Stephen. 2010. The Optimum Number of Lawyers and a Radical Proposal for Legal Change. Prepared for the Conference on American Illness: Essays on the Rule of Law. [Электронный ресурс]. URL: http://buckleysmix.com/wp-content/uploads/2010/10/Magee.pdf (дата обращения: 09.04.2014).

5. Сухарев О.С. Дисфункция образования и науки России: траектория преодоления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014, N 1 (238).

6. Стрижакова Е.Н. Интеллект работника организации: эволюция подходов к определению его составных частей и способы измерения // Госсоветник № 1, 2013 - С. 74 -87

7. C. Spearman "General intelligence", objectively determined and measured [Электронный ресурс]. URL:http://psychclassics.yorku.ca/Spearman/ (дата обращения: 09.04.2014).

8. Говард Гарднер. "Структура разума. Теория множественного интеллекта". Вильямс, 2007г.

9. Каданкова Н.Н., Крутий И. А .Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала . Труды СГУ Выпуск 87. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. - М.: 2005. - с. 168-186.

10. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Инфра-М. - 2009. - 940 с.

11. А. Шабунова, Н. Маланичева Здоровье населения в крупных городах: тенденции и особенности. Электронная книга. ИСЭРТ РАН, 2012

12. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / пер. с англ. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 672с.

13. Материалы сайта Федеральные целевые программы России http://www.programs-

gov.ru

14. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах. Справочное пособие Авторы: Щербатых Ю.В.

15. Стрижакова Е.Н. Проблема экономического развития и представления об "экономике счастья": аспект измерения и оценки // Менеджмент в Росси и за рубежом. №1, 2014. С. 36-44

Об авторах

Стрижакова Е.Н. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного технического университета, kathystr@inbox.ru

Стрижаков Д. В. - кандидат экономических наук, Заместитель Главы городской администрации по финансам, zgef@gorod.bryansk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.