УДК 94(470.1/.2).013+27-36(045)
КИБИРЕВА Вера Вадимовна, соискатель кафедры культурологии ирелигиоведения Поморского государственногоуниверситета имени М.В. Ломоносова. Автор 6 научных публикаций
О НЕКОТОРЫХ МОТИВАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРАМОВ
В ЧЕСТЬ КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, В СЕВЕРНОЙ РУСИ (Х-ХУП века)
В статье рассматривается проблема распространения храмов на Русском Севере в честь великомученика Климента, папы Римского, известного на Руси с момента ее христианизации, которая связана, в первую очередь, с главными функциями этого святого - миссионерской и просветительской, а также водными чудесами и спасением погибающих на море.
Храмоименование, Климент, папа Римский, христианизация, Средневековье, Русский Север
Сегодня такое интересное храмоименование, как в честь Климента, папы Римского, чаще всего встречается в фундаментальных исследованиях по деревянной архитектуре. О церквях в честь этого святого писал в 1909 году И.Э. Грабарь1, а позже об одном из таких храмов оставил восторженные строки И. Евдокимов: «Среди всех замечательных сооружений северного зодчества такие церкви, как Климентьевская в посаде Уна Архангельского уезда являются в буквальном смысле потрясающими, до того прекрасны их покойные, дивно-стройные и какие-то певучие облики»2. Известно, что и в самом Новгороде в XIII веке уже стоял храм, посвященный св. Клименту. Интересен тот факт, что начиная с постмон-гольского периода подобных храмоименований в землях центральной Руси практически не встречается. Одним из таких редких храмов является московский в честь Климента, возведенный в начале XVII века. Он был поставлен
на месте сражения народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Как известно, в этом направлении поляки к Московскому Кремлю так и не смогли пройти. Вполне возможно, что данный храм олицетворял собой символическую границу противостояния русского православия и польского католичества.
Несмотря на приведенные данные, мы не можем утверждать, что храмоименование в честь Климента, папы Римского, имело лить местное значение и было почитаемо лишь в Новгороде и на северных территориях, которые разрабатывал когда-то «вольный город». Существуют бесспорные свидетельства, подтверждающие, что культ св. Климента в Византии был чрезвычайно развит. Сегодня известно пять фресок с его изображением ранее конца IX века. Более того, «Похвальное слово на обретение мощей св. Климента» «было отличительной чертой богослужения Софии Константинопольской - главного храма империи»3.
Важным является и тот факт, что в Десятинной церкви Киева находились мощи этого святого4 . Его культ в Киевской Руси был настолько значим, что кафедральная Десятинная церковь называлась храмом св. Климента5. До наших дней дошло древнерусское сочинение «Слово на обновление Десятинной церкви», созданное в XI веке. В этом произведении Климент, папа Римский, прославлялся как заступник Русской земли, т.к. «Русь представлялась автору единственной обладательницей святыни, что давало ей преимущество перед другими странами»6. Следы такого глубокого почитания этого святого мы обнаруживаем в одном из вариантов Голубиной книги:
Посреди моря океанского Выходила церковь соборная,
Соборная, богомольная,
Святого Климента, папы римского:
На церкви главы мраморные На главах кресты золотые7.
Имя Климента, папы Римского, очень тесно связано с двумя известными историческими личностями: киевским князем Владимиром и св. Константином Философом (Кириллом). Географически оно очень четко соотносится с городами: Херсонес - Рим - Киев - Новгород.
Херсонес очень значим в христианизации Руси: здесь крестился князь Владимир, фактически это отправная точка в истории Русской православной церкви. Кроме того, именно в этом городе в 861 году Константином Философом были обретены мощи великомученика Климента, папы Римского. Для русских христиан мощи этого мученика дороги именно как мощи первого святого, непосредственно связанного с принятием нового вероучения на Руси. В.Н. Топоров подчеркивает, что обретение мощей великомученика Климента, папы Римского, было весьма существенным не только для христианского мира, но и лично для Константина: «Это событие представляло собой обретение персонифицированной святости, явление миру неизвестного или забытого подвига святости раннехристианского мученика, возвращение его в собор святых христианской церкви и, наконец, как бы и собственное приобщение Константина к святости через обретение святых останков»8.
Во многих богослужебных книгах о крещении Христа говорится как о просвещении. Получается, что Климент, папа Римский, с просветительской миссией связан как бы дважды: непосредственно с крещением Руси через Херсонес, а затем непосредственно с ее просвещением - обретением письменности через личность Константина Философа. Таким образом, факты из жития Константина и Климента, папы Римского, свидетельствуют о теснейшей духовной связи этих двух святых. В.Н. Топоров отмечает, что таким же судьбоносным для просветителя славян был образ Софии - Премудрости Божией. Через этот светлый образ, как считал Константин, постигается Слово Божие и именно образ Софии помогает постичь связь между миром и Богом, тварным и божественным. К Премудрости Божией Константин стремился приобщить все человечество: и уже познавших Христа и тех, кто еще был далек от него - язычников. Интересно, что в «Службе праздника обретения в Херсонесе мощей Климента, папы Римского» - творении Константина, великомученик Климент тоже называется просветителем9.
В XV веке на Руси сформировался особый иконографический тип, так называемый «новгородский извод» иконы «София Премудрость Божия». Как храмовая икона она находилась в знаменитом Софийском соборе Великого Новгорода. В.Н. Топоров сообщает, что именно св. Константин был творцом этой иконы или, во всяком случае, тем человеком, благодаря которому она получила распространение и свою славу. Первый по времени русский иконографический сюжет «Софии...» исходит от первого родоначальника русской культуры Константина
- Кирилла. Нужно думать, что и сама композиция иконы дана Кириллом же10. Так символически соединяются имена этих двух святых в древнем северном городе.
В самом Новгороде и на его обширных северных территориях культ Климента почитался вплоть до XIX века. Одним из древнейших памятников, связанных с культом этого святого на новгородской земле является серебряная ставротека, обнаруженная в середине XX века в краеведческом музее Архангельска (XII век).
Известны и несколько иконописных образов этого святого. В собрании Государственной Третьяковской галереи есть новгородская икона «Спас на престоле» (XIII век), на полях которой изображены высокочтимые святые Русского Севера. Первым в левом верхнем углу изображен как раз Климент, папа Римский. Можно упомянуть росписи храма Спаса на Нередице (XII век), фрески из церкви Симеона Богоприимца (XV век), которые тоже донесли до нас изображение этого святого. Новгородская летопись сообщает о построении церквей в честь Климента, папы Римского. «В лето 6651 (1153) иде боголюбивый Нифонт в Ладогу и заложи церковь святого Климента»11. Опять же летопись свидетельствует, что в XIII веке и в Новгороде был возведен каменный храм, посвященный этому же святому.
Новгородская летопись проливает свет на причину постановки церкви в Старой Ладоге именно в честь Климента, папы Римского. Этому предшествовало весьма драматическое событие, связанное с политической борьбой Мономахичей с Ольговичами. В эту борьбу оказался замешан новгородский епископ Нифонт. В 1147 году внук Мономаха Изяслав Мстиславич самостоятельно, минуя Константинополь, ставит митрополитом Клима Смоляти-ча. Единственным противником этого Ипатьевская летопись называет смоленского епископа
- грека Мануила. О реакции новгородского епископа Нифонта сообщает уже местная летопись. Оказывается, Нифонт не признал законность поставления в митрополиты без санкции Византии. Новгородский епископ был вызван в Киев и посажен в Печерский монастырь, откуда был выпущен лить в 1150 году Юрием Долгоруким, захватившим Киев. Через три года Нифонт заложил церковь Климента в Старой Ладоге. Интересно, что «в дискуссии по поводу правомерности поставления митрополита, минуя патриарха, одним из главных аргументов было наличие в Киеве мощей св. Климента. Таким образом, церковно-политические события того времени обратили пристальное внимание на культ Климента. Вероятно, и на самом соборе, и на обряде поставления, и находясь на покаянии в Печерском монастыре, Нифонт дол-
жен был близко ознакомиться как с самими произведениями Климента Римского, его жизнеописанием, так и с историей открытия его мощей и перенесения их в Киев, с произведениями клириков Десятинной церкви, прославляющих Климента»12. Закладка церкви Климента в Старой Ладоге дает новый толчок популярности этого святого уже в Северной Руси.
Скорее всего, именно благодаря Нифонту начинает активно развиваться культ Климента, папы Римского, на новгородской земле. Епископ верно уловил связь этого святого именно с Византией и просветительской миссией Константина. Кроме того, в свете недавнего (1054 год) разделения христианства этот святой, аллегорически участвовавший в крещении Руси, по замыслу Нифонта был призван укреплять правильную веру новгородцев.
В далеком северном селе Ненокса, на берегу студеного Белого моря когда-то стояла кладбищенская церковь с храмовым именем в честь Климента, папы Римского. «Ненокшане верили, что с перенесением частичек мощей св. Климента в Киев князем Владимиром Красное Солнышко началось строительство христианских храмов на Руси»13. Вполне возможно, что эта народная вера в некоторой степени объясняет ту масштабную храмосоздательскую деятельность по возведению Климентовских храмов в землях Великого Новгорода, инициированную в середине XII века архиепископом Нифонтом.
Популярности климентовских храмов бесспорно способствовала и некая духовная связь этого святого с Константином Философом, известным своей просветительской и миссионерской деятельностью. В XII веке Великий Новгород активно осваивал земли Севера, поэтому крайне нуждался в помощи и заступничестве именно Климента, папы Римского. Вероятно, удачная просветительская миссионерская деятельность этого святого, а кроме того, его морские «водные» чудеса способствовали быстрому распространению климентовского культа на Русском Севере.
Совсем не случаен тот факт, что практически все Климентовские храмы на Русском Севере возвышаются на берегах Белого моря
или, в крайнем случае, реки. Это объясняется трагической судьбой самого святого, его непосредственной связью с морем. «Римский император Троян (98-117) сослал третьего Римского епископа Климента за активную пропаганду христианства в Херсонес, куда часто ссылали первых христиан и уголовных преступников. Здесь Климент работал на местных камнелом-нях. Он продолжал и в трудных условиях проповедовать христианское учение, в результате чего значительно увеличилось число христиан. Местные власти по приказу императора подвергли Климента мученической смерти, а тело его с якорем на шее было брошено в море»14. Предание гласит, что на дне морском мощи пробыли до того момента, пока не были обнаружены Константином, после чего их положили в соборную церковь Херсонеса. В дальнейшем они сослужили Константину хорошую службу. Какую-то часть этих мощей Константин взял с собой в хазарский поход. Житие Константина свидетельствует, что он обратил в христианство одного хазарского воеводу, укротил страшных венгров, затем и его хазарская миссия увенчалась успехом. Трагическая судьба Климента, папы Римского, соотносилась с суровой и тяжелой жизнью на далеком Севере.
В контексте данного исследования нам важна теснейшая связь этого святого с морем. Известно, что символический образ моря в традиционной культуре поморов соотносится с областью смерти. Море всегда чревато опасностью, оно вселяет ужас и страх. «Море -мертвое царство, любое передвижение в этом локусе религиозно-мифологического пространства равносильно реальному переживанию смерти, испытание морем - смертью. Только настоящий герой, пережив испытание “морской смертью”, через преображение получает надежду на новую вечную жизнь»15. Это утверждение пересекается со значением обретения мощей святого Климента, которые были подняты со дна морского. Так он смог обрести Божественный свет и вечное бытие.
Дно моря - это невидимая линия, отделяющая жизнь от смерти, день от ночи, живых от мертвых. Может быть, поэтому в старинном морском с. Ненокса кладбищенская церковь но-
сит имя святого, чьи кости долгое время лежали в небытии на дне морском, пока не были явлены христианскому миру. В храме, который стоял на берегу, наверное, часто поминали тех, кто нашел последний приют на дне морской пучины. Следует отметить, что «испытание морем воспринималось и как обретение духовно-нравственных основ человека, крепость его веры. Путь в морской пучине ассоциировался с лестницей, путем восхождения к Христу»16. Именно здесь в инородческом, языческом пространстве самодийского мира, на краю русской православной Ойкумены ярко проявился просветительский и миссионерский аспект его святости.
Культ св. Климента, папы Римского, был широко распространен в Поонежье и Онежском Беломорье (например, церковь с. Уна). Исследователь культового зодчества А.Б. Боде относит этот храм «к наиболее архаичным постройкам. Климентьевская церковь представляет собой единственный пример сочетания креща-того основания со ступенчато понижающимися выступающими частями и шатровым завершением»17. В деревянном культовом зодчестве Поонежья и побережья Онежской губы в последней трети XVII века появляются новые формы - храмы с кубоватыми завершениями. Именно к этому типу относится еще одна Климентьевская церковь (1685 год) из с. Пияла. Среди подобных построек конца XVII века этот храм выделяется мощным кубом. Его массивность подчеркивалась стройными и мощными главами. Все перечисленные храмы отличаются большими художественными достоинствами и поэтому вошли в сокровищницу деревянного зодчества.
Мы рассмотрели лить некоторые храмы, посвященные Клименту, папе Римскому. Их можно объединить по трем основным параметрам: территориально (все эти храмы возведены на территории, которую когда-то разрабатывал великий Новгород), географически (Русский Север) и функционально. Климентьевские храмы, как и сам святой, в честь которого они были названы, на северной земле выполняли просветительскую, миссионерскую и защитную функцию.
На примере храмов в честь Климента, папы Римского, мы попытались показать, что необ-
ходимы не только церковно-статистические исследования, позволяющие выяснить, какие именно храмоименования были распространены на конкретной территории. Безусловно, нужно выявлять и причины посвящения храма определенному святому в конкретной местности. Внимательное изучение именований храмов может помочь проследить развитие православного мировосприятия наших предков. Кроме того, храмоименования тесно связаны с хозяй-
ственно-экономическими, природными, географическими, культурно-пространственными особенностями того или иного региона. Недаром некоторые исследователи отмечают связь культурного ландшафта с формированием идей и ценностей этноса: «...Ландшафт и строения важны как посредники. Они - ключи к пониманию и постижению Философии Существования. Сущность Бытия постигается в пространстве, так называемом Священном пространстве»18.
Примечания
1ГрабаръИ.Э. История русского искусства. М., 1909. Т. 1. С. 369, 380, 390.
2 Евдокимов Е. Северв истории русского искусства. Вологда, 1921. С. 33.
3 Уханова Е.В. Обретение мощей святого Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX века II Византийский вестник. М., 2002. С. 121.
4Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. М, 1965. С. 90, 98.
5 Медынцева А.А. Архангельская ставротека и культ Климента на Руси// Совет, археология. 1991. № 3. С. 64.
6Лавров П.Л. Жития херсонских святых в Греко-славянской письменности II Памятники христианского Херсона. М., 1911. С. 47.
I Голубиная книга: русские народные духовные стихи XI-XIX века. М., 1991. С. 222.
8 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1996. С. 118.
9 Мурьянов М.Ф. Гимнография Киевской Руси. М., 2003. С. 315.
10 Топоров В.Н. Святость и святые... С. 65.
II Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 151.
12Кузьмин А.Г. Древнерусские исторические традиции и идейные течения XI века II Всемир. история. 1971. № 10. С. 30.
13Куратов А.А. Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера. Архангельск, 2002. С. 19.
14Бернштейн С.Б. Константин-Философ и Мефодий: начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984. С. 70.
15 Теребихин Н.М. Метафизика Севера. Архангельск. 2004. С. 8.
16Иванова А.И. Священная ономастика часовен в местах морских промыслов II Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск. 2006. С. 163. Вып. 2.
11БодеА.Б. Деревянное зодчество Русского Севера: архитектурная сокровищница Поонежья. М., 2005. С. 28.
18Кристиансен Р.Е. Сакральное пространство: теология места и сакрального пространства в русско-норвежском контексте. Архангельск, 1997. С. 96
Kibireva Vera
ON SOME REASONS FOR SPREADING OF TEMPLES NAMED AFTER ST. CLIMENT THE POPE IN THE NORTHERN RUSSIA (X-XVII CENTURIES)
The article considers the issue of spreading of temples named after saint martyr Climent, the Pope, highly regarded in Russia since the Christianization. The popularity of the saint is primarily connected with his missionary and enlightening functions as well as his water miracles and rescuing.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент - Теребихин H.M., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова