УДК 343.148.5
Домовец С. С.
К.ю.н., ст. преподаватель кафедры криминалистики Волгоградской академии МВД России
О НЕКОТОРЫХ МЕТОДАХ ВЫЯВЛЕНИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ)
В работе рассматриваются способы и механизмы выявления уклонения от уплаты налогов организациями, занимающимися строительной деятельностью.
Ключевые слова: налог, налоговая декларация, бухгалтерский отчет, финансовые показатели.
Говоря о преступности в целом, и об экономической преступности в частности, есть смысл привести данные статистики. В январе — сентябре 2015 года зарегистрировано 1750,4 тыс. преступлений, или на 6,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 69 субъектах Российской Федерации, снижение — в 14 субъектах. По сравнению с январем — сентябрем 2014 года на 3,3% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных
правоохранительными органами. Всего выявлено 96,7 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 5,5%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 169,69 млрд. руб. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 63,4%. Подразделениями органов внутренних дел выявлено 86 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 88,9% [1].
В последнее время количество налоговых преступлений в сфере строительной деятельности также не снижается, уровень налоговой преступности остается высоким.
Особенностью расследования налоговых преступлений можно считать тот факт, что если возбуждение уголовных дел по имущественным преступлениям или преступлениям против жизни и здоровья человека происходит по факту их совершения, то, прежде чем возбудить уголовное дело по факту налогового преступления, совершенного субъектом строительной деятельности, необходимо выявить объект наблюдения и провести тщательную проверку соблюдения им законодательства в сфере налогов и сборов.
Способы и механизмы выявления уклонения от уплаты налогов организациями, занимающимися строительной деятельностью, более чем
разнообразны. Сотрудник правоохранительных органов может получать информацию о готовящемся или совершенном налоговом преступлении в области строительства из различных источников. Однако, не всегда полученная информация является достоверной, полной и объективной, но так или иначе сотрудник получает возможность определить направление своей деятельности по выявлению преступления.
Профессиональная активность строительной организации сопровождается составлением большого количества различных документов, подтверждающих приобретение и использование сырья, материалов, выполнение работ, оказание услуг, получение кредитов, осуществление платежей и пр. Безусловно, такие операции вносят коррективы в состояние экономических показателей хозяйствующих субъектов и должны отображаться в бухгалтерском учете организации.
Процесс выявления налоговых преступлений в сфере строительной деятельности, который осуществляется налоговыми органами, проходит в два этапа: при приеме от хозяйствующих субъектов бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов (камеральная налоговая проверка) и при изучении отчетной документации налогоплательщика на самом предприятии (выездная налоговая проверка).
Камеральная налоговая проверка. Каждая организация, в том числе и строительная, обязана в установленный срок предоставить в налоговый орган бухгалтерский отчет и расчеты по всем видам налогов. При этом, безусловно, налогоплательщик должен представить необходимые приложения к перечисленным документам.
Анализируя представленную документацию необходимо установить следующие обстоятельства: верно ли составлены налоговая декларация и бухгалтерский отчет, вся ли нужная информация в них указана; кем заполнялись, подписывались; совпадает ли процент доходности и иные финансовые показатели с показателями предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность; выводы и результаты предыдущих инспекторских и аудиторских проверок налогоплательщика; заключались ли рискованные (финансово неоправданные) сделки, вызывающие сомнения и пр. [4, с. 96].
Камеральная налоговая проверка включает в себя просмотр, анализ, изучение налоговых деклараций, сопоставление приведенной в них информации с данными предыдущих лет и т.д. В результате выявляются искажения в отчетных документах, направленные на сокрытие или занижение объектов налогообложения^, с.23].
Основной и одной из наиболее эффективных форм налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате их проведения налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, такие как: выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах.
Планирование выездных налоговых проверок — процесс открытый, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения (преступления), в том числе общедоступным. Каждому налогоплательщику необходимо понимать, что от степени прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в казну государства зависит возможность не включения его в план выездных налоговых проверок.
Обоснованный отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок, безусловно, невозможен без всестороннего, полного анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из различных источников[3, с. 3; 13; 14; 15].
К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в ходе выполнения своей непосредственной работы.
К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.
Первоочередными для включения в план выездных налоговых проверок являются налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются подозрения об их участии в схемах ухода от налогов или схемах по минимизации налоговых обязательств и (или) имеются данные о налоговых правонарушениях.
Выездная налоговая проверка заключается в проведении полного, глубокого, тщательного анализа деятельности строительной фирмы на основе первичных бухгалтерских документов и учетных регистров и выявлении нарушений, которые привели к занижению налоговых платежей. В обязательном порядке выясняются следующие обстоятельства: правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности прибыли и убытков от выполнения работ, выполнения услуг, прочей реализации и внереализационных операций; достоверность отражения учетных данных фактической себестоимости продукции (работ, услуг); правильность расчетов по уплачиваемым налогам, в том числе правомерность применения различных налоговых льгот. Необходимо контролировать правильность исчисления налогооблагаемой прибыли и уплаты налога с нее.
Практика показывает, что материалы, поступающие в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, зачастую не соответствуют установленным законодательством требованиям или собраны не в полном объеме. Названные недостатки в процессуальной деятельности влияют на полноту и качество исследования всех
обстоятельств дела и, как правило, приводят либо к незаконным решениям об отказе в возбуждении уголовного дела либо к его незаконному прекращению.
Следователь, изучая поступивший к нему акт проверки, должен обращать внимание на полноту и объективность фактов нарушения налогового законодательства, изложенных в нем. Изложение в акте обстоятельств допущенного налогоплательщиком правонарушения должно основываться на результатах проверки всех первичных и иных документов, которые могут иметь отношение к материалам проверки, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий при осуществлении проверки. В акте должны быть отражены все существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным преступлениям и правонарушениям, такие как: информация о не представленных в налоговый орган налоговых декларациях; правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика.
Все перечисленные выше методы проверки и анализа документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность строительной фирмы, направлены в первую очередь на выявление признаков уклонения от уплаты налогов. Изучение всех обстоятельств, безусловно, сможет помочь в выяснении такого обстоятельства, как был ли у налогоплательщика (руководителя, главного бухгалтера предприятия) умысел на уклонение от уплаты налогов[16; 17, с. 131; 18].
Также хотелось бы остановиться на признаках, позволяющих судить о совершенном налоговом правонарушении (преступлении). О том, что налоговое преступление планируется или уже совершено, свидетельствуют следующие обстоятельства:
- в контролирующих органах отсутствуют необходимые регистрационные документы;
- юридический адрес строительной организации не соответствует действительности, то есть фактическому местонахождению организации;
- умышленное отсутствие на предприятии налогоплательщика правильно поставленного бухгалтерского учета;
- неправильное ведение бухгалтерских книг, наличие «двойной бухгалтерии», внесение искажений в бухгалтерские документы [5, с. 13];
- уничтожение документов бухгалтерского учета (например, с целью скрыть какую-либо информацию);
- отказ налогоплательщика от дачи пояснений по поводу обнаруженных несоответствий;
- предоставление ложных документов в обоснование искаженных данных, внесенных в налоговую декларацию, иные расчетные документы;
- открытие в различных банках нескольких счетов, не зарегистрированных в налоговой инспекции;
- поступление денежных средств из неизвестных источников;
Бесспорно, приведенный выше перечень наиболее распространенных признаков совершения уклонения от уплаты налогов не является полным и исчерпывающим. Следователю необходимо выявлять то, что не указано в налоговой декларации, содержащей информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, о ее результатах[6; 7; 8; 9; 10; 11; 12].
Подводя итог, стоит заметить, что наиболее эффективным и результативным методом выявления уклонения от уплаты налогов строительными организациями является встречная проверка. Проводя анализ бухгалтерской документации необходимо выяснять, отражена ли в ней вся необходимая информация о налогоплательщике. Также необходимо проводить сплошные проверки правильности отражения в учете всех поступлений на счета и в кассу, затрат, отнесенных на себестоимость продукции и внереализационные расходы.
Литература
1. Официальный сайт МВД Российской Федерации: Статистика и аналитика https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения 21.10.15)
2. 2.Тришкина Е.А., Токарева Е.В. Проблемы назначения документальной ревизии и судебно-бухгалтерских экспертиз при раскрытии и расследовании преступлений экономической направленности // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 10 - 11.
3. Пирцхалава К.А. Выявление и первоначальный этап расследования уклонений от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 1999.
4. Тришкина Е.А., Могутин Р.И. Типичная исходная информация как элемент криминалистической характеристики преступлений в сфере налогообложения // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2015. — № 4-4.
5. Токарева Е.В., Тришкина Е.А. Проблемы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела // Защита прав человека отраслями российского права. Материалы 6й межвузовской и 4й всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. — Волгоград, 2014.
6. Никонович С.Л. Недостатки взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней / С.Л. Никонович // Вестник Московского университета МВД России. 2010.
7. Никонович С.Л. Проблемы оперативного документирования преступлений, совершаемых в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и способы их устранения / С.Л. Никонович // Право и государство: теория и практика. 2013. № 9 (105).
8. Никонович С.Л. Некоторые аспекты проблем организации взаимодействия следователя с оперативными службами ОВД и других спецслужб при расследовании преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота
драгоценных металлов и драгоценных камней / С.Л. Никонович // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 2.
9. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Ендольцевой А.В., Сыдорука И.И. [Сыдорук И.И., Ендольцева А.В., Тамаев Р.Т., Мирзоев Г.Б., Эриашвили Н.Д., Химичева О.В., Гладких В.И., Галузо В.Н., Галоганов А.П., Данилкин В.Н., Батюк
B.И., Никонович С.Л., Авдалян А.Я.] — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити — Дана, 2013.
10. Организация расследования общеуголовных преступлений: учебное пособие для курсантов, слушателей, студентов / под ред. С.А. Янина, Т.Ф. Скогоревой [Бирюков С.Ю., Галузо В.Н., Зайцева Е.В., Клочков А.В., Ковалев
C.А., Никонович С.Л., Попова О.А., Решняк О.А., Черменева С.С., Шувалов Д.Н., Янина Т.Н.] — Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2015.
11. Криминалистика: учебно-методическое пособие / под ред. М.В. Кардашевской [Никонович С.Л., Могутин Р.И., Бирюков С.Ю., Галузо В.Н., Брусенцева В.А.] — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В.. 2014.
12. Никонович С.Л. Типичные следственные ситуации и организация расследования преступлений в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней / С.Л. Никонович // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1(28).
13. Кардашевская М.В., Никонович С.Л., Абрамов В.А. Криминалистические проблемы расследования отдельных видов хищений: монография. — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2013.
14. Расследование организации преступного сообщества (преступной организации): учебное пособие [Коловоротный А.А., Бирюков С.Ю., Никонович С.Л. и др.] — М.: Юнити-Дана, 2015.
15. Никонович С.Л., Олифиров П.А. Поисковая техника и средства связи в криминалистике: учебное пособие. — Липецк: МИПЭ, 2004.
16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации в 3 т. [Дикаев С.У, Авдалян А.Я., Агаев Г.А., Брусенцева В.А., Бычков С.Н., Галузо В.Н., Готчина Л.В., Денисов С.А., Калис Е.Б., Климов А.С., Коротков А.В., Кузнецова Н.И., Милюков С.Ф., Никуленко А.В., Никонович С.Л., Степанов Ю.И., Трофимов В.Г., Тюнин В.И., Чабукиани О.А., Шкеле М.В. и др.] / под ред. Л.В. Готчиной, А.В. Никуленко. — Тамбов-Санкт-Петербург — Липецк: изд-во Першина Р.В., 2014. — Т.3. Особенная часть (по состоянию на 4 июня 2014 г.).
17. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие [Аминов Д.И., Багмет А.М., Никонович С.Л., Авдалян А.Я., Климов А.С., Белокобыльский М.Е., Канубриков В.А., Галузо В.Н., Иванов А.Л.]; под ред. Д.И. Аминова, А.М. Багмета. — Stredoevropsky Vestnik pro Vedu a Vyzkum. — 2015. — Т. 70.
18. Квалификация незаконной игорной деятельности: учебное пособие [Лихолетов А.А., Кравец В.Г., Никонович С.Л., Галузо В.Н.]; под ред. М.В. Кардашевской. — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2014. — 79 с.