Научная статья на тему 'О некоторых методах моделирования личности по тексту'

О некоторых методах моделирования личности по тексту Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
103
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых методах моделирования личности по тексту»

зом волей творца Ульгеня, а звезды имели земное происхождение. По алтайским представлениям золотой Алтай находится в среднем мире.

Исходя из этого можно объяснить многие алтайские ассоциаты. Так, традиционное деление вселенной на зоны представлено следующими языковыми репрезентантами: "тенери" (небо), "устинде" (сверху); "jep" (земля), и все, что на ней находится: "талай" (море, тайга), "ороондор" (страны), "албаты" (народ), "улус" (люди), "эбире" (вокруг), "ончо эбире турган неме" (все окружающее); подземный мир - "ичинде" (внутри).

Мифологическое сознание алтайцев склоняется к тому, что мир конечен. Эксперимент подтверждает это: в русской группе доминирующими являются ассоциаты "бесконечная", "бесконечность" (13% реципиентов), а в алтайской группе ассоциат "учу-куйузы" (бесконечная) выделяют всего 3% реципиентов. Между тем языковой репрезентант "jep" (земля) является доминантным.

Для русских реципиентов вселенная - это нечто абстрактное, отсюда ассоциаты "вечность", "пространство", "пустота", "много", "вся", "нечто" и т.д.

Таким образом, культурологические знания в той или иной степени присутствуют в процессуальных концептах, национально-специфические особенности, выявленные в эксперименте, связаны с культурными традициями и особенностями быта этносов. Специфика концептуальной системы выявляется только на родном языке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каташ С.С. Мифы и легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1978..

2. Потапов Л.П. Мифы алтая-саянских народов как исторический источник // Вопросы археологии и этнографии. Горно-Алтайск, 1983.

3. Сагалаев A.M. Мифология и верования алтайцев центрально-азиатского влияния. Новосибирск, 1984.

А.К. Ермолаев

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДАХ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО

ТЕКСТУ

Основополагающим для нашего исследования является утверждение Н.И.Жинкина о том, что всякая речь может быть сведена к системе предикатов, которые, последовательно дополняя друг друга, раскрывают состав и соотношение признаков неизвестного ранее предмета действительности. На идее Н.И.Жинкина базируется построение доминантной структуры текста у А.И.Новикова, который предлагает выделять «ключевые» элементы текста. Такие «ключевые» элементы рассматриваются им как наиболее важные, существенные для понимания. Автор акцентирует, что «в содержательном плане такие элементы представляют собой то, о чем говорится в определенном отрезке текста. Обычно механизм их выделения не осознается достаточно отчетливо. ... формальным критерием выделения «ключевых» элементов является изменение уровня отношений при введении в рассмотрение некоторого очередного «пред-

мета» [1, 147]. В процессе чтения такие смысловые компоненты выделяются почти сразу, «поскольку они являются представителями более широкого содержания. Замещая определенное содержание, они, тем самым разбивают текст на отдельные фрагменты» [1, 134]. Выделением «ключевых» слов осуществляется на основе внутренних связей, «которые не сводятся ни к грамматическим связям внутри предложения, ни к формальным межфразовым связям, хотя и те и другие участвуют в этом процессе, выполняя функцию первичной ориентации в тексте» [1, 148]. А.Р.Лурия также указывал, что в процессе восприятия текста индивид «выделяет смысловые ядра» и «сближает их между собой» [2,237].

Один из предлагаемых нами приемов моделирования личности по тексту тоже основан на выделении ключевых слов, которые наиболее полно раскрывают содержащуюся в них информацию об авторе. Такой подход возможен лишь при взаимодействии, сопряжении выделения ключевых слов с приемом ассоциативных связей.

Рассмотрим текст: «Я считаю абсурдным выслушивать по данной научной проблеме мнение реципиента, недостаточно осведомленного в теоретических основах». Смысл сказанного может быть сведен к предложению: «Бессмысленно выслушивать недостаточно осведомленного». Отсюда ключевыми словами для понимания смысла сказанного являются слова абсурдным, выслушивать, недостаточно, осведомленного.

Для моделирования личности важнейшими представляются слова научной, проблеме, теоретических основах, реципиента. Предлагаемый нами путь использования метода ассоциативных связей подсказывает, что автор занимается наукой, чувствует себя в ней не новичком, если считает, что хорошо знает какие-то теоретические основы. Использование термина реципиент дополнительно подтверждает отношение автора к психологии или философии, или смежным с ними наукам. Таким образом, предлагаемый метод ассоциативных связей вкупе с методом выделения ключевых слов позволяет моделировать фрагмент личности: автор текста имеет высшее образование, скорее всего, психологическое, связан с наукой, вероятно, имеет ученую степень.

Не всегда ключевые слова и ассоциативные связи могут характеризовать одну и ту же область человеческого «Я». Поэтому важно не останавливаться на выделении только сходных ключевых слов и ассоциативных связей. Нужно, разбив весь текст на смысловые блоки, вести анализ каждого из них. И здесь мы переходим к следующему методу - методу выделения смысловых констант.

Определимся, что мы будем считать константами. В.Ф.Петренко указывает, что значение имеет двойственную природу. «С одной стороны, значение выступает как единица общественного сознания, а с другой - как образующая индивидуального сознания. Представление о значении как единице общественного сознания, кристаллизующей совокупный общественный опыт, относится, в первую очередь, к его развитым понятийным формам, к формам фиксации общечеловеческих знаний. Но общественное знание, как и индивидуальное, гете-рогенно и наряду с научным знанием в нем содержатся житейские представления, социальные стереотипы... Наконец, определённые формы деятельности не-

больших социальных групп порождают свои специфические, только им прису шие «фигуры» сознания - людей, реализующих эту деятельность: официанты I шофер такси, работники отдела кадров и руководящие работники, тренер спор тивной команды, отбирающий игроков, и следователь, ведущий дознание, - вс< они обладают своей системой значений, организующихся в эталоны и «стерео типы», образующих категориальную сетку, сквозь призму которой они выде ляют в ситуации, в другом человеке значимые для своей деятельности призна ки. С другой стороны, в системе представлений каждого индивида есть специ фические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивиду альным опытом» [3,48-49]. Для нас в этом наблюдении важно то, что в концеп туальной системе каждого индивида содержатся концептуальные стереотипы То, что часть этих стереотипов, как правило, реализуется только в узкой соци альной группе, позволяет конкретизировать параметры моделируемой лично стью. Таким образом, к константам может быть отнесен стереотип. Следова тельно, помимо того, что выделенная нами константа может указывать на при надлежность к определенной социальной группе, она, действуя в ограниченны? временны рамках, способна способствовать определению возраста реципиента что также является одной из характеристик моделируемой личности. Клиширо ванные фразы, речевые штампы, используемые в определенных видах профес сиональной деятельности, специфичная терминология также могут быть отне сены к речевым константам, по которым возможно моделирование личности Соглашаясь с мнением В.Ф.Петренко о том, что значением, передающим ин формацию, может быть не только слово, но и чертеж, картина и т.д., в качеств« еще одного маркера личности мы выбираем приоритетный навык исполненш документа. (Здесь мы намеренно указали в «документе», а не в «тексте», т.к грамотно отпечатанный документ, имеющий по своему содержанию бытово{ характер, оформленный в соответствии с требованиями к деловым письмам может свидетельствовать, что автор, возможно, профессиональная машинистка Точно также введение в текст технически грамотно оформленных чертежей ка! минимум указывает на техническое образование автора.)

Следующий предлагаемый нами прием, использованный при моделировании личности, основывается на некоторых психологических закономерностях Он менее надежен, чем рассмотренный выше, и подлежит более тщательном) сравнительному анализу. В своих исследованиях мы опирались не только не сделанные нами наблюдения, но и на предыдущий опыт других исследователей. Так, психологами замечено, что направленность интересов мужчин чащ« ориентирована вовне обыденной жизни (политика, философия, какие-то преобразования), женщины больше ориентированны на решение житейских проблем «Мужское и женское всегда полярно. Типичное мужское представление о мир« имеет внешнюю направленность вектора. Типичное женское представление о£ окружающем мире направлено внутрь женских переживаний» [4, 28]. (Нам* было просмотрено около 70 писем, поступивших в редакции газет и некоторые другие инстанции. 7 из них, касавшихся каких-то экономических или полити

ческих преобразований, поступило от мужчин и только 1 от женщины, что косвенно подтверждает вывод о направленности мужчин и женщин).

Для женщины в силу ее природных особенностей огромную роль играют дети. Причем чем меньше она загружена политическими, экономическими и производственными проблемами, тем большую значимость дети для нее имеют. Именно поэтому можно с определенной долей уверенности утверждать, что упоминание в тексте о детях, проявление заботы о них или ссылка на положение детей, как наиболее веский архумент, свойственно именно женщине. (Даже уже упоминавшееся нами письмо женщины о политике говорит о судьбе детей, в то время как ни в одном письме мужчин о детях не упоминается).

По сравнению с мужчинами женщины более эмоциональны. Мы не рассматриваем интенсивность эмоций - здесь многое зависит от типа личности. На наш взгляд, эмоциональность проявляется еще и в том, что женщине более свойственно не ограничиваться в письменном тексте раскрытием только одной темы. В тексте ею должно быть затронуто несколько тем, находящихся в одном ассоциативно-смысловом пространстве. Например, С. в одном письме выразила соболезнование по поводу смерти корреспондента, рассказала, почему и за что она благодарна руководителю С., поздравила с наградой корреспондента Л. и попутно приложила свои стихи детям. Мужчины, как правило, ограничиваются обсуждением какого-то одного объекта их интересов.

Ссылка на прошлый опыт, стремление поучать больше свойственны лицам пожилого возраста. Об этом, в частности, упоминает и Р.М.Грановская [5]. Представители молодого поколения для поднятия собственного авторитета нередко выступают от лица или организации. (Особенно если или вдруг выдвигаются какие-либо требования).

Перечень психологических закономерностей можно было бы продолжить и дальше, но мы не ставили перед собой цель учесть все их многообразие. Для нас важно было показать саму возможность использовать их при моделировании личности по тексту.

Следующий метод, названный нами методом сопоставления эмоциональных и смысловых доминант, является, на наш взгляд, наиболее сложным, т.к. в отличие от метода выделения констант, требует на только знания принадлежности выделенного слова, но и сходного эмоционального состояния.

Н.А.Рубакин советует: «Настоящий пропагандист, будь он оратор, педагог, библиотекарь, профессор должен забыть свое Я, должен перевоплощаться в Я своего собеседника, должен освоится там, вжиться, вчувствоваться в чужое Я. А чтобы лучше всего сделать это, он должен прежде всего подметить, выяснить с самой наглядной ясностью и точностью, какие же именно чувства, эмоции, страсти, аффекты являются в душе собеседника преобладающими?»^, 35]. Предлагаемое нами моделирование как раз и может стать частью такого «узнавания». Внесем ясность в само понятие «сопоставление эмоциональных и смысловых доминант». В соответствии с психологической теорией деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым, в психологической деятельности индивида (в том числе и речевой) выделяют три основных этапа: мотивационный, целевой и

исполнительный. Репрезентируя различные мотивационные процессы на уров не отражения, эмоция регулирует процессы смыслообразования личности ; процессы их репрезентации в языке. Именно на этом положении основываете психолингвистическая концепция В.А.Пищальниковой об эмоциональной до минанте. Применяя теорию эмоциональной доминанты к художественному тек сту, В.АЛищальникова указывает, что «эмоция до известного момента являет ся единственным смыслообразующим художественного произведения». Отсюд ею делается вывод о том, что «смыслы , порожденные на эмоциональной осно ве, будут содержать тот или иной эмоциональный компонент. А если учесть что смыслы в художественном тексте намерено структурируются для выраже ния доминантного личностного смысла, то вполне логично предположить на личие в художественном тексте доминантного эмоционального смысла, входя щего в него» [7, 18-19]. При этом обращается внимание на то, что в тексте ре презентируется «вся разветвленная система ведущих и производных эмоций; [7, 13].Назначение производных эмоций - ситуативное развитие ведущей моти вации. При этом «развитие производных эмоций может идти по нескольким пу тям. С одной стороны, они могут полностью поддерживать доминантную эмо цию, представляя ее варианты и тем самым более акцентируя суть такой эсте тической эмоции. С другой - в художественном тексте могут фиксировать» производные эмоции, отличные от доминантной и даже противоположные ей содержание художественного текста могут структурировать амбивалентны! эмоции» [7, 16]. Важно и акцентированное В.А.Пищальниковой положение < том, что «авторские эмоции, репрезентированные в тексте, важны не сами п< себе, а в связи с тем, что они закрепляют доминантные смыслы, на основе кото рых и происходит понимание текста» [7, 16]. Заметим кстати, что многое зави сит от цели исследования, и если мы пытаемся моделировать личность автора то именно его эмоции будут для нас важны. При этом для нас очень важны вы воды, сделанные А.В.Кинцель: «во-первых, представление об эмоции как обя зательном компоненте смысловой струьйуры текста, поскольку эмоция регули рует процесс смыслообразования и репрезентации личностных смыслов в язы ке, во-вторых, представление о множественности средств языковой репрезента ции эмоции, несводимой к так называемой эмоциональной лексике. Эмоцш фиксируется теме же языковыми средствами, которые представляют языковук структуру текста» [8, 16].

Для нас очень важен и еще один вывод сделанный А.В.Кинцель: «Хот5 выдвинутые исследователем положения рассматриваются применительно к художественному тексту, есть основание для их перенесения на структуру другого текста, поскольку выявленные закономерности речевой деятельности человека универсальны и не ограничиваются развитием речевой эстетической деятельностью» f8, 16].

Использование предлагаемого приема сопоставления эмоциональных у смысловых доминант, на наш взгляд, невозможен без учета еще одного фактора: фрагменты личности автора зачастую переносятся языковыми средствами, i том числе и закрепленными в них эмоциями, на те объекты действительности

которые каким-либо образом репрезентируют или ассоциируются с этими фрагментами. Какой смысл вкладываем мы в это утверждение? Психологами замечено, что в большинстве случаев человек стремится отстоять свое Я со всем набором входящих в него стереотипов, идеалов, жизненных установок и т.д. Именно поэтому он будет положительно относиться к тем элементам общественного сознания, которые в наибольшей степени отражают его Я. В тексте это может быть как отдельные стереотип, так и отдельная система образов со сложной структурой, отражающей личностную структуру самого автора. В этой связи для использования предлагаемого нами приема нам кажется особенно важным обращать внимание на амбивалентность эмоций, особенно если расхождение просматривается между доминантной эмоцией всего текста и отдельно взятого смыслового блока. Допустим, автор, не называя своей социальной и профессиональной принадлежности, на протяжении всего текста ругает колхозный строй, руководителей колхозов, заботящихся только о себе, колхозников, спивающихся от безысходности, и неожиданно на фоне ярко выраженной общей отрицательной эмоции, идет упоминание о ферме, поверившем обещаниям правительства, но жестоко обманутом в своих ожиданиях. Различие в эмоциональных доминантах всего текста и отдельного его фрагмента как раз и позволяет выделить тот отрывок текста, который с наибольшей вероятностью информирует об авторе. Следует отметить, что наряду со сравнением эмоциональных доминант каждого смыслового блока и всего текста ведется сравнение смысловых доминант по тому же принципу. Отличие заключается в том, что выделение таких информативных блоков может вестись на эмоциональном уровне. Эмоция в данном случае служит своеобразной «нитью Ариадны», указывающей на объекты исследования. Сравнение смысловых доминант ведется на понятийном уровне и полностью зависит от объема знаний и аналитических способностей дешифрующего текст.

Еще одним, существенным, на наш взгляд, требованием к тексту, при котором возможно использование предлагаемого приема, является то, что он должен отражать эмоциональную сферу индивида. Естественно, если мы будем изучать техническое описание какого-нибудь устройства, сделанное индивидом, нам будет трудно вести сравнение эмоций, т.к. сам документ предопределяет. во-первых, их очень слабую интенсивность, во-вторых, максимальное отторжение от личности сферы изучаемого.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. В основу рассматриваемого приема положена теория эмоциональных и смысловых доминант и наблюдение психологов о положительном отношении личности к тем фрагментам окружающей действительности, которые адекватны элементам внутреннего мира субъекта.

2. Применение приема сопоставления эмоциональных и смысловых доминант возможно только в том случае, если сам текст в какой-то мере отражает эмоциональную сферу субъекта.

3. Прием основывается на выделении смысловых блоков с положительной эмоциональной доминантой для последующего сравнения и анализа с

эмоциональными и смысловыми доминантами в других смысловых блоках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983.

2. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1975.

3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.

4. Холод A.M. Речевые картины мира мужчин и женщин. Днепропетровск, 1997.

5. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.

6. Рубакин H.A. Тайна успешной пропаганды // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. М., 1972.

7. Пишальникова В А. Концептуальный анализ поэтического текста. Барнаул, 1991.

8. Кинцель A.A. Экспериментальное исследование эмоционально-смысловой доминанты как текстообразующего фактора. Дисс. ... канд.филол.наук. Барнаул, 1998.

A.B. Кремнева ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИФА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Исследование текста как специфического объекта, занимающего одно из центральных мест в лингвистике, ведется в различных аспектах многими научными направлениями. Будучи сложным и многоаспектным речемыслительным феноменом, текст изучается сегодня не только лингвистами и литературоведами, но и психологами и социологами, философами и антропологами, историками и культурологами. Вследствие общей тенденции науки к экспансионизму и интеграции возникают новые перспективные направления, занимающиеся текстом: психо-поэтика, лингво-культурология, филологическая герменевтика и др. По мнению многих исследователей, тексту предстоит занимать центральное место и в новом тысячелетии, поэтому лингвистику XXI века называют лингвистикой текста [Болотнова 1998,61].

Текст изучается в самых различных ракурсах: как сложное синтаксическое целое, обладающее свойством когезии и когерентности (структурной и смысловой целостности), как единица дискурса, как целостное речевое произведение, как единица культуры и искусства и т.д. Трактовка текста и его определение зависят от того, какой из его аспектов находится в поле зрения исследователя и с каких позиций он изучается.

Рассматриваемый с позиций деятельностного подхода, получившего широкое распространение в современных психолингвистических исследованиях, текст рассматривается как "коммуникативно направленное вербальное произведение, обладающее эстетической ценностью, выявляемой в процессе его восприятия" [Пищальникова 1993, 6]. Одним из важных аспектов данного опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.