УДК 910.1 Саргсян Т. А.
О некоторых методах географических исследований сферы обслуживания
Ереванский государственный университет , г.Ереван e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена основным научным методам географического исследования сферы обслуживания населения. В частности, анализирутся возможности и пути применения описательного, картографического, количественно-статистического, математического, геоинформационного, исторического и сравнительно-географического методов в географических ислледованиях сферы обслуживания. Особое внимание уделяется методам получения информации в сервисно-географических исследованиях.
Ключевые слова: география сервиса, географическое исследвоание, метод исследования, сфера обслуживания.
Введение
Сфера обслуживания населения является сложным и комплексным объектом междисциплинарных научных исследований. Изучением различных его аспектов занимаются география (отдельные направления социально-экономической географии, медицинская география, география туризма и рекреации, и.т.д.), экономика, социология, психология, культурология, и.т.д. Общие и основные закономерности развития сферы обслуживания изучаются в рамках комплексной сервисологии.
Необходимо особо отметить появление в составе социально-экономической географии сравнительно новой научной дисциплины-географии сервиса. Это можно считать результатом социологизации географической науки в целом. Объектом исследований географии сервиса является сфера сервиса (обслуживания), а предметом-процесс территориальной организация сферы обслуживания, а также его "продук": территориальные системы обслуживания [7].
Развитие географических исследований сферы обслуживания и формирование географии сервиса как отдельной научной дисциплины связаны со 2-ой половиной 1980-х, с выходом на свет работ М.Абрамова, Е.Котлярова, Л.Меркушева, В.Юрковского и других автроров по вопросам географии сервиса и сферы обслуживания.
В частности, М.Абрамовым были предложены основные задачи географических исследований сферы обслуживания населения:
• Анализ географических различий и особенностей потребностей и услуг,
• Изучение территориальной организации сферы обслуживания и формирования территориальных центров обслуживания,
• Изучение закономерностей развития и размещения сферы обслуживания [1].
На решение вышеупомянутых задач направлен методический арсенал географической науки: в частности, комплекс конкретных методов географических исследований сферы обслуживания.
Как известно, методом научного исследования является совокупность конкретных способов и путей достижения конечной исследовательской цели. В "Географическом энциклопедическом словаре" выделяются группы исследовательских методов, среди которых:
• Общенаучные методы, применяемые многими отраслями науки (исторический, математический, сравнительный, картографический методы и.т.д.),
• Частные (конкретно-научные) методы, используемые только в рамках конкретных дисциплин [3]. Целью данной работы является выявление и анализ возможностей применения некоторых
общегеографических исследовательских методов в рамках географических исследований сферы обслуживания. Очевидно, что достоверность и "качество" результатов научного исследования в целом зависят как от четкого поставления исследовательских целей и задач, так и от оптимального и целевого выбора методов исследования, их совместного (комплексного) применения. Это относится и к географическим исследованиям сферы обслуживания.
В контексте вышесказанного тема данной работы получает научно-практическую важность и актуальность.
Результаты и обсуждение
Применение некоторых научных методов в географических исследованиях сферы обслуживания.
1.Описательный метод Является одним из древнейших методов географических исследований. Будучи описательной наукой в течение продолжительного периода времени, география в основном
занималась описанием природных условий и богатств, географического положения, населения и населенных пунктов, форм хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что описательный метод с обновленным содержанием и подходами актуален и сегодня. В связи со стремительным развитием международных путей сообщения, международного туризма и мирового рынка услуг возрастает спрос к географической информации о странах и регионах мира [2]. Ее получение может быть дотигнуто путем научного и научно-популярного описания стран и регионов.
Применение данного метода особенно эффективно в рамках географического анализа туристических и экскурсионных услуг, предпосылок и перспектив их развития.
Помимо научно-теоретического значения, описательный метод имеет также практическую важность с точки зрения планирования, обоснования и организации туристических маршрутов, професионального обучения и переподготовки гидов-экскурсоводов.
Основой для научного туристического описания территорий может послужить схема комплексных страноведческих исследований. В частности, Е.Сапожниковой была разработана следующая схема туристических-страноведческих исследований:
• Географическое положение,
• Природа (рельеф, климат, континентальные воды, Всемирный океан, природные зоны, растительный и животный миры),
• Население и народы (численность, воспроизводство, половозрастной состав населения, занятость, уровень и количество жизни, размещение и расселение населения, уровень и формы урбанизации, миграции, этнические меньшинства, и.т.д.),
• История и культура,
• Политические условия развития туризма,
• Экономика и инфраструктура,
• Территория и окружающая среда [6].
Рассматриваясь с точки зрения развития туризма и сервиса, эти пункты в совокупности дают комплексное туристическо-страноведческое представление о территории.
Большое практическое применение могут иметь описательные текстовые материалы, представляющие объекты туристической привлекательноти, размещение учреждений обслуживания с соответствующими картами и фотографиями.
2. Картографический метод. Является наиболее универсальным исследовательским методом географии. Широко используется в целях анализа территориальной организации и размещения сферы обслуживания в целом и отдельных ее составляющих. Большую научно-теоретическую и практическую важность могут иметь следующие тематические карты и атласы сферы обслуживания населения:
• Объектов туристической привлекательности, дестинаций и маршрутов, географии туристических центров, регионов и основных туристических потоков,
• Учреждений здравоохранения, их профиля, спациализации и посещяемости, санитарно-курортных услуг и курортных центров,
• Транспортных путей, сетей и узлов, транспортных маршрутов и объектов населенных пунктов,
• Научно-образовательных и культурных учреждений и центров.
В частности, в туристических картах представляются наиболее известные и привлекательные историко-архитектурные строения и природные объекты, особо охраняемые территории природы, основные транспортные артерии (с километровыми отметками расстояний) и узлы, крупные и знаменитые населенные пункты, и.т.д.
Крупномасштабные туристические карты (населенных пунктов и отдельных их частей) отображают основные маршруты городских туров и экскурсий, объекты размещения, туристические агентства и информационные центры посетителей, дипломатические предтавительства, медицинские учреждения, станции метроплотена, банки и банкоматы, прочие объекты обслуживания.
В рамках картографического метода могут быть использования следущие приемы отображения:
• Картограммы: цветовыми оттенками или штриховкой показываются различия развития сферы обслуживания и предоставления отдельных услуг в разных территориальных единицах,
• Картодиаграммы: на разных частях отображенной на карте территории с помощью диаграммных знаков представляются статистические-количественные данные развития сферы обслуживания населения,
• Линии движения: в частности, показывают направления и интенсивность туристических потоков, пассажирских перевозок, и.т.д.
3. Количественные и математические методы. В основе количественных методов лежит сбор, обработка и анализ статистических данных. В географических исследованиях сферы обслуживания эти методы могут быть применены на уровнях населенных пунктов, стран и регионов:
• Для оценки объемов и цен на услуг, их пространственно-временных изменений,
• Для выявления, анализа и оценки территориальных различий развития сферы обслуживания, Для анализа размещения и функционирования сферы обслуживания используются 3 основные
группы показателей: абсолютные, относительные и интегральные [5].
Абсолютные показатели выражаются в абсолютных численных измерениях. Например, количество и суммарная площадь учреждений обслуживания, численность обслуживающего персонала, объемы предоставления услуг, пассажиропотока, количество посещений в объекты обслуживания за определенный период времени, интенсивность и объем туристических потоков, и.т.д. Относительные показатели рассчитываются:
• На 1, 1000 или 10 000 жителей (посещения в учреждения обслуживания, количество этих учреждений, численность обслуживающего персонала, специалистов, и.т.д.),
• На единицу площади (км2): количество объектов обслуживания населения, плотность путей сообщения, и.т.д.
Интегральные показатели, выражанные в баллах или процентах, используются для комплексной оценки уровня убслуживания [5].
С помощью статистических данных можно определить уровни развития отдельных услуг, а также также степень удовлетворения ими населения.
Количественно-статистические методы тесно сязаны с математическими методами. Последние используются в качестве инструментов для обработки, отображения и обобщения статистических данных относительно отдельных видов услуг и динамики их предоставления. Составляются таблицы, диаграммы и графики, которые делают результаты географических исследований сферы обслуживания более достоверными, точными и наглядными.
Картографические, статистические и математические методы могут быть успешно применены совместно. В частности, в тематические карты и атласы сферы обслуживания могут быть включены различные схемы и диаграммы, отражающие количественные показатели развития сферы услуг по отдельным территориальмы единицам.
4. Геоинформационные методы Геоинформационные системы являются цифровыми техническими и программными средствами и оборудованиями сбора, обработки, хранения и передачи географических данных. В географических исследованиях сферы сервиса геоинформационные методы могут быть использованы для составления:
• Динамичных многослойных карт. Имеют большую научно-практическую значимость. Многослойные карты состоят из различных тематических карт-слоев. Их разные комбинации позволяют выявить закономерности взаимосвязанного территориального развития отдельных видов услуг.
• Электронных баз сервисно-географических данных (как абсолютных, так и относительных). Успешно совмещаются с динамичными картами.
5. Сравнительно-географический метод Цель научного сравнения-выявление сходств и различий исследуемых объектов. Уровень развития сферы обслуживания, объемы и спектр услуг, потребности населения существенно варьируют по разным территориальным единицам. Для выявления и объяснения этих территориальных различий и их причин используется сравнительно-географический метод. Совместное применение статистического, математического и сравнительно-географического методов с использованием количественных показателей сферы обслуживания делают сравнение более точным и достоверным.
6. Исторический метод. Позволяет исследовать временной ход развития сферы обслуживания как на глобальном, так и на страновом и региональном уровнях. На базе историко-географического анализа можно составить представление об особенностях нынешного состояния развития сферы сервиса, а также о тенденциях и перспективах развития.
7. Методы сбора и получения информации. К ним относятся дистанционные, лаборатортные и полевые наблюдения, мониторинг, социологические опросы, и.т.д. [2] Парралельно бурному научно-техническому прогрессу эти методы тоже обновляются и совершенствуются. В географических исследованиях сфери обслуживания наиболее применимы следующие методы получения информации:
• Анализ печатных изданий (профильная литература, статьи, статистические ежегодники, отчеты, и.т.д.),
• Анализ интернет-ресурсов и цифровых баз данных,
• Изучение катртографических материалов (печатные и электронные тематические карты организации сферы обслуживания),
• Полевые исследования и социологические опросы с целью:
а) Оценки места и роли сферы обслуживания в структуре хозяйства и повышения уровня жизни населения,
б) Оценки уровня обслуживания с учетом потребностей населения конкретных территориальных единиц,
в) Обоснования путей и методов усовершенствования территориальной организации сфери обслуживания, и.т.д.
Методическое значение отдельных подходов географического мышления
Согласно В.Максаковскому, подходами географического мышления являются территориальный, экологический, проблемный, исторический, конструктивный, поведенческий, типологический, системный (комплексный). Рассмотрим их методические аспекты в контексте географического изучения сферы обслуживания [4].
Таблица 1.
Методические аспекты подходов географического мышления_
№ Подходы Методическое применение
1 Территориальный Выявление, изучение и прогнозирование территориальных особенностей развития и организации сферы обслуживания, анализ территориальных различий и их причин
2 Экологический Оценить возможное негативное влияние развития и территориальной организации сферы обслуживания на окружающую природную среду с целью его предотвращения
3 Проблемный Выявление проблем и "слабых сторон" развития сферы обслуживания на разных пространственных уровнях. Цель-разработать целевые программы (в частности, региональные) развития и совершенстования территориальной организации сферы обслуживания.
4 Системный Рассматривание сферы сервиса как цеолостной системы компонентов, с комплексным учетом внутренних взаимосвязей, влияния внутренних и внешних факторов на развитие и территориальную организацию сферы обслуживания. Изучение территориальных систем обслуживания.
5 Типологический Типология и классификация услуг, центров обслуживания, уровней территориальной организации сферы обслуживания
6 Поведенческий Изучение влияния территориальных различий потребительского поведения людей на развитие и организацию сферы обслуживания.
Выводы и рекомендации
Имея сравнительно недолгую историю (около 30 лет), сервисно-географические исследования нуждаются в дальнейшем развитии и усовершенствовании своего методического аппарата.
Нами были изучены возможности примемения ряда общегеографические научных методов в географических исследованиях сферы обслуживания населения.
Очевидныо, что наряду с новейшими методами исследований (например, геоинформационным) свою актуальность не потеряли и такие традиционные методы, как описательный, исторический и сравнительно-географический.
"Количественная революция" и тенденции математизации в географической науке не могли не затронуть и географию сервиса. Широкое использование количественно-статистических и математических методов повышает объективность и достоверность получаемых результатов. Становится возможным территориальный анализ и узучение таких вопросов, как уровень развития обслуживания и отдельных услуг, динамика и прогноз развития сферы услуг, и.т.д.
С учетом современного этапа развития взаимоотношений в системе "природа-общество" и обострения экологических проблем на первый план выдвигаются воросы экологизация и устойчивого развития сферы гостепримства и сервиса. Их реализация требует глубокого теоретико-методического обоснования, в том числе-в рамках географической науки. Для этого могут применяться различные подходы географического мышление (в частности-экологический, системный и проблемный).
Литература
1. Абрамов М. А. География сервиса / М.А. Абрамов. - М.,1985.
2. Валесян Л.А. Введение в общественную географию / Л.А. Валесян. - Ереван, 1999.
3. Географический энциклопедический словарь. - М., 1988.
4. Максаковский В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. - М., 1998
5. Манасян М.Г. Методы общественно-географических исследований / М.Г. Манасян. - Ереван, 2008.
6. Сапожникова Е. Н. Страноведения: теория и методы туристского изучения стран / Е.Н. Сапожникова - М., 2004.
7. Саргсян Т. А. География сервиса: содержание и место в системе наук / Т. А. Саргсян // Образование и наука в Арцахе, 2012. - 80-83 с.
Анотаця. Т.А. Саргсян Про деяю методи географ/'чних досл/'джень сфери обслуговування. Стаття присвячена основним науковим методам географ/'чного досл1дження сфери обслуговування населення. Зокрема, анализирутся можливост1 та шляхи застосування описового, картограф/'чного, юльюсно-статистичного, математичного, гео/'нформац'йного, ¡сторичного i пор1вняльно-географ1чного метод1в у географ1чних ислледованиях сфери обслуговування.Особлива увага придшяеться методам отримання ¡нформацГ в серв1сно-географ1чних досл1дженнях.
Ключовi слова: географ/'я сервсу, географ1чне исследвоание, метод досл/'дження, сфера обслуговування.
Abstract. T.A. Sargsyan On Some Methods of Geographical Research of Service Sphere. The article is dedicated to the main scientific methods of geographical research of service sphere. Particularly, the possibilities and ways of appliance of descriptive, mapping, quantitative-statistical, historical, geoinformation, mathematical, comparative-geographical methods in geographical research of the service sphere are being analyzed. A special attention is paid to the methods of obtaining information in service-geographical studies. Keywords: service geography, geographical research, research method, service sphere.
Поступила в редакцию 11.01.2014 г.