Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ) КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бачаев Али Асланбекович

В статье представлен краткий исторический аспект создания федеральной инспекции труда. Автором анализируется деятельность федеральной инспекции труда по соблюдению трудового законодательства, приведены статистические данные, обосновывается целесообразность возложить осуществление контроля и надзора в сфере охраны труда на профессиональные союзы, вносятся предложения по привлечению государственных инспекторов труда в качестве экспертов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Автором предлагается разграничивать понятия «контроль» и «надзор» с закреплением данных терминов в ТК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME MEASURES TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE FEDERAL LABOR INSPECTORATE FOR COMPLIANCE WITH LABOR LEGISLATION

The article presents a brief historical aspect of the creation of the Federal Labor Inspectorate. The activity of the Federal Labor Inspectorate on compliance with labor legislation is analyzed, statistical data are provided. The expediency of assigning control and supervision in the field of labor protection to trade unions is justified. Proposals are being made to involve state labor inspectors as experts in the consideration of individual labor disputes. The author proposes to differentiate the concepts of «control» and «supervision», with the consolidation of these terms in the Labor Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 349.2

DOI 10.23672/SEM.2023.82.29.002

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

••••••

ABOUT SOME MEASURES TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE FEDERAL LABOR INSPECTORATE FOR COMPLIANCE WITH LABOR LEGISLATION

Бачаев Али Асланбекович

аспирант кафедры трудового права юридического факультета, Академия труда и социальных отношений al.bachaev@mail.ru

Ali A. Bachaev

Postgraduate Student of the Department of Labor Law Faculty of Law, Labor Academy and Social Relations al.bachaev@mail.ru

Аннотация. В статье представлен краткий исторический аспект создания федеральной инспекции труда. Автором анализируется деятельность федеральной инспекции труда по соблюдению трудового законодательства, приведены статистические данные, обосновывается целесообразность возложить осуществление контроля и надзора в сфере охраны труда на профессиональные союзы, вносятся предложения по привлечению государственных инспекторов труда в качестве экспертов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Автором предлагается разграничивать понятия «контроль» и «надзор» с закреплением данных терминов в ТК РФ.

защита трудовых прав и свобод, трудовые отношения, государственный контроль (надзор), федеральная инспекция труда, профессиональный (общественный) контроль.

The article presents a brief historical aspect of the creation of the Federal Labor Inspectorate. The activity of the Federal Labor Inspectorate on compliance with labor legislation is analyzed, statistical data are provided. The expediency of assigning control and supervision in the field of labor protection to trade unions is justified. Proposals are being made to involve state labor inspectors as experts in the consideration of individual labor disputes. The author proposes to differentiate the concepts of «control» and «supervision», with the consolidation of these terms in the Labor Code of the Russian Federation.

Keywords: protection of labor rights and freedoms, labor relations, state control (supervision), federal labor inspection, professional (public) control.

Ключевые слова:

Annotation.

Важным признаком, характеризующим экономическое благополучие и развитость государства в современном мире, является соблюдение трудового законодательства.

В Российской Федерации защита прав и свобод человека гарантируется ст. 45 Конституции РФ [3]. Данное право закреплено в ст. 352 Трудового кодекса РФ [9], согласно которой, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

К государственным органам, осуществляющим защиту трудовых прав работников, относятся: суды, прокуратура, комиссии по трудовым спорам, профсоюзы. Отдельное место отводится Федеральной инспекции труда.

В трудовом законодательстве различают несколько видов надзора (контроля) в зависимости от того, кто его осуществляет:

- государственный контроль (надзор);

- ведомственный контроль;

- профсоюзный (общественный) контроль.

Следует отметить, что институт контроля и надзора, безусловно, приобретает особую важность в настоящее время. В связи с пандемией, введенными санкциями против Российской Федерации возросло количество нарушений трудового законодательства, поскольку некоторые работодатели понуждали работников к увольнению, отдельным гражданам не выплачивалась заработная плата и т.п.

Реалии современного периода свидетельствуют о необходимости совершенствования контрольно-надзорной деятельности федеральной инспекцией труда.

В связи с принятием в Российской империи в 1882 году закона, регулирующего рабочее время работников в возрасте до 15 лет, созрела необходимость контроля и надзора специальными органами. Так, была образована особая инспекция, находящаяся в ведомстве министерства финансов [2, с. 27].

Рассматривая историю создания контролирующего органа в сфере трудовых отношений в зарубежных странах, следует отметить фабричную инспекцию в Англии, созданную в 1833 году и во Франции - в 1841 году [8].

В Германии функции контролирующей инстанции выполняла полиция до 1878 года [8].

В Австрии, начиная с 1883 года, инспекторы, отчасти, выполняли роль посредников. О выявленных нарушениях они сообщали в местное полицейское управление, которое привлекала виновных к ответственности [8].

В странах Западной Европы к началу XX веки фабричной инспекции не было только в Испании [7, с. 64].

В России как орган государственной власти инспекция труда была создана на основании принятия Положения о федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ [4].

На современном этапе развития Российской Федерации Федеральная инспекция труда выполняет две основные функции: надзора (контроля) и предоставление государственных услуг [8, с. 45].

Полномочия Федеральной инспекции труда по предоставлению государственных услуг заключаются в консультировании и информировании граждан в сфере труда, что в условиях современной действительности приобретает особую актуальность, поскольку направлены на предупреждение нарушений. Так, в 2021 году общее количество консультаций, данных работникам и работодателям, составило 91754 [5].

Федеральный государственный надзор (контроль) осуществляется посредством:

- проведения плановых и внеплановых проверок;

- выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

- составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда;

- подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Проведение плановых и внеплановых проверок проводится в форме документарных проверок или выездных проверок.

Предметом указанных проверок является:

- соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований;

2) обращения и заявления граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти - должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ, о фактах нарушений в сфере трудового законодательства;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.

Укажем, что в последние годы наметился рост общего числа проверок, проводимых федеральной инспекцией труда. Так, в 2020 году федеральной инспекцией труда проведено 70653 проверки , из них:

- в отношении юридических лиц - 64823 проверки;

- в отношении индивидуальных предпринимателей 5830 проверок.

За аналогичный период 2021 года было проведено 86545 проверок, из них в отношении юридических лиц - 79313 проверки, в отношении индивидуальных предпринимателей - 7233 проверки.

Любопытной нам представляется статистика оснований для проведения проверок.

За 2020 год:

- в соответствии с планом ежегодных проверок, было проведено 3550 проверок;

- по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки - 6489 проверок;

- по обращениям граждан - 48604 проверки;

- на основании приказов Роструда - 8804 проверки;

- на основании приказов (распоряжений) руководителя Госинспекции труда - 3186 проверок;

- общее количество выездных проверок составило 28332 проверки.

В 2021 году:

- в соответствии с планом ежегодных планом, проведено 6745 проверок;

- по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки - 7748 проверок;

- по обращениям граждан - 66327 проверок;

- на основании приказов Роструда - 2272 проверки;

- на основании приказов (распоряжений) руководителя Госинспекции труда - 1350 проверок;

- общее количество выездных проверок составило 19753 проверки [6].

Статистика свидетельствует о том, что основная часть проверок проводится по обращениям граждан, при этом количество внеплановых проверок состояния охраны труда, в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, а также, по ранее выданным предписаниям об устранении нарушения, сокращается.

Учитывая то, что проверки по обращениям граждан, как правило, связаны с невыплатой заработной платы и увольнениями, общее количество внеплановых проверок, связанных с охраной труда, резко сократилось. При этом как показывает практика, этот вид проверок является одним из основных по профилактике нарушений в сфере охраны труда.

Считаем, что, в данной ситуации, охране труда уделяется недостаточное внимание; ведь неблагоприятные условия труда в организации могут стать причиной смерти работников, производственного травматизма, профессиональных заболеваний.

При организованном контроле и надзоре по обеспечению безопасности снижается количество несчастных случаев на производстве, увеличивается производительность труда.

Изучая зарубежный опыт, обозначим, что, например, в Великобритании для осуществления контроля и надзора в сфере охраны труда были созданы отдельные организации - Комитет охраны труда, который проводит инспекционные проверки на предприятиях, расследует несчастные случаи на производстве, разрабатывает нормативные акты и методические рекомендации, а также - Исполком охраны труда, контролирующий повседневную деятельность работодателей [4].

В Австралии действует Национальная комиссия по профессиональной безопасности и гигиене труда [4].

В США было создано Управление безопасностью и гигиеной труда, осуществляющее контроль за деятельностью независимых Инспекций штатов [4].

Одним из решений на территории Российской Федерации нам видится возрастание роли профсоюзного (общественного) надзора в сфере охраны труда. С учетом того, что профсоюз находится непосредственно рядом с работником, повышение уровня эффективности профсоюзов позволило бы оперативно реагировать на нарушения условий труда в организациях.

Общественный надзор проявляется в двух направлениях:

1) внешний - с правом проведения проверок профсоюзными инспекторами организаций, в которых работают члены данного профсоюза или объединения профсоюзов;

2) внутренний - соблюдение требований охраны труда внутри организации, для реализации которых уполномоченные лица по охране труда имеют право беспрепятственно проверять и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Деятельность профсоюза по охране труда должна заключаться в организации и проведении систематического контроля и надзора по утвержденному плану (квартальному, полугодовому, годовому).

Обстоятельства несчастного случая на производстве должны рассматриваться отдельно на заседаниях профсоюза и совместного комитета по охране труда.

К сожалению, в современной России роль большинства профсоюзов сведена к формальности. Как правило, они подчинены интересам руководителей организаций и не осуществляют фактическую защиту трудовых прав работников.

Принятие системных мер, направленных на обретение профсоюзами не только юридической, но и фактической независимости от руководителей организаций, привело бы к оперативному решению проблем внутри организаций, что, в свою очередь, позволит значительно снизить нагрузку на Федеральную инспекцию труда в части рассмотрения обращений граждан и создаст возможность для увеличения числа комплексных проверок за счет освободившихся ресурсов.

Как показывает ранее приведенная статистика, количество нарушений трудового законодательства возрастает, увеличивается число обращений работников в суд.

Предлагаем усилить защитную функцию Федеральной инспекции труда и по гражданским делам о защите нарушенных трудовых прав привлекать государственных инспекторов в качестве экспертов.

Государственный инспектор труда вправе участвовать как лично при разрешении индивидуальных трудовых споров, так и давать письменное заключение после ознакомления с материалами дела. Привлечение государственных инспекторов труда повысит их основную функцию - защиту трудовых прав работников, а работникам как более незащищенной стороне позволит обеспечить дополнительную защиту нарушенных прав.

Исходя из этого, предлагаем ГПК РФ дополнить новой статьей, содержащей обязанность государственных инспекторов труда выступать экспертом при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

В ст. 353 ТК РФ законодатель закрепил основные положения, касающиеся федерального контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.

В данном контексте, обозначим, что Федеральная инспекция труда реализует свою деятельность на двух уровнях:

1) государство-работодатель;

2) работодатель-работник.

В первом случае, Федеральная инспекция труда контролирует соблюдением норм трудового права на федеральном, региональном и местном уровне, а во втором - внутри конкретной организации.

Анализируя нормы ст. 353 ТК РФ, полагаем, что следует разграничивать два понятия «контроль» и «надзор». В частности, мы считаем, что под надзором необходимо понимать деятельность Федеральной инспекции труда, направленной на предупреждение нарушений в сфере трудового законодательства, а под контролем - восстановление нарушенных трудовых прав.

Таким образом, мы предлагаем внести соответствующие изменения в ст. 353 ТК РФ:

1) слова «контроль (надзор)» изменить на «контроль», «надзор»;

2) дополнить новой частью, дав толкование терминов «надзор» и «контроль». Где обозначить, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - это деятельность федеральной инспекции труда, направленной на предупреждение нарушений в сфере трудового законодательства. Федеральный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - это восстановление нарушенных трудовых прав работников.

Итак, Федеральная инспекция труда осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Выявленные в ходе исследования проблемы ее деятельности. свидетельствуют о целесообразности совершенствовании законодательства, обеспечивающего защиту трудовых прав граждан.

Литература:

1. Алиева З.А. Деятельность государственных инспекторов труда как способ защиты трудовых прав работников: проблемные вопросы / З.А. Алиева // Юридический вестник ДГУ. 2016. Т. 19. № 3. С. 108-113.

2. Володин А.Ю. История фабричной инспекции в России 1882-1914 гг. : монография. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 27.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из ин-форм.-правовой системы «Гарант».

4. Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции): Указ Президента РФ от 20.07.1994 № 1504 (утратил силу. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

5. Онлайнинспекция.рф. URL : https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1 ai/statistics (дата обращения 08.05.2023).

6. Онлайнинспекция.рф. URL : https://www.git77.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT_ID=4185 (дата обращения 12.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сапфирова А.А. Федеральная инспекция труда: возникновение и развитие // Современное право. 2008. № 4.

8. Сапфирова А.А. Некоторые вопросы реализации надзорных полномочий федеральной инспекцией труда / А.А. Сапфирова // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 1.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023). Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

Literature:

1. Alieva Z.A. Activity of state labor inspectors as a way to protect workers' labor rights: problematic issues / Z.A. Alieva // Legal Bulletin of the DSU. 2016. Vol. 19. № 3. P. 108-113.

2. Volodin A.Yu. History of factory inspection in Russia 1882-1914 : monograph. M. : Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2009. P. 27.

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). Access from inform.- the legal system «Garant».

4. On approval of the Regulations on the Federal Labor Inspectorate under the Ministry of Labor of the Russian Federation (Rostrudinspektsii): Decree of the President of the Russian Federation № 1504 dated 20.07.1994 (expired). Access from inform.- the legal system «Garant».

5. Online inspection.RF. URL : https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/statistics (date of application 08.05.2023).

6. Online inspection.RF. URL : https://www.git77.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT_ID=4185 (date of the application12.05.2023).

7. Saphirova A.A. Federal Labor Inspectorate: emergence and development / A.A. Saphirova // Modern law. 2008. № 4.

8. Saphirova A.A. Some issues of the implementation of supervisory powers by the Federal Labor Inspectorate / A.A. Saphirova // Society: politics, economics, law. 2016. No. 1.

9. Labor Code of the Russian Federation № 197-FZ of 30.12.2001 (ed. of 19.12.2022, with amendments. from 11.04.2023) (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2023). Access from inform.- the legal system «Garant».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.