Научная статья на тему 'О некоторых формах оптимизации преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»'

О некоторых формах оптимизации преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. П. Шульгина

В статье рассматриваются проблемы оптимизации преподавания русского языка и культуры речи в вузе негуманитарного профиля через дифференциацию и индивидуализацию обучения, использование на занятиях учебного диалога, заданий поискового и исследовательского характера, через организацию самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the optimization of teaching Russian and speech culture in technical institutes through the differentiation and individualization of studies, using dialogues at the lessons, tasks of searching and investigating character and through individual students' work.

Текст научной работы на тему «О некоторых формах оптимизации преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»»

УДК 82.085

Н.П. ШУЛЬГИНА

Курский государственный технический университет

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

В статье рассматриваются проблемы оптимизации преподавания русского языка и культуры речи в вузе негуманитарного профиля через дифференциацию и индивидуализацию обучения, использование на занятиях учебного диалога, заданий поискового и исследовательского характера, через организацию самостоятельной работы студентов.

This article deals with the optimization of teaching Russian and speech culture in technical institutes through the differentiation and individualization of studies, using dialogues at the lessons, tasks of searching and investigating character and through individual students' work.

Поиск форм оптимизации образовательного процесса - одна из приоритетных задач преподавания русского языка и культуры речи в вузе негуманитарного профиля, так как сегодня важно не только то, чему мы учим студентов, но и как учим: какие формы работы способствуют активизации их познавательной деятельности, формированию и воспитанию современной языковой личности.

Резервы совершенствования процесса обучения могут быть реализованы посредством нахождения оптимального соотношения между различными его формами, использования репродуктивных и эвристических методов преподавания; дифференциации и индивидуализации обучения; активизации познавательной деятельности, разработки методики руководства самостоятельной работой студентов.

Одним из эффективных средств оптимизации преподавания русского языка и культуры речи считаем учебный диалог. Использование учебного диалога позволяет сформировать у студентов знание закономерностей речевого процесса и качеств культурной речи, понимание смысловой структуры текста; дать представление о типологической природе речевых нарушений и лингвистических особенностях стилей речи. Вместе с тем ничто так не активизирует познавательную деятельность студентов, как необходимость рассуждать, обобщать,

группировать явления, делать выводы, иными словами, вести диалог.

Другой формой оптимизации обучения является дифференциация и индивидуализация обучения. Реализовать названные подходы нам помогает использование заданий на моделирование речевых ситуаций, задания исследовательского и проблемного характера, задания, связанные с работой со словарями и справочной литературой, использование в процессе обучения таблиц и графиков, фрагментов видеофильмов, компьютерная поддержка занятий.

Задания поискового характера традиционно активно предлагаются на практических занятиях. На наш взгляд, оптимизации обучения будет способствовать использование подобных заданий и в процессе изложения лекционного материала: сочетание объяснительно-иллюстративного метода и метода проблемного изложения активизирует внимание студентов, позволяет им более осознанно, прочно и творчески его усвоить.

Говоря о формах оптимизации в курсе русского языка, мы хотели бы особо остановиться на реализации преемственности обучения в школе и вузе. Мы стремимся организовать занятия так, чтобы то, что уже известно, включалось в систему новых связей, взаимодействий, взаимоотношений, чтобы не было «топтания на месте». С этой целью большой языковой материал минимизируется и четко структурируется, внимание

150 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 2

студентов сосредотачивается на трудностях, порождающих типовые ошибки.

Исходя из того, что каждому студенту предстоит работа над курсовыми проектами, дипломной работой, а в профессиональной деятельности потребуется умение работать с документами, особое внимание уделяем целенаправленному освоению особенностей научного стиля, технологии написания квалификационной работы, научного доклада, деловому письму, обучение которым в школе не является приоритетной задачей. Названные виды работы способствуют развитию навыков научного мышления и самостоятельного поиска научной информации, необходимых для учебной, профессиональной и научной деятельности.

Особую роль в оптимизации обучения в курсе русского языка и культуры речи играет использование текста (художественного, публицистического, научного, официально-делового). Текстовый материал, предлагаемый нами для наблюдения, анализа, воспроизведения, обеспечивает культурологический подход к преподаванию, расширение общегуманитарного кругозора студентов-нефилологов, помогает реализовать профессиональную направленность обучения, учесть коммуникативные потребности будущего специалиста технического профиля.

Осмысление теоретического материала, формирование речевых умений и навыков должно быть обеспечено качественным дидактическим материалом. По-новому решать вопросы оптимизации преподавания русского языка и культуры речи нам помогает учебник Р.К.Боженковой, Н.А.Боженковой*.

*Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Р.К.Боженкова, Н.А.Боженкова. М.: Вербум - М, 2004.

Многофункциональность названного учебника способствует решению целого комплекса разноуровневых задач - от корректировки и актуализации знаний студентов по орфографии, пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии до ознакомления их с современными научными взглядами на коммуникативный акт, иерархию качеств культурной речи, таксономию речевых нарушений. Используя дидактические и справочные материалы учебника, мы показываем студентам технических специальностей, как язык может быть использован в качестве инструмента, помогающего в решении их коммуникативно-познавательных проблем в вузе.

В то же время, самостоятельно работая с дидактическими материалами учебника, студенты открывают для себя закономерности употребления языковых единиц разных уровней, рассматривают взаимодействие культуры речи с другими науками, вырабатывают навыки нормативного владения современным русским литературным языком. Реализуемый в учебнике нетрадиционный путь формирования речевой грамотности, заключающийся в освоении норм через анализ речевых нарушений, позволяет студентам понять природу нормы и истоки речевых ошибок.

В заключение отметим, что учебник «Русский язык и культура речи» Р.К.Боженковой и Н.А.Боженковой не только способствует оптимизации образовательного процесса, помогает преподавателю творчески управлять образовательным процессом, организовывать обучение на занятиях по русскому языку и культуре речи как личностно ориентированное, но и является интеллектуальным самоучителем для студентов.

- 151

Санкт-Петербург. 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.