Научная статья на тему 'О некоторых этнографических особенностях мордовской свадьбы: брачный возраст'

О некоторых этнографических особенностях мордовской свадьбы: брачный возраст Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
440
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИННО-УГОРСКАЯ СРЕДА / СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА / БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ / СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / ТЕРМИНОЛОГИЯ РОДСТВА / ФОЛЬКЛОР / ЖЕНИТЬБА МАЛОЛЕТНИХ / ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ УЗЫ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЙ БРАК / ПОСИДЕЛКИ / ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СВАДЕБ / FINNO-UGRIC ENVIRONMENT / FAMILY AND RITUAL CULTURE / MARRIAGE AGE / WEDDING RITUAL / TERMINOLOGY OF RELATIONSHIP / MARRIAGE OF YOUNG PEOPLE / PATRIARCHAL BONDS / MARRIAGE OF PEOPLE OF DIFFERENT AGE / TIME OF WEDDINGS HOLDING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рогачев Владимир Ильич

Рассматриваются принятые в финно-угорском обществе социокультурные нормы в отношении брачного возраста молодежи: подготовка к семейной жизни; социальное становление и трудовое воспитание, обычаи и обряды инициации, критерии физической и половой зрелости, требования к вступающим в брак, возраст брачующихся. Приводятся сравнительный материал из этнографии татар и башкир; статистика возраста вступающих в брак на рубеже XIX-XX вв. времени стабилизации брачного возраста; этнографические факты и фольклорный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some ethnographic peculiarities of a Mordovian wedding: marriage age

Sociocultural standards in respect of youth marriage age accepted in Finno-Ugric society are considered: preparation to the family life, socialization and labour nurturing, customs and rites of initiation, criteria of physical and sexual maturity, requirements to those who contracting a marriage, age of bridal couple. Comparative material from the ethnography of the Tartars and the Bashkirs is given.

Текст научной работы на тему «О некоторых этнографических особенностях мордовской свадьбы: брачный возраст»

Ф О Л Ь К Л О Р И С Т И К А

УДК 39(470.345) В.И. Рогачев

О НЕКОТОРЫХ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ МОРДОВСКОЙ СВАДЬБЫ: БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ

Рассматриваются принятые в финно-угорском обществе социокультурные нормы в отношении брачного возраста молодежи: подготовка к семейной жизни; социальное становление и трудовое воспитание, обычаи и обряды инициации, критерии физической и половой зрелости, требования к вступающим в брак, возраст брачующихся. Приводятся сравнительный материал из этнографии татар и башкир; статистика возраста вступающих в брак на рубеже Х1Х-ХХ вв. - времени стабилизации брачного возраста; этнографические факты и фольклорный материал.

Ключевые слова: финно-угорская среда, семейно-обрядовая культура, брачный возраст, свадебный обряд, терминология родства, фольклор, женитьба малолетних, патриархальные узы, разновозрастный брак, посиделки, время проведения свадеб.

Вопросы, связанные с подготовкой молодежи к свадьбе, определением возраста и времени, как правило, решались в финно-угорской среде родителями. Подготовка шла с детских лет: девочки пребывали на женской половине дома и должны были стать помощницами матери: нянчили младших братьев и сестер, учились прясть, ткать, шить и вышивать, ухаживать за скотом, то есть овладевали всеми трудовыми навыками, необходимыми в замужестве. С 7-8 лет они посещали свадебные вечеринки, где звучали причитания невесты, внимательно прислушивались и запоминали их содержание и затем при всяком удобном случае воспроизводили услышанное. Ролевые игры со свадебными куклами, инсценировки свадьбы в весенние праздники, проходившие с соблюдением всего ритуала, позволяли им не только хорошо выучить свадебные тексты, но и постепенно готовиться к самой церемонии.

Мальчики оставались на мужской половине дома, овладевая посильными мужскими занятиями: ухаживали за скотом, работали с отцом и старшими братьями в поле, помогали при пахоте, бороновании, возили и укладывали в скирды снопы, постигали основы крестьянских ремесел, плотницкого дела. К 18-20 годам они становились полноценными членами семьи, способными выполнять любые работы по дому и в поле.

Возрастная градация и соответствующая терминология, бытовавшая у мордвы, были своего рода определителями дееспособности членов семьи. Так, до 2-3 лет детей звали «потиця эйкакш» (эрз.), «потяй идь» (мокш.) - грудной ребенок; в некоторых - местах «човаля» (эрз.), «сеняка» (мокш.) - малыш; от 3 до 7 лет - «эйде» (эрз.), «тетьмак» (мокш.); до 14-15 лет - «эйкакш» (эрз.), «идьмор» (мокш.) - взрослый ребенок [1]. Юношей и девушек старше 16-17 лет называли «од цера» (эрз., мокш.) и соответственно «од тейтерь» (эрз.), «од стирь» (мокш.). С этого времени они переводились в разряд молодежи, которая может посещать посиделки, молодежные вечера, игрища, то есть плавно переходили в группу, готовящуюся к свадьбе. Подобное возрастное деление в досвадебном возрасте есть у родственных мордве карелов [2].

К парню, намеревавшемуся жениться, у мордвы, как правило, предъявлялись определенные требования. По некоторым источникам, ему надо было уметь делать борти [3]. Похожие испытания были и у других финно-угорских народов. Так, у карелов Приладожья молодой человек должен был построить клеть или амбар, что становилось серьезным экзаменом как физической зрелости, так и плотницких навыков. А у суоярвских и сегозерских карел парни дарили девушкам прялки собственного изготовления [4], что означало владение навыками столярного дела.

Своеобразным критерием готовности парней к женитьбе служила половая зрелость, показателем которой была физическая сила. В мордовском фольклоре сохранился ряд выражений, указывающих на дееспособный возраст: «Дугакс серяц - паро рьвяямс» («Дугою жёлудь - пора жениться»), «Есть сила держать соху - может удержать и бабу» и другие выражения.

Физическая и половая зрелость девушки определялись наличием менструального цикла в течение не менее трех лет, а также оформленной груди [5]. Однако в древности, по утверждению некоторых этнографов, сроки вступления в брак не устанавливались и мордва женила своих сыновей очень рано, о чем сообщает академик П.С. Паллас, побывавший с научной целью в регионах проживания мордвы: «Взрослую девушку соединяют узами брака с мальчиком 6-10 лет» [6]. Указы Правительствующего Сената 1750 г., адресованные духовенству Пензенской епархии, обращают внимание на то, что «... мордва-новокрещенные малолетних своих сыновей 8-10 лет и до 12 лет женят и берут за них девушек 20-ти лет и более. » [7]. Такие случаи были зафиксированы в ряде приходов. В 1761 г. священник села Синдрово Краснослободского уезда венчал «новокрещенских детей несовершеннолетних. а именно: Исайя Борисова - девяти, Карпа Романова да по мордовски Тремаса Алексеева одиннадцатилетних» [8]. По всей видимости, это (в форме пережитка средневековья) было распространенным явлением и в XVIII в., что отмечается в некоторых источниках [9]. Информация о подобных браках имеется и других исследователей: «Брак считается удачным и счастливым, когда 13-летнего женят на 25-ти летней. Здоровая жена работает в поле, устраивает дом и поддерживает хозяйство» [10]. Разновозрастные брачные пары отмечены в материалах IX ревизии 1750 г. у мордвы-мокши Краснослободского уезда Пензенской губернии [11]. Об этом же пишет И. Г. Георги в своем «Описании всех обитающих в Российском госу-

дарстве народов...»: «Случается, что родители и малолетних еще детей своих помолвляли...» [12]. Следует отметить, что обычай женить малолетних сыновей на взрослых девушках как типологически близкое явление отмечен и у других народов [13]: марийцев, удмуртов, чувашей, коми-пермяков [14].

Известно предположение, что целью названных браков было стремление получить экономическую выгоду: богатый отец старался поскорей женить своего сына, чтобы взять в дом новые рабочие руки. Такие случаи отражены у карелов [15]. Сходный старинный воспроизведен в приладожско-карельской песне о том, как маленького Лаврушу в пеленках женили на такой толстой и великовозрастной невесте, которую даже лошадь не могла везти [16]. Не менее важной причиной женитьбы детей могла быть высокая смертность среди мальчиков. Ранняя женитьба вносила коррективы в неблагоприятную ситуацию: мальчик получал жену-няньку, что обеспечивало ему повседневный уход и сносные условия проживания. Учитывая значительные расходы на свадьбу, можно предположить, что такие покупные браки позволяли себе лишь состоятельные крестьяне.

В фольклорных произведениях мордвы есть примеры, подтверждающие нашу точку зрения. Так, в песне «Одирьвань полась вишине» («У невесты муж - малолетка») рассказывается о том, как девушка нянчит в колыбели маленького мужа, который тянется к ее груди: «Люкштядень лавсьсэ рунгозо, ава ёжосо кургозо» («В подвешенной зыбке лежит, к груди матери тянется губами») [17].

Кроме того, у мордвы, соседних чуваш и башкир еще во второй половине XVIII в. отмечается обычай совершения родителями помолвки детей в раннем возрасте. Он происходил так: детей подводили друг к другу, они затевали потасовку, щипали, кусали друг другу уши и др. Считалось, что после этого мальчик и девочка породнились. Схожие церемонии наблюдались у бурят, киргизов [18].

Несколько по иному происходила помолвка детей у мордвы. И.И. Лепехин сообщает следующее: «Во время народного сонмища (сборища людей, праздника. - В.Р.) они (родители. - В.Р.) меняются друг с другом рогами с табаком, говорят: «смотрите добрые люди, что мы между собой сватовья...». Если договор расторгается, то сторона, не выдержавшая договор, платит неустойку от 6 до 12 рублей» [19]. О том же пишет известный популяризатор мордовской культуры К. Милькович, побывавший в кон. XVIII - нач. XIX в. в местах проживания мордвы в Тамбовской и Симбирской губерниях [20]. Похожие случаи, но уже выдачи замуж несовершеннолетних девушек, встречались в татарской среде. В 1766 г. зафиксирован случай женитьбы на несовершеннолетней Абдуллы Ма-сева из деревни Кривошеева Темниковского уезда [21]. Близкий к мордовскому обычай сватать дочерей за четыре года до их совершеннолетия для гарантии выхода замуж был принят и в сопредельной с Мордовией Рязанщине [22]. Идентичные примеры можно найти у целого ряда народов. Довольно распространены они были на Кавказе, в частности у азербайджанцев [23]. Спонтанные помолвки не обязательно завершались бракосочетанием: по истечении времени, как правило, парень или девушка могли выбрать себе другую пару.

В мордовском фольклоре есть произведения о разновозрастных браках, причем среди песен о свадьбах малолетних мальчиков встречаются и трагические,

в которых молодая жена решается на убийство: «Кудадеень пакся» («Кудадеево поле»), «Дова-баба - солдатка» («Вдова - солдатка»).

Разновозрастные браки не были широко распространены и осуждались, так как согласно народному мировоззрению считалось, что в судьбе людей никто не властен: ни родители, ни мир. А мордва всегда стремилась жить в согласии с утвердившимися нормами. Да и сама языческая философия рассматривала свадьбу как прерогативу земных и небесных покровителей и покровительниц, хранителей рода. Для взрослых членов семейства сдерживающими моментами были боязнь разгневать богов и предков, а также желание не осквернить традицию [24].

В отличие от многих исследователей, В. Н. Майнов отвергает приведенные выше предположения о браках малолетних мальчиков с взрослыми девицами: «.не бывает ничего такого, что давало бы возможность существования подобного обычая в древности» [25].

Накопившиеся проблемы относительно возраста вступающих в брак требовали своего решения. В связи с государственной регламентацией возрастного ценза для вступления в брак постепенно происходит оптимизация этого критерия. Сенатский указ (1775 г.) гласил о том, что юношам можно жениться по достижении 15 лет, а девушкам выходить замуж с 13 лет [26]. В таком же возрасте у русских разрешали играть свадьбу, венчать молодых [27]. Практикуемые ранее попами нарушения возрастных установок постепенно уходят в прошлое, поскольку согласно Указу брак несовершеннолетнего расторгался, а священник терял свой сан и приход. В XIX в. возрастной ценз вырос: парней разрешалось венчать с 18 лет, а девушек - с 16.

На рубеже XIX-XX вв. брачный возраст стабилизируется. По данным 1891-1900 гг., в целом в Европейской России 37,7 % женихов и 57,0 % невест оформили свой брак в возрасте 20 лет и моложе. В следующем десятилетии их соотношение было уже 57,8 и 34,3 % [28].

Данные по уездам Мордовии за 1910 г. показывают, что 60,9 % мордовских женихов и 75,2 % невест были в возрасте 20 лет и моложе; 22,4 и 16,9 % - 21-24 лет; 8,4 и 4,4 % - 25-30 лет; 2,9 и 1,7 % - 31-35 лет и лишь 1,9 и 1,1 % - 30-40 лет [29]. Подобная картина прослеживается и по записям метрических книг трех церковных приходов, расположенных в мордовских селах, за 1911-1917 гг. В 194 вновь образованных семьях 17-18-летних парней было 32,5 %, девушек - 24,5 %; 19-20 лет -соответственно 28,7 и 31,9 %, 21-22 лет - 10,3 и 22,4 % [30]. Далее с увеличением возраста удельный вес мужчин и женщин, играющих свадьбы, сокращается.

Вместе с тем известны и другие факты, когда родители, следуя крестьянской мудрости «Паро товзюро шкань ютазь питнейгады, вадря тейтерь иензэ топодезь мазыйгады» («Хорошая пшеница со временем дорожает, добрая девица хорошеет»), удерживали своих дочерей в семье до 25-30 лет [31]. Вероятно, это объясняется их стремлением удержать молодые рабочие руки в семье. Высказываются предположения, что причиной позднего замужества могла быть забота родителей об укреплении их здоровья, физиологическом созревании. Так, один из ранних исследователей мордвы М. Попов сообщает, что «.у мокши девок не отдают прежде 16-ти лет и в этой поре выходят одни бедные. Богатых же томят до 25-30 лет для того, - говорит мордва, - чтобы копили разуму» [32]. На это указывают и другие источники.

«Одна из особенностей, имеющая антропологическое и биологическое значение, -пишет Н. М. Малиев, - позднее замужество девушек, вступающих в брак с лет 25-ти, даже под 30, чтобы организм окреп и достиг полной зрелости» [33].

На регламентацию брачного возраста влияли также время, процессы демократизации в обществе и в семье, раскрепощение женщины, освобождение ее от традиционных патриархальных уз, расширение ее прав. Постепенно брачный возраст стабилизируется и принимает современные возрастные рамки, узаконенные в юридических актах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Николаев, С.Д. Система родства у мордвы / С. Д. Николаев // Мордва: историко-культурные очерки. - Саранск, 1995. - С. 227.

2. Сурхаско, Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность (конец XIX - начало XX в.) / Ю.Ю. Сурхаско. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1977. - С. 43.

3. Митропольский, К. Мордва: Мировоззрения их, нравы и обычаи / К. Митрополь-ский // Мирское слово. - 1877. - № 3.

4. Сурхаско, Ю.Ю. Указ. соч. С. 43.

5. Беляева, Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы / Н.Ф. Беляева. - Саранск: МГПИ, 2000. - С. 19.

6. Паллас, П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи / П. С. Пал-лас. - СПб: Тип. при Императ. АН, 1809. - Ч. 1. - С. 112.

7. Евсевьев, М.Е. Мордовская свадьба / М.Е. Евсевьев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - С. 360.

8. Евсевьев, М.Е. Мордовская свадьба // Избр. тр.: в 5 т. - Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1966. - Т. 5. - С. 322.

9. Смирнов, И.Н. Мордва: историко-этнографический очерк / И.Н. Смирнов. - Казань, 1895. - С. 153-155.

10. Попов, М. Селиксенская мордва-мокша / М. Попов // Санкт-Петербургские ведомости. - 1834. - № 34.

11. Николаев, С.Д. Мордовская семья в середине Х1Х в. / С.Д. Николаев // Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. - Йошкар-Ола, 1990. - С. 135.

12. Георги, И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обычаев, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / И. Георги. - СПб.: Тип. при Императ. АН, 1799. - Ч. 1. - С. 45.

13. Народы Европейской части СССР: в 2 т. - М.: Наука, 1964. - С. 464, 501, 537.

14. Там же. С. 537, 621.

15. Сурхаско Ю.Ю. Указ. соч. С. 44.

16. Евсеев, В.Я. Связи фольклора мордвы и других финно-угорских народов в свете их истории / В.Я. Евсеев // Этногенез мордовского народа. - Саранск, 1965. - С. 276.

17. Евсевьев, М.Е. Народные песни мордвы / М.Е. Евсевьев // Избр. тр.: в 5 т. -Саранск, 1963. - Т. 2. - С. 18.

18. Султангареева, Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор / Р.А. Султан-гареева / УНЦ РАН. - Уфа: Уфим. Полиграфкомбинат, 1994. - С. 36.

19. Лепехин, И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году / И. Лепехин. - СПб.: Тип. при Императ. АН, 1771. - С. 172.

20. Милькович, К. Топографическое описание Симбирского наместничества / К. Милькович // Симбирские губернские ведомости. - 1851. - № 32.

21. Заварюхин, Н.В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма / Н.В. Заварюхин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - С. 265.

22. Самоделова, Е.А. Рязанская свадьба: исследование обрядового фольклора / Е.А. Самоделова. - Рязань: Статуправление, 1993. - С. 28.

23. Полевые материалы автора. Записано от Замира Джаффарова 1955 г. рожд. в г. Саранске в 2000 г.

24. Майнов, В.Н. Очерк юридического быта мордвы / В.Н. Майнов. - СПб.: Тип. М-ва внутр. дел, 1885. (Зап. РГО: т. XIV, вып. 1.). - С. 34-35.

25. Там же. С. 28.

26. Заварюхин, Н.В. Указ. соч. 265.

27. Русские / под ред. В.А. Александрова и др. - М.: Наука, 1999. - С. 436.

28. Вишневский, А.Г. Ранние этапы становления нового типа рождаемости / А.Г. Вишневский // Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР. - М., 1977. - С. 114-115.

29. Мордва: историко-культурные очерки / под ред. В.А. Балашова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - С. 213.

30. Балашов, В.А. Структура семьи и ее уклад / В.А. Балашов // Мордва: историко-культурные очерки. - Саранск, 1995. - С. 213.

31. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. - Т. 4, кн. 1. Пословицы и поговорки. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. - С. 77.

32. Попов, М. Указ. соч. № 34.

33. Малиев, Н.М. Общие сведения о мордве Самарской губернии, их антропологический характер: поздние браки и влияние их на крепость сложения народа. Национальные особенности черепа. [Отдельн. оттиск] / Н.М. Малиев // Протоколы заседаний о-ва Естествоиспытателей при Казан. ун-те. - Казань, 1878. - Т. 9. 1877-1878 гг. - С. 7.

Поступила в редакцию 22.04.2010

V.I. Rogachev

About some ethnographic peculiarities of a Mordovian wedding: marriage age

Sociocultural standards in respect of youth marriage age accepted in Finno-Ugric society are considered: preparation to the family life, socialization and labour nurturing, customs and rites of initiation, criteria of physical and sexual maturity, requirements to those who contracting a marriage, age of bridal couple. Comparative material from the ethnography of the Tartars and the Bashkirs is given.

Key words: Finno-Ugric environment, family and ritual culture, marriage age, wedding ritual, terminology of relationship, marriage of young people, patriarchal bonds, marriage of people of different age, time of weddings holding.

Рогачев Владимир Ильич,

доктор филол. наук, профессор, ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е. Евсевьева» г. Саранск E-mail: rogachov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.