Научная статья на тему 'О некоторых элементах оперативно-разыскной характеристики убийств прошлых лет'

О некоторых элементах оперативно-разыскной характеристики убийств прошлых лет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / УБИЙСТВА ПРОШЛЫХ ЛЕТ / РАСКРЫТИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ / ПРЕСТУПНИК / ЖЕРТВА / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE CHARACTERISTICS / MURDER / PAST-TIME / DISCLOSURE / CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL / THE OFFENDER / VICTIM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нефедьев Алексей Станиславович

В статье рассматриваются отдельные элементы оперативно-разыскной характеристики убийств прошлых лет. Автор акцентирует свое внимание на характеристике личности преступника и характеристике личности его жертвы, поскольку, по его мнению, они во многом способствуют более полному формированию ее содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some elements of operational-investigative characteristics of past-time murders

The article discusses the individual elements operational-investigative characteristics of past-time murders. The author focuses on the characteristics of the individual offender and the personality characteristics of his victims because in his view, they largely contribute to a more complete formation of its contents.

Текст научной работы на тему «О некоторых элементах оперативно-разыскной характеристики убийств прошлых лет»

УДК 351.74

Нефедьев Алексей Станиславович Nefedyev Aleksey Stanislavovich

старший преподаватель кафедры ОРД ОВД

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

senior lecturer of the department of operational search activity of law-enforcement bodies Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: asn1976@list.ru

О некоторых элементах оперативно-разыскной характеристики убийств

прошлых лет

Some elements of operational-investigative characteristics of past-time murders

В статье рассматриваются отдельные элементы оперативно-разыскной характеристики убийств прошлых лет. Автор акцентирует свое внимание на характеристике личности преступника и характеристике личности его жертвы, поскольку, по его мнению, они во многом способствуют более полному формированию ее содержания.

Ключевые слова: оперативно-разыскная характеристика, убийства прошлых лет, раскрытие, характеристика личности, преступник, жертва.

The article discusses the individual elements operational-investigative characteristics of past-time murders. The author focuses on the characteristics of the individual offender and the personality characteristics of his victims because in his view, they largely contribute to a more complete formation of its contents.

Keywords: Operational-investigative characteristics, murder, past-time, disclosure, characteristics of the individual, the offender, victim.

В юридической литературе по теории оперативно-разыскной деятельности представлен широкий спектр мнений отечественных ученых, рассматривавших вопросы, касающиеся понятия оперативно-разыскной характеристики преступления. Как правило, все они включают в ее структуру те или иные элементы конкретных видов или групп преступлений, позволяющих принять научно обоснованное решение, необходимое для эффективной и целенаправленной борьбы с различными противоправными проявлениями. Отличаются они друг от друга лишь по объему содержания.

В очередной раз отметим, что содержание оперативно-разыскной характеристики не может быть постоянной и статичной структурой, способной удовлетворять потребности значительного спектра деятельности правоохранительных органов. Теоретики оперативно-разыскной деятельности включают в нее как общие для всех сведения об уголовно-правовых, криминологических, криминалистических, психологических, так и других аспектов, зависящих от особенностей того или иного вида или группы

преступлений, что в целом и образует систему их познания. В этой связи считаем уместным отметить точку зрения профессора А.Г. Маркуши-на о том, «что познание сложного целого — процесс исключительно сложный и трудоемкий... Для этого необходимо использовать системный подход. Это специальное направление методологии познания социальной практики, подход, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Он ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных видов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину...» [1, с. 7—8].

В данной работе мы акцентируем внимание на таких элементах, как характеристика личности преступника и характеристика личности его жертвы, так как, на наш взгляд, они имеют существенное значение для формирования опре-ративно-разыскной характеристики убийств прошлых лет. Начнем с первого.

Ведущие ученые в области криминологии отмечают, что успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности

ТРИБУНЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

преступника, поскольку именно личность — носитель причин их совершения, и поэтому можно сказать, что эта личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения [2, с. 8].

В криминологии различают понятия субъекта и личности преступника. Данные термины относятся к лицу, совершившему преступление, в нашем случае к лицу, совершившему убийство. Вместе с тем, содержание и уголовно-правовое значение этих понятий различно.

Как правило, ученые-криминологи личность преступника определяют тремя группами признаков. К первой относятся социально-демографические (пол, возраст, образование, семейное положение и т. д.). Ко второй — уголовно-правовые (сведения о судимости, единоличном или групповом характере совершенных преступлений, его роли в преступной группе и т. д.). Третей — нравственно-психологические свойства (взгляды убеждения, ценностные ориентации и т. д.) [3, с. 31—37; 4, с. 9—28; 5, с. 60; 6, с. 120].

Убийцы — это чаще всего импульсивные люди с высокой тревожностью и высокой эмоциональной возбудимостью, для которых в первую очередь важны собственные переживания и интересы и у которых не сформирована установка относительно ценности жизни другого человека [2, с. 65].

Проведенным нами исследованием установлено, что большинство лиц, совершивших анализируемые преступления, были мужчины — 82,3% и 17,7% — женщины. Такая существенная разница является косвенным доказательством давно устоявшегося в литературе мнения, что женщины, как правило, применяют агрессию для «выплескивания» накопившихся негативных эмоций, как средство снятия стресса. Мужчины, в свою очередь, чаще относятся к агрессии как к инструменту получения материальной и социальной выгоды, как к способу достижения конкретной цели. И это вполне закономерно. Женщины в большинстве своем совершают убийства на почве неразрешенных семейно-бытовых проблем. Неразрешенные в течение длительного периода времени конфликты, развивающиеся на семейно-бытовой почве, приводят к виктимизации членов семьи [3, с. 122].

Одним из важнейших признаков, характеризующих личность преступника, является его возраст. С возрастом происходят изменения в организме и психике человека. По мере накопления жизненного опыта преобразуются социальные связи, представления о себе и об

окружающей среде, потребности, желания, стремления и формы их удовлетворения, что неизбежно находит отражение в криминальной активности [7, с. 119]. Так, в ходе проведенного автором исследования установлено, что 44,1% убийств совершены лицами в возрасте от 30 до 50 лет, 37,4% — лицами в возрасте от 18 до 30 лет, 15,3% — лицами в возрасте свыше 50 лет и 3,2% — лицами в возрасте до 18 лет.

Существенный отпечаток на поведение личности накладывает уровень образования, поскольку он, с одной стороны, формирует у индивидуума определенные жизненные ориентации, а с другой — свидетельствует о способности человека адаптироваться к существующим социальным канонам [8, с. 52]. Исследование показало, что 3,9% лиц, совершивших убийство, имели высшее образование, 21,7% — среднее профессиональное и неоконченное высшее, 34,8% — начальное и основное общее и 39,6% — среднее общее.

Семья традиционно рассматривается в качестве антикриминального фактора. Семейное положение, как и образование, оказывает существенное влияние на формирование взглядов, интересов, нравственных ценностей, потребностей и интересов человека, а наличие (или отсутствие) супружеских конфликтов, а также нравственно-психологический климат в семье оказывает существенное влияние на поведение личности [9, с. 6]. Исследованием установлено, что 84,7 % лиц, совершивших убийство, не имели семьи.

В ходе исследования было установлено, что для преступников данной категории характерен рецидив преступлений, так 52,3% лиц, совершивших убийства, были ранее судимы, из них 42,7% имели одну судимость, 27,3% — две судимости, а остальные — три.

При этом в криминологии следует руководствоваться фактическим понятием рецидива преступлений, к которому относятся все преступления, совершенные лицами, ранее совершавшими преступления, в случае если прежние преступления становились известными правоохранительным органам и имело место основанное на законе реагирование на них [10, с. 74].

Алкоголизм, наркомания и токсикомания служат одним из важных условных факторов, способствующих совершению преступления. Пьянство, наркомания, алкоголизм выполняют в системе детерминант преступлений кримпрово-цирующую либо криминоформирующую роли. В первом случае они, как внутренние условия,

ТРИБУН Я МОЛОДОГО УЧЕНОГО

высвобождают криминогенную мотивацию. Во втором — оказываются или внутренними условиями, или сопричинами (сомотивами) преступлений (например, при хронической токсикомании) [11, с. 83]. Исследование показало, что 65,7% лиц, совершивших убийства, злоупотребляли алкоголем и при совершении убийств находились в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме того, в ходе исследования было установлено:

— 78,6% преступников на момент совершения преступления не работали или имели временную работу, 12,8% были наемными работниками, 2,3% — учащимися или студентами, 1,4% — служащими, 0,7% — предпринимателями, 4,2% — пенсионерами;

— 82,1% лиц, совершивших убийство, являлись местными жителями, 2,3% — жителями другого региона, 12,9% — лицами без определенного места жительства, 2,7% убийств совершено иностранцами.

Группой лиц, в том числе по предварительному сговору, совершено 3,7% убийств.

При формировании оперативно-разыскной характеристики убийств прошлых лет, по нашему мнению, характеристика личности жертвы, так же как и характеристика преступника, имеет существенное значение. Мы придерживаемся мнения профессора Д.В. Ривмана о том, что данные виктимологического характера имеют значение не меньшее, чем информация о преступниках. Роль жертв в возникновении, развитии ситуаций преступлений часто очень значительна, а следовательно, необходим анализ криминологически значимых ролей жертв и учет всех виктимологических обстоятельств как исходной базы для конкретных выводов частного (по отдельным уголовным делам) и обобщенного (тактико-методического) характера [12, с. 48].

Виктимность определенного лица есть не что иное, как реализованная преступным актом предрасположенность, вернее, способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления или, другими словами, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима [13, с. 10].

В юридической литературе предложены различные виды типологизации виктимности [9, с. 69—70; 14, с. 26]. По нашему мнению, наиболее полно отражает свойства индивида, способствовавшие его виктимизации от убийства, типология виктимности, предложенная В.Я. Ры-бальской [15, с. 33].

При этом следует особо отметить, что все типы виктимности существуют в двух формах:

потенциальной и реализованной, то есть проявившейся в причинных или обусловливающих связях механизма совершения преступления в отношении лица, обладающего потенциальной виктимностью [16, с. 8].

Однако не только степень виктимности может увеличивать риск виктимизации. Поведение жертвы, как показывает практика, нередко служит толчком к совершению убийства. Интенсивность воздействия потерпевшего на преступника подчас настолько высока, что в ряде случаев приводит лиц, не имеющих устойчивой антиобщественной установки, к совершению убийства [17, с. 40; 18, с. 34; 19, с. 43].

Проведенным исследованием установлено, что в 64,2% убийств жертвами становились мужчины, в 35,8% — женщины;

Около 30% всех жертв убийств злоупотребляли алкоголем или при совершении преступления находились в состоянии алкогольного опьянения.

В 33,1% убийств жертвами становились лица в возрасте свыше 50 лет, 26,3% — лица в возрасте от 30 до 50 лет, 24,9% — лица в возрасте от 18 до 30 лет и 15,7% — лица в возрасте до 18 лет.

14,3% жертв убийств имели высшее образование, 26,1% — среднее профессиональное и неоконченное высшее, 59,6 % — начальное, основное общее и среднее общее;

29,7% жертв убийств на момент совершения преступления не работали или имели временную работу, 25,8% были наемными работниками, 7,6% — учащимися или студентами, 12,9% — служащими, 5,4% — предпринимателями, 18,6% — пенсионерами;

43,9% жертв убийств состояли в официальном либо гражданском браке, 18,6% проживали с родителями, 37,5% — холостые и разведенные.

В 78,3% убийств жертвы являлись местными жителями, в 5,9% — жителями других регионов, в 14,8% — лицами без определенного места жительства. В пределах 1% убийств жертвами являлись иностранцы.

Рассматривая полученные результаты исследования, можно сформировать обобщенный портрет предполагаемого преступника и его жертвы. Так, убийца — это местный житель (82,1%), мужчина в возрасте от 18 до 50 лет (44,1% — в возрасте от 30 до 50 лет, 37,4% — от 18 до 30 лет), имеющий начальное, основное общее или среднее общее образование (34,8% и 39,6%), не имеющий семьи (84,7%), злоупотребляющий алкоголем (65,7%), безработный или временный работник (78,6%), ранее

судим (52,3%). Его жертвой является местный житель (78,3%), мужчина (64,2%) в возрасте от 18 и выше (33,1% — в возрасте свыше 50 лет, 26,3% — от 30 до 50 лет, 24,9% — от 18 до 30 лет), имеющий среднее профессиональное и неоконченное высшее или начальное, основное общее и среднее общее образование (26,1% и 59,6%), не имеющий на момент совершения преступления постоянной работы или имеющий временную работу либо бывший наемным работником (29,7% и 25,8%).

Изучение данных характеристик личности преступника и жертвы во многом будет способствовать более полному формированию содержания оперативно-разыскной характеристики убийств прошлых лет, что0 в свою очередь, позволит спрогнозировать возможность совершения убийств со стороны отдельных лиц, определить наиболее эффективные меры профилактического характера, а также своевременно и в полном объеме использовать возможности оперативно-разыскной деятельности в их раскрытии, несмотря на то, что зачастую с момента совершения прошло значительное время.

Примечания

1. Маркушин А.Г. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие. 4-е изд., доп. и перераб. Н. Новгород, 2012.

2. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование. М., 2010.

3. Личность преступника / под ред. В.Н. Кудрявцева, ПМ. Миньковского, А.Б. Сахарова. М., 1975.

4. Берекашвили Л.Ш. Общая криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления. М., 1976. Вып. 1.

5. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М., 1982.

6. Кургузскина Е.Б. Учение о личности преступника. М., 2002.

7. Крайнева О.Л. Криминологическая характеристика форм криминального насилия: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

8. Варанкина Ю.С., Ларичев В.Д. Криминологическая характеристика и предупреждение убийств, совершаемых на Дальнем Востоке: монография. М., 2015.

9. Шестаков Д.А. Введение в криминологию семейных отношений. Л., 1980.

10. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. 2-е изд., прераб. и доп. М., 2002.

11. Кузнецова Н.Ф. Избранные труды. М., 2003.

12. Ривман Д.В. Использование виктимологиче-ских данных в предупреждении преступлений // Вопросы профилактики преступлений. Л., 1980.

13. Франк Л.В. О виктимологии и виктимности // Советское государство и право. 1976. № 4.

14. Надтока С.В. Виктимологические аспекты профилактики насильственных преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.

15. Рыбальская В.Я. Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1980. Вып. 33.

16. Конышева Л.П. Опыт психологического исследования взаимодействия потерпевшего и преступника в криминальной ситуации // Проблемы борьбы с изнасилованием. М., 1983.

17. Коновалов В.П. Изучение потерпевших с целью совершенствования профилактики правонарушений. М., 1982.

18. Минская В.С., Чечель Г.И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. Иркутск, 1988.

19. Полубинский В.И. Криминальная виктимоло-гия. Что это такое? М., 1977.

Notes

1. Markushin A.G. Basics of control in the bodies of internal affairs: manual. Nizhny Novgorod, 2012.

2. Antonyan Y.M., Eminov V.E. The identity of offender: criminologi-psychological research. Moscow, 2010.

3. Person of the criminal / ed. V.N. Kudryavtseva, G.M. Minkovsky, A.B. Sakharov. Moscow, 1975.

4. Berekashvili L.S. Total criminological characteristics of the perpetrators of the crime. Moscow, 1976. Vol. 1.

5. Antonyan Y.M. Learning of offender. Moscow, 1982.

6. Kurguzskina E.B. The doctrine of the identity of offender. Moscow, 2002.

7. Kraineva O.L. Criminological characteristics of forms of criminal violence: dissertation... candidate of legal sciences. Saratov, 2009.

8. Varankina Y.S., Larichev V.D. Criminological characteristics and prevention of murders committed in the Far East: monograph. Moscow, 2015.

9. Shestakov D.A. Introduction to criminology family relationships. Leningrad,1980.

10 .Criminology: textbook for high schools / ed. A.I. Dolgovoy. 2 th ed., rev. and add. Moscow, 2002.

11. Kuznetsova N.F. Selected works. Moscow, 2003.

12. Rivman D.V. Using the victimization data in the prevention of crime / Issues of crime prevention. Leningrad, 1980.

13. Frank L.V. About victimology and victimization // The Soviet state and the right. 1976. № 4.

14. Nadtoka S.V. Victim nasilchtvennyh aspects of prevention of crime: dissertation... candidate of legal sciences. Rostov on Don, 1999.

15. Rybal'skaya V.Y. Victim of research in the development of criminological problems of juvenile crime prevention // The fight against crime. Moscow, 1980. Vol. 33.

16. Konysheva L.P. Previous psychological studies of the interaction of the victim and the offender in criminal

situation // Problems of struggle against rape. Moscow, 1983.

17. Konovalov V.P. A study of victims in order to improve crime prevention. Moscow, 1982.

18. Minskaya V.S., Chechel' G.I. Victim factors and mechanism of criminal behavior. Irkutsk, 1988.

19. Polubinskiy V.I. Criminal victimology. What it is? Moscow, 1977.

ф

4 x 3

I

о a с

CD

5

о >3 3 to

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 3

5

о

3

6

il (В

a <в x >з

0

1 о 3 п о

0

1 CD 3

(С &

С

0

х

S

1

ф §

ф

S

X

3 a о £

0

Ф

1

О о

CD ф

-Q

Ф Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.