Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ / PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS / ЮРИСДИКЦИОННАЯ ФОРМА / JURISDICTIONAL FORM / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ / ADMINISTRATIVE JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рустамова С.М.

Статья посвящена вопросам защиты прав и законных интересов предпринимателей в современных условиях хозяйствования. Обращено внимание на историко-правовой аспект развития и становления институтов административной юстиции и их роли в защите субъективных прав предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF BUSINESSMEN

Article is devoted to questions of protection of the rights and legitimate interests of businessmen in modern conditions of managing. The attention to historical and legal aspect of development and formation of institutes of administrative justice and their role in protection of the subjective rights of businessmen is paid.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

УДК 347.7.(075.8)

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Рустамова С.М., доцент кафедры гражданского права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: svetamavludovna@mail.ru

Статья посвящена вопросам защиты прав и законных интересов предпринимателей в современных условиях хозяйствования. Обращено внимание на историко-правовой аспект развития и становления институтов административной юстиции и их роли в защите субъективных прав предпринимателей.

Ключевые слова: защита прав и законных интересов, юрисдикционная форма, административная юстиция.

ABOUT SOME ASPECTS OF PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF BUSINESSMEN

Rustamova S.M., Associate Professor chairs of the Chair of Civil Law of Daghestan State University, Candidate of Law science

Article is devoted to questions of protection of the rights and legitimate interests of businessmen in modern conditions of managing. The attention to historical and legal aspect of development and formation of institutes of administrative justice and their role in protection of the subjective rights of businessmen is paid.

Key words: protection of the rights and legitimate interests, jurisdictional form, administrative justice.

Защита прав предпринимателей - комплексная категория, включающая в себя нормативно установленные меры, средства, способы и механизм по обеспечению реализации субъективных прав предпринимателей в соответствии с требованиями закона, по профилактике нарушений прав субъектов предпринимательства, восстановлению и защите уже нарушенных или оспариваемых прав, а также разрешению споров.

С другой стороны, защита прав и законных интересов в предпринимательстве - это предоставленная физическим и юридическим лицам возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления нарушенного или оспариваемого права.

Защита прав и интересов предпринимателей осуществляется на основе конституционных гарантий, которые, в основном, носят всеобщий характер и касаются всех субъектов.

Как самостоятельный институт предпринимательского права рассматривается совокупность правовых норм, регулирующих отношения по защите прав и законных интересов предпринимателей.

Многообразие средств и способов защиты прав и законных интересов предпринимателей установлено действующим законодательством.

Защита субъективных прав осуществляется различными юрисдикционными органами, к которым относятся и суды, и государственные и муниципальные органы, и органы прокуратуры. Процедурный или процессуальный порядок, в соответст-

вии с которым защищается право, именуется формой защиты. В зависимости от этого выделяют две формы защиты: неюрисдикционную, когда право на защиту осуществляется самостоятельными действиями управомоченного лица (самозащита прав, применение мер оперативного воздействия, досудебное урегулирование споров, неприменение права при реализации права); юрисдикционную, когда лицо за защитой своего права обращается в государственные и иные органы, уполномоченные государством осуществлять защиту прав (третейские суды, нотариат) [3, с. 99]. В свою очередь, выделяют три разновидности юрисдикционной формы: судебную, административную (обращение в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу), нотариальную.

Одним из основных юрисдикционных форм защиты субъективных прав признаётся судебный порядок защиты, который носит универсальный характер.

Современный период развития судебной формы защиты права характеризуется тем, что наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами органом, защищающим права и законные интересы предпринимателей, стал Конституционный Суд РФ.

Вызывает интерес двойственная природа категории защиты прав и законных интересов предпринимателей. С одной стороны, защита прав представляется как одно из основных прав соответствующего лица, а с другой - налицо опосредованный, подчинённый характер реализации этого пра-

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. 2014. № 2.

ва. Опосредованность выражается в факте нарушения иных прав или создания угрозы их нарушения.

Негативные последствия для третьих лиц, чьи права нарушаются или в отношении которых создана угроза такого нарушения наступают в случае выхода обособленного субъекта или группы субъектов правоотношений за рамки нормативно определённых правил поведения.

По общему правилу право на защиту определяется как предоставленная управомоченном лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

В качестве содержания права на защиту выделяют как различные виды непосредственного воздействия на правонарушителя, так и комплекс правоохранительных мер, которые может предпринять сам управомоченный субъект по защите своих прав, а также комплекс мер государственного принуждения, которыми управомоченное лицо может воспользоваться, если его самостоятельные действия не приведут к нужному результату [1, с. 89].

Особое внимание в рамках данной статьи хотелось бы обратить на административную форму защиты субъективных прав предпринимателей, которая тоже относится к числу юрисдикционных форм. В Российской Федерации большая часть административных споров относится к компетенции судов общей юрисдикции и рассматривается ими по общим правилам гражданского процесса с отдельными изъятиями. Остальные споры рассматриваются в административном порядке соответствующими органами с соблюдением правил административного процесса [2, с. 17].

По официальному определению административная юстиция представляет собой систему специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также, в более узком смысле, особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданином либо организацией, с одной стороны, и государственным органом управления, с другой [5, с. 24].

Проблема административной юстиции издавна выступает в качестве предмета дискуссий в научной литературе. Так, к середине XIX века в России был накоплен теоретический и правовой материал для создания системы органов административной юстиции. В новых же условиях, в которых Россия оказалась после отмены крепостного права в 1861 г., защита субъективных и публичных прав граждан приобрела особо важное политико-правовое значение.

Если для защиты гражданских (имущественных) прав вводились судебные учреждения, то в случаях конфликтов с властью создавалась система органов административной юстиции, включавшая в себя 1 -й департамент Сената, в губерниях - губернские присутствия смешанного состава, предназначенные для защиты их публичных прав. В 80-х го-

дах XIX века была введена должность земского участкового начальника, который помимо административных и судебных функций осуществлял функции административного судьи.

Необходимо отметить, что институт административной юстиции занимал важное место и в планах административной реформы П.А. Столыпина.

Одно из центральных мест административная юстиция занимала также в административном законодательстве Временного правительства. Создание системы гарантий предоставленных прав и свобод, защиту их от нарушений органами власти Временное правительство считало своей важной задачей. Административные суды, в которые граждане России могли бы обращаться с жалобами на действия должностных лиц, занимали особое место в законодательных актах о волостном земстве, о посёлковом управлении, о губернских комиссарах.

Самым крупным событием в плане укрепления правового государства и по содержанию, и по технико-юридическим качествам, по мнению специалистов в области административного права, лучшим законом об административной юстиции был закон о судах по административным делам от 30 мая 1917 года, в соответствии с которым в России создавалась система административных судов страны, куда входили Сенат, единый высший административный суд страны, губернские административные отделения окружных судов, административные судьи в уездах, осуществлявшие свои функции на единоличной основе. Каждый гражданин России наделялся этим законом правом административного иска, а административный судья правом не только отменять незаконные решения должностного лица, но и давать предписания административным органам выполнять определённое действие, если оно необходимо для восстановления законного порядка или права жалобщика. Как известно закон этот не был претворен в жизнь в связи с Октябрьскими событиями 1917 года [4, с. 107].

На наш взгляд, наличие такого закона и такого порядка наиболее эффективно защитило бы субъективные права любого субъекта, и, в частности, права субъектов предпринимательской деятельности, которые в современных условиях нарушаются весьма часто. Поэтому создание в России административных судов, обособление их от общего судопроизводства, а также выделение системы квазисудебных органов при органах управления остаётся актуальной необходимостью. Тот факт, что правовая система России близка к континентальной модели правовых систем, которым свойственны учреждения административных судов, и что для России традиционны высокий удельный вес государственного управления и участие государства в структурах гражданского общества, свидетельствует в пользу административных судов [1, с. 18].

Литература

1. Бачканова А.А. Юрисдикционная форма защиты субъективных прав // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 1. С.16-20.

2. Рустамова С.М. Защита прав предпринимателей // Вестник ДГУ. Сер. «Право». 2007. Вып. 2. С.89-91.

3. Курбатов А. Защита прав предпринимателей в отношениях с государством // Хозяйство и право. 2005. № 9. С. 98-101.

4. Рустамова С.М. Административная юстиция в дореволюционной России. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003. 108 с.

5. Большая юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА, 1999. С. 24.

Поступила в редакцию 24 апреля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.