Научная статья на тему 'О некоторых аспектах устойчивого финансирования, организации деятельности филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Уссурийск»'

О некоторых аспектах устойчивого финансирования, организации деятельности филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Уссурийск» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РОСПОТРЕБНАДЗОР / INSTITUTIONS ROSPOTREBNADZOR RUSSIAN LEGISLATION / LICENSING VENTURES / FEDERAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столбун Ольга Александровна

Организационная структура учреждений Роспотребнадзора определяется потребностями в обеспечении надзора, в свою очередь зависящими от уровня санитарно-эпидемиологического благополучия территории, численности объектов и их санитарно-технического состояния, а также потребностями в спросе на услуги со стороны хозяйствующих субъектов. Оптимизация существующей организационно-функциональной модели филиала требует достаточного ресурсного обеспечения, включая финансирование из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации, внебюджетных источников. Реализация современной кадровой политики Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является неотъемлемым звеном при обеспечении деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийск и базой для устойчивого получения дополнительного финансирования за счет внебюджетной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Столбун Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organizational structure of institutions is determined by the needs of Rospotrebnadzor in ensuring SRI surveillance in turn depend on the level of sanitary and epidemiological welfare of the territory, the number of objects and their sanitary condition, and needs in the demand for services by businesses. Optimization of the existing organizational and functional model but branch requires sufficient resource support, including funding from the federal budget, the subject of the federation, extra-budgetary sources. Implementation has a modern human resources policy of the Federal Service for Supervision in the sphere of protection of the rights of consumers and well-being is an essential element in ensuring the territorial division of the Department of Rospotrebnadzor Primorsky Krai in Ussuriysk and sustainable base for obtaining additional funding from extra-budgetary activities.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах устойчивого финансирования, организации деятельности филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Уссурийск»»

© О.А. Столбун, 2012 УДК 614.3/.4

Столбун О.А.

о некоторых аспектах устойчивого финансирования, организации деятельности филиала фбуз «центр гигиены и эпидемиологии в ПРИМОРСКОМ КРАЕ В г. УССУРИЙСК»

Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае, филиал в г. Уссурийск»

Организационная структура учреждений Роспотребнадзора определяется потребностями в обеспечении надзора, в свою очередь зависящими от уровня санитарно-эпидемиологического благополучия территории, численности объектов и их санитарно-технического состояния, а также потребностями в спросе на услуги со стороны хозяйствующих субъектов. Оптимизация существующей организационно-функциональной модели филиала требует достаточного ресурсного обеспечения, включая финансирование из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации, внебюджетных источников. Реализация современной кадровой политики Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является неотъемлемым звеном при обеспечении деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийск и базой для устойчивого получения дополнительного финансирования за счет внебюджетной деятельности.

Ключевые слова: учреждения Роспотребнадзора законодательство РФ, лицензирование деятельности, Роспотребнадзор.

Основные принципы оптимизации деятельности учреждения и его устойчивого финансирования изложены в «Концепции развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007-2008 гг. и на период до 2010 г.», утвержденной 12 января 2007 г., которая предусматривает дальнейшее совершенствование организационной структуры службы, оптимизацию ее штатной численности, повышение профессиональной подготовки кадров и т.д..

Современная организационная структура филиала определялась потребностями в обеспечении надзора, в свою очередь зависящими от уровня санитарноэпидемиологического благополучия территории, численности объектов и их санитарно- технического состояния, финансовых возможностях филиала, а также потребностями в спросе на услуги со стороны хозяйствующих субъектов. За прошедшее время с момента реорганизации службы (2005 г.) в результате анализа финансово-экономической деятельности, показателей обеспечения деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора в г. Уссурийск было принято решение о ликвидации обособленного подразделения филиала в Октябрьском районе и сокращении должностей эпидемиологов, прочего персонала, микробиологической лаборатории в Пограничном районе. За счет высвобожденных ставок были укреплены отделы и Испытательный лабораторный центр в самом филиале. Приобретен в достаточном количестве автотранспорт для своевременного обеспечения деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора в г. Уссурийск на всех закрепленных административных территориях. Экономическая выгода составила около 4 млн. рублей в год.

Профессиональный уровень специалистов, несо-

мненно, играет большую роль при выполнении госзада-ния, оказании работ и услуг по приносящей доход деятельности. В рамках реализации современной кадровой политики Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в филиале проводится целенаправленная работа по повышению профессионального уровня всех категорий работников. За 2007-2011 гг. прошли дополнительную профессиональную подготовку по различным направлениям - 177 работников, в т.ч. с получением сертификата по специальности - 57 специалистов, из них с получением сертификата эксперта - 7. Затраты на подготовку кадров составили 1532,9 тыс. руб. Показатель: «Удельный вес специалистов, прошедших профессиональную подготовку не реже одного раза в пять лет» составил 100%. Целевой показатель - 100%. Показатель по наличию сертификата специалиста у врачей составляет 100%. У специалистов со средним медицинским образованием данный показатель составляет 70,4%. По итогам 2011 г. высшую квалификационную категорию имеют: специалисты с высшим образованием - 55%, специалисты со средним образованием - 75%.

Для успешного функционирования филиала требуется достаточное ресурсное обеспечение, включая финансирование из федерального бюджета, а также внебюджетных средств. Основными источниками финансирования как до реформирования, так и после являются доходы от предпринимательской деятельности (80-70%), на втором месте - федеральный бюджет в виде субсидиарного финансирования (20-30%).

Основными видами деятельности, обеспечивающими доходы по платным услугам, являются микробиологические и санитарно- химические исследования и измерения (около 70%) Снизились доходы от проведения экспертиз в связи с уточнением функ-

ций. Основные объемы работ по обеспечению надзора переориентированы на проведение лабораторно-инструментальных исследований, в связи с чем в штатном расписании филиала более половины от всех должностей утверждены в ИЛЦ.

Анализ расходов показывает, что свою основную функцию по обеспечению надзора (проведение лабораторных и инструментальных исследований и измерений, экспертиз и др.) филиал осуществлял за счет доходов от предпринимательской деятельности, а не за счет средств федерального бюджета. Расходы, понесенные филиалом для обеспечения деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, превышают утвержденные расходы средств федерального бюджета в 2 раза. В среднем по филиалу около 32% внебюджетных средств затрачивается на обеспечение надзора. Отсутствие единой методики и подходов по учету финансовых средств, расходуемых на обеспечение надзора, затрудняет финансовый анализ деятельности. Целесообразно, в условиях рыночной экономики, для обеспечения здоровой конкуренции при ценообразовании создание унифицированных расчетных норм для лабораторий. Считаем необходимым, при утверждении новых методов лабораторных исследований одновременно утверждать и нормы трудозатрат на их выполнение.

После реформирования по-прежнему не решаются вопросы по участию и, как результат, отсутствие дополнительного финансирования, санитарно-эпидемиологической службы в целях реализации региональных и местных социальных программ из местного бюджета и бюджета субъекта РФ. Недостаточно используется механизм возмещения дополнительно понесенных расходов на проведение исследований и экспертиз в связи с выявленными нарушениями санитарного законодательства при проведении надзорных мероприятий. Не достигнуто соглашение с территориальным Фондом обязательного медицинского страхования по финансированию службы в рамках первичной медико-санитарной помощи. Решение этих вопросов способствовало бы укреплению финансовой устойчивости учреждения.

Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии филиала, в конечном итоге имеют три основных проявления. Их можно сформулировать следующим образом:

1. Потенциальный дефицит денежных средств; низкая платежеспособность. Экономическая суть проблемы состоит в том, что у нас в ближайшее время может не хватить средств для своевременного погашения обязательств. Проявятся индикаторы низкой платежеспособности: ниже нормативного уровня показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.

2. Недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал, или низкая рентабельность.

3. Низкая финансовая устойчивость. На практике низкая финансовая устойчивость будет означать возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, иными словами - зависимостью от кредиторов, потерей самостоятельности.

Анализ показывает, что основными причинами проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии, являются:

- отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния (или низкие объемы получаемой прибыли);

- нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами).

Выяснение того, какая из указанных выше причин привела к ухудшению финансового состояния, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого должен осуществляться выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения. В филиале постоянно проводится контроль целевого, рационального и своевременного использования субсидиарного финансирования. Проводится оценка эффективности расходования средств, полученных от предпринимательской деятельности. Ведется работа с хозяйствующими субъектами по заключению договоров на проведение работ, услуг на возмездной основе. Доля производственного контроля за 5 месяцев 2012 г. возросла и составила 57,2% от общего дохода, в 2011 г. - 45,0%.

Причиной возникновения высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само учреждение. В частности, высокие затраты на освещение, отопление, потребление воды могут возникать по причине отсутствия контроля за расходованием ресурсов: освещение помещений не только в рабочее время, не отремонтированные теплосети, обогревающие помимо помещений «уличный воздух». В целях снижения текущих затрат в филиале установлены счетчики воды, теплоснабжения, электроснабжения. Анализируются и проверяются реестры по предоставлению услуг внутризоновой и междугородней связи по структурным подразделениям, при выявлении звонков личного характера работники вносят денежные средства в кассу поставщика услуг. Одним из видов экономии денежных средств является проведение аукционов на поставку приборов, оборудования, услуг: 2009 г. -14, 2010 г. - 15, 2011 г. - 11, за 5 мес.2012 г. - 8. Сумма экономии составила только за 5 мес.2012 г. составила около 100 тыс. рублей.

Возможности оптимизации финансового состояния за счет более рационального распоряжения результатами деятельности эффективны, но со временем исчерпаемы.

Доказано, что базой устойчивого финансового положения в течение длительного времени является получае-

мая прибыль. При оптимизации финансового состояния необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению прибыльности деятельности. К сожалению, этот показатель в нашем филиале снижается каждый год, т.е. имеет отрицательную динамику: рентабельность текущих затрат в 2007 г. - 18,1%, в 2011 г. - 4,2%, рентабельность продаж в 2007 г. - 15,3%, в 2011 г. - 4,1%.

Большая дебиторская задолженность - проблема многих филиалов. Усилия по своевременному востребованию задолженности дебиторов - также способ оптимизировать финансовое состояние. К организационным мерам оптимизации дебиторской задолженности можно отнести постановку процедуры контроля выставленных счетов-фактур (реестр покупателей, дата выставления счета, установленная дата оплаты счета, контактное лицо покупателя, ответственное лицо за

контакт с покупателем от предприятия). К юридическим мерам оптимизации дебиторской задолженности относится, например, включение в договор услуг штрафных санкций за просроченную оплату счетов. В нашем филиале ежедекадно контролируется и анализируется дебиторская и кредиторская задолженности по филиалу. Так, процент дебиторской задолженности к доходу за 2010 г. - 1,37%, за 2011 г. - 0,38%.

С целью удовлетворения потребностей Заказчиков наших работ, услуг в рамках системы менеджмента качества в филиале разработаны и утверждены для использования:

- СОП «Порядок работы с заказчиками»;

- СОП «Управление закупками»;

- ДП «Меры по выявлению и предупреждению конфликта интересов. Ответственность сторон».

Stolbun О.А. Some aspects of sustainable financing organization of branch FBUZ "Hygiene and epidemiology center in the Primorye Krai in town Ussuriysk". FBUZ "Center of Hygiene and Epidemiology in Primorsky Krai, a branch in Ussuriysk

The organizational structure of institutions is determined by the needs of Rospotrebnadzor in ensuring SRI surveillance in turn depend on the level of sanitary and epidemiological welfare of the territory, the number of objects and their sanitary condition, and needs in the demand for services by businesses. Optimization of the existing organizational and functional model but branch requires sufficient resource support, including funding from the federal budget, the subject of the federation, extra-budgetary sources. Implementation has a modern human resources policy of the Federal Service for Supervision in the sphere of protection of the rights of consumers and well-being is an essential element in ensuring the territorial division of the Department of Rospotrebnadzor Primorsky Krai in Ussuriysk and sustainable base for obtaining additional funding from extra-budgetary activities.

Keywords: institutions Rospotrebnadzor Russian legislation, licensing ventures, Federal Service.

Сведения об авторе:

Столбун Ольга Александровна, главный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Уссурийск»; тел.: 8-4234-33-31-93; г. Уссурийск, ул. Комсомольская, 40; e-mail: ussurisk@pkrpn.ru

© С.ГСулейманов, Е.В.Пак, 2012 УДК 614.3 (Приморский край)

Сулейманов С.Г., Пак Е.В.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ САНИТАРНОЙ СЛУЖБы В г. СУЧАН (ПАРТИЗАНСК)

Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае, филиал в г. Партизанск» Отражены вопросы истории создания и развития санитарной службы в г. Партизанск. Данилова Маргарита Евгеньевна - первый государственный санитарный инспектор в городе.

Ключевые слова: Партизанск (Сучан), санитарная служба, история, Данилова Маргарита Евгеньевна.

В 1930 г. из г. Москвы по зову сердца в г. Сучан приезжает санитарный врач Данилова Маргарита Евгеньевна (1896-1971 гг.), она покорила всех своим обаянием и очарованием, умением общаться с людьми. И так, М. Е. Данилова (фото) первый в г. Сучан главный государственный санитарный инспектор. Принципом ее жизни было все доводить до конца. Она ставит вопрос перед городскими властями о строительстве го-

родского водопровода и доводит это дело до конца. У работников санитарной службы работы много, а как успеть? В 30-е годы самым надежным видом транспорта была лошадь, и Маргарита Евгеньевна со своим маленьким коллективом успевала везде. Она болела душой за все здравоохранение города, уговорила санитарных врачей Юрченко Тамару Васильевну, которая приехала в 1953 году возглавить новую боль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.