Научная статья на тему 'О некоторых аспектах традиции нравственного и патриотического воспитания российского воинства в доимперский период истории государства российского и ее укрепления усилиями Петра Великого'

О некоторых аспектах традиции нравственного и патриотического воспитания российского воинства в доимперский период истории государства российского и ее укрепления усилиями Петра Великого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОГО ВОИНСТВА / ВОИНСКАЯ ЧЕСТЬ / ВОИНСКИЙ ДОЛГ / ПЕТР ВЕЛИКИЙ / РЕГУЛЯРНАЯ АРМИЯ / ОФИЦЕРЫ / ИДЕЙНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРИСЯГА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЭТИЧНЫХ МЕТОДОВ / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF RUSSIAN ARMY / MILITARY HONOR / MILITARY DUTY / PETER THE GREAT / REGULAR ARMY / OFFICERS / IDEOLOGICAL BASIS OF MILITARY DISCIPLINE / MILITARY OATH / UNETHICAL METHODS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таранова Ирина Сергеевна

В статье освещаются в сжатой форме некоторые аспекты традиции нравственного и патриотического воспитания российского воинства в доимперский период истории государства Российского и ее укрепления усилиями Петра Великого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF RUSSIAN ARMY IN THE PRE-IMPERIAL PERIOD OF RUSSIAN HISTORY AND ON THE ROLE OF PETER THE GREAT IN THEIR STRENGTHENING

The paper deals with some aspects of moral and patriotic education of Russian army in the pre-imperial period of Russian history. The author emphasizes the role of Peter the Great in its strengthening.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах традиции нравственного и патриотического воспитания российского воинства в доимперский период истории государства российского и ее укрепления усилиями Петра Великого»

УДК 94(47).05

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ТРАДИЦИИ НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОГО ВОИНСТВА В ДОИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО И ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ УСИЛИЯМИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

© 2015 И.С. Таранова

Самарский институт - Высшая школа приватизации и предпринимательства

Поступила в редакцию 23.03.2015

В статье освещаются в сжатой форме некоторые аспекты традиции нравственного и патриотического воспитания российского воинства в доимперский период истории государства Российского и ее укрепления усилиями Петра Великого.

Ключевые слова: нравственное и патриотическое воспитание российского воинства; воинская честь, воинский долг; Петр Великий, регулярная армия; офицеры, идейное обоснование воинской дисциплины; присяга; использование неэтичных методов.

Отечественный военно-исторический опыт свидетельствует о том, что властные структуры государства Российского на протяжении не одного века уделяли пристальное внимание укреплению морального духа вооруженных сил, всемерному повышению уровня морально-психологического состояния российского воинства1. Подобное выглядит закономерным. Ведь история нашей Отчизны - история воюющей державы. Специалисты подсчитали, что за 265 лет, описанных в древнерусской «Повести временных лет», летописец лишь в один год как о великом чуде записал: «Мирно быть»2. Российское государство формировалось в условиях жесточайшего внешнего давления. Имеются данные, что на каждое столетие российской истории приходится примерно 20 войн. По крайней мере, раз в столетие наша страна подвергалась опустошительному нашествию3. Можно сказать, что каждое поколение россиян переживало свою войну.

Одним из фундаментальных направлений деятельности органов государственной власти и военного управления в сфере, упомянутой выше, являлось нравственное и патриотическое воспитание российского воинства.

Анализ источников и литературы позволяет заключить, что в историческом пространстве и во времени существования государства Российского здесь сложилась богатая традиция нравственного и патриотического воспитания русского воинства. Общеизвестно с философской точки зрения то, что традиция (лат. traditio - передача, придание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах4.

Таранова Ирина Сергеевна, кандидат исторических наук. E-mail: [email protected]

В данной статье предпринимается попытка краткого раскрытия процесса генезиса и эволюции традиции, указанной выше, в доимперский период истории государства Российского.

При этом исследователь исходит из следующей методологической посылки: традиция нравственного воспитания российского воинства, в том числе и корпуса армейских офицеров вооруженных сил Российской империи, находится в диалектическом единстве с традицией патриотического воспитания. Причем здесь такая глубокая диалектика, что провести разграничительную линию между двумя понятиями, указанными выше, не представляется целесообразным5. Точка отсчета - период формирования древнерусской государственности, когда появилась военная организация в виде княжеской дружины, а ее эволюция протекала вплоть до разложения русской армии в революционном 1917 году.

Доподлинно установлено, что княжеская дружина в конкретно-исторической обстановке имела особое предназначение - вооруженную защиту государства. Подобная деятельность требовала не только соответствующей организации, но и ее идейного обоснования. Стержневой стала идея любви к Отечеству и готовности самоотверженно его защищать. Именно любовью к Родине проникнуты также и выдающиеся литературные произведения Древней Руси, например «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» и др.6 Патриотическая идея, как идея объединения русских земель в борьбе против общего врага, отчетливо звучит в «Повести временных лет»7. Можно утверждать, что любовь к Отечеству стала той идеологической основой, благодаря которой произошло национально-государственное объединение Руси. Причем она реализовалась в славных ратных делах наших предков8.

При этом представляется принципиальным подчеркнуть то, что внутри идеи патриотического воспитания нашла свое место и свое особое

выражение идея нравственного воспитания в таких категориях, как «воинская честь», «воинский долг». Здесь просматривается глубинная диалектика. Видимо, глубоко символично то, что полем чести называли в старину поле брани. Имеет здесь глубинный смысл и старинная русская поговорка: «На миру и смерть красна». Нельзя в данной связи не вспомнить и то, что Дмитрий Донской указывал: честная смерть «лучше плохого живота»9. Конечно, понятие «воинская честь» не могло не носить сословного характера. Принцип сословной (родовой) чести породил явление, господствовавшее на Руси веками и названное местничеством. Оно наносило серьезный ущерб, в том числе и в сфере военного строительства, в процессе складывания российской государственности, вплоть до самой отмены местничества в 1682 г. Но что характерно: героями русских сказаний и былин, летописей являются не князья и бояре, а богатыри и витязи, показавшие чудеса храбрости и геройства в ратном труде, жертвующие собой ради Отчизны, за веру, за вдов и бедных людей, то есть воины, заслуживающие почет и уважение народа своими благородными поступками, а не принадлежностью к благородному роду10.

Глубинную диалектику нравственного и патриотического воспитания российского воинства в допетровскую эпоху подчеркивают следующие обстоятельства:

во-первых, идеологема любви к Отечеству, готовности к самопожертвованию при его защите, воспитания у воинов боевых качеств и высоких нравственных чувств получила нормативно-правовое оформление в уставах, наставлениях, инструкциях: «Уложение о службе» (1556), «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571), «Военная книга» (1607), «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной службы» (1621), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674) и др. Войскам при торжественной обстановке начали царевым словом указывать, что «больше сея любви несть, да кто душу свою положит за други своя, и еще кто, воинствуя... за православную веру,... небесного царствия и вечных благ сподобится»11;

во-вторых, российский народ всегда, относясь к своему воинству с уважением, предъявлял к нему в то же время повышенные требования. Ведь для народной массы воин-защитник Отечества должен был выступать символом высокой нравственности. Более того, подобное обстоятельство нашло нормативно-правовое закрепление. Законодательным порядком «ратному человеку» предписывалось «быть зерцалу учтивости, чести и чувству»12;

в-третьих, повышенные требования к нравственному облику российского воинства нашли выражение и в том, с каким презрением простой

народ относился к изменникам. Как рассказывает Аврамий Палицын в сказании об осаде Троицко-Сергиевской лавры (в начале ХУП века), монастырский слуга Оска Селевин перебежал к полякам. Его брат Данила пожелал собственной смертью искупить это преступление. Во главе своего отряда он бросился на врагов, в жестокой схватке убил многих и, наконец, упал, обессиленный множеством ран13.

И в данной связи нельзя не сказать и об одном специфическом российском историческом феномене. Формирующаяся и укрепляющаяся традиция нравственного и патриотического воспитания российского в допетровскую эпоху нашла выражение в том, что такие качества, как верность Отечеству, готовность жертвовать жизнью, в ХУП веке законодательно переводятся в плоскость верности лично государю, что нашло конкретное отражение в присяге 1651 г.14

Дальнейшее же, причем во многом качественно-новое развитие и укрепление традиции нравственного и патриотического воспитания российского воинства произошло в петровскую эпоху. Чтобы раскрыть эту проблему, придется написать еще одну статью. Поэтому остановимся лишь кратко на нововведениях Петра Великого, укрепившего традицию, упомянутую выше:

во-первых, Петр Великий в процессе проведения реформ создал регулярные вооруженные силы государства Российского. Он перевел воинскую присягу из обычая в ранг государственного закона. Присяга, утвержденная им, вобрала в себя опыт предыдущих поколений: торжественная клятва включала триединое наполнение - Родина, государь, вера православная15;

во-вторых, Петр I начал реформы по созданию регулярной армии с целью противостояния передовым армиям Европы, защиты национальных интересов и решения внутригосударственных задач. Поэтому сама система комплектования такой армии была призвана сыграть важную роль в воспитании в ней патриотизма и привития воинам высоких нравственных качеств. И хотя процесс нравственного и патриотического воспитания принял системный вид не сразу, данная традиция, выйдя на качественно новый уровень, развивалась в диалектическом единстве с патриотической идеей, которая в начале XVIII в. стала стержневой в менталитете россиян16. Защита Отчизны, которая у народов России издревле рассматривалась как высшая обязанность человека, с созданием регулярной армии прочно связала воедино в общественном сознании россиян патриотизм и выполнение воинского долга. Регулярное российское воинство стало самым патриотичным слоем общества, а патриотизм - душой русской армии. Именно в такой постановке вопроса и кроется высшая нравственная ценность;

в-третьих, Петр Великий ставил нравственное

воспитание в армии выше всего. Он указывал, что все «материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент («безконфузство»)17. Одним же из ярких аргументов в подтверждение данного тезиса может служить приказ Петра Великого войскам перед Полтавской битвой (1709 г.): «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»18;

в-четвертых, Петр I стал уделять особенное внимание формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств. Тех качеств, которые являются необходимым условием достижения победы в бою19. Анализ документов Петровской эпохи, отложившихся в фонде Канцелярии Военного министерства (РГВИА20), показывает, что в них отразились следующие составные части проявления рассматриваемой традиции: патриотизм, служение Родине, «внушение страха Божьего», нерушимость воинского долга, верность трону, присяге и идеалам церкви; осознание необходимости проявления храбрости, выносливости, мужества, смекалки, инициативы, самостоятельности и т. д.21;

в-пятых, Петр Великий сохранил традицию приносить клятву на верность императору, но не Отечеству. В своем указе от 28 февраля 1720 года он отмечал буквально следующее: «Священный долг каждого служащего есть предостерегать и охранять, по крайнему разумению, силе и возможности, к Высокому Императорского Величества самодержавию, силе и власти принадлежащие права и преимущества»22;

в-шестых, традиция нравственного и патриотического воспитания русского воинства окрепла в Петровскую эпоху в связи с тем, что она стала проявляться в процессе идейного обоснования воинской дисциплины. Здесь главной доминантой выступало следующее начало - образцовое выполнение воинского долга23. Однако появилось диалектическое противоречие: в армии императорской России имели место муштра и телесные наказания. Ясно, что подобные негативные явления отнюдь не способствовали привитию воинам высоких нравственных и патриотических качеств. В то же время вряд ли можно утверждать, что муштра и телесные наказания окончательно вытеснили из армии, созданной Петром I, тенденцию обращения к сознанию русского воинства,

призывов к раскрытию их лучших нравственных и патриотических качеств. В данной ситуации сыграла свою позитивную роль в том числе высокая интенсивность боевых действий, сопутствовавшая всему петровскому царствованию. Она придавала высокий динамизм становлению военно-корпоративного единства: тяготы и лишения бесконечной военно-походной жизни склоняли любого знатного дворянина к тому, чтобы увидеть в своем незначительном сослуживце не бессловесное создание, а боевого товарища;

в-седьмых, Петровская эпоха знаменательна и тем, что в России появился такой институт, как офицерский корпус в классическом понимании данного термина24. Петр I глубоко осознавал важность того, что для новой России особое значение в плане развития приобретут традиции нравственного и патриотического воспитания российского воинства. Поэтому, в отличие от армий европейских государств, идеологема нравственного и патриотического воспитания российского офицерства стала одной из ведущих. Она заняла достойное место, к примеру, во внутреннем содержании категории «честь офицера», которая стала рассматриваться как важная органическая составляющая категории «воинская честь». «Во всем... поступать так, как честным и добросовестным офицерам надлежит, и никаких излишеств как противны указам и воинским регламентам и чистой совести, отнюдь самим не чинить, и над командой своей накрепко смотреть», - наставлял российских офицеров Петр Великий25;

в-восьмых, представляется принципиальным подчеркнуть то, что Петр I, предъявляя высокие требования к уровню нравственных и патриотических качеств офицеров, одновременно всячески культивировал самоценность офицерского чина. Подобная самоценность обеспечивалась соответствующими преференциями: в 1712 г. дворянам с офицерским званием царь приказал называться не шляхтичами, как гражданским лицам, а офицерами, тем самым однозначно поставив принцип выслуги выше принципа благородства по рождению, а офицерское звание выше аристократического титула26; проявлялась постоянная забота о материальном положении офицерства27; подъему уровня воинской чести способствовала отмена для офицеров телесных наказаний, которыми стали наказываться исключительно нижние чины. Шпицрутены для офицеров заменили арестом, разжалованием и денежным штрафом; фактически офицерский чин бронировал для его обладателя место в клубе избранных. В то же время здесь появились противоречия: были впитаны лучшие исторические традиции русского воинства, но все это сочеталось парадоксальным образом с неоправданным использованием неэтичных методов : доносов, необоснованных преследований и т.д.28 Ясно, что в таком противоречии негативный

их аспект девальвировал позитивный потенциал эволюционировавшей рассматриваемой традиции.

Таким образом, феномен нравственного и патриотического воспитания российского воинства имеет богатую традицию, генезис которой начинается в период формирования древнерусской государственности. Пройдя соответствующий эволюционный путь в допетровскую эпоху, в начале XVIII в. историческая традиция нравственного и патриотического воспитания российского воинства резко укрепилась благодаря реформаторской деятельности Петра Великого, создавшего в том числе и регулярную армию.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., напр.: Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М., 1956; Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы. М., 1997; Духовное наследие российской армии: история и современность. Материалы научно-практ. конф. 23 апреля 1998 г. М., 2000; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии. М., 1998; Ипполитов Г.М. Моральный дух русской армии: из истории изучения проблемы (1870-1904 гг.) // Клио. Журнал для ученых. 2005. №2; Его же. «Духа не угашайте...». Моральный дух русской армии и его укрепление в 1870 - 1914 гг.: история изучения. Самара, 2008, и др.

2 См.: Политология. Учебник для слушателей и курсантов Военного университета. М., 1998. С.199.

3 См.: Актуальные вопросы российской военной истории: материалы ХХ Всерос. заоч. науч. конф. / Науч. ред. С.Н. Полторак. СПб., 2001. С.8.

4 Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/ article/filo/filo-813 (дата обращения: 13.09.2014).

5 См., напр.: Ипполитов Г.М. «Духа не угашайте.». Моральный дух русской армии и его укрепление в 1870-1914 гг.: история изучения. Самара, 2008; Ипполитов Г.М., Ефремов В.Я. К вопросу об исторической традиции патриотического воспитания армейского офицерства в Вооруженных силах Российской империи как одном из проявлений культурного наследия наших предков // IV Боль-шаковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность: научно-образоват. и культурно-просвет. альманах / Научн. ред. С.В. Любичанковский. Оренбург, 2013.

6 См., напр.: Былины / Под ред. В.И. Чечерова. М., 1957; Воинские повести Древней Руси / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.-Л., 1949.

7 См.: Повесть временных лет. Ч.1 / Подгот. текста и пер. Д.С. Лихачева, Б .А. Романова. М.-Л. 1950. Ч.2: Приложения / Ст. коммент. Д. С. Лихачева.

8 См., напр.: Воронцов А.В. Русская воинская доблесть. Л., 1959, и др.

9 Цит. по: Шамбинаго С.К. Сказание о Мамаевом побоище. СПб., 1907. С.96.

10 Авинариус В.П. Книга былин. СПб., 1880. С.25, 102, 253, 256.

11 Приказ на смотре 28 июня 1653 г. // Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ) с 1649 г. СПб., 1830. T.I. №99. С.78.

12 Учение и хитрость ратного строения пехотных людей: Устав воинский Алексея Михайловича. [Б. м.], 1647. С.15.

13 См.: КоробовН.М. Из боевого прошлого русской армии. М., 1947. С.37.

14 ПСЗРИ с 1649 г. СПб., 1830. T.I. №69. С.61.

15 Более подробно см., напр.: Бенда В.Н. Присяга на верность как одно из средств формирования традиций Русской армии и патриотизма в России XVIII века // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Челябинск, 2009. №12 (150). С.56-62. (История; вып.31); Кузнецов А.Н. Присяга-клятва русских воинов IX-XVIII вв. М., 1996.

16 Более подробно см., напр.: Ментальность россиян: специфика сознания больших групп населения России. М., 1997; Менталитет россиянина: история проблемы: материалы XVII Всерос. заоч. науч. конф. / Науч. ред. С.Н. Полторак. СПб., 2000; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии: Материалы науч.-практ. конф. М., 1998; Ефремов В.Я. Государственная идея нравственного воспитания российского воинства в XVIII в. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Научно-практ. журн., г. Москва. 2014. Вып. №11-12, и др.

17 Цит. по: Сушанский А.С. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII - нач. XX вв. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2002. С.47.

18 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stjag.ru/ article.php?nid=29223: /, свободный. - Загл. с экрана (дат обращения 1 марта 2015 г.).

19 Беседы о военных законах Петра I Великого. СПб., 1890.

20 Российский государственный военно-исторический архив. - Примеч. авт.

21 РГВИА. Ф.1. Оп.87. Д.56. Оп.7. Д.78. Л.9.

22 Свод военных постановлений 1869 г.: в 23 кн. СПб., 1869-1917. Кн.7 (ст.13).

23 Мышлаевский А.З. Петр Великий. Военные законы и инструкции : Сб. воен.-ист. Материалов. СПб., 1894; Голиков И. Деяния Петра Великого. М., 1788. С.386-387; Шворина Т. Воинские артикулы Петра I. М., 1940.

24 Офицер - лицо командного и начальствующего состава в вооруженных силах, также в милиции и полиции (см.: Военно-энцикл. словарь. Т.2. М., 2001).

25 Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб., 1900. Т.4. Ч.1. С.360.

26 ПСЗРИ. Т.ГО, №2467.

27 См., напр.: Хрусталев Е.Ю., Батьковский А.М., Ба- Военно-исторический журнал. 1997. №1. С.5. лычев С.Ю. Размер денежного довольствия пред- 28 Галушко Ю., Колесников А. Школа Российского офи-ставляется предметом первостепенной важности // церства. М., 1993. С.23.

ON SOME ASPECTS OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF RUSSIAN ARMY IN THE PRE-IMPERIAL PERIOD OF RUSSIAN HISTORY AND ON THE ROLE OF PETER THE GREAT IN THEIR STRENGTHENING

© 2015 I.S. Taranova

Samara Institute - Higher School of Privatization and Enterprising

The paper deals with some aspects of moral and patriotic education of Russian army in the pre-imperial period of Russian history. The author emphasizes the role of Peter the Great in its strengthening. Keywords: moral and patriotic education of Russian army; military honor, military duty; Peter the Great, regular army, officers, ideological basis of military discipline, military oath, unethical methods.

Irina Taranova, Candidate of History. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.