Научная статья на тему 'Мораль как основа для выполнения военнослужащими своего воинского долга'

Мораль как основа для выполнения военнослужащими своего воинского долга Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9183
643
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКИЙ ДОЛГ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / ВОИНСКАЯ ЧЕСТЬ / SOLDIER'S DUTY / MORAL / SERVICEMAN MORAL CULTURE / SOLDIERLY HONOUR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безрукова Е. А.

В данной статье проводится параллель между такими понятиями как мораль и воинский долг. Подтверждается справедливость представления о том, что воинский долг всегда имеет под собой моральную основу. Раскрывается суть понятия нравственной культуры военнослужащего и его соответствие с понятием воинского долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AS A BASE FOR EXECUTION BY MILITARY PERSONNEL THEIR SOLDIERS DUTY

In the article, the parallel between such concepts as moral and soldiers duty is advanced. The truth of conception about moral basis always including in soldiers duty is confirmed. The essence of concept serviceman moral culture and his compliance with the concept of soldiers duty are exposed.

Текст научной работы на тему «Мораль как основа для выполнения военнослужащими своего воинского долга»

МОРАЛЬ КАК ОСНОВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

СВОЕГО ВОИНСКОГО ДОЛГА

Е. А. БЕЗРУКОВА

В данной статье проводится параллель между такими понятиями как мораль и воинский долг. Подтверждается справедливость представления о том, что воинский долг всегда имеет под собой моральную основу. Раскрывается суть понятия нравственной культуры военнослужащего и его соответствие с понятием воинского долга.

Ключевые слова: воинский долг, мораль, нравственная культура военнослужащего, воинская честь.

В настоящее время в связи с завершением процессов, связанных со сменой идеологии, с негативными тенденциями периода нравственной перестройки происходит оживление интереса к нравственным проблемам в психологии.

Одним из обязательных условий конструктивного существования человека является наличие определенного набора морально-нравственных качеств, образующих этический (моральный) слой личности [8].

Мораль - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д. [1].

Мораль является общечеловеческой ценностью, идеалом, образцом. Человек является моральным существом, так как в наборе определенных ценностей есть отражение его практических потребностей и устремлений, и он живет по законам морали - это и есть достижение всего человечества, что считается высшей социальной ценностью.

Целостна и едина психическая жизнь людей с высоким уровнем нравственного развития, она не делится на отдельные сферы. Когнитивные процессы нравственно развитых людей контролируют их организмические влечения и эмоции. Мораль преобразует их жизнь, одухотворяя и очеловечивая животное начало, вследствие чего не возникает проблемы выбора, и то, что ранее было дилеммой, становится единством, целостностью, новой сущностью. Для нравственной личности нет предпочтения между добром и злом не только потому, что он осознает то, что человек являет в

себе и то и другое, а также и потому, что его нравственный выбор определяется приоритетом добра, которое для него абсолютно [3].

В истории, во все времена, состояние армии и качество решения стоящих перед нею задач в приоритете определяют судьбу народа и в целом государства. Военная практика подтверждает верность высказывания идеи того, что народ, не желающий содержать свою армию, неизбежно будет кормить чужую [4].

Категорически недопустимы в военной практике ошибки, проявления профессиональной некомпетентности или халатности, нарушения или, тем более, преступления, что является следствием того, выполнение служебных обязанностей военнослужащими, как правило, связано с использованием оружия и боевой техники. Нравственной нормой регуляции профессиональной деятельности военнослужащего является его воинский долг. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных Сил [4].

Суть воинского долга заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны [4; 5].

Если воинский долг не имеет под собой моральную основу, он теряет свое значение.

Выполняя свой воинский долг, военнослужащий нередко подвергается большому риску, вплоть до того, что ему приходится жертвовать собственной жизнью, а ведь самопожертвование -это высочайший нравственный подвиг, который не способен совершить безнравственный человек.

Далее необходимо ввести такое понятие, как нравственная культура военнослужащего, определение которой необходимо для правильного раскрытия сути воинского долга. Нравственная культура военнослужащего проявляется в способности личности воина, офицера сознательно и по собственной воле воплощать в жизнь требования моральных норм и воинского долга. В способности осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется слаженным сочетанием личных и общественных интересов. На практике нравственная культура военнослужащих реализуется в верности военной присяге и боевому знамени части, добросовестном выполнении служебно-боевых и военно-профессиональных обязанностей, четком следовании традициям войскового товарищества и приумножении морально-боевых качеств российской армии, также в готовности не столько за материальное вознаграждение и служебную карьеру, а по совести и долгу преодолевать все трудности военной службы [2].

По мнению большинства военных психологов и педагогов, самыми главными элементами, являющимися основой нравственной культуры, являются:

- осознание требований моральных норм;

- принятие моральных требований российского общества в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей;

- самостоятельный выбор из множества вариантов наиболее добродетельного действия или поступка, то есть принятие решения, сделанного не под давлением приказа, распоряжения, инструкции, а по внутреннему убеждению;

- волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося эмоциональным удовлетворением, достигнутым результатом;

- личная ответственность за мотивы и последствия действия. Например, человек может прекрасно понимать несправедливость или абсурдность требований, вызванных неуставными взаимоотношениями, но исполнять их, совершая насилие над своими нравственными убеждениями из-за страха. В подобных случаях нельзя говорить о настоящей нравственной культуре [2].

Всем военнослужащим необходимо осознать и принять мысль о том, что воинский долг - это не прихоть или пожелание, а обязательное требование российского общества, поэтому его обязательства должны быть выполнены четко и беспрекословно. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду» - распоряжения и приказы всегда должны быть выполнены точно и

в срок. Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот военнослужащий, который способен переломить себя, свой эгоизм, свои слабости, может считаться настоящим мужчиной, воином, офицером [6].

Именно по этим причинам психологу и военному воспитателю так важно добиваться, чтобы воинский долг становился личным убеждением каждого военнослужащего, именно тогда он будет исполняться добросовестно и безукоризненно, и только в этом случае вчерашние школьники станут настоящими защитниками своей Родины.

О человеке принято судить не по тому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга, и в том числе воинского долга, проявляется в практических действиях. Одной из важнейших нравственных характеристик личности является качество практического выполнения долга. Военнослужащий, который направляет свои знания, умения, мысли, чувства и всю волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, является сознательным и нравственно зрелым защитником своего Отечества.

По сравнению с другими видами общественного долга, воинский долг включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные непосредственному предназначению Вооруженных Сил. Как ранее было замечено, состояние и морально-психологическая подготовка армии, а так же качество решения стоящих перед нею задач, во многом определяют судьбу народа и государства, так как Вооруженные Силы охраняют мирный, созидательный труд граждан нашего общества, их покой и национальные интересы страны. Вследствие этого без моральной основы выполнения своих обязанностей деятельность военнослужащих теряет свою значимость и даже может нанести урон государству [6].

История нашего Отечества всегда была богата героями. Благодаря своим подвигам, они обрели бессмертие и навсегда остались в нашей памяти как образец мужества, доблести, чести. Для воспитания нравственности и моральному укреплению воинов целесообразно предложить привести известные им примеры героизма защитников Родины, а при необходимости уточнить и дополнить краткие сообщения молодых военнослужащих.

Военнослужащий как никто другой нуждается в сохранении высоких нравственных идеалов и ответственности перед своим Отечеством. Подрыв этих идеалов лишает воина нравственной мотивации его ратного труда и превращает его в простого наемника. В целом, армия без высоких

нравственных идеалов и моральной убежденности верности своему долгу перед Родиной, не только теряет способность защищать Отечество, но становится силой, которая может быть опасна для своего собственного народа [1; 7].

Мы можем с уверенностью сказать, что воинский долг - это, в главных, выражение внутренней, идейной убежденности в необходимости самоотверженно служить Отечеству, надежно его защищать, добросовестно изучать военное дело [4]. Добросовестно изучить военное дело - значит добиться высокого профессионализма в ратном труде, стать мастером в своей воинской специальности [6]. Недостаток знаний и навыков, профессионализма и мастерства в военном деле, а так же может привести к самым тяжелым последствиям. Вот почему при выполнении воинского долга: в ратном труде, при несении боевого дежурства, караульной и внутренней службы, в сложном процессе овладения техникой и оружием - во всем этом выражается единство и взаимосвязь нравственного осознания своего воинского долга и умения применять полученные знания на практике.

С понятием нравственной культуры, а также воинского долга, неразрывно связано понятие чести военнослужащего. Воинская честь - это внутренние, нравственные качества, достоинство воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к окружающим, к выполнению воинского долга, нравственно-правовым, общепринятым нормам поведения, осознание ценности родной земли как среды обитания и выживания людей и необходимости ее защиты и родило сознание воинской доблести и чести [2].

Воинская честь является многогранным понятием, оно может проявляться в различных формах. Соблюдать честь - значит ценить войсковое товарищество, боевую дружбу, доверять сослуживцам, ставить интересы службы выше личных. Честь военнослужащего сочетает в себе благородство, скромность, стремление бескорыстно и самоотверженно нести людям добро и проявляется в поступках, делах, принципиальности, верности данному слову и воинскому долгу.

Армия является отражением общества, поэтому все его внутренние беды, в том числе и духовные, явно обостряются и акцентируются в воинской среде. Понятие чести стали ставить в зависимость от политических интересов [6]. В связи с этим возникает потребность патриотического воспитания как среди гражданского населения, так и среди военнослужащих. Для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей каждый воин должен обладать определенными

нравственными качествами, главные из которых -это любовь к своей Родине, понимание жизненно важных интересов своего народа и готовность защищать их силой оружия, способность пожертвовать ради этого своей жизнью. Эти качества и являются центральной чертой нравственнопсихологического образа российского офицера, у которого высоко развито чувство воинского долга. Формирование этих качеств - сложный и противоречивый процесс, требующий организованных усилий как всей системы воинского воспитания, так и самой личности.

Воинский долг и честь предполагают, чтобы каждый военнослужащий:

- глубоко осознавал личную ответственность за защиту Родины, за успех реформы Вооруженных Сил РФ, добросовестно и честно выполнял все от него зависящее для решения этих задач;

- имел ясные представления о высоком смысле военной службы, о жизненно важном значении боевой готовности и необходимости ее повышения;

- был всегда готов в морально-психологическом и физическом отношениях к преодолению повседневных трудностей, к ведению боевых действий в условиях применения современных средств вооруженной борьбы, к выполнению любой боевой задачи;

- мастерски владел вверенной техникой и оружием, поддерживал их в готовности к эффективному боевому применению;

- постоянно совершенствовал свою боевую выучку, повышал уровень знаний по общественно-государственной подготовке;

- строго соблюдал военную присягу, воинские уставы, был дисциплинированным, проявлял высокую организованность и четкость в работе;

- был непримирим к несправедливости и лжи, активно участвовал в общественной жизни подразделения, части;

- твердо знал свои задачи, умело их выполнял, четко и быстро действовал по установленным сигналам боевой готовности;

- дорожил боевой славой Вооруженных Сил, честью Боевого Знамени, своим званием военнослужащего вооруженных сил Российской Федерации, чтил боевые традиции армии [7].

Во все времена русский воин отличался высоко развитым чувством патриотизма, безграничной любовью к своей Родине. Высокое слово «Отечество» всегда отзывалось в душе россиянина подъемом его сыновних, гражданских чувств, гордостью за свою страну и принадлеж-

ность к великому народу. Оно неразрывно связывалось в сознании русского воина с такими понятиями, как «присяга», «долг», «подвиг». Своим Отечеством всегда гордился русский солдат, находящийся на чужбине [2].

Воинский долг неразрывно связан с общественными и государственными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Развитое чувство долга всегда помогает каждому из военнослужащих устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство.

Отношение к долгу, результат его выполнения, показывают истинное лицо человека, раскрывают нравственные качества личности. Проявлением патриотизма является любовь к Родине, а защита Отечества является долгом и обязанностью патриота. Если человек лишен чувства любви к Родине, то он не способен осознать свой долг перед ней, в том числе и воинский долг, призванный ее защищать. Нельзя клясться в любви к Родине и одновременно избегать исполнения своего долга по ее вооруженной защите. К сожалению, в последнее время среди призывников таких людей много [2]. Поэтому проблема патриотического воспитания должна касаться и допризывной молодежи.

Верность воинскому долгу, военной присяге -замечательная традиция Российских Вооруженных Сил. Соблюдение ее правил является нормой нравственности военнослужащих, основа всех его дел, поступков и даже помыслов. Именно поэтому каждому воину не только необходимо сохранять свои боевые традиции, но и накапливать их, приумножать.

Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Воины, совершившие боевые подвиги, назывались героями. Хотя высшего знака отличия не было, но существовала целая система военных орденов и медалей, которыми награждались военнослужащие [6], а военный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Его основой, источником, являются патриотизм, любовь к России, своей Родине, и верность воинскому долгу [7].

Сегодня, выполняя воинский долг по защите Отечества, российский военнослужащий вписывает и свою страницу в биографию славы Вооруженных Сил Российской Федерации. И от каждого бойца во время несения военной службы тре-

буются старание, дисциплинированность, исполнительность и верность тем лучшим качествам и традициям, которые выработаны русскими солдатами в прошлом [6].

Непрерывное самосовершенствование, постоянная готовность к подвигу, а также искусное владение воинской специальностью, ежедневный напряженный, самоотверженный и добросовестный ратный труд должны стать главными качествами каждого военнослужащего, честно выполняющего свой воинский долг перед народом и Отечеством, ибо от результата его выполнения зависит судьба целого государства. А основой для выполнения воинского долга является высокий уровень нравственного развития личности военнослужащего.

Литература

1. Волкогонов Д. А. Этика Советского офицера. М., 1973.

2. Гейдеров Н. Нормы воинского этикета. Культура общения военнослужащих // Ориентир. 1995. № 3.

3. Марьясова Н. В. Нравственность как одно из измерений духовности человека. 4 съезд РПО. Т. 2. С. 294.

4. На службе Отечеству: об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы / под общ. ред. Е. В. Савостьянова. М., 1998.

5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. 1998.

6. Присягаем Отечеству: Отечество. Честь. Долг. Вып. 3 / под общ. ред. В. Ф. Кулакова. М., 1998.

7. Присягаем Отечеству: Отечество. Честь. Долг. Вып. 7 / под общ. ред. Н. И. Резника. М., 2005.

8. Устин П. Н. Нравственность личности в ее взаимоотношениях с миром // Ежегодник. Т. 7. С. 607-610.

* * *

MORAL AS A BASE FOR EXECUTION BY MILITARY PERSONNEL THEIR SOLDIER’S DUTY

Ye. A. Bezrukova

In the article, the parallel between such concepts as moral and soldier’s duty is advanced. The truth of conception about moral basis always including in soldier’s duty is confirmed. The essence of concept “serviceman moral culture” and his compliance with the concept of soldier’s duty are exposed.

Key words: soldier’s duty, moral, serviceman moral culture, soldierly honour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.