который содержит нормативное представление о результате и процессах, развернутое до структурной схемы действий и взаимодействия субъектов в рамках фиксированного пространства деятельности.
Таким образом, приведенные типы норм реализационной деятельности образуют ряд, задающий требования к инновационному проектированию мира деятельности.
1. Анисимов, О. С. Схемы и их педагогическое использование в развивающем обучении [Текст] / О. С. Анисимов, В. И. Цой. - М., 2005.
2. Цой, В. И. Педагогические технологии раскрытия инновационного потенциала [Текст] : учеб. пособие / В. И. Цой ; Караганд. гос. тех. ун-т. - Караганда, 2007.
Н. Штангова,
профессор;
Я. Миталева,
доктор,
Университет Павла Йозефа Шафарика, г. Кошице, Словацкая Республика
юударственная служба, в силу своей природы и решаемых задач,
функциональной деятельности и кадрового обеспечения, занимает особое место в обществе и представляет собой сложную систему различных структур и взаимосвязей. Реформа государственной службы и управления, осуществляемая в последние годы в Словацкой Республике, на повестку дня выдвинула множество насущных проблем, открытых вопросов, требующих своего решения.
Государственная служба - институт, управляющий делами общественной значимости, - играет незаменимую роль в правовой и экономической системах словацкого государства. Она претерпела колоссальные изменения - от централизованного руководства к децентрализации, свободному и самостоятельному существованию.
В настоящей статье основное внимание сосредоточено на местном самоуправлении как составной и неотъемлемой части управления обществом. Оно имеет широкие рамки функционирования и, как следствие, обширное поле воздействия на общественные процессы, в определенной степени сравнимое с
Библиографический список
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
функционированием частного сектора. С экономической точки зрения одной из задач самоуправления становится производство услуг, которые частный сектор не желает и не может обеспечить.
Деятельность органов самоуправления регулируется правовыми нормами, четко определяющими круг решаемых задач, полномочий, компетенций и степень ответственности. Орган самоуправления - это юридическое лицо, которое выполняет функцию представителя сообщества граждан и призвано строить свою работу так, чтобы доказать свою жизнеспособность. Предпосылкой качественного выполнения задач, стоящих перед органами самоуправления, равно как и обоснованности их существования является создание такой системы, которая была бы способна ответить на вопросы: для чего существует орган самоуправления? какова конечная цель его деятельности? каковы источники финансирования, методы работы, оптимальная структура, себестоимость конечного результата?
В отличие от частного сектора органы самоуправления не ставят целью извлечение прибыли. Тем не менее повышение эффективности своей деятельности, улучшение ее качества и достижение наилучшей результативности должно постоянно находиться в центре внимания. Общим для органов самоуправления и частного сектора является то, что обеспечение их «нормальной жизнедеятельности» требует наличия четко продуманной системы управления, использования новых, более эффективных методов управления, способных привести к позитивным результатам в областях, определяющих социально-экономическое развитие общества.
Новые условия выдвигают перед органами местного самоуправления более сложные задачи. Чтобы идти в ногу со временем, с учетом возрастающей роли технологических и информационных систем, органам местного самоуправления следует по-иному воспринимать практику разработки и формирования целевых программ, методы и пути их реализации, стать генераторами новых идей и проектов для удовлетворения все возрастающих запросов граждан. В пересмотре нуждаются и правовые нормы, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, в частности в области их финансирования.
Финансовая децентрализация вызвала целый ряд изменений в практике финансирования местного самоуправления всех уровней. Общим знаменателем для них стала неизбежность поиска и привлечения финансовых средств из различных источников. Способностью муниципальных структур изыскивать подобные источники в полной мере обуславливается их самовыживание.
За последнее время в Словакии более пристальное внимание уделяется совершенствованию структуры органов местного самоуправления, улучшению практики их работы и имиджа. Возросла ответственность органов местного самоуправления за свою деятельность, упрочились их связи с общественностью, что коренным образом изменило отношение к органам власти части населения в лучшую сторону. Естественно, реализация подобных мер способствовала достижению позитивных результатов в организационной, финансовой, информационной областях, в работе с кадрами, в управлении имуществом [1-4].
В рамках реформ, проводимых в сфере государственного и муниципального
управления, сделано немало, положительные результаты налицо. Многочисленные перемены, в условиях рыночной экономики затронувшие производственные объединения и фирмы, учреждения культуры, образования, здравоохранения и социальной сферы, не обошли стороной государственные и муниципальные органы.
Традиционно органы государственной и муниципальной власти неразрывно связывались с такими понятиями, как неэффективность и отсутствие гибкости в работе. Сегодня в Словакии обозначилась четкая тенденция перехода от устаревших моделей управления структурами государственной и муниципальной власти к инновационным. Только такие шаги оправдывают ожидания граждан, надеющихся, что органы государственного и муниципального управления будут ориентировать свою деятельность на клиента, на удовлетворение его нужд, наиболее эффективное использование муниципального имущества и финансовых средств. В частности, это касается и тех хозяйственных объектов, которые передаются в пользование другим структурам. Следует заметить, что подобная практика поставила на повестку дня целый ряд нерешенных вопросов относительно менеджмента государственных и муниципальных органов, организованного в соответствии с современными европейскими стандартами.
На данном этапе развития словацкого общества в организации работы органов государственного и муниципального управления в значительной мере доминирует функциональный подход. В его основе - функционально-организационная структура, в рамках которой обязанности подразделений объединены в соответствии с их специализацией. Самым серьезным недостатком такого метода работы является сосредоточенность органов власти на решении лишь локальных задач. Решение же задач более широкого плана возможно только в случае применения менеджерами в своей работе системного подхода к управлению, при котором органы управления рассматриваются как система, направленная на происходящие в обществе процессы. Функции менеджера сводятся прежде всего к координации мер по изучению и оценке этих процессов в целях достижения определенных результатов. Особенность системного подхода в организации состоит в том, что все основные мероприятия являются составной частью целевых программ, включающих в себя разностороннюю деятельность исполнительных органов власти.
При функциональном подходе устоявшиеся организационные структуры нередко оказываются тормозом на пути инноваций и мобильности. Гибкость и мобильность органов государственного и муниципального управления - это то, что от них ожидает широкая общественность, чутко реагирующая на все перемены в социально-экономической системе общества. В условиях глобализации государственные и муниципальные органы обязаны пересматривать организацию своей деятельности (не только в области менеджмента, но и в других сферах) и четко осознать, что лишь эффективно организованные меры смогут обеспечить достижение желаемых результатов. В связи с этим решающая роль отводится идеям информационного общества, электронного правительства, а также новому подходу к использованию информационных технологий и обработке информации.
Системе государственного и муниципального управления присущи разнообразные методы менеджмента, но все они подчинены одной цели - обеспечить высокую эффективность. Проблема эффективно работающих органов управления считается приоритетной в последние годы. В предпринимательской сфере эффективность в большей или меньшей степени выражается количественными показателями. В системе же муниципального управления достигнутые результаты (произведенные услуги) отличаются от предпринимательской сферы тем, что не реализуются на рынке, где решающим фактором является цена продукта. Представленные услуги порой не так легко перевести в цифровые исчисления. Эти услуги могут выражаться как в материальной форме, так и в нематериальной. Оценивая их, следует иметь в виду, были ли вообще достигнуты поставленные цели, например: выполнены ли задачи, выдвинутые законом о муниципальной службе; насколько граждане удовлетворены достигнутыми результатами; удовлетворены ли этими результатами сотрудники органов муниципального управления; насколько рационально с хозяйственной точки зрения использованы полученные результаты.
Оценка достигнутых результатов в более широком плане предполагает наличие объективных показателей, как количественных, так и качественных. При этом данная оценка в значительной мере зависит от того, насколько достигнутые результаты удовлетворили запросы граждан - получателей того или иного вида услуг.
Многочисленные изменения, произошедшие в сфере государственного и муниципального управления Словакии, неизбежно инициировали вопрос: способны ли органы управления работать эффективно и добиваться позитивных результатов? Кстати, важно учитывать и то, что внешние факторы всегда оказывают заметное влияние как на структуру, так и на характер деятельности органов управления всех уровней, то есть на стиль и методы работы аппарата, подбор и расстановку кадров, организацию их деятельности.
Внешние факторы (в частности, определенные законом цели и задачи) видны более отчетливо, и они поддаются измерению. Что касается внутренних, многое зависит от того, как организована работа самим органом, поскольку результаты «эффективного управления» оказываются в прямой зависимости от компетентности и профессиональной подготовки сотрудников аппарата, от их умения не только находить источники финансирования, но и рационально расходовать финансовые средства, соблюдать установленные законом правила для работников государственной и муниципальной службы. Другими словами, в основе успеха - профессионализм сотрудника, его умение гибко реагировать на происходящие в обществе инновационные процессы, реформы, способность их отслеживать острые проблемы и направлять деятельность органа управления на реализацию новых, более сложных задач. При этом роль руководителя неизбежно возрастает. Именно он должен осуществлять координацию деятельности всех структур того или иного органа управления, повышать его конкурентоспособность, что в конце концов отражается на эффективности всего комплекса принимаемых мер [5-8].
Сегодня становится вполне очевидным, что, рассматривая органы самоуправ-
ления в качестве самостоятельных субъектов, ни в коей мере нельзя считать их изолированными от общества. Характер их деятельности предполагает тесные взаимосвязи с иными структурами, в том числе и предпринимательскими. В условиях глобализации и технологического прогресса этот фактор играет огромную роль, становится своего рода индикатором эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления, фактором привлечения для работы в них специалистов высокого уровня. «Консорциум» государственных и муниципальных органов, частных предприятий, вузов и иных организаций может претендовать на ключевую роль в решении новых, более сложных задач, которые будут стоять перед обществом в будущем.
Библиографический список
1. Bercik, P. Efektivita vo verejnej sprave [Текст] / P. Bercik, B. Bojanowsky, D. Haschike, J. Schiffer. - Bratislava Vydavatelstvo Bertelsmanovej nadacie, 2000.
2. Gaitanides, M. Prozessmanagement: Konzepte, Umsetzungen und Ehrfahrugen des Reengineering [Текст] / M. Gaitanides, R. Scholz, A. Vrohlings, M. Raster. - Munchen : vl.Vahlen, 1994.
3. Guzyova, K. Medzinarodne Uctovne standardy pre verejny sector ako zaklad pre zjednotenie statneho Uctovnicta a vykaznictva v SR [Текст] / K. Guzyova // Verejna sprava a spolocnost. -2006. - Roc. VII., c. 1/2. - S. 41-48.
4. Hunziker, A. Prozessorganisation in der offentlichen Verwaltung [Текст] / A. Hunziker. -Bern : Haupt, 1999.
5. Leskova, A. Nove formy vzdelavania zalozene na informacnych technologiach [Текст] / A. Leskova, V. Svac // Transfer inovacif: Specializovana publikacia / vedecko-technicke vystupy grantovych uloh. - Kosic : TU-SJF, 2001. S. 26-28.
6. Robbins, P. S. Management [Текст] / P. S. Robbins, M. Coulter. - Praha : Grada Publishing. s.r.o., 2004.
7. Seifert, K. Processmanagement fur die offentliche Verwaltung [Текст] / K. Seifert. -Wiesbaden : Dm Verlag, 1998.
8. Veres, M. Nove pristupy k riadeniu miestnej samosprvavy / M. Veres, E. Balazova // http:/www.avs-rvc.sk/NPM%20pre%20AKE%20SR.ppt(git.17.1.2007)
Перевод B.M. Полякова