Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / ГОСУДАРСТВО / СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ / ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ / ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ / ДОТАЦИИ / СУБСИДИИ / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Донская Мария Владимировна, Слесарева Александра Максимовна, Гулабян Артур Олегович

Анализируется один из приоритетных документов в сфере поддержки семьи со стороны государственной власти и ее органов - Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. Рассматриваются сильные и слабые стороны реализации данной Концепции, предлагаются пути совершенствования государственной политики в сфере поддержки семьи. С использованием методики сравнения статистических данных выполнен анализ ряда показателей: младенческая смертность, браки и разводы, прирост населения. На основании полученных данных была выявлена необходимость совершенствования направлений демографической политики государственной власти Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Донская Мария Владимировна, Слесарева Александра Максимовна, Гулабян Артур Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF IMPROVING THE DEMOGRAPHIC POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes one of the priority documents in the field of family support by the state authorities and its bodies - the Concept of Demographic Policy of the Russian Federation for the period up to 2025. The strengths and weaknesses of the implementation of this Concept are considered, ways to improve state policy in the field of family support are proposed. Using the statistical data comparison methodology, a number of indicators were analyzed: infant mortality, marriages and divorces, population growth. Based on the data obtained, the need to improve the directions of demographic policy of the state authorities of the Russian Federation was identified.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-l-24-27 NIION: 2007-0083-1/22-078 MOSURED: 77/27-005-2022-01-277

Мария Владимировна Донская1, Александра Максимовна Слесарева2,

Артур Олегович Гулабян3

1,2,з Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 Mariatcheishvili@gmail.com

2 slalexandra@mail.ru

3 gulabyan.artur_7@mail.ru

Аннотация. Анализируется один из приоритетных документов в сфере поддержки семьи со стороны государственной власти и ее органов — Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. Рассматриваются сильные и слабые стороны реализации данной Концепции, предлагаются пути совершенствования государственной политики в сфере поддержки семьи. С использованием методики сравнения статистических данных выполнен анализ ряда показателей: младенческая смертность, браки и разводы, прирост населения. На основании полученных данных была выявлена необходимость совершенствования направлений демографической политики государственной власти Российской Федерации.

Ключевые слова: концепция демографической политики, государство, семья, государственные органы, младенческая смертность, прирост населения, политика в сфере поддержки семьи, дотации, субсидии, материнский капитал

Для цитирования: Донская М. В., Слесарева А. М., Гулабян А. О. О некоторых аспектах совершенствования демографической политики в Российской Федерации // Криминологический журнал. 2022. № 1. С. 24-27. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-24-27.

Original article

Maria V. Donskaya1, Alexandra M. Slesareva2, Artur O. Gulabyan3

u,3 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 Mariatcheishvili@gmail.com

2 slalexandra@mail.ru

3 gulabyan.artur_7@mail.ru

Abstract. The article analyzes one of the priority documents in the field of family support by the state authorities and its bodies — the Concept of Demographic Policy of the Russian Federation for the period up to 2025. The strengths and weaknesses of the implementation of this Concept are considered, ways to improve state policy in the field of family support are proposed. Using the statistical data comparison methodology, a number of indicators were analyzed: infant mortality, marriages and divorces, population growth. Based on the data obtained, the need to improve the directions of demographic policy of the state authorities of the Russian Federation was identified.

Keywords: the concept of demographic policy, state, family, government agencies, infant mortality, population growth, family support policy, subsidies, subsidies, maternity capital

For citation: Donskaya M. V., Slesareva A. M., Gulabyan A. O. About some aspects of improving the demographic policy in the Russian Federation. Criminological Journal. 2022;(1):24-27. (In Russ.). https://doi.-org/10.24412/2687-0185-2022-1-24-27.

© Донская М. В., Слесарева А. М., Гулабян А. О., 2022

О некоторых аспектах совершенствования демографической политики в Российской Федерации

About some aspects of improving the demographic policy in the Russian Federation

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N° 1351 — один из важнейших документов в сфере поддержки семьи со стороны государства и органов государственной власти. Данный нормативный правовой акт устанавливает несколько направлений деятельности государственных органов, однако наиболее приоритетным из них считается развитие, усиление и увеличение качества поддержки семьи. В содержании Концепции также обращается внимание на необходимость формирования механизмов и условий поддержки семьям с низким доходом (в частности многодетным), неполным семьям и т. д.

Взаимосвязь совершенствования демографической политики и развития института семьи выражается следующим образом:

• государство формирует комплекс задач, решение которых положительно влияет на рост уровня рождаемости. В данном отношении речь идет о повышении пособий (материнского капитала), льгот для многодетных семей, поддержке семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, доступности жилья и т. п.;

• исходя из первого пункта, отметим, что и уровень смертности также берется на контроль государственными органами, и реализуются все меры для его снижения;

• возрождение прежних традиций, увеличение числа многодетных семей, укрепление связи между поколениями в семьях и др.

Для того чтобы оценить эффективность реализации демографической политики и ее влияние на поддержку семьи необходимо исследовать демографическую ситуацию в стране.

В 2014 г. показатель прироста населения составлял 319 872 человека, а в 2021 г. — 213 186, что ниже на 106 686 человек [1]. Следует, что за 2014-2021 гг. отмечается снижение прироста населения, т.е. смертность населения выше, чем рождаемость [1]. Данный факт свидетельствует о неэффективности направления, связанного с повышением рождаемости и увеличением количества детей, воспитываемых в семьях. Помимо этого, следует отметить, что снижение рассматриваемого показателя приводит к снижению общего числа населения в стране.

Анализ младенческой смерти является важным показателем, который свидетельствует не только о заботе государства и о здоровье младенцев, но также и отображает степень охраны здоровья семьи. Из стати-

стических данных следует, что показатели младенческой смертности имеют тенденцию к снижению. Так, в 2014 г. данный показатель составлял 7,4 смерти младенцев на 1000 родившихся живыми, а в 2021 г. снизился до 4,4 [1]. Следовательно, показатель младенческой смерти изменил свое значение почти в 1,5 раза.

Другой показатель эффективности реализации демографической политики — анализ браков и разводов. Исходя из данных, отмечается постоянное снижение количество заключенных браков. Так, в 2014 г. данный показатель составлял 8,4 брака на 1000 человек, а в 2021 г. уменьшился до 5,3 [1]. Однако, следует признать, что и снижается количество разводов с 4,7 в 2014 г. до 3,9 в 2021 г. [1]. Вместе с тем темпы снижения количества брака выше, чем количество разводов. Таким образом, политика в сфере укрепления семьи и ее статуса реализуется недостаточно эффективно.

Материальная поддержка семьи в рамках реализации демографической политики осуществляется посредством дотаций, субсидий и выплаты материнского (семейного) капитала. Исходя из рассматриваемого показателя, на протяжении последних семи лет отмечается увеличение количества лиц, которые получили материнский капитал [2].

Таким образом, анализ статистических данных свидетельствует, что реализация демографической политики в рамках поддержки семьи осуществляется не в полном объеме, а именно: не удается повысить рождаемость детей, укрепить статус семьи в глазах общества. При этом нельзя однозначно говорить о несостоятельности или успешном решении поставленных задач в этой сфере.

В качестве положительных аспектов деятельности государства в области семейной политики можно выделить следующие:

• концепция охватывает разные направления, связанные с демографической ситуацией, в том числе реализацией и охраны конституционных прав в сфере семенных отношений;

• разработана целая стратегия по улучшению демографической ситуации, в том числе посредством укрепления института семьи, оказание материальной и иной помощи семье;

• определены факторы, по которым устанавливается эффективность реализации демографической ситуации и ее связь с зашитой, и охраны интересов семьи;

• государство берет в качестве приоритетного направления охрану детского здоровья. В данном на-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

правлении разрабатываются и внедряются новые методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний, также развивается вакцинация и реабилитация.

Специалисты выделяют следующие слабые стороны демографической политики:

• не учитываются региональные особенности института семьи в отдельных регионах страны. Например, отношение к семье в Республике Дагестан совершенно другое, нежели в г. Москве, в частности это связано с тем, что в одних субъектах РФ сформировалось более патриархальное отношение к семье, чем в других;

• не указаны органы, на которых возлагается обязанность по реализации демографической политики. Отсутствие данного положения приводит к тому, что программу осуществляют несколько органов государственной власти, которые в одних случаях дублируют действия друг друга, а в других — оставляют не реализованными отдельные направления демографической политики [3].

• концептуальные положения и принципы, закрепляющие установки государства, цели и задачи, направленные на совершенствование демографической политики и комплексное развитие института семьи в некоторых случаях противоречат друг другу, не составляя единую систему.

Таким образом, демографическая политика играет огромное значение в укреплении института семьи, однако, нуждается в совершенствовании.

Поэтому считаем необходимым обратить внимание на совершенствование следующих направлений.

1. Формирование положительного образа отца и оказание материальной, социальной и психологической помощи отцам. Как было установлено ранее, в общественном мнении сформировался деструктивный образ отца, что негативно сказывается на укреплении института семьи и развитии семейных отношений. Необходимо разработать программу по повышению социальной ответственности мужчин, оказание им психологической помощи, формирование положительного образа мужчины.

2. Улучшение экономической самостоятельности семей. Многие семьи не способны самостоятельно, без поддержки государства обеспечить себя и своих детей, а также позаботиться о своих родителях. Отчасти это обусловлено низким уровнем правового сознания, экономической грамотности и не высоким уровнем социальной ответственности. Поэтому не-

обходимо осуществлять работу направленную, на повышение правовой, экономической грамотности, оказывать помощь отцам и матерям в поиске работы.

3. Формирование органа государственной власти, который координировал бы реализацию семейной и демографической политики в РФ. Необходимо сформировать единый орган государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, который отвечал бы за реализацию семейной и демографической политики, разработать механизм взаимодействия не только с другими органами государственной власти, но также и с гражданским обществом и населением.

4. Учитывать региональные особенности в реализации семейной и демографической политики. Несмотря на то, что данная задача указана в качестве приоритетной в семейной политике, она в полной мере не реализуется на практике. Например, размер и направления расходования материнского капитала оказывают различное влияние для жителей разных регионов. К примеру, в первое время действия программы, было принято решение направить наибольший процент выплат на Северо-Кавказский регион, поскольку рождаемость всегда держится на высоком уровне. Однако, для Москвы — как одной из представителей самых крупных городов, внедрение программы не увенчалось особым успехом, так как получение материнского капитала не является существенным стимулом из-за высоких расходов и цен на недвижимость. Следовательно, необходимо учитывать региональные особенности при реализации отдельных направлений и задач семейной и демографической политики [4]: разработать направления по совершенствованию социальной политики на муниципальном уровне.

Таким образом, анализ слабых сторон политики государства в исследуемой сфере, а также реализация приведенных выше направлений совершенствования семейной политики, позволит более эффективно реа-лизовывать сферу развития конституционно-правового статуса семьи в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Демография // URL://https://шs stat.gov.ru/fol-der/12781.

2. Семья, материнство и детство // rosstat.gov.ru/folder/13807.

3. Гордеев К. С., Жидков А. А., Закунова Е. Д., Ани-симова А. Е. SWOT-анализ концепции демографиче-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

ской политики Российской Федерации на период до 2025 г. // Гуманитарные научные исследования. 2019.

4. Гришина Е. Е., Цацура Е. А. Региональный материнский капитал: анализ региональных различий и влияния на репродуктивное поведение // Уровень жизни населения регионов России. 2017. N° 3 (205). С. 107.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 2 июля 2021 г.).

7. Фролов С. С. Социология: учебник для вузов. М. : Наука, 1994.

8. Козлова Е. С., Сыроижко В. В. Проблемы молодых семей в Российской Федерации // РСЭУ. 2018. № 3 (42) // URL://https://cyberleninka.ru/artide/n/pro-blemy-molodyh-semey-v-rossiyskoy-federatsii-2.

9. Андреев А. В. Проблемы сохранения института семьи в Российской Федерации // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2021. № 4 // URL://ht1ps://cyberleninka.ru/artide/n/problemy-sohra-neniya-mstituta-semi-v-rossiyskoy-federatsii.

10. Шадрина А. Н. Семья как конституционная ценность в Российской Федерации // The Newman in Foreign policy. 2021. № 62 (106) // URL://https://cyber-leninka.ru/article/n/semya-kak-konstitutsionnaya-tsen-nost-v-rossiyskoy-federatsii-1.

Bibliographic list

1. Demography // URL://https://rosstat.gov.ru/fol-der/12781.

2. Family, motherhood and childhood // URL://-https://rosstat.gov.ru/folder/13807.

3. Gordeev K. S., Zhidkov A. A., Zakunova E. D., Anisimova A. E. SWOT-analysis of the concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025 // Humanitarian scientific research. 2019.

4. Grishina E. E., Tsatsura E. A. Regional maternity capital: analysis of regional differences and their impact on reproductive behavior // Standard of living of the population of the regions of Russia. 2017. No. 3 (205). P. 107.

5. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020).

6. The Family Code of the Russian Federation No. 223-FZ of December 29, 1995 (ed. of July 2, 2021).

7. Frolov S. S. Sociology: textbook for universities. M. : Nauka, 1994.

8. Kozlova E. S., Syroizhko V. V. Problems of young families in the Russian Federation // RSEU. 2018. № 3 (42) // URL://https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-molodyh-semey-v-rossiyskoy-federatsii-2.

9. Andreev A.V. Problems of preserving the institution of the family in the Russian Federation // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 4 // URL://https://cyberle-ninka.ru/article/n/problemy-sohraneniya-instituta-semi-v-rossiyskoy-federatsii.

10. Shadrina A. N. Family as a constitutional value in the Russian Federation // The Newman in Foreign policy. 2021. № 62 (106) // URL://https://cyberlenin-ka.ru/article/n/semya-kak-konstitutsionnaya-tsennost-v-rossiyskoy-federatsii-1.

Информация об авторе

М. В. Донская — доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author M. V. Donskaya—Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.03.2022; одобрена после рецензирования 07.03.2022; принята к публикации 10.03.2022.

The article was submitted 01.03.2022; approved after reviewing 07.03.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.