Научная статья на тему 'О некоторых аспектах построения жанровой модели полиадресатного электронного письма'

О некоторых аспектах построения жанровой модели полиадресатного электронного письма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
201
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР «ЭЛЕКТРОННОЕ ПОЛИАДРЕСАТНОЕ ПИСЬМО» / ФАТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МОНОАДРЕСАТ / МАССОВЫЙ / ГРУППОВОЙ АДРЕСАТ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ / СТАТУСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЙ/РЕАЛЬНЫЙ КОММУНИКАНТ / ДВУПЛАНОВЫЙ АДРЕСАТ / PERSON-CANTERED / STATUS-CANTERED COMMUNICATIVE FIELDS / VIRTUAL / REAL COMMUNICANT / THE GENRE OF ELECTRONIC POLY-ADDRESSEE LETTER / PHATIC COMMUNICATION / MONO-ADDRESSEE / MASSADDRESSEE / GROUP-ADDRESSEE / DUAL NATURE OF THE ADDRESSER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чеснокова Ирина Анатольевна

В статье предпринимается попытка построить жанровую модель полиадресатного электронного письма. Подчеркивая монотематичность полиадресатных писем, автор выявляет три тематические группы писем (политические, социальные, психологические). Отмечаются следующие жанровые признаки полиадресатных электронных писем: фатическая макроинтенция, размывание границ между личностно-ориентированным и статусно-ориентированным общением, усложненный характер автора письма (симбиоз виртуального и реального коммуниканта), двуплановый характер адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE GENRE MODEL OF THE ELECTRONIC POLY-ADDRESSEE LETTER (SOME ASPECTS)

The article attempts to develop the genre model of the electronic poly-addressee letter. Emphasizing the monothematic character of the poly-addressee letters, the author divides them into three groups (political, social, and psychological). The next genre parameters of the poly-addressee letter are also to be noted: phatic macro-intention, diffusion between person-cantered and status-cantered communicative fields, complicated nature of the addresser (symbiosis of the virtual and the real communicant), dual nature of the addressee.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах построения жанровой модели полиадресатного электронного письма»

УДК 811.111'271.16 - 26:004.773.3

И. А. Чеснокова

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОСТРОЕНИЯ ЖАНРОВОЙ МОДЕЛИ ПОЛИАДРЕСАТНОГО

ЭЛЕКТРОННОГО ПИСЬМА

В статье предпринимается попытка построить жанровую модель полиадресатного электронного письма. Подчеркивая монотематичность полиадресатных писем, автор выявляет три тематические группы писем (политические, социальные, психологические). Отмечаются следующие жанровые признаки полиадресатных электронных писем: фатическая макроинтенция, размывание границ между личностно-ориентированным и статусно-ориентированным общением, усложненный характер автора письма (симбиоз виртуального и реального коммуниканта), двуплановый характер адресата.

Ключевые слова: жанр «электронное полиадресатное письмо», фатическая коммуникация, моноадресат, массовый, групповой адресат, личностно-ориентированное/статусно-ориентированное общение, виртуальный/реальный коммуникант, двуплановый адресат.

Сеть Интернет предоставляет исследователям уникальную возможность проследить процесс становления новых жанров, свойственных только виртуальной среде (чат, блог, персональная страница, форум), а также специфику трансформации традиционных жанров, активно «мигрирующих» в виртуальное коммуникативное пространство.

Серьезные изменения коснулись такого традиционного жанра, как письмо, переживающего свое второе рождение в электронной форме. Опубликованные в последнее время работы посвящены в основном исследованию частного и делового эпистолярия (Н. И. Белунова, А. В. Курьянович, Т. Н. Кабанова,

Н. В. Вострикова и др.). В англоязычном Интернете, в свою очередь, приобретают популярность сайты открытых электронных писем, тексты которых не были предметом специального исследования. Принимая во внимание имманентную открытость виртуального пространства, представляется целесообразным заменить термин «открытое письмо» на «поли-адресатное электронное письмо».

В качестве отправного момента для изучения жанровой специфики полиадресатного электронного письма воспользуемся определением речевого жанра как вербального оформления типичной ситуации социального взаимодействия людей [1, с. 11]. По мнению Н. Г. Асмус [2], жанры компьютерной коммуникации характеризуются совокупностью следующих взаимосвязанных параметров: тематический признак, коммуникативная цель, сфера общения, образ автора - читателя, режим синхронного / асинхронного времени, форма объективации (близость к устному или письменному тексту), диалог / полилог, композиция, языковые особенности. Ограниченные рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть все конститутивные признаки, поэтому остановимся на следующих ситуационных переменных: тематика писем, цель коммуникации, сфера общения и характеристика коммуникантов.

Тематический признак. Тематический признак является одним из важных, поскольку определяет содержание письма. Тема - это макропропозиция, которая резюмирует дискурс; «важная часть начального стимула, которая задает ход и исход всей человеческой деятельности» [3, с. 62]. Данный признак влияет не только на объем передаваемой информации, но и на структуру письма, текстовую модальность, организацию пространства текста письма. Для полиадре-сатных писем в виртуальном дискурсе характерна монотематичность. Это обусловлено отсутствием совместного опыта коммуникантов, что побуждает основателей сайтов предлагать список возможных тем для обсуждения и выносить их на рамку сайта.

Тематический блок выполняет прежде всего аттрактивную функцию, привлекая потенциальных участников общения, способствует их ориентации в пространстве сайта. Во-вторых, тема проспекти-рует содержание будущей интеракции и способствует интеграции сообщений внутри данного коммуникативного блока. Так, например, самые популярные тематические разделы писем, вынесенные на главные страницы сайта рор^йеге.сош: About myself (168), Politics (115), Love (111), Rants (109), Business Rants (93), Relationships (71), Celebrities (69), Food (64), School (54), WTF (What’s the fuck?) (49), Animals (47), письма организаторов сайта (38), Family (26). Тема каждого письма, являющаяся инвариантом макротемы раздела, представлена в отдельном блоке эпистолярной рамки.

Проведенный анализ позволяет разделить поли-адресатные электронные письма на следующие тематические макрогруппы:

- политические (идеологические) письма, предметом обсуждения в которых становятся новости политической жизни;

- социальные (социумные) письма (я и мир вокруг меня);

- психологические письма (я и мой внутренний мир).

Визуальный анализ графического оформления писем показывает, что наиболее протяженными по длине являются идеологические письма. Средняя длина таких писем - полстраницы, максимальный размер - 3 страницы. Это объясняется серьезностью обсуждаемых тем и статусом авторов подобных писем, которые достаточно хорошо разбираются в политической ситуации, чтобы выносить свои мысли на всеобщее обсуждение. Эмоциональные всплески-реакции на актуальные события, не предполагающие серьезного анализа ситуации, короче по объему.

Тема письма определяет сферу общения. Сферой функционирования идеологических писем традиционно является институциональный дискурс, в рамках которого статусно-неравные партнеры обладают разными коммуникативными возможностями. Демократичность и неформальность общения в виртуальном дискурсе приводят к размыванию границ между личностно-ориентированным и статусно-ориентированным общением. Эта ситуация приводит к снятию условностей и ограничений реального мира и позволяет общаться с любым лицом на равных, перепрыгивая через социальные ступени. Коммуникативное поведение субъектов, таким образом, становится более свободным и раскрепощенным.

Коммуникативная цель письма. При всем многообразии полиадресатных писем в виртуальном дискурсе следует отметить их общую фатиче-скую макроинтенцию - удовлетворение потребности в конфликтном или кооперативном общении. Согласно мнению ряда исследователей, фатиче-ская коммуникация - это собственно общение, при котором доминирует контактная функция языка. Основная цель фатической коммуникации - создание уз согласия, единения, достигнутого посредством простого обмена словами [4], в идеале - как общение ради удовольствия от общения. Общая ситуативно-целевая задача фатического речевого поведения - говорить, чтобы высказаться и встретить понимание [5]. Иными словами, в ситуации фатической коммуникации коннотативный компонент доминирует над информативным компонентом.

В программном письме на сайте popletters.com говорится следующее: Got something to say to anyone? You can write anything you want to whomever you want (President Obama? Your boss? Your exwife?), as anonymously as you want. And anyone else, of course, can find, read, rate and comment on your work” [6]. Акцентирование анонимного характера общения предполагает, что до реального адресата это письмо, скорее всего, не дойдет. Поэтому апел-лятивная функция, являющаяся доминантной для традиционных открытых писем (особенно идеоло-

гических), становится вторичной, уступая место фатической функции. Автору важно выговориться, быть услышанным, почувствовать одобрение/неодобрение своих действий, понять, насколько он и его мысли интересны другим. Показателем заинтересованности в личности автора будет служить рейтинг письма на данном сайте, равный количеству полученных комментариев. Анализ практического материала позволяет выделить следующие функции полиадресатного письма: 1) фатическая (контактоустанавливающая, контактоподдерживающая функция); 2) экспрессивная (самопрезента-ция, самовыражение); 3) рефлексивная (функция самопознания, самонаблюдения); 4) апеллятивная (функция воздействия).

Образ автора. Важной особенностью виртуального общения является его анонимный характер. Осознание своей невидимости для других раскрепощает, стимулирует творческие способности, побуждает к экспериментам со своей идентичностью. Можно выделить следующие коммуникативные стратегии авторов полиадресатных писем в виртуальной среде: 1) позиционировать себя в виртуальном мире так же, как и в реальном; 2) освободиться от ограничений, навязываемых социумом, и проявить свое сущностное «Я»; 3) сконструировать нетипичный для себя виртуальный образ [7].

В первом случае имеет место виртуальная реконструкция социальной идентичности, т. е. перенос в виртуальное пространство уже известных и наработанных в социальном мире символов (пола, возраста и пр.) [8]. Мы считаем, что данная реконструкция может быть полной (характерна для межличностных жанров общения) либо частичной. Частичная реконструкция предполагает изменение двух параметров - имени и визуального образа, т. е. выбор ника и аватара. Нежелание кардинально менять свой образ побуждает использовать подлинную фотографию и ник, напоминающий имя собственное или идентичный ему, иногда с числовым показателем, предположительно означающим возраст (Katrina, millie 18). Отсутствие оригинальности прослеживается также в выборе «пустой аватары», т. е. стереотипного мужского (женского, детского) силуэта. Речевое поведение индивида в случае виртуальной реконструкции социальной идентичности характеризуется использованием речевого стандарта, выработанного индивидом в процессе общения в реальном мире, принадлежностью автора текста к определенной социальной группе, его происхождением, образованием и т. д.

Однако для подавляющего большинства мир Интернета - это пространство для самоидентификации, самопознания, виртуального перерождения, могущего повлечь качественные трансформации реальной личности. Две разнонаправленные стра-

тегии поиска себя выражаются в следующем: 1) человек стремится выявить свои глубинные ресурсы, помочь раскрыть в себе то, что в силу определенной нормативности остается невыраженным в мире реальном; 2) индивид бежит от действительности, от себя, пытаясь изменить трудноизмени-мое: пол, возраст, внешность, индивидуальную манеру коммуникативного поведения.

В связи с этим ряд исследователей утверждает, что виртуальный коммуникант - это не реальное лицо, а модель, сознательно создаваемая с определенным намерением и целью в данный момент в данном контексте. Реальная личность не вовлечена в коммуникацию, а виртуальные двойники не могут быть схожи с создателем, поскольку действуют в мире, отличном от реального [2]. Однако безусловное отрицание реальности виртуального коммуниканта кажется слишком категоричным. Виртуальный коммуникант не может быть абсолютно отчужден от реального; внутренний мир человека, его мировосприятие, психологическое состояние, особенности самосознания неизбежно проявляются в манере речи, организации речевого произведения. Поэтому представляется обоснованной идея включить в понятие виртуальной языковой личности, с одной стороны, квазиличность, придуманную и управляемую реальной языковой личностью, и языковую личность, действующую в виртуальном дискурсе от своего собственного лица [9]. Дистанция между реальной личностью и виртуальным образом может варьироваться в зависимости от виртуального жанра, преследуемой цели, темы коммуникации, психотипа личности. Тем не менее отправной точкой в любом случае является реальная личность.

Образ адресата. Открытый характер виртуального пространства предполагает, что письмо может быть прочитано любым человеком, зашедшим на сайт открытых писем. Данных получателей можно разделить на две группы: а) пассивная, не стремящаяся к переходу в ранг адресата; б) активная, опознающая себя как адресата, т. е. не просто читающая, но и комментирующая письма.

Адресатом письма, обозначенным в тематическом блоке, адресном блоке либо в обращении, может являться конкретное лицо либо полиадресат. Полиадресат, в свою очередь, может быть массовым или групповым. Представление о массовом адресате включает элемент собирательности, не-расчлененности, непредсказуемости его реакции. Это усложняет задачу по созданию его образа, особенно в условиях отсутствия совместного опыта коммуникантов. Закладывая в ткань письма программу его интерпретации, автор опирается прежде всего на тему, которая является основой для установления контакта. Групповой адресат, в отли-

чие от массового, обладает конкретными дескриптивными характеристиками, ограничивающими круг адресатов.

Проведенный анализ позволил выделить следующие группы адресатов и способы их номинации:

Моноадресат:

1) конкретное лицо, для номинации которого используется имя собственное или нарицательное (to Alex, President Obama, George Bush, Mum);

2) конкретное лицо, описание которого дополнено дескриптивными элементами с положительной либо отрицательной коннотацией (my best friend, The One that has enough of me to break me or make me, the Bumbling Idiot Who Is Practically Stalking Me, the girl who is causing me pain, Ле girl I had so many memories with that I miss, Annoying Girl From School, Hairy Neighbor Man, Bus Boyfriend);

3) абстрактные понятия (my mind, Dear Envy, beauty);

4) неодушевленные предметы (магазин design within reach, the Fucker Downtown, America);

5) объекты живой природы (Oak tree);

6) самоадресованные письма (myself).

Групповой полиадресат:

1) участники новостной группы (people of popletters, Popletters Users, Popletters Community, The Facebook community);

2) группа людей (Consumers, Believers, Democrats);

3) группа лиц, обладающая конкретной дескриптивной характеристикой (The people who have been following my Josh stories, Beautiful people, People Who Can’t Read Signs, People who like reading rants, people who read fan-fictions);

4) объекты неживой природы (the giant ants invading my home).

Массовый полиадресат:

1) неопределенный полиадресат (anyone who reads me, anyone, someone, everyone, no one and everyone, anyone who cares, whoever is out there, Dear Everyone).

В том случае, если автор эксплицирует в адресном блоке или обращении полиадресата (массового или группового), письмо является абсолютно полиадресатным. С другой стороны, для многих полиадресатных писем характерна двойная направленность: на конкретное лицо и полиадресата. В поверхностной структуре автор может эксплицировать один тип адресата (конкретное лицо, массу либо группу лиц), а маркеры другого типа адресата ввести в текст имплицитно. Соответственно, будут отличаться и цели, преследуемые автором письма в отношении каждого типа адресата.

Итак, на данном этапе построения жанровой модели полиадресатного электронного письма можно выделить его следующие конститутивные

признаки: монотематичность полиадресатных пи- вый характер адресата. Полученные результаты

сем; доминирующая фатическая функция; нивели- позволяют судить о жанровой специфике полирование статусных различий коммуникантов; адресатного письма и актуальности его дальней-

усложненный характер автора письма; двуплано- шего исследования.

Список литературы

1. Седов К. Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопросы стилистики: Человек и текст: сб. науч. тр. Саратов: изд-во Саратов. гос. ун-та. 1998. Вып. 27. С. 9-20.

2. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 23 с.

3. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). М., 1990.

4. Malinowsky B. Phatic Communication // Communication in Face-to-Face Interaction. Harmondsworth, 1972.

5. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. М., 1993.

6. URL: https://www.popletters.com/about

7. Чеснокова И. А. Письмо-исповедь в рамках виртуального дискурса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 1. С. 229-231.

8. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернете и их связь с реальной идентичностью. URL: http://flogiston.ru/

articles/netpsy/strategy

9. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Волгоград, 2009. С. 40.

Чеснокова И. А., ст. преподаватель.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 22.03.2013.

I. A. Chesnokova

DEVELOPING THE GENRE MODEL OF THE ELECTRONIC POLY-ADDRESSEE LETTER (SOME ASPECTS)

The article attempts to develop the genre model of the electronic poly-addressee letter. Emphasizing the monothematic character of the poly-addressee letters, the author divides them into three groups (political, social, and psychological). The next genre parameters of the poly-addressee letter are also to be noted: phatic macro-intention, diffusion between person-cantered and status-cantered communicative fields, complicated nature of the addresser (symbiosis of the virtual and the real communicant), dual nature of the addressee.

Key words: the genre of electronic poly-addressee letter, phatic communication, mono-addressee, mass-addressee, group-addressee, person-cantered / status-cantered communicative fields, virtual / real communicant, dual nature of the addresser.

References

1. Sedov K. F. The anatomy of everyday communication genres. Stylistic Issues: Man and text. Saratov State University Bulletin, 1998, no 27, pp. 9-20 (in Russian).

2. Asmus N. G. Linguistic aspects of the virtual communicative world. Abstract of thesis candidate of phil. sci. 2005. 23 p. (in Russian).

3. Arnold I. V. Modern English language stylistics (stylistics of decoding). Мoscow, Prosveshcheniye Publ. 1990. 301p. (in Russian).

4. Malinowsky B. Phatic Communication // Communication in Face-to-Face Interaction. Harmondsworth, 1972.

5. Vinokur T. G. Speaker and listener. Мoscow, Nauka Publ. 1993. 176 p. (in Russian).

6. URL: https://www.popletters.com/about (Accessed: 04 April 2013).

7. Chesnokova I. А. Letter of confession in the virtual discourse. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no.1, pp. 229-231(in Russian).

8. Zhichkina А. Е., Belinskaya Е. P. Self-presentation strategies on Internet and their touch with real identity. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ strategy (Accessed: 10 March 2013) (in Russian).

9. Lutoviniva О. V. Linguocultural aspects of the virtual discourse. Abstract of thesis doctor of phil. sci. 2009. 40 p. (in Russian).

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.