Научная статья на тему 'О некоторых аспектах обеспечения национальной безопасности России в условиях противостояния агрессивной политике западных государств'

О некоторых аспектах обеспечения национальной безопасности России в условиях противостояния агрессивной политике западных государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
национальная безопасность / угрозы национальной безопасности / специальная операция / принципы политики / информационное пространство / манипулятивные технологии / управление / особые условия / national security / threats to national security / special operation / policy principles / information space / manipulative technologies / management / special conditions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Светлана Николаевна Волкова, Алия Расилевна Габдуллина

В статье актуализируются проблемные вопросы национальной безопасности России в условиях противостояния агрессивной политике западных государств. Особое внимание уделяется внутренним и внешним вызовам национальной безопасности в условиях системного давления на Российскую Федерацию со стороны ведущих мировых держав, а также анализируются связанные с этим основные угрозы. На основе анализа специальных исследований и обобщенных материалов практической деятельности авторами предлагается использование эффективных принципов и методов управления в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Светлана Николаевна Волкова, Алия Расилевна Габдуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of ensuring Russia’s national security in the face of the aggressive policy of Western states

The article actualizes problematic Issues of Russia's national security In the face of the aggressive policy of Western states. Special attention is paid to internal and external challenges to national security in the context of systemic pressure on the Russian Federation from the leading world powers, and the main threats associated with this are analyzed. Based on the analysis of special studies and generalized materials of practical activity, the authors propose the use of effective management principles and methods in special conditions.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах обеспечения национальной безопасности России в условиях противостояния агрессивной политике западных государств»

Закон и право. 2023. № 12. С. 181-186. Law and legislation. 2023;(12):181-186.

Научная статья УДК 343.97

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-181-186 EDN: https://elibrary.ru/EUKUVE

NIION: 1997-0063-12/23-719 MOSURED: 77/27-001-2023-12-919

О некоторых аспектах обеспечения национальной безопасности России в условиях противостояния агрессивной политике

западных государств

Светлана Николаевна Волкова1, Алия Расилевна Габдуллина2

1 Воронежский институт ФСИН России, Воронеж, Россия

2 Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия

1 Dgersi.87@mail.ru

2 gabdullina_aliya@list.ru

Аннотация. В статье актуализируются проблемные вопросы национальной безопасности России в условиях противостояния агрессивной политике западных государств. Особое внимание уделяется внутренним и внешним вызовам национальной безопасности в условиях системного давления на Российскую Федерацию со стороны ведущих мировых держав, а также анализируются связанные с этим основные угрозы. На основе анализа специальных исследований и обобщенных материалов практической деятельности авторами предлагается использование эффективных принципов и методов управления в особых условиях

Ключевые слова: национальная безопасность, угрозы национальной безопасности, специальная операция, принципы политики, информационное пространство, манипулятивные технологии, управление, особые условия.

Для цитирования: Волкова С.Н., Габдуллина А.Р. О некоторых аспектах обеспечения национальной безопасности России в условиях противостояния агрессивной политике западных государств // Закон и право. 2023. № 12. С. 181—186. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-181-186 ББЫ: https://elibrary.ru/ БикиУБ

Original article

On some aspects of ensuring Russia's national security in the face of the aggressive policy of Western states

Svetlana N. Volkova1, Aliya R. Gabdullina2

1 Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Voronezh, Russia

2 Ufa Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Ufa, Russia

1 Dgersi.87@mail.ru

2 gabdullina_aliya@list.ru

Abstract. The article actualizes problematic issues of Russia's national security in the face of the aggressive policy of Western states. Special attention is paid to internal and external challenges to national security in the context of systemic pressure on the Russian Federation from the leading world powers, and the main threats associated with this are analyzed. Based on the analysis of special studies and generalized materials of practical activity, the authors propose the use of effective management principles and methods in special conditions

Keywords: national security, threats to national security, special operation, policy principles, information space, manipulative technologies, management, special conditions.

For citation: Volkova S.N., Gabdullina A.R. On some aspects of ensuring Russia's national security in the face of the aggressive policy of Western states // Law and legislation. 2023;(12):181 —186. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-181-186 EDN: https://elibrary.ru/EUKUVE

© Волкова С.Н., Габдуллина А.Р. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 12-2023

Основой существования любого государства является его национальная безопасность. «Возникновение, становление и развитие государства обусловило множество основных функций его существования: обеспечение защиты внутренних интересов и территорий; противостояние внешним и внутренним угрозам, а главное — их своевременное выявление, ликвидация, нейтрализация или минимизация разрушительных последствий» [1, с. 226].

Современный этап развития российской государственности характеризуется попытками усилить влияние стран Запада на все сферы экономической и общественно-политической жизни страны. В условиях обострения политического противостояния в мире Россия становится объектом активных медиа-атак извне: как с востока, так и с запада. Эту тенденцию необходимо учитывать при разработке стратегии нейтрализации угроз национальной безопасности в информационной сфере, а также в развитии имиджа РФ в мире.

В условиях проведения Россией Специальной военной операции (СВО) на Украине западными СМИ активно стали применяться следующие приемы манипулятивного воздействия:

■ усиление высказываний за счет акцентов;

■ оперирование историческими материалами для подчеркивания значимости и масштабности событий;

■ формирование иллюзии независимого выбора: освещение в нескольких интервью разных позиций, но с таким расчетом, чтобы выставить в выгодном ракурсе только одну необходимую;

■ доминирование негативных сообщений о России над позитивными.

Итак, можно сделать вывод, что западная пропаганда в отношении России становится все более целевой, активной, агрессивной и применяет на мировом информационном пространстве широкий арсенал пропагандистских средств и манипулятивных технологий. Достаточно четко в последнее время очертились две тенденции, характерные для западной информационной политики в отношении России: тенденция имитирования западной позиции объективности относительно событий вокруг Украины и в то же время тенденция к откровенному унижению, обесцениванию России как государства — агрессора, государства, в котором отсутствуют демократические институты власти и т.п.

В основу практики западной пропагандистской работы положены концептуализация и по-

зиционирование. Именно эти ключевые направления пытаются реализовать украинские и другие государства прозападной ориентации. Их задачей, соответственно, остается только обыгрывать «концептуальные идеи» западных полит-технологов, адаптировав их в своем информационном пространстве с использованием особенностей местной аудитории. При помощи и под руководством западных спецслужб создаются и функционируют национальные аналитические центры, СМИ, которые, естественно, позиционируются как «независимые». Все они, без сомнения, являются частью системной информационно-пропагандистской войны против Российской Федерации.

Негативная тональность освещения событий характерна для американской, британской, немецкой, французской, польской прессы, а также прослеживается в отдельных публикациях других европейских стран. Это опасная тенденция, которую необходимо не только отслеживать и анализировать, но и которой нужно активно противодействовать усилиями дипломатии, СМИ, ученых и политиков, общественных и религиозных деятелей, всех институтов гражданского общества. Необходимо давать обществу реальную и объективную картину многополярного мира, а не только западные концепты развития цивилизации. В результате реализации такой концептуальной политики Европы и США в отношении Украины она уже стала «разменной монетой» в геополитических играх западных стран и оплачивает свое участие в них самым дорогим — человеческими жизнями.

Россия со своей стороны, как и любое демократическое и суверенное государство, защищала и будет защищать свой народ и свой суверенитет от всех возможных угроз своей национальной безопасности, при этом никогда не смирится с существованием однополярного мира, живущего по законам «западной демократии». РФ открыта к любому равноправному диалогу на всех уровнях, ее политика понятна и прозрачна, но, сожалению, западные идеологи продолжают искажать реальную политическую картину и все активней манипулируют сознанием мирового сообщества.

В то же время следует отметить, что, несмотря на усиление информационной агрессии в отношении России, уровень доверия к ней среди населения западных стран растет, наблюдается рост также сомнений среди политической элиты Запада относительно правильности и эффективности политики своих стран в отношении

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

Украины, которая фактически загоняет в тупик реализацию многих важных для них политических и экономических решений.

Эта позитивная для России и подлинной демократии тенденция не только сохраняется, но и имеет перспективу роста, что может свидетельствовать о некотором «просветлении» мирового общественного сознания и оздоровлении политической обстановки.

Западная политическая мифология, всячески стараясь принизить роль России на международной арене, все больше стремится рассматривать ее не как субъект, а как объект международных отношений и статиста в большой геополитической игре. Эксплуатируя базовое мифическое предположение о несостоятельности российской власти, активно развиваются тезисы о естественности региональных, национальных, религиозных различий в России и теоретической допустимости раскола государства.

В реакции западных СМИ на события вокруг Украины, начиная с 2014 г., видим две опасные тенденции: демонстративное нагнетание обстановки в стране и внедрение опасных геополитических конструктов, отработанных западными политтехнологами на примере других стран, стараясь выдать их за реальность. В результате искаженного представления событий вокруг Украины имиджу Российского государства на международной арене продолжает наноситься значительный ущерб, что обусловливает необходимость как можно быстрее компенсировать его за счет слаженных действий государственных органов всех уровней, причастных к информационной сфере деятельности.

В этом направлении нужно, по нашему мне -нию, активизировать усилия, направленные на разработку и внедрение государственной программы формирования положительного международного имиджа России на ближайшую перспективу. Наше государство в последние годы сделало большой шаг в сторону расширения свободы слова, отмены всех форм цензуры. Это достижение имеет обратную сторону в виде увеличения уязвимости национального информационного пространства к современным скрытым формам манипулирования массовым сознанием. Поэтому сегодня в России назрела объективная потребность в формировании общественного института контроля за деятельностью массмедиа, который бы среди других вопросов осуществлял независимое экспертное оценивание манипулятивных влияний иност-

ранных СМИ на российскую аудиторию и предлагал меры по их нейтрализации.

Кроме того, целесообразно инициировать создание постоянно действующего Форума общественных наблюдательных советов при ведущих теле - и радиоканалах и других влиятельных массмедиа, на котором могли бы обсуждаться вопросы защиты национального информационного пространства РФ. «Решение указанных теоретических вопросов и практических задач в основном зависит от выяснения понятия и содержания, взаимосвязи и взаимозависимости уголовной, уголовно-правовой, криминологической политики государства, процедуры его формирования на основе научных положений, являющихся ключевыми для гносеологического процесса познания и практической реализации последней» [3, с. 298].

В психологическом аспекте основную угрозу национальному информационному пространству содержат манипулятивные пропагандистские конструкты, созданные вокруг исторических и геополитических мифов, которые производят западные аналитики. С технологической точки зрения, эти конструкции (или позиционирование) достаточно профессиональны и могут ввести в заблуждение потребителя информационного продукта. В связи с этим, прежде всего, необходимо позаботиться об аналитическом обеспечении отечественных медиа собственным концептуально-идеологическим продуктом, который мог бы не только на равных противостоять западному в концептуальной плоскости, но и превосходить его по всем параметрам.

Учитывая эти соображения, целесообразно сформировать специальную аналитическую группу (интеллектуальный центр), задачами которой будут вопросы концептуального обеспечения национальных СМИ качественной аналитической продукцией по позиционированию РФ в мире. Как доказывает российский и западный опыт, одной из самых эффективных установок при проведении государственного брендинга является освещение положительных моментов.

Если подсчитать процентное соотношение представления отрицательных и положительных фактов о России в западных СМИ, то можно сделать вывод, что изменение показателя в худшую сторону является искусственным, специально смоделированным. Это свидетельствует о наличии согласованной позиции среди руководителей западных СМИ отдавать предпочтение отрицательным фактам и толкованиям при освещении событий вокруг Украины, что в

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023

целом привело их к запрограммированным результатам.

Для безопасности любого государства важна способность заблаговременно предвидеть и фиксировать возникновение источников угроз, изменения в характере и интенсивности последних и возможность их нейтрализации. Это ставит субъект перед необходимостью не только постоянно отслеживать поведение источников внешних и внутренних угроз, но и глубоко изучать их природу и структуру для проработки далеко идущей стратегии собственного поведения во взаимодействии с указанными факторами риска.

Следовательно, цель обеспечения безопасности как деятельности субъекта заключается в достижении им способности удерживать совокупность угроз на определенном докритическом (допустимой опасности) уровне, при котором угрожающие факторы оказались бы неспособными пагубно повлиять на его существование и развитие. «Учитывая развитие криминогенной ситуации в России, а также глобализацию и транснационализацию преступности требуется разработка и внедрение в практику правоохранительных органов и специальных служб современных приемов и методов противодействия ей, применения эффективных системных подходов к решению ключевых проблем» [2, с. 175].

Создание средств защиты, адекватных существующим или вероятным угрозам, означает создание гарантий безопасности. Национальная безопасность России обеспечивается специфической деятельностью общественных институтов, направленной на создание и совершенствование условий и факторов (гарантий) эффективной жизнедеятельности народа. Соответствующие общественные институты образуют систему обеспечения национальной безопасности России. Одной из важных ключевых составляющих национальной безопасности является государственная безопасность. Следовательно, национальная безопасность не может быть сужена до государственной безопасности.

Системный подход позволяет сориентировать систему национальной безопасности России в соответствии с внешними факторами. Уровень безопасности государства возрастает при условии присоединения этого государства к системе коллективной безопасности. В таком случае система национальной безопасности выступает как элемент (подсистема) системы коллективной безопасности. Система национальной безопасности РФ должна защищать коренные (базовые) интересы российского народа, а, сле-

довательно, направляться на устранение или преодоление деструктивного действия внутренних, региональных и глобальных факторов, препятствующих или тормозящих достижение национально значимых целей.

Возникла потребность в формировании системы национальной безопасности не фрагментарно, постепенно пополняя ее отдельными элементами, а комплексно — как целостной многоаспектной и многоуровневой системы. Ее иерархическая структура должна охватывать всю совокупность отношений и ситуаций в политической, государственно-правовой, социальной, экономической, технологической, экологической и духовной сферах общества.

Согласно специфике каждой из указанных сфер общая цель должна конкретизироваться и уточняться, учитывая необходимость преодоления и устранения устоявшихся стереотипов мышления. Это обусловлено новыми реалиями, в частности, получением Россией возможности самостоятельного существования как государства, осознанием органической связи общечеловеческих и национальных интересов, ценностей и идеалов, признанием приоритетности прав человека, осознанием причастности многонационального российского народа к развитию мировой цивилизации, существенными изменениями геополитической ситуации, в частности на территории бывшего СССР и в целом на европейском континенте и т.п.

Первоочередной задачей построения системы национальной безопасности в России является создание действенного механизма выявления, прогнозирования и обезвреживания угроз и других дестабилизирующих факторов общественного развития, содействие нормализации функционирования базовых структур общества.

Развитие общественного организма должно быть сориентировано на повышение уровня национальной безопасности. Способность структур общества, прежде всего экономики, выполнять, кроме непосредственных функций, также функции факторов национальной безопасности дает основания рассматривать их как гарантии безопасности, а национальную безопасность — как систему общественно-государственных гарантий, образующуюся совокупностью определенных средств защиты от конкретных угроз, а также уровнем развития всех секторов общества.

Следовательно, надежная защита населения и территории государства, базовых национальных ценностей и интересов, источников материального достатка и духовного развития

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

нации от внешних и внутренних угроз гарантируется не только боеспособностью Вооруженных Сил государства, эффективностью деятельности правоохранительных органов и спецслужб, работой дипломатических учреждений, но и уровнем развития экономики, всех ее структур, дееспособностью органов государственной и муниципальной власти, социальной защиты населения, учреждений экологического надзора и др.

Научно обоснованный выбор принципов построения системы национальной безопасности должен обеспечить в сфере внутренней и внешней политики функционирование демократического государственного строя, рыночной экономики, а также защиту прав и свобод человека. Соответственно, сориентированная внешняя политика и структурная перестройка народного хозяйства, в свою очередь, обеспечат предпосылки для интеграции всех стран в международную систему коллективной безопасности.

Качество личностного уровня национальной безопасности — определяющий признак ее государственно-политической составляющей. Чем более зрелыми, с учетом своего правосознания и самосознания, политических, религиозных, морально-этических и других убеждений, являются граждане государства, чем более активной и принципиальной позиции они придерживаются в отстаивании национальных ценностей и интересов, чем настойчивее в экономической и социально-политической деятельности, тем прочнее основа обеспечения национальной безопасности.

Важным звеном национально-культурного аспекта национальной безопасности России является свободное и равноправное развитие всех народов и национальностей, населяющих страну. Особенно актуальным в настоящее время является адаптация к новым геополитическим реалиям населения Крыма, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, пострадавшего от различных форм геноцида.

Особое значение приобрели проблемы, связанные с депортированными в советское время народами, в частности крымско-татарского, насущные вопросы которого длительное время не решались украинской властью, а в настоящее время украинские и западные идеологи, а также спецслужбы пытаются разыграть национальную карту, чтобы дестабилизировать обстановку не только в Крыму и новых регионах, но и на территории Северного Кавказа, о чем неоднократно говорил в интервью начальник Главного управления разведки Украины К. Буданов, профес-

сиональный террорист и международный преступник, прямой ставленник и проводник политики западных спецслужб.

Рассматривая специфические принципы проведения специальных операций в целях обеспечения национальной безопасности в приграничных и новых территориях РФ в целом, необходимо, прежде всего, выделить следующие. Принцип сочетания военных действий с другими формами, видами и способами оперативно-служебных мероприятий. Разведывательные, оперативные и превентивные мероприятия должны осуществляться не только во время подготовки, но и в ходе Специальной операции. Это способствует более эффективному достижению поставленных целей, а в некоторых случаях может привести к склонению участников вооруженных формирований, а также преступников к добровольной сдаче, отказу их организаторов и руководителей от первоначальных намерений, что позволит избежать применения специальной тактики боевых действий.

Применение принципа приоритета задач предполагает, прежде всего, спасение жизни людей, охрану от разрушения и уничтожения их жилищ, имущества, объектов гражданской инфраструктуры и жизнеобеспечения. Также приоритетным и связанным с вышеперечисленными является принцип обеспечения максимальной безопасности мирного населения и лиц, случайно оказавшихся в зоне проведения Специальной операции.

Принцип разумной достаточности при осуществлении силовых мероприятий заключается в отказе от применения нецелесообразных, не продиктованных обстановкой способов действий, которые могут стать избыточными, затратными и в итоге неэффективными.

В заключение стоит отметить, что существующая структура управления территориями и процессами в особых условиях с целью обеспечения национальной безопасности России, которая складывалась на протяжении многих лет, в настоящее время испытывает значительные, ранее не прогнозируемые влияния, связанные с системным давлением и прямой военной агрессией ведущих мировых держав и потому нуждается в серьезном совершенствовании.

В основу организации проектирования структуры управления в особых условиях должны быть положены системный анализ и прогнозирование, а также другие методы, проработанные современной наукой и прошедшие проверку в современных реалиях.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023

Список источников

1. Тишкин Д.Н., Шувалов А.П. Актуальные проблемы совершенствования ОРД в области допуска отдельной категории граждан к сведениям, составляющим государственную тайну // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В.В. Осяк. 2019. С. 226—231.

2. Шувалов А.П., Меркулова Н.И. Актуальные вопросы применения органами внутренних дел методов оперативно-розыскного прогнозирования в сфере борьбы с преступностью на современном этапе //Закон и право. 2021. № 9. С. 175—176.

3. Шувалов А.П., Тишкин Д.Н. Актуальные вопросы соотношения уголовной, уголовно-правовой и криминологической политики: системный подход // Актуальные проблемы применения уголовного законодательства: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н.С. Сорокун. 2020. С. 297—301.

References

1. Tiskkin D.N., Shuvalov A.P. Actual problems of improving the ORDO in the field of admission of a certain category of citizens to information constituting a state secret // Criminalistics: topical issues of theory and practice: Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference / Responsible editor V.V. Osyak. 2019. Pp. 226-231.

2. Shuvalov A.P, Merkulova N.I. Topical issues of the use by internal affairs bodies of methods of operational-search forecasting in the field of combating crime at the present stage // Law and legislation. 2021. № 9. Pp. 175-176.

3. Shuvalov A.P., Tiskkin D.N. Topical issues of the correlation of criminal, criminal law and criminological policy: a systematic approach // Actual problems of the application of criminal legislation: Collection of materials International Scientific and Practical Conf. / Ed. N.S. Sorokun. 2020. Pp. 297-301.

Информация об авторах

Волкова С.Н. — кандидат технических наук, доцент кафедры информационной безопасности телекоммуникационных систем

Габдуллина А. Р. — преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 17.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the authors

Volkova S.N. — candidate of technical sciences, associate professor of the department of information security of telecommunication systems

Gabdullina A.R. — lecturer of the department administrative and legal disciplines

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 1 7.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.