Научная статья на тему 'О некоторых аспектах национальной безопасности России'

О некоторых аспектах национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЫВОК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ-ЛИДЕРЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ РОЖДАЕМОСТИ / NATIONAL SECURITY / SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH / RE-INDUSTRIALIZATION OF THE ECONOMY / ECONOMIC BREAKTHROUGH / ECONOMIC INTEGRATION OF REGIONS / COMPETITIVENESS / TECHNOLOGICAL ENTERPRISES-LEADERS / DEMOGRAPHIC SITUATION / STIMULATION OF FERTILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павленко Нина Андреевна, Шатаева Ольга Владимировна

В статье обосновывается необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности страны на основе стабильного развития национальной экономики, выражающееся в устойчивом экономическом росте. Актуальность данной темы в том, что национальная безопасность России рассматривается в связи с развитием ее современного экономического потенциала на длительный исторический период, способствующий стабильности и благополучию общества, защищенности жизненно важных интересов личности в различных сферах деятельности от внутренних и внешних угроз. Дается критическая оценка состояния экономики в настоящее время: место и роль государственных структур в рыночных отношениях, развитие производства на местах. Автором обоснована необходимость перехода от индустриальной базы производства к его новым технологичным формам. Раскрывается роль и значение регионов как составных частей российской экономики. Подчеркивается важность процесса интеграции регионов, повышение уровня их конкурентоспособности. Показана роль высокотехнологичных компаний-лидеров в обеспечении экономической и национальной безопасности страны. Новый подход настоящего исследования выражается в том, что процесс реиндустриализации экономики, экономический рывок рассматриваются в тесной взаимосвязи с демографической ситуацией в стране. Показана динамика численности населения России на ближайшие годы и перспективу, данные по рождаемости и смертности с использованием статистического материала. Определены основные направления в стимулировании рождаемости в стране. Подчеркивается безусловное участие в социальных программах страны государственного бюджета. Решение вышеперечисленных проблем важное условие обеспечения национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some aspects of national security of Russia

The article substantiates the need to ensure national and economic security of the country on the basis of stable development of the national economy, reflected in robust economic growth. The relevance of this topic is that Russia''s national security is considered in connection with the development of its modern economic potential for a long historical period, contributing to the stability and well-being of society, the protection of vital interests of the individual in various spheres of activity from internal and external threats. A critical assessment of the current state of the economy is given: the place and role of state structures in market relations, the development of local production. The author substantiates the necessity of transition from the industrial base of production to its new technological forms. The role and significance of regions as constituent parts of the Russian economy is revealed. The importance of the process of integration of regions, increasing their competitiveness is emphasized. The role of high-tech leading companies in ensuring the economic and national security of the country is shown. The new approach of this study is expressed in the fact that the process of re-industrialization of the economy, economic breakthrough are considered in close connection with the demographic situation in the country. The dynamics of the population of Russia in the coming years and the future, data on fertility and mortality using statistical material. The main trend in stimulating the birth rate in the country. The unconditional participation of the state budget in the social programs of the country is emphasized. The solution of the above problems is an important condition for ensuring the national security of the country.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах национальной безопасности России»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/

Том 9, №6 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-6.php

URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/138EVN617.pdf

Статья опубликована 05.03.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Павленко Н.А., Шатаева О.В. О некоторых аспектах национальной безопасности России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/138EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 338.1

Павленко Нина Андреевна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, Москва

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: zhe6665@yandex.ru

Шатаева Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, Москва

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: shataeva-olga@yandex.ru

О некоторых аспектах национальной безопасности России

Аннотация. В статье обосновывается необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности страны на основе стабильного развития национальной экономики, выражающееся в устойчивом экономическом росте. Актуальность данной темы в том, что национальная безопасность России рассматривается в связи с развитием ее современного экономического потенциала на длительный исторический период, способствующий стабильности и благополучию общества, защищенности жизненно важных интересов личности в различных сферах деятельности от внутренних и внешних угроз. Дается критическая оценка состояния экономики в настоящее время: место и роль государственных структур в рыночных отношениях, развитие производства на местах. Автором обоснована необходимость перехода от индустриальной базы производства к его новым технологичным формам. Раскрывается роль и значение регионов как составных частей российской экономики. Подчеркивается важность процесса интеграции регионов, повышение уровня их конкурентоспособности. Показана роль высокотехнологичных компаний-лидеров в обеспечении экономической и национальной безопасности страны. Новый подход настоящего исследования выражается в том, что процесс реиндустриализации экономики, экономический рывок рассматриваются в тесной взаимосвязи с демографической ситуацией в стране. Показана динамика численности населения России на ближайшие годы и перспективу, данные по рождаемости и смертности с использованием статистического материала. Определены основные направления в стимулировании рождаемости в стране. Подчеркивается безусловное участие в социальных программах страны государственного бюджета. Решение вышеперечисленных проблем - важное условие обеспечения национальной безопасности страны.

Ключевые слова: национальная безопасность; устойчивый экономический рост; реиндустриализация экономики; экономический рывок; экономическая интеграция регионов, конкурентоспособность; технологичные предприятия-лидеры; демографическая ситуация; стимулирование рождаемости.

Обеспечение национальной безопасности государства является важной социально-экономической задачей по защите национальных интересов Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что национальная безопасность России обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, способствует стабильности и благополучию общества, защищенности жизненно важных интересов личности в различных сферах деятельности от внутренних и внешних угроз.

Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г., №24. Национальная безопасность -это прежде всего интересы государства в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России в политической, экономической и социальной стабильности, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Экономическая безопасность является главным звеном в структуре национальной безопасности. Для обеспечения экономической безопасности страны необходимо стабильное развитие национальной экономики, выражающееся в устойчивом экономическом росте, реиндустриализации экономики и экономическом рывке, экономической интеграции регионов страны и их конкурентоспособности, повышении жизненного уровня населения, увеличении количества технологичных предприятий-лидеров, улучшении демографической ситуации в стране.

С формированием новых социально-экономических и научно-технических условий развития мировой экономики экономика России также должна сформировать условия для активного участия в мировых экономических процессах. Этому может способствовать устойчивый экономический рост, путем проведения экономических реформ. Руководством страны определена суть этих реформ: смена экономической модели, предполагающей плавный переход от сырьевой модели и диверсификации экономики к более глубоким базовым изменениям в системе хозяйствования. В новой экономической ситуации необходимо совершенствовать хозяйственный механизм и использовать новые формы рыночных отношений, осваивать современные пути решения социальных проблем. Это позволит быстрее подключиться к динамично меняющимся мировым экономическим процессам и за короткий срок преодолеть экономическое отставание от Запада.

На первый взгляд, экономика России и развитые страны мира имеют единый вектор развития, ориентированный на рыночные принципы с участием и регулированием экономики со стороны государства. Однако для России это оказалось непростой задачей, что, к сожалению, привело к отклонению, а иногда и торможению эффективного и рационального хозяйствования. Государственное регулирование российской экономики породило комплекс противоречий и ограничений. В результате не произошли коренные изменения, обновления. Сложилась ситуация, в которой, по-прежнему, доминируют административные рычаги. Рыночные реформы, не подкрепленные демократическими преобразованиями, не могут привести к более совершенному типу экономики и, как следствие, Россия продолжает уступать в экономической сфере развитым странам. Требуется серьезный критический анализ социально-экономического развития общества, выявление причин экономического отставания, неспособности национальных общественных институтов обеспечить прогресс общества. В этом заключается серьезная угроза для экономики страны, особенно на этапе выхода из экономического кризиса и в условиях экономических санкций западных стран. Появилась опасность срыва в процессе возобновления устойчивого экономического роста. По-прежнему на местах развитие экономики ориентировано на воспроизводство устаревшей структуры хозяйствования, отсталого технического уровня производства.

Необходимо обновление экономики путем реиндустриализации, когда важен не просто рост экономики, а ее реальное развитие: переход от индустриальной базы производства к его новым технологичным формам (использование новых материалов и источников энергии, высоких технологий, биотехнологий, переход на цифровую экономику), тем самым совершение экономического рывка в развитии. До тех пор, пока экономика рассматривается лишь с точки зрения динамики роста объемов производства в отрыве от таких существенных показателей как энергоемкость, материалоемкость, эффективность временных затрат, ресурсоемкость, сложно говорить об экономическом рывке, об экономической устойчивости и, в конечном счете, о национальной и экономической безопасности России.

В сложившейся ситуации особое внимание должно быть обращено, на наш взгляд, к экономическому развитию регионов, степени их взаимодействия как органических составных частей национальной экономики.

В «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» в п. 27 одним из главных показателей назван «уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации»: индивида (домохозяйства), фирмы (предприятия, организации) и государства (нации в целом). Исходя из национальных интересов и структуры экономики (по регионам), решение задач обеспечения защиты национальных интересов, целесообразнее проводить с точки зрения оценки уровня экономической интеграции регионов, как частей единого целого. Объединение экономик регионов в один национальный рынок, где возможно выравнивание цен, увеличение производительности труда, объема торговли, миграции трудовых потоков, разделения труда, и, как следствие всего перечисленного, снижение затрат на единицу производимых товаров, является одной из гарантий экономической безопасности страны. «Экономическая интеграция регионов, или межрегиональное сотрудничество, - это взаимодействие территориальных образований как подсистем национальной экономики, законодательно закрепленных в определенных территориальных границах, имеющих единство властно-управленческой системы и характеризующихся общность природных, социально-экономических, культурных и других условий» [12]. Решение главных задач интеграции -увеличение объемов движения товаров и услуг между регионами, взаимопроникновение региональных производственных процессов, совместное финансирование проектов межрегионального значения, максимально эффективное использование территориальных природных и экономических ресурсов - может обеспечить не только долгосрочное социально-экономическое развитие регионов, но и экономическую и национальную безопасность страны.

Уровень конкурентоспособности регионов России также является важной составляющей экономической безопасности. Регионы как субъекты национальной экономики осуществляют самостоятельную экономическую политику, применяют экономические инструменты для сохранения и улучшения своих конкурентных позиций и преимуществ не только на внутреннем (межрегиональном), но и на мировом рынке. Проблемам конкурентоспособности регионов посвящены работы таких исследователей как: Головачев А. С., Логинов В. А., Селезнев А. С., Фатхутдинов Р. А., Чайникова Л. Н., др. На наш взгляд, наиболее верное определение категории «конкурентоспособность региона» - это «способность обеспечивать высокий уровень и качество жизни его населения, соответствующий национальным и мировым стандартам на основе инновационного подхода» [13].

Конкурентоспособность предприятий и компаний в регионах напрямую связана с социальной стороной жизни данной территории: более высокий уровень жизни населения, наличие спроса на продукцию, развитость инфраструктуры, что привлекает инвесторов вкладывать средства и размещать производство. Социально-экономическая значимость конкуренции еще и в том, что развитые регионы могут выступать как полноправные участники

международных экономических отношений, используя при этом свои конкурентные преимущества: экономические, социальные, природные, экологические.

Особое место в этом процессе занимают высоко технологичные компании развитых регионов. Они формируют новые рынки не только внутри национальной экономики, но и выходят за национальные границы. Передовые фирмы, предприятия-лидеры формируют основную часть ВВП страны, определяют показатели занятости, эффективного использования сырья и материалов, прибыли, способствуют ускоренному обновлению производственной базы, а также производимой продукции. Региональная принадлежность устойчивых и стабильных компаний определяет и благоприятный климат для развития высокотехнологичного бизнеса, перспективных направлений развития региона. Основные показатели в работе таких компаний - объем и темпы роста выручки, ее доля в экспорте товаров, расходы на НИОКР, технологичный и инновационный уровень выпускаемой продукции. «Лидирующие компании представляют следующие регионы: города Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калугу, Московскую область, г. Новосибирск, Пермский край, г. Пермь, Республику Татарстан, Свердловскую, Томскую, Челябинскую области, Чувашскую Республику. Отраслевая принадлежность 20 лидеров такова: биотехнологии, фармацевтика, информационные и коммуникационные технологии, материалы, машиностроение, приборостроение и электротехника, микроэлектроника, нефть и газ, радиоэлектроника» [7, 291]. Компании, входящие в десятки лидеров высоко технологичного бизнеса в рейтинге РБК, представляют такие отрасли, как производство оружия, авиационная промышленность, железнодорожное машиностроение, ИТ, судостроение (коэффициент устойчивости лидерства отраслей за период 2015-2016 гг. составляет 0,83).

В российской экономике региональных технологических лидеров не так много, да и лидерство вышеупомянутых отраслей, к сожалению, не способно сформировать желаемую взаимосвязь, взаимопроникновение регионов в национальной экономике в целом. Количество компаний-лидеров следует активно расширять с тем, чтобы они могли не только сохранять занятые позиции, но и кардинально улучшать их качество в краткосрочном и долгосрочном периодах, гарантируя тем самым экономическую и национальную безопасность страны.

Переход к новым технологическим формам в производстве, увеличение компаний-лидеров, интеграция и конкурентоспособность российских регионов невозможно рассматривать вне демографической ситуации в стране. В настоящее время наблюдается тенденция сокращения населения России. «В первом полугодии 2016 г. естественный прирост населения зафиксирован только в 35 субъектах Российской Федерации, в то время как остальные 50 продолжают вымирать. Только 24 субъекта не сократили свою численность - это кавказские республики и другие национальные регионы, столичные и нефтегазовые субъекты... Число браков сократилось по сравнению с аналогичным периодом на 12 %, а число разводов при этом возросло на 2 %» [11].

Если в середине 90-х годов прошлого столетия численность населения России составляла 149 млн чел. (впереди были только КНР, Индия, США, Бразилия, Индонезия), то к середине XXI века по подсчетам ООН население России будет составлять от 92 до 112 млн, то есть сокращение предполагается примерно на треть. По другим прогнозам ситуация еще более удручающая: к 2050 году Россия будет занимать 18-е место в мире по численности населения.

В грядущем 2018 г. количество трудоспособных сократится с 82,2 млн чел. до 75,7 млн, причем количество людей, чей возраст выше трудоспособного, наоборот, вырастет с 37,4 млн чел. до 41,6 млн от общей численности населения.

Ликвидация сложившихся серьезных демографических угроз - одно из важнейших условий обеспечения национальной безопасности страны. В стратегии национальной

безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г., разд. III «Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты» определена долгосрочная перспектива в обеспечении стабильного демографического развития страны. На период до 2025 г. концепция демографической политики нацелена на сокращение смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза.

В условиях обострившейся демографической ситуации и для стимулирования рождаемости с рядом инициатив в конце ноября 2017 г. выступил Президент России Владимир Путин. Госдума приняла президентский законопроект. В нем особое внимание обращено на адресную помощь семьям, где средний доход на человека не превышает прожиточный минимум более чем в 1,5 раза. расходы государственных структур по реализации этих мероприятий в ближайшие 3 года составят около 145 млрд руб.

Решено продлить срок действия материнского капитала до конца 2021 г. и расширить возможности его использования. С января 2018 г. будет запущена специальная программа ипотечного кредитования: семьи, в которых родится 2-й и 3-й ребенок смогут рассчитывать на государственное субсидирование 6 % годовых.

Детские поликлиники - также в центре внимания. На их ремонт потребуется около 50 млрд руб. Конечно, с такой финансовой нагрузкой регионам трудно справится, поэтому основную часть этой суммы будет предоставлять федеральный бюджет. Таким образом в решении поставленных демографических задач требуется объединение усилий общества и государства.

Исследование некоторых аспектов национальной безопасности России позволил сформулировать следующие выводы:

• необходим устойчивый экономический рост национальной экономики путем реиндустриализации, предполагающей не просто рост экономики, а экономический рывок в ее развитии;

• экономическая безопасность как основная часть национальной безопасности России невозможна без экономической интеграции регионов страны, повышения их конкурентоспособности на основе роста производительности труда;

• высокотехнологичные и быстро растущие компании-локомотивы играют важную роль в экономическом развитии не только регионов, но и российской экономики в целом. Они «.. .должны выходить на мировой рынок, становиться глобальными чемпионами»1;

• угрожающая национальной безопасности России демографическая ситуация решается лишь совместными усилиями регионов и государства в целом.

1 Выступление В. В. Путина на пленарном заседании XVII съезда партии «Единая Россия» 23 дек. 2017 г. Страница 5 из 7 https://naukovedenie.ru 138EVN617

ЛИТЕРАТУРА

1. О Стратегии экономической безопасности Российской федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. №208. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс».

2. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года: (утв. Указом Президента РФ от 09 окт. 2007 г.).

3. Симон Г. Скрытые чемпионы 21 века: Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка. - М.: КНОРУС, 2015. - 240 с.

4. Селезнев А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А. З. Селезнев. - М.: Юристъ, 2009. - 292 с.

5. Панова Т. В. Демографические аспекты национальной безопасности России // Экономические науки. 2017. №6.

6. Белявская-Плотник Л. А., Сорокина Н. Ю. Подходы к оценке уровня экономической интеграции регионов в системе национальной экономической безопасности // Экономические науки. 2017. №6.

7. Юсупова А. Т. Высокотехнологичные компании-лидеры: устойчивость рыночных позиций, отраслевые и региональные особенности // Регион: экономика и социология. 2017. №3.

8. Юшков А., Одинг Н., Савулькин Л. Судьбы российских регионов-доноров // Региональная экономика. 2017. №9.

9. Микульский К. Россия в поисках модели экономического роста // Общество и экономика. 2017. №3-4.

10. Саблин В. Г. Повышение конкурентоспособности регионов в современных условиях // Молодой ученый. 2014. №3.

11. Кравченко Л. И. Демографическая ситуация в России в 2016 г. Центр научной политической мысли и идеологии. URL: https://ok.ru/beymasonov/topic/65649881413061.

12. Голобородко С. Г. Формирование межрегиональных экономических систем // Государственная власть и местное самоуправление. 2005, С. 25-27.

13. Чайникова Л. Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - С. 21.

Pavlenko Nina Andreyevna

Moscow state pedagogical university, Russia, Moscow E-mail: zhe6665@yandex.ru

Shataeva Olga Vladimirovna

Moscow state pedagogical university, Russia, Moscow E-mail: shataeva-olga@yandex.ru

About some aspects of national security of Russia

Abstract. The article substantiates the need to ensure national and economic security of the country on the basis of stable development of the national economy, reflected in robust economic growth. The relevance of this topic is that Russia's national security is considered in connection with the development of its modern economic potential for a long historical period, contributing to the stability and well-being of society, the protection of vital interests of the individual in various spheres of activity from internal and external threats. A critical assessment of the current state of the economy is given: the place and role of state structures in market relations, the development of local production. The author substantiates the necessity of transition from the industrial base of production to its new technological forms. The role and significance of regions as constituent parts of the Russian economy is revealed. The importance of the process of integration of regions, increasing their competitiveness is emphasized. The role of high-tech leading companies in ensuring the economic and national security of the country is shown. The new approach of this study is expressed in the fact that the process of re-industrialization of the economy, economic breakthrough are considered in close connection with the demographic situation in the country. The dynamics of the population of Russia in the coming years and the future, data on fertility and mortality using statistical material. The main trend in stimulating the birth rate in the country. The unconditional participation of the state budget in the social programs of the country is emphasized. The solution of the above problems is an important condition for ensuring the national security of the country.

Keywords: national security; sustainable economic growth; re-industrialization of the economy; economic breakthrough; economic integration of regions, competitiveness; technological enterprises-leaders; demographic situation; stimulation of fertility

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.