Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ ДИДИМА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ ДИДИМА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДИМ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ / ДИДИМ СЛЕПЕЦ / АЛЕКСАНДРИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ / ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдулманова И.В.

Данная статья посвящена краткому анализу личности одного из самых интеллектуальных и самых спорных толкователей Священного Писания на территории Восточного Средиземноморья IV в. - Дидима Александрийского. В работе автор исследует отдельные фрагменты личного и профессионального пути Дидима, определяет его связь с оригенизмом, приходя к выводу о тесных интеллектуальных интенциях между Оригеном и Дидимом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ASPECTS OF DIDYMUS OF ALEXANDRIA'S PERSONAL AND PROFESSIONAL PATH

This article is devoted to a brief analysis of the personality of one of the most intellectual and most controversial interpreters of Holy Scripture in the territory of the Eastern Mediterranean of the IV century - Didimus of Alexandria. In the work, the author examines individual fragments of Didymus' personal and professional path, determines his connection with Origenism, coming to the conclusion about the close intellectual intentions between Origen and Didymus.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ ДИДИМА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО»

УДК 93/94

Абдулманова И.В. заместитель начальника кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени

И.Д. Путилина, доктор исторических наук e-mail: zajcevil@mail.ru

О некоторых аспектах личного и профессионального пути Дидима Александрийского

Аннотация: Данная статья посвящена краткому анализу личности одного из самых интеллектуальных и самых спорных толкователей Священного Писания на территории Восточного Средиземноморья IV в. - Дидима Александрийского. В работе автор исследует отдельные фрагменты личного и профессионального пути Дидима, определяет его связь с оригенизмом, приходя к выводу о тесных интеллектуальных интенциях между Оригеном и Дидимом.

Ключевые слова: Дидим Александрийский, Дидим Слепец, Александрия, христианство, Восточное Средиземноморье, поздняя античность.

Abdulmanova I.V.

Deputy Head of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Historical Sciences e-mail: zajcevil@mail.ru

About some aspects of Didymus of Alexandria's personal and professional path

Abstract: This article is devoted to a brief analysis of the personality of one of the most intellectual and most controversial interpreters of Holy Scripture in the territory of the Eastern Mediterranean of the IV century - Didimus of Alexandria. In the work, the author examines individual fragments of Didymus' personal and professional path, determines his connection with Origenism, coming to the conclusion about the close intellectual intentions between Origen and Didymus.

Научные статьи и исследования

Key words: Didimus of Alexandria, Didimus the Blind Man, Alexandria, Christianity, Eastern Mediterranean, late antiquity.

Среди многочисленных александрийских интеллектуалов периода позднего средневековья особняком стоит личность Дидима (Aí5upo^) Александрийского, получившего из-за потери зрения в раннем возрасте прозвище «Слепец». Об этом сообщает епископ Еленопольский Палладий (Pallad. Hist. Laus. 4. 1). За широту взглядов Дидима прозвали «miraculum omnibus» (всех удивляющий, дивный). См.: [11, с. 561]. Об особенностях рождения и периода становления личности Дидима известно немного. Предположительно он родился около 312 г. в Александрии в простой семье.

Происхождение, однако, никак не повлияло на высокий уровень интеллектуализма Дидима, который он развил благодаря пребыванию в одной из монашеских общин, располагавшихся недалеко от Александрии [9, с. 677-686]. О широких научных познаниях Дидима встречаем информацию у Иеронима (Hieron. De vir. ill. 109) и Исидора Пелусиота (Isid. Pel. Ер. 331). Сократ Схоластик сообщает, что для познания научной истины Дидим использовал вырезанные буквы, посредством которых фиксировал услышанный материал (Socr. Hist. eccl. IV, 25).

Как и большинство интеллектуалов своего времени, изначально Дидим увлекался изучением всех доступных наук (геометрии, астрономии, математики, диалектики, философии), однако позже сфера его интересов сместилась к Священному Писанию (об этом говорит Палладий: Pallad. Hist. Laus. 4. 2).

На пост руководителя Александрийской школы богословия Дидима рекомендовал Афанасий (Руфин: Rufin. Hist. eccl. II, 7). Это событие произошло не позднее 339 года [7]. О том, что Дидим являлся руководителем Александрийской богословской школы, упоминают Руфин, Созомен и Филипп Сидский. На тесные взаимоотношения между Афанасием и Дидимом указывал Сократ Схоластик, отмечая, что Дидим поддерживал Афанасия в борьбе с арианами (Socr. Hist. eccl. IV, 25). Современные исследователи, например, Г.Д. Бэйлисс [1, р. 16], отмечают, что ко взаимоотношениям между Афанасием и Дидимом необходимо подходить с осторожностью, учитывая связь Дидима с оригеновским наследием.

В официальном портрете Дидима присутствует важная деталь - его тесные взаимоотношения с египетскими монахами, в частности с Антонием Великим [9, с. 677-686]. О том, что Антоний посещал Дидима в Александрии, информацию

встречаем у Сократа Схоластика (Socr. Hist. eccl. IV, 25), Созомена (Sozom. Hist. eccl. III, 15), Палладия) [10, с. 16 - 17]. Указанные авторы подтверждают тот факт, что к возрасту 25-30 лет Дидим пользовался такой популярностью в городе, что к нему лично приезжал крайне уважаемый в духовном мире Антоний [3, р. 14]. Подобное сближение между двумя представителями различных типов христианских философов ярче всего проявлено в литературных трудах тех историков, которые являются выходцами из круга учеников самого Дидима. Здесь вполне оправданной выглядит попытка определить его в качестве столпа египетского монашества, поскольку посредством сознательного отождествления Дидима с Антонием, христианский интеллектуализм и аскетизм могли рассматриваться как взаимодополняющие, а не конкурирующие типы христианской философии.

Именно на Дидиме завершилась официальная история школы богословия в Александрии. После его смерти школа под руководством Родона переехала в Сиду, где ее существование прекратилось. Умер Дидим предположительно в 398 г.

На протяжении последующего столетия Дидим еще пользовался авторитетом среди христианского населения. Сократ Схоластик называл его «мерилом православия» (Socr. Hist. eccl. IV, 26), Феодорит Кирский ставил его в один ряд с Ефремом Сириным (Theodore! Hist. eccl. IV, 29). Однако на Шестом и Седьмом Вселенских соборах его имя, в числе прочих, попало в списки еретиков, обвиненных в приверженности к оригенизму. Следует отметить, что предпосылки к осуждению были сформированы еще на Пятом Вселенском соборе [9, с. 677-686]. Версия причисления на Вселенских Соборах Дидима к числу еретиков в современной исторической науке является официальной. Однако в последнее время появляются и иные мнения. Так, архимандрит Иосаф (Морза) [7] высказывал идею о том, что Дидим не был анафестован на соборах лично. В греческой энциклопедии (полное название «Религиозная и нравственная энциклопедия») отмечено, что осуждение Дидима было снято последующими соборами [6, р. 126]. Еще один представитель греческой исторической науки В. Яннопулос в своей работе «Вселенские соборы и их учение» отметил, что Седьмой Вселенский собор отказался от дальнейшего анафестования Феодора Мопсуэстийского, Оригена, Дидима и Евагрия [5, р. 37]. Опираясь на «Хронографию» Феофана Исповедника, который указывал, что «в этом году был святой и вселенский пятый Собор против Оригена суемудренного и Дидима невидящего, и Евагрия, и их еллино-мудренной болтовни, а равно и против безглавых глав» [8, с. 176], полагаем, что, как минимум, на Пятом Вселенском соборе, официальное осуждение Дидима все же состоялось.

Научные статьи и исследования

Пограничность интеллектуализма Дидима до настоящего времени представляется полем научных дискуссий. Во многом это определяется тем, что Дидим относился к тому типу христианских мыслителей, которые, с одной стороны, прекрасно знали Священное Писание и своей жизнью подтверждали основные законы христианской веры. С другой, он, как и большая часть представителей своей эпохи, жил в период интеллектуальной эклектики: христиане интересовались античной философией, а язычники начинали приобщаться к христианской вере. В.Я. Саврей называет Диди-ма представителем «новоалександрийской школы», которого отличало основательное знание Священного Писания, рационализм, ясность и лаконичность изложения основных христианских догматов [11, с. 562]. Придерживаясь подобной тенденции в описании интеллектуализма Дидима, исследователи полагают, что сам Дидим не принимал участия в оригеновских спорах, выступая в качестве ортодокса [1, р. 17]. Английский исследователь Г.Д. Бэйлисс, напротив, отмечает, что антиоригеновская полемика возникла при жизни Дидима, который, являясь оригенистом, ее породил [1, р. 17, 19]. Р. Лейтон вообще использовал применительно к Дидиму термин «схоластический оригенизм», полагая, что через интерпретацию учения Оригена Дидим пытался снизить градус напряженности внутри богословской школы [3, р. 151-158]. У Биннерт отмечал, что Дидим воспринял оригеновскую систему полностью, без изъянов [2, s. 163], что выглядит вполне оправданным, учитывая, что изначально сам Ориген тоже не рассматривался официальной церковью как еретик. Такая приверженность околохристианской традиции во многом послужила поводом к закрытию Александрийской школы богословия, которая долгое время выполняла функции оплота христианского интеллектуализма в Восточном Средиземноморье.

В заключение следует отметить, что Дидим был одним из самых образованных людей своего времени. География его жизни, высокий уровень эрудиции, склонность сочетать античное прошлое и христианское настоящее, а также приверженность к оригеновской традиции определили последующее осуждение Дидима и сформировали устойчивое отношение к нему со стороны православной церкви.

Список литературы

1. Bayliss G.D. The Vision of Didymus the Blind A Fourth-Century Virtue-Origenism. Oxford University Press, 2015. 273 р.

2. Bienert W.A. «Allegoria» und «Anagoge» bei Didymus dem Blinden von Alexandria. Berlin, 1972. 188 р.

Научные статьи и исследования

3. Layton R.A. Didymus the blind and his circle in late-antique Alexandria. Virtue and narrative in biblical scholarship. Urbana-Chicago: University of Illinois Press, 2004. 217 р.

4. Watts E.J. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2006. 302 р.

5. HawonouXou B.N. oikou^sviks^ EuvoSoi Kai n AiSaoKaXia xou^. A0^va, 1996

6. ©HE. Тоцо<; A'. AGnvai, 1966.

7. Архимандрит Иосаф (Морза) Дидим Слепец как церковный писатель / Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksandrijskij/didim-slepets-kak-tserkovnyj-pisatel/ (дата обращения: 23.03.2022)

8. Летопись Византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта / В пер. с греч. В.И. Оболенского и Ф.А. Терновского; С предисл. О.М. Бодянского. М.: Университетская типография, 1884. 370 с.

9. Михайлов П.Б. Дидим Слепец // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. Т. XIV. С. 677-686.

10. Преп. Палладий Еленопольский. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. М.: Сибирская благозвонница, 2014. 493 с.

11. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: КомКнига, 2011. 1008 с.

12. Созомен. Церковная история. М.: Типография Фишера, 1855. 636 с.

13. Сократ Схоластик. Церковная история. М.: Росспэн, 1999. 400 с.

14. Феодорит Киррский. Церковная история / С прим. М.А. Тимофеева. М.: Росспэн, 1993. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.