Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ / АЛЕКСАНДРИЯ / АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ / АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / "ПРОТИВ ЮЛИАНА ОТСТУПНИКА"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцева Ирина Валерьевна

Статья посвящена рассмотрению отдельных лакун в интеллектуальной биографии крупного иерарха Александрийской церкви V века -Кирилла Александрийского. Анализируя процесс становления Кирилла как интеллектуала, автор статьи приходит к выводу, что Кирилл был не только великим богословом, но и крупным мыслителем, на которого объективно влиял тот локус, в котором он продуцировал свои идеи. Место его жизни, близость к неоплатонической культуре отразились на содержании трудов Кирилла, специфичности его философско -богословской мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF THE INTELLECTUAL TRADITION OF CYRIL OF ALEXANDRIA

The article is devoted to the consideration of certain gaps in the intellectual biography of a major hierarch of the Alexandrian Church of the V century - Cyril of Alexandria. Analyzing the process of Cyril's formation as an intellectual, the author of the article comes to the conclusion that Cyril was not only a great theologian, but also a major thinker, who was objectively influenced by the locus in which he produced his ideas. The place of his life, his proximity to the neo-platonic culture reflected on the content of Cyril's works, the specificity of his philosophical and theological thought.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО»

УДК 27-75

Ирина Валерьевна Зайцева, доктор исторических наук, заместитель начальника кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, zajcevil@mail.ru

О некоторых аспектах интеллектуальной традиции архиепископа Кирилла Александрийского

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению отдельных лакун в интеллектуальной биографии крупного иерарха Александрийской церкви V века - архиепископа Кирилла Александрийского. Анализируя процесс становления будущего архиепископа Кирилла как интеллектуала, автор статьи приходит к выводу, что святитель Кирилл был не только великим богословом, но и крупным мыслителем, на которого объективно влиял тот локус, в котором он продуцировал свои идеи. Место его жизни, близость к неоплатонической культуре отразились на содержании трудов архиепископа Кирилла, специфичности его философско-богословской мысли.

Ключевые слова: архиепископ Кирилл Александрийский, Александрия, Александрийская Церковь, александрийское богословие, интеллектуальная традиция, "Против Юлиана Отступника".

Irina V. Zaitseva, Deputy Head of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Belgorod Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin,

Doctor of Historical Sciences e-mail: zajcevil@mail.ru

On some aspects of the intellectual tradition of Cyril of Alexandria

Abstract. The article is devoted to the consideration of certain gaps in the intellectual biography of a major hierarch of the Alexandrian Church of the V century - Cyril

- о некоторых аспектах интеллектуальной традиции

архиепископа

Кирилла александрийского

122

Раздел I

Научные статьи и исследования

of Alexandria. Analyzing the process of Cyril's formation as an intellectual, the author of the article comes to the conclusion that Cyril was not only a great theologian, but also a major thinker, who was objectively influenced by the locus in which he produced his ideas. The place of his life, his proximity to the neo-platonic culture reflected on the content of Cyril's works, the specificity of his philosophical and theological thought.

Keywords: Cyril of Alexandria, Alexandria, The Church of Alexandria, Alexandrian theology, intellectual tradition, "Against Julian the Apostate".

Архиепископ Кирилл Александрийский в исторической науке чаще всего рассматривается как один из крупнейших христианских иерархов и богословов своего времени. Такое отношение во многом определяется тем, что посредством своих многочисленных работ он сформировал мировоззренческие контуры идеологической парадигмы христианства, которая доминировала на всем протяжении существования Византийской империи.

Будущий святитель родился в промежутке между 375 и 380 гг. в городе Фе-одотион, расположенном восточнее Александрии (информацию получаем из "Хроники" Иоанна Никиусского). На его становление как интеллектуала и администратора повлияло родство с одним из крупных иерархов восточной церкви патриархом Феофилом Александрийским, который приходился ему родным дядей. Вклад патриарха Феофила в интеллектуальное становление архиепископа Кирилла заключался в предоставлении возможностей, а не в конкретном образовании, которое мог дать Феофил Кириллу ввиду того, что александрийская епархия была обширной, как и степень занятости патриарха Феофила [6, с. 13].

Епископ Кирилл становится Александрийским архиепископом 18 октября 412 года (Сократ Схоластик указывает, что Кирилл взошел на престол через три дня после смерти патриарха Феофила и стал более активно реализовывать свои функции, чем его дядя: "Кирилл тотчас же запер бывшие в Александрии новацианские церкви и взял всю их священную утварь, а епископа их Феопемпта лишил всего, что он имел" (Socr. Hist. eccl. 7.7)). Получение этого важного во всех отношениях статуса не далось архиепископу Кириллу легко, осложняясь внутренними противоречиями как в самой епархии, так и среди городского населения Александрии в целом.

Личность будущего архиепископа формировалась в классическом, для рассматриваемого времени, варианте. Вначале это было домашнее обучение, в котором значительное внимание уделялось пониманию текста Священного Писания. Цер-

- о некоторых аспектах интеллектуальной традиции

архиепископа

Кирилла александрийского

123

ковный клир много внимания уделял увещеванию родителей и воспитателей к тому, чтобы дети тщательно изучали тесты Писания как главную науку своей жизни, и воспитатели Кирилла следовали этим указаниям [5, с. 18]. Учитывая хорошую энциклическую подготовку Кирилла, очевидно, что на этом его образование не завершилось. Его личная профессиограмма развивалась в русле четырехступенчатого образовательного процесса. На первом этапе изучалась грамота как базовая основа энциклической подготовки. На втором этапе происходило обучение литературе и базовым основам других энциклических наук. Третий этап подразумевал подготовку в области риторики. Этому этапу было уделено существенное внимание в подготовке будущего александрийского архиепископа, поскольку многие из его трудов изобилуют использованием аттического диалекта греческого языка (для аттического диалекта греческого языка было характерно множественное употребление устаревших слов и неологизмов, которые позволяли Кириллу впоследствии решать его исследовательские задачи). Четвертый этап включал философскую подготовку и углубленное изучение энциклических наук в научной постановке [8, с. 9; 9, р. 114]. Подтверждением того, что святитель Кирилл обучался по аналогичной программе, является то, что ему хорошо были знакомы многие античные авторы, которых он с определенной долей систематичности упоминает в своих работах (Н. Рассел отмечает, что святитель Кирилл хорошо знал труды Гомера, Еврипида, Менандра и Демосфена. См.: [14, р. 4]).

Некоторые исследователи полагают, что Кирилл мог обучаться в Александрийской школе богословия, которой в период его юности руководил крупнейший интеллектуал - Дидим Слепец [8, с. 5; 7, с. 690]. С этим предположением можно согласиться, учитывая то обстоятельство, что масштаб личности Дидима был настолько велик, что современники называли его "новым Оригеном" и, как следствие, будущий архиепископ Кирилл должен был посещать лекции такого интеллектуального мастодонта. По поводу еще одной альма-матер Кирилла существует две версии. Представители одной (в лице Т. Лященко) полагают, что Кирилл свою эрудицию развил в процессе обучения в школе Гипатии Александрийской [6, с. 47]. По другой версии (придерживается А.И. Сидоров), если Ги-патия и оказала на интеллектуальное становление Кирилла какое-либо влияние, то оно явно было незначительным [8, с. 6].

Архиепископ Кирилл Александрийский не являлся философом, но очевидно, что он умело работал с метафорическим языком, философскими образами, разбирался в логике Порфирия и Аристотеля. В работах святителя Кирилла встреча- о некоторых аспектах интеллектуальной традиции

архиепископа

Кирилла александрийского

124

ется упоминание связей между субстанцией и случайностями, силлогистические рассуждения. Все это говорит о близком знакомстве с лекционными залами Александрийской школы неоплатонизма, представители которой славились в этот период своей работой над Аристотелем. Мари-Одиль Боулнуа полагает, что, помимо приобретения опыта в аристотелевской логике, будущий святитель Кирилл также познакомился с экзегетическими методами платонизма, но затем он дистанцировался от философской культуры, которая поставила перед собой задачу защиты язычества [10, р. 186-187]. Являясь крупным антиэллинистом, архиепископ Кирилл, тем не менее, вынужден был обращаться к трудам Порфирия, Александра Афродисийского, готовясь к написанию работы против Юлиана Отступника. При этом, центром его исследовательских интересов всегда выступало богословие, которое он не просто ретранслировал, а глубоко и основательно изучал, обладая выраженным философским мышлением и навыками, полученными им в монастырях Нитрийской пустыни, куда патриарх Феофил отправил его изучать Священное Писание в ранней юности.

Большая часть авторов полагают, что экзегетика святителя Кирилла отмечена стремлением к преодолению античных мотивов [7, с. 703; 15, р. 227] (так же он ссылается на Севира ибн Аль-Мукафу, утверждавшего, что архиепископ Кирилл никогда не брал в руки трудов Оригена). Однако, учитывая то обстоятельство, что архиепископ жил в среде, в которой платоновский неоплатонизм имел большое количество последователей и, следовательно, святитель Кирилл должен был в том или ином формате воспроизводить элементы неоплатонизма, демонстрируя традиционную, для большей части христианских авторов Александрии, эклектичность и решать двуединую задачу - укрепление христианской веры и противостояние языческим оппонентам, которые были возможным лишь при условии хорошего знания эллинистической интеллектуальной традиции [12, р. 307-329].

Наиболее ярко эта задача решалась архиепископом Кириллом в его трактате "Contra Julianum". Своей главной целью святитель видел в обличении язычников в невежестве и в доказательстве того, что учение Моисея более глубокое по сравнению с учением эллинов (Cyril. Alex. Against Julian, 4). Архиепископ Кирилл пытался связать греческие тексты с учением Моисея, указывая, что греческие авторы были с ним знакомы. "О том, что греческие историки были хорошо знакомы с Моисеем, можно судить по самим их работам. Ибо Полемон упоминает о нем в первой книге своей греческой истории, как и Птолемей Мендесский, и даже Гел-ланик, и Филохор, и Кастор, и другие. Диодор, который изучал египетские дела и

- о некоторых аспектах интеллектуальной традиции

архиепископа

Кирилла александрийского

125

говорит, что слышал, как мудрецы там говорили о Моисее, писал следующее..." (Cyril. Alex. Against Julian, 19).

Архиепископ Александрийский Кирилл традиционным для христианина образом противопоставляет христианского Бога языческим богам. В этом разрезе он впервые выбирает главным оппонентом в своих рассуждениях Платона, которого обвиняет в том, что тот придерживался идеи разделения Бога как единосущного и других, сотворенных им богов. Александрийский епископ указывал на наличие на небесах неких существ, именуемых "богами" и "владыками". Кроме того, сам человек создан по образу и подобию Бога и, следовательно, в человеке присутствует часть божественной природы: "поскольку та часть творения, которая разумна и рациональна, была наделена Богом более высоким статусом, чем та, которая не рациональна и разумна, она, по-видимому, была удостоена большей славы и позолочена титулом "Бог". Ни одно другое сотворенное существо не было названо "Богом" (Cyril. Alex. Against Julian, 35, 36).

Не импонирует святителю Кириллу идея Юлиана о смешении природы вещей (Юлиан считал тварь существующей вместе с Богом и в Боге и признавал существование видимых чувственных богов [1]) и о национальных богах, которых император считал творцами и правителями народов.

Также в своей работе архиепископ Кирилл развивает идею национальных ангелов, которых Сын Божий послал народам, чтобы освободить их из-под власти демонов и научить добру. Чтобы его не обвинили в тяготении к идеям Юлиана, святитель Кирилл уточняет, что ангелы - это не боги, а божьи твари, и если они и управляют народом, то требуют не личного поклонения, а поклонения Богу [1].

Обнажая свою философскую образованность, архиепископ Кирилл указывал, что многие науки (например, астрономию, геометрию, математику, музыку) греки создали не сами, а переняли у финикийцев и египтян, доведя до совершенства (Cyril. Alex. Against Julian, 772D). При этом в противовес устоявшейся среди ранних восточных патрологов традиции, Кирилл упоминает, что знание этих наук только взращивает интеллектуальную гордыню и не способствует упорядоченной жизни (Cyril. Alex. Against Julian, 773 A, B, C, D). В этой связи философская практика заключается не в изучении "малых искусств", а в познании Бога (Cyril. Alex. Against Julian, 773 A, B, C, D).

Преследуя целью как можно яснее изложить сущность христианского вероучения, святитель Кирилл, как и его предшественники, все же обращался к идеям античных мыслителей, чьи взгляды были тождественны христианам [12, р. 308].

- о некоторых аспектах интеллектуальной традиции

архиепископа

Кирилла александрийского

126

В. Вишняков отмечал, что святитель Кирилл, как почти все древнехристианские писатели, "воспитанные наряду с христианскими священными книгами и на греческих авторах, относился к последним, по крайней мере, ко многим из них, с большим уважением, и там, где он находил у них мнения, сходные с христианскими или просто несогласные с воззрениями самого Юлиана, ссылался на них в первом случае для подтверждения христианского учения, во втором - для опровержения Юлиана" [1]. Лучшие из этих идей, по размышлениям архиепископа Кирилла, были заимствованы греками у иудеев (святитель отмечал, что встречает христианский взгляд на Бога у Плотина и его ученика Порфирия). Наиболее близким христианскому миропониманию Кирилла является представление о том, что интуиция Триединого Бога доступна человеку [7, с. 710] (поскольку она идет в разрез с представлениями Плотина, Порфирия и Гермеса Трисмегиста, святитель Кирилл использовал ссылки на этих авторов для подтверждения собственных слов). Именно троичность Бога, которую люди приобрели благодаря боговоплощению Христа, выступает для Кирилла основой жизни и ее познания [13, р. 102]. Несмотря на то, что философия не дает возможность познать Бога, тем не менее, она может сформировать у человека истинные интуиции об общем устройстве мира: "философы только ищут истину, а не имеют ее" (Cyril. Alex. Against Julian, II. 571).

Интересна и космогония святителя Александрийского Кирилла, в которой он в определенной степени опирается на идею древних греков о четырех стихиях как началах всего сущего [8, с. 29-37]. Сами стихии им, безусловно, не рассматриваются, как и не анализируется структура космоса, представляющая для него единое целое, состоящее из отдельных частей (в некоторых случаях он сравнивает космос с человеческим телом, говоря, что в нем луна, солнце, звезды являются частями мира, как и члены одного тела).

Наметив основные тенденции в формировании интеллектуальной биографии святителя Кирилла Александрийского, необходимо сказать, что он демонстрирует пример высокой интеллектуальной традиции александрийского христианства. Как и святитель Афанасий Великий, святитель Кирилл Александрийский не признавал того обстоятельства, что в своих работах он опирался не только на Священное Писание, но и на античную мудрость. При этом влияние интеллектуальной среды, в которой происходило формирование личности архиепископа Кирилла, и близость к нему крупнейших языческих интеллектуалов наложили отпечаток на интеллектуализм этого христианского мыслителя.

- о некоторых аспектах интеллектуальной традиции

архиепископа

Кирилла александрийского

127

Раздел I

Научные статьи и исследования

Библиография

1. Вишняков В. Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла, архиепископа Александрийского. - Симбирск, 1908 // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/imperator-yulian-otstupnik-i-literaturnaja-polemika-s-nim-sv-kirilla-arhiepiskopa-aleksandrijskogo-v-svjazi-s-predshestvuyushej-istoriej-literaturnoj-borby-mezhdu-hristianami-i-jazychnikami/ (дата обращения: 23.04.2019)

2. Деяния Вселенских Соборов. Т. I.- СПб., 1996. 573 с.

3. Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-VI вв. // Ученые Записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3. 1998.

4. Иерон. Кирилл (Зинковский) Учение св. Кирилла Александрийского о материи космоса и плоти человека // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2014. - Т. 15. - С. 29-37.

5. Кастальский Д.И. О домашнем чтении Слова Божия у христиан первых веков. - М., 1876. 62 с.

6. Лященко Т. Св. Кирилл, Архиепископ Александрийский. Его жизнь и деятельность. - Киев, 1913. 567 с.

7. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. - М.: КомКнига, 2011. 1008 с.

8. Сидоров А.И. Святитель Кирилл Александрийский его жизнь, церковное служение и творения. В кн.: Творения святителя Кирилла епископа Александрийского. Кн. 1. О поклонении и служении в духе истины / Общ. ред. А.И. Сидорова. - М.: Паломник, 2000. 734 с.

9. Artemi E. The use of the ancient Greek texts in Cyril's works // Poreia martyr-ias. 2010. - Р. 114-125.

10. Boulnois M.O. Le paradoxe trinitaire chez Cyrille d'Alexandrie. Herméneutique, analyses philosophiques et argumentation théologique. - Paris: Institut d'Etudes Augustiniennes, 1994. 681 р.

11. Cyrill ed' Alexandrie. Contre Julien. Vol. 1 / Ed. by Paul Burguière and Pierre Èvieux. Sources Chrétiennes 322. - Paris: Editions ducerf, 1985. 324 р.

12. Kearsley R. The impact of greek concepts of god on the christology of Cyril of Alexandria // Tyndale Bulletin. 1992. 43.2.Р. 307-329.

о некоторых аспектах интеллектуальной традиции

архиепископа

Кирилла александрийского

13. McGuckin J.A. St. Cyril of Alexandria and the Christological Controversy. -Crestwood. NY: St. Vladimir's Seminary Press, 2004. 425 p.

14. Russell N. Cyril of Alexandria. - London: Routledge, 2006. 272 p.

15. Wilken R.L. Judaism and Early Christian Mind. A Study of Cyril of Alexandria's Exegesis and Theology. -New Haven; London, 1984. 275 p.

о некоторых аспектах интеллектуальной традиции

архиепископа

Кирилла александрийского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.