ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И КРИМИНОЛОГИЯ
DOI 10.24412/2227-7315-2022-3-171-179 УДК 34
A.B. Логинов, Г.П. Лозовицкая
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДЕВИАНТОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Введение: какие бы реформы и механизмы не изобретались, их реализуют люди. При низкой эффективности управления персоналом, высоком уровне социальных девиаций, никакие реформы и механизмы, проекты и программы, стратегии и концепции не дадут ожидаемого или запланированного результата. Цель: исследовать вопросы применения теории девиантологии в кадровых технологиях управления современным персоналом. Методологическая основа: применены диалектический, сравнительно-правовой методы, метод анализа и синтеза и др. Результаты: авторское видение факторного комплекса, определяющие основы эффективного управления человеческими ресурсами. Выводы: знание основ девиантологии, форм ее профилактики и применение их в практической деятельности — важнейшая задача по управлению персоналом, позволяющая обеспечить благоприятный социально-психологический климат, предупреждение чрезвычайных происшествий, сформировать положительный имидж организации и высокую производительность.
Ключевые слова: управление персоналом, девиантология, государственная служба, кадровые технологии, социально-психологический климат, основы общей культуры, девиантное поведение, уровень деструктивных девиаций, профилактика аддиктивного поведения.
© Логинов Александр Владимирович, 2022 §,
Слушатель 2 курса 2 факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов ¡
МВД России) заочной формы обучения Академии управления МВД России, заместитель начальника отдела е
морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом Главного управления и
МВД России по Саратовской области, подполковник внутренней службы; e-mail: [email protected] •
© Лозовицкая Галина Петровна, 2022 3
Доктор юридических наук, доцент, академик и профессор Православной русской академии, отдела 1
теоретических проблем на правах научно-исследовательского института Российской академии наук; e-mail: )
о
© Loginov Aleksandr Vladimirovich, 2022
Second-year student of the Second Faculty (training of heads (chiefs) of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia) of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia correspondence course, Deputy Head of the Department of Moral and Psychological Support for work with the personnel of the General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Saratov region, Lieutenant Colonel of Internal Service
© Lozovitskaya Galina Petrovna, 2022
Doctor of Law, Associate Professor, Academician and Professor of the Orthodox Russian Academy, Department of Theoretical Problems as a Research Institute of the Russian Academy of Sciences 171
A.V. Loginov, G.P. Lozovitskaya
ON SOME ASPECTS OF DEVIANTOLOGY IN PERSONNEL MANAGEMENT
Background: no matter what reforms and mechanisms are invented, they are implemented by people. With low efficiency of personnel management and a high level of social deviations, no reforms and mechanisms, projects and programs, strategies and concepts will give the expected or planned result. Objective: to investigate the issues of applying the theory of deviantology in human resource technologies of modern personnel management. Methodology: dialectical, comparative-legal methods, the method of analysis and synthesis were applied. Results: the author's vision of the factor complex, determining the basics of effective human resource management are formulated. Conclusions: knowledge of the basics of deviantology, forms of its prevention and their application in practice is the most important task of personnel management, which allows to ensure a favorable social and psychological climate, the prevention of accidents, to form a positive image of the organization and high performance.
Key-words: personnel management, deviantology, public service, personnel technologies, socio-psychological climate, fundamentals of general culture, deviant behavior, level of destructive deviations, prevention of addictive behavior.
В последние десятилетия термин «управление персоналом» использовался, как правило, для освещения аспектов, связанных с функционалом руководства, т.е.: обеспечения безопасности персонала, реализации найма, обучения и развития и др. Таким образом, данный термин можно определить как разновидность деятельности, направленной на эффективное управление, достижение целей компании (организации и др.) за счет квалификации, трудовых функций и навыков сотрудников, их личного опыта с учетом уровня удовлетворенности трудовой деятельностью, степени вовлеченности персонала, качества работы и ряда других требований.
Кроме этого, управление персоналом можно рассматривать и как разновидность государственной службы со свойственными только ей принципами и закрепленными в нормативных правовых актах. Например, в Федеральных законах от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»1 (ст. 3) и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2 (ст. 4) принципы закреплены с учетом правового опыта, уровня правовой культуры в государстве, современной модели государственной службы и государственного управления. Конституционные принципы государственного управления и государственной службы, кроме Конституции РФ, закреплены Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который не подразделяет принципы на виды или категории (ст. 3), а определяет их перечень. В него включены девять основных принципов построения и функционирования государственной службы, такие как: федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 22, ст. 2063.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3215.
службе; единство правовых и организационных основ государственной службы; взаимосвязь государственной и муниципальной службы; открытость государственной службы, ее доступность общественному контролю; профессионализм и компетентность государственных служащих; защиту государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Иной закон, в частности Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включает в данный перечень новые принципы гражданской службы, такие как: стабильность гражданской службы, взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.
В целом девиантологию (от лат. deviantology) можно определить следующим образом, — это наука, исследующая социальные девиации (девиантность, лат. deviation — отклонение) и реакцию общества на них (социальный контроль).
В соответствии с данным понятием, девиантным (или отклоняющимся) будет считаться такое устойчивое поведение личности, которое отклоняется от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм. Результатом его становится применение государством определенных санкций (формальных или неформальных). К ним можно отнести, например, изоляцию, лечение, наказание нарушителя.
Проведенное авторское исследование показало, что в сфере пересечения таких отраслей знаний как девиантология и управление персоналом, приоритетным фактором развития является человеческий в постиндустриальных условиях. Какие бы реформы и механизмы не изобретались — их реализуют люди. В государственной сфере услуг за это отвечают государственные служащие, управ- i ленцы. При низкой эффективности управления персоналом, высоком уровне и социальных девиаций, никакие реформы и механизмы, проекты и программы, а стратегии и концепции не дадут ожидаемого результата. Исследование показало, о что в настоящее время особенно востребованным является применение теории о девиантологии в кадровых технологиях управления современным персоналом. о
Как показывает изученный международный опыт и проведенный автором | анализ, в развитых странах Запада за последние 100-150 лет продолжительность В жизни увеличилась более чем вдвое. При этом уровень преступности, наркоти- о зации за эти годы не только не снизился, но и существенно вырос. Исходя из ю данных статистики можно сделать вывод о том, что экономическое благополучие | этих государств не решает автоматически все социальные проблемы общества. К
Аналогичная закономерность прослеживалась и в СССР, например, статисти- а ка того времени показывает, что в наиболее более благополучных республиках, | уровень самоубийств в конце 1980 г. возрос в 4 раза, а заболеваемость алкоголиз- | мом и токсикоманией увеличилась в 5 и 3 соответственных показателя [1]. Как g свидетельствуют различные статистические источники: 90% случаев хулиган- (1 ства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других ) преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, 2 нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин.
Вместе с тем большинство исследований сходится во мнении, что в условиях социальной нестабильности, вероятность роста фактов девиантного поведения 173
возрастает. Поэтому знание основ девиантологии всегда актуально и особенно необходимо в управлении персоналом.
Девиантное (или — отклоняющееся) поведение имеет разные формы (антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное, аддиктивное и др.).
В последнее время стремительно распространяется аддиктивное поведение среди населения и особенно ярко проявляется среди молодежи [2].
Аддиктивное поведение (с англ. пагубная привычка, порочная склонность) это форма отклоняющегося поведения, пристрастие, образ жизни, который заключается в компульсивном стремлении к определенным действиям и плохо поддается самостоятельному волевому контролю.
Технический прогресс в современном обществе, ускорившиеся процессы глобализации за счет развития новых информационных технологий изменили многое в сознании людей, их поведении и психике [3, с. 32-36].
С развитием интернета, компьютерной техники, электронных технологий и виртуальных ресурсов у человека появилась возможность незамедлительно реализовывать свои желания аддиктивной направленности: дистанционная возможность получения денежных займов, покупка алкоголя и наркотиков, электронные азартные игры и дистанционные мошенничества, сексуальные развлечения, иллюзия активной жизни в социальных сетях (при отсутствии живого общения) [4]. Зависимое же поведение в последние годы рассматривается в качестве вызова современному обществу и угрозы национальной безопасности страны [5, с. 42-45].
С позиции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Комитета Организации Объединенных Наций (ООН) по борьбе с наркоманией и преступностью, связанной с оборотом наркотиков, социально опасной является распространенность аддиктивного поведения среди 5% населения и выше. Социально-экономический ущерб от последствий реализации аддиктивного поведения граждан связан с ростом криминогенности, размером ущерба для общественной морали, распадом семей, неисполнением родительских обязанностей, смертностью, безработицей и другими причинно-факторными комплексами.
Исследование исторических аспектов затронутой автором проблематика показало, что на формирование отдельных форм аддиктивного поведения оказывают влияние и социально-политические решения органов государственной власти. Так, например, 25 октября 1990 г. Комитет конституционного надзора СССР вынес заключение № 8 (2-10) о неконституционности принудительного лечения наркоманов и гомосексуалистов. Верховный Совет РСФСР принял Постановление от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР»1, в котором объявил потребление наркотических средств без назначения врача и половую ориентацию «частным делом граждан» и призвал к их немедленной декриминализации. Позже, приказом Минздрава России от 23 августа 1999 г. № 327 была принята Концепция анонимного лечения наркоманов, которая полностью нивелирует усилия по возрождению системы учета и применения к ним дискриминирующих мер социального воздействия [6, с. 37-43]. С развитием Интернет-сети опыт аддиктов транслируется на все население в мире и продуцирует подражание у людей, которые не находят удовлетворения от обычной жизни.
174
1 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44, ст. 1435.
Профилактика аддиктивного поведения в государственной власти, военной службе и правоохранительной деятельности, педагогической сфере отдельных отраслях производства и образования [7] является крайне актуальной, специфика диктует необходимость предъявления повышенных требований к психоэмоциональному состоянию и поведению служащих и работников.
Рассмотрим наиболее распространенные группы причинно-факторных комплексов, способствующих развитию аддиктивного поведения.
Так, многими авторами исследовано и описано существование генетической предрасположенности человека к формированию аддиктивного поведения, ген был обнаружен не только у людей с химическими зависимостями, но и у лиц с нарушением пищевого поведения, гиперсексуальностью и у азартных игроков [8, с. 10].
Кроме этого, гены, которые человек унаследовал от родителей, определяют лишь предрасположенность к формированию химических аддикций, на их реализацию влияет социальная составляющая [8, с. 11]. То есть, это снижение качества жизни, высокий уровень коллективной тревоги, контрастность уровней жизни, страх ответственности, доступность психо-активных веществ, социальная незащищенность и др.
В свою очередь деструктивное воздействие аддиктивного поведения на личность рассматривается с био-психо-социальных позиций, так аддикция влияет на все сферы жизни человека разрушает тело, психику, отношения с людьми. В жизни здорового человека все эти аспекты гармонично дополняют друг друга.
Необходимо учитывать, что стереотипные действия, реализующие аддиктив-ные потребности (употребление химических веществ, трудоголизм, чрезмерное потребление пищи, секс, компьютер, шопинг, кредиты) начинают управлять человеком, он становится беспомощным, волевой контроль утрачивается, контакты с людьми, любовь, забота о близких, отдых постепенно вытесняются из жизни и заменяются предметами суррогата.
По мнению ряда авторов, аддиктов объединяет отсутствие мотивации, жизненной цели, они живут сегодняшним днем, не заботятся о последствиях своих поступков. Для них характерно наличие ощущения неудовлетворенности своей жизнью, статусом, отношениями. Они чувствуют себя несчастными, испытывают тревогу и скуку. Это люди неуверенные в себе, с низкой самооценкой, они имеют высокие запросы, но сами не способны их удовлетворять. Аддиктивное поведение они считают выходом из сложившейся ситуации, так как реализация аддикции существенно проще, чем установление межличностных коммуникаций с людьми и обществом [8, с. 17].
Необходимая профилактика аддиктивного поведения при работе с персоналом, реализуется в форме системы мер, направленных на укрепление психологического здоровья сотрудников, предупреждения отклонений в поведении, отражающихся на эффективности и результатах деятельности, имидже организации.
Так, в рамках профилактики проводится: изучение причин и условий возникновения психологических расстройств, разработка рекомендаций по их предупреждению; профессиональный медицинский и психологический отбор; наблюдение и лечение имеющих пограничные состояния расстройства психики; медицинская реабилитация сотрудников, перенесших стрессовые состояния (сложные жизненные ситуации), психологическое сопровождение.
Основным направлением профилактической работы является раннее выявление аддиктивного поведения и расстройств всеми участниками профилактического процесса (руководящим составом, медицинской, кадровой, психологической службами) и незамедлительное грамотное реагирование на ситуацию через проведение мероприятий административно-управленческого, медицинского, правового, воспитательного, психопрофилактического, образовательного, психосоциального характера.
Влияние личности и коллектива на уровне девиантологии в управлении персоналом носит двухсторонний характер: человек трудом, действиями способствует решению коллективных задач, но и коллектив оказывает большое влияние на человека, помогая удовлетворить свои потребности в безопасности, любви, уважении, самовыражении и признании.
Важная роль при этом должна уделяться межличностным отношениям в служебном коллективе: системе установок, ориентаций и ожиданий сотрудников в отношении друг друга [9, с. 64].
При этом основными индикаторами социально-психологического климата в служебном коллективе должны стать стремление к сохранению целостности коллектива, коллегиальность, слаженность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Люди имеют положительное и отрицательное влияние на других людей, в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических особенностей [9, с. 71].
Безусловно, лица с аддиктивным поведениям и расстройствами будут оказывать негативное воздействие на коллектив, определять уровень благоприятности я социально-психологического климата и даже в определенной мере разрушать их.
0
? Для объективной оценки происходящих процессов в коллективе следует, на-
а пример, критериями сплоченности коллектива считать: честность, ответствен-| ность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых
1 отношениях, культура, поведение, такт и т.п. Как правило, негативное влияние | на климат оказывают люди противоречивые, эгоистичные, бестактные, — за-I частую именно они и являются аддиктами с ярким проявлением «нездорового» | карьеризма.
| Как показал социологический опрос, проведенный автором, в основу кон-
§ фликтов в трудовой деятельности ложатся противоречия, связанные с личными, корыстными мотивами, когда жадность, карьеризм подавляют все другие моти-| вы, в том числе, когда по «удар» ставятся материальные или духовные ценности | людей, моральное, нравственное достоинство. При этом эмоции часто толкают & людей на взаимную борьбу и вместо противоречия возникает противоборство. | Для решения управленческих конфликтов на высоком уровне эффективной
ё мерой, на наш взгляд, послужит курс повышения квалификации в области § управления конфликтами в организации [10, с. 130-146; 11, с. 151-154]. | Более того, в современных условиях управление персоналом в государствен-
| ных структурах и серьезных организациях уже не может обходиться без качественного проведения медицинского и психологического отбора, диагностики поведения, оказания своевременной необходимой помощи персоналу. Во многих организациях внедряется идеология, «Кодексы чести», ограничения и запреты, вводится цензура и дресс-коды. Оценке подвергается не только вклад сотрудников в общий результат, но и поведение личности в определенных ситуациях, в 176 том числе неслужебных условиях.
По этому поводу Анри Файоль (признанный классик разработок по управленческой деятельности) определяя важность различных характеристик персонала предприятий, прежде всего, обращает внимание на личностные качества, а уже потом на специальные знания, навыки и умения.
Говоря о подготовке будущих организаторов производства, А. Файоль, анализируя ступени непрерывного образования, обеспечивающие подготовку специалистов, подчеркивает: «Инициатива, энергия, чувство меры, мужество, ответственность и т.п. — вот те нравственные качества, которые чрезвычайно повышают ценность высшего промышленного служащего... Никогда не следует бояться внушать слишком рано или слишком настойчиво будущим инженерам всю важность обладания этими качествами». При этом он сетует на то, что вопросы культуры в инженерных школах в таком же «.загоне, как и вопросы моральной и физической культуры».
Кроме этого, А. Файоль считает неправильным, что при отборе кандидатов на руководящие должности не учитываются их знания в области литературы, истории, философии, составляющие основу общей культуры, столь необходимой организатору производства [12].
Следует учитывать, что концепция подготовки менеджеров в системе высшего экономического образования достаточно полно определят те качества, которые должен приобрести готовящийся к этой деятельности обучающийся:
гибкое мышление, способность оценивать явления не только с количественной, но и с качественной стороны;
способность свободного общения, адаптация к определенной социально-психологической обстановке (коммуникативность); ш организаторские способности; и структура знаний, позволяющих дать многогранную и всестороннюю оценку а ситуации; о предприимчивость и деловая активность. о Вместе с тем приобщение к культуре, постижение всего ее многообразия — о
п
неотъемлемая часть подготовки специалистов любого профиля, это необходимо а тем, чья будущая деятельность состоит в непосредственной работе с людьми. в
е
Деятельность работников социальной сферы осуществляется в определенной о социокультурной среде, которая непосредственно включена в систему эконо- ю
Т5
мических, политических, этнических, психологических и других отношений. |
Ориентация в этих вопросах работникам социальной сферы необходима. К
Чтобы найти общий язык, суметь понять другого человека, ответить на его а
вопросы, а иногда помочь ему понять самого себя, — это, то что составляет су- |
щественнейшую сторону работы в социальной сфере, требует высокой общей ии
культуры и достижимо только при ее наличии. Каждый человек уникален и не ¡§
имеет аналогов. Достижимо это только для человека интеллигентного, уважа- 1
ющего людей, стремящегося и умеющего их понимать. )
Поэтому, чтобы быть, например, хорошим преподавателем, недостаточно хо- 2 рошо знать своей предмет и даже недостаточно уметь, не снижая теоретического уровня, донести его до учащихся в доступной для них форме. Настоящий педагог на практике видит в каждом учащемся личность и эту личность уважает, независимо от ее возраста.
Высокопрофессиональная деятельность возможна только тогда, когда один
человек видит в другом не менее значимого и уважаемого человека, чем он сам. 177
Только такое отношение людей друг к другу сформирует высокую культуру человеческих отношений.
Подводя итоги проведенному анализу некоторых аспектов девиантологии в управлении персоналом, следует отметить, что знание основ девиантологии, форм ее профилактики и применение их в практической деятельности — важнейшая задача в области управлении персоналом, позволяющая обеспечить благоприятный социально-психологический климат, предупреждение чрезвычайных происшествий, сформировать положительный имидж организации и высокую производительность.
Библиографический список
1. Харабет К.В. Военная девиантология, ее место и роль в изучении правонару-шающего поведения военнослужащих. Военно-уголовное право // Журналы РОД «За права военнослужащих». 2002. № 11-12.
2. Еремеева A.A., Соловьев А.Г., Парамонов A.A. и др. Вторичная профилактика наркологических заболеваний у детей: учебно-методическое пособие. 2-е изд. Архангельск: Изд-во Северного гос. мед. ун-та. 2019. 75 с.
3. Иоголевич Н.И. Теория интегральной индивидуальности и перспективы ее использования в рамках полисистемного подхода в исследовании субъекта деятельности // Вестник Южно-Уральского ун-та. 2012. № 6. С. 32-36.
4. Смирнов А.В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2015. 47 с.
5. Богдасаров Ю.В., Соловьев А.Г., Ичитовкина Е.Г. Реализация стратегии государственной антинаркотической политики в МВД России // Наркология. 2020. № 2. С. 42-45.
6. Богдасаров Ю.В. Пути и способы реализации государственной антинаркотической политики в органах внутренних дел Российской Федерации // Вопросы материально-технического и медицинского обеспечения. 2018. № 6. С. 37-43.
7. Тарасов Ю.Ю., Закатов В.В., Сердюк Н.В. и др. Педагогика высшего образования МВД России / под ред. В.В. Закатова. М.: Акад. упр. МВД России, 2018. 104 с.
8. Учебно-методическое пособие ВИПК МВД России. Организация аддиктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел (клинические, психосоциальные аспекты). Домодедово: ВИПК МВД России, 2021. 68 с.
9. Учебное пособие ДГСК МВД России. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации. М., 2013. С. 64.
10. Кильмашкина Т.Н., Лозовицкая Г.П., Чиркина Р.В., Дегтярёв А.В. Теоретическое обоснование курса повышения квалификации в области управления конфликтами в организации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. С. 130-140.
11. Сыченков П.С., Лозовицкая Г.П. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как основа роста их компетентности // Право и государство: теория и практика. 2021. № 10 (202). С. 151-154.
12. Файоль А. Общее и промышленное управление / пер. с фр.; науч. ред. и предисл. проф. Е.А. Кочергина. М.: Журнал «Контроллинг», 1992. 112 с.
References
1. Kharabet K.V. Military Deviantology, Its Place and Role in the Study of Delinquent Behavior of Military Personnel. Military Criminal Law // Journals of ROD "For the rights of servicemen". 2002. No. 11-12.
2. Eremeeva A.A., Soloviev A.G., Paramonov A.A. et al. Secondary Prevention of Drug-Related Diseases of Children: Educational and Methodological Manual 2nd ed. Arkhangelsk: Publishing House of the Northern State Med. univer. 2019. 75 p.
3. Iogolevich N.I. Theory of Integral Individuality and Prospects of Its Use in the Framework of a Polysystem Approach in the Study of the Subject of Activity // Bulletin of the South Ural University.2012. No. 6. P. 32-36.
4. Smirnov A.V. Basic Psychological Components of Addictive Behavior in the Structure of Integral Individuality: extended abstract of the dissertation of the Doctor of Psychological Sciences. Yekaterinburg, 2015. 47 p.
5. Bogdasarov Yu.V., Soloviev A.G., Ichitovkina E.G. Implementation of the Strategy of the State Anti-Drug Policy in the Ministry of Internal Affairs of Russia // Narcology. 2020. No. 2. P. 42-45.
6. Bogdasarov Yu.V. Ways and Means of Implementing the State Anti-Drug Policy in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation // Issues of logistical and medical support. 2018. No. 6. P. 37-43.
7. Tarasov Yu.Yu, Zakatov V.V., Serdyuk N.V. Pedagogy of Higher Education of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Textbook. etc. edited by Candidate of Pedagogical Sciences V.V. Zakatov. Moscow: Academy of Internal Affairs of Russia, 2018.
8. Educational and Methodological Manual of the VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Organization of Addictive Behavior Among Employees of Internal Affairs Bodies (clinical, psychosocial aspects). Domodedovo. 2021.
9. Textbook of the DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Organization of Work to Strengthen Official Discipline and Legality in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation. Moscow, 2013. p. 64.
10. Kilmashkina T.N., Lozovitskaya G.P., Chirkina R.V., Degtyarev A.V. Theoretical Justification of the Advanced Training Course in the Field of Conflict Management in e the Organization // Psychological science and education. 2017. Vol. 22. No. 6. P. 130-140. ¡
11. Sychenkov P.S., Lozovitskaya G.P. Advanced Training of Employees of the Internal a Affairs Bodies of the Russian Federation as a Basis for the Growth of Their Competence 0 // Law and the State: theory and practice. 2021. No. 10 (202). P. 151-154. 0
12. Fayol A. General and Industrial Management / trans. from French; scientific ed. r and preface by prof. E.A. Kochergina. M.: Controlling Magazine, 1992. 112 p. g
a
T
5
g
a
g
№
o
U
4
)
2